Главная       Дисклуб       Наверх   

Национальный вопрос и задачи партии

по укреплению дружбы народов

Доклад на III (октябрьском) пленуме* Центрального Комитета КПРФ

 

20 лет назад расстрел Съезда народных депутатов означал ликвидацию Советской власти в России. Наше национальное самосознание не перестает обращаться к тем трагическим событиям. Боль утрат всё еще ноет в сердцах людей. Память хранит то, как акт за актом разворачивалось уничтожение уникальных достижений нашей общей Родины – Союза Советских Социалистических Республик.

Три главные задачи решали противники власти Советов в годы «перестройки»: подорвать единый народнохозяйственный комплекс, возбудить антикоммунизм, посеять национальную рознь. Эти процессы всячески поощряли и подпитывали те, кто жаждал уничтожения СССР. Результаты их деяний известны. Разрушение единой хозяйственной системы вызвало затяжной экономический кризис. Разгул антикоммунизма подвел к запрету правящей партии, скреплявшей всю систему управления и обеспечивавшей целостность страны. Национальная рознь породила недоверие и конфликты между народами, способствовала разрыву и разделу единого государства по новым границам.<…>

 

Вопрос особой важности

Мы живем в многонациональной стране. Согласно переписи населения 2010 года, в Российской Федерации проживают представители свыше 180 народов. Они говорят на более чем 230 языках и диалектах. Наши народы различны по происхождению, культуре и особенностям быта. <…>

Сегодня, когда кризисные явления в стране нарастают, для специального рассмотрения национального вопроса есть целый ряд причин.

ПЕРВОЕ. Практика глобализма всё более обостряет противоречия между империалистическими нациями «золотого миллиарда» и нациями остального мира. В ряд последних поставлена и Россия. В этих условиях КПРФ настойчиво решает задачу соединения социально-классовой и национально-освободительной борьбы. Мы учитываем: явным противником глобализма в современном мире становится народный патриотизм. Это наглядно демонстрирует новейшая история Латинской Америки и многих стран Азии. На наших глазах укрепляется союз социалистических идеалов и патриотических устремлений. Их соединение открывает новые возможности для левого движения, для социалистического преображения мира. В такой ситуации вся идейная обслуга капитала отмобилизована для подмены патриотизма его антиподом – национализмом. Трудящимся и народам предстоит ответить на этот вызов. Выработать противоядие – задача их политического авангарда. Это дело тех партий, на знаменах которых начертано: «Справедливость. Социальный прогресс. Дружба народов».

ВТОРОЕ. Обострение кризиса капитализма делает ситуацию на планете всё более взрывоопасной. Для разжигания войны мировая олигархия активно использует национальную карту. Публику пичкают россказнями о «войне цивилизаций» и призывами к борьбе с «мировым терроризмом». Но эта «дымовая завеса» не мешает глобалистам поддерживать крайне реакционные силы фундаменталистского и откровенно бандитского толка. Реализация стратегии «глобального хаоса» порождает всё больше «горячих точек». Империалисты используют данную ситуацию для вмешательства в дела других стран. За счет этого они усиливают контроль над целыми регионами, решают для себя проблему энергоносителей, провоцируют бегство капиталов из «зон нестабильности» в США и Европу. Долг КПРФ – настойчиво вскрывать подноготную действий тех сил, мировым жандармом которых выступает блок НАТО. Нам нужно и дальше разоблачать их политическую демагогию и предлагать альтернативные решения международных проблем.

ТРЕТЬЕ. Империализм крайне изобретателен в своем цинизме. Специальные усилия прилагают его идеологи, чтобы закамуфлировать главное противоречие современного мира – между трудом и капиталом, заместить его проблемами этнокультурного свойства. Одним из инструментов здесь стала миграционная политика. В Европе она уже создала ситуацию, которая помогает олигархии сдерживать рост классового сознания трудящихся. Еще недавно главным для общественности европейских стран был вопрос: «Как создать новое общество, где владыкой мира будет труд?» Теперь же тема борьбы с капиталом подменяется спорами об этнических и религиозных противоречиях, о «половом воспитании» детей и правах сексуальных меньшинств. В этих условиях правильная оценка классового и национального приобретает для коммунистов особую остроту и значимость.

ЧЕТВЕРТОЕ. Компартия РФ была и остается верна лозунгу возрождения обновленного СССР. В этом мы видим не только восстановление исторической справедливости. Воссоздание Союза – необходимое условие выживания наших народов в XXI веке. При сложении сил мы получим не только более мощный экономический потенциал. Нас тогда будет 310 миллионов. По сути, это именно тот минимум, который позволяет успешно конкурировать в современном мире.

Курс на воссоздание большой общей Родины взят нами с момента возрождения партии. Он определен съездами братских народов с участием российских коммунистов. Последний съезд КПРФ специально рассмотрел вопрос о судьбе советского народа и перспективах его возрождения. Верность идеалам мы вместе со своими соратниками еще раз подтвердили в апреле текущего года в Киеве, отмечая 20-летие СКП–КПСС. Работа, нацеленная на объединение наших народов в новый Союз, продолжается. И в этой деятельности межнациональные отношения требуют самого пристального внимания.

ПЯТОЕ. Нынешняя власть в России не в состоянии решить национальный вопрос. Раз за разом звучат выстрелы и взрывы терактов. Проливается кровь в Дагестане. Обманчиво спокойствие в Чечне. Неуправляемая массовая миграция тревожит русское население. Сколько ни призывай Путин к единству многонациональной страны, оно находится под угрозой. Проводимая политика не разрешает существующих противоречий. Более того, они усугубляются по мере обострения социальных проблем.

Стараясь скрыть истинное положение дел, властвующая группировка отказалась от чисто либеральной риторики 1990-х годов. Перед народными массами она всё больше стремится предстать патриотической силой, гарантирующей национальное единство. Поднаторели в политической демагогии и «Единая Россия», и путинский Общенародный фронт. При всем при том продолжается курс, отдающий страну на заклание мировому капиталу. Тому подтверждением – вступление России в ВТО, новый раунд приватизации, антисоциальные реформы в ЖКХ и образовании, расправа с Академией наук. От этой политики страдают все народы России, все ее граждане. Но далеко не каждый способен разглядеть ультралиберала за патриотической маской. Это усложняет работу нашей партийной пропаганды и контрпропаганды. Следует тщательно выявлять все приемы и методы оппонентов, разоблачать их лжепатриотизм, вооружать свой актив необходимой аргументацией.

Успешное решение национального вопроса в России напрямую связано с реализацией Программы КПРФ. Центральный Комитет партии обязан постоянно заботиться о том, чтобы наша Программа была известна стране и востребована гражданами.

<…> В этих условиях трудно игнорировать вывод КПРФ: либеральный экономический курс Путина – Медведева – это главное, что делает нашу страну жертвой западной экспансии.

Россия утрачивает людские ресурсы. Это хорошо видно при сопоставлении данных двух переписей населения – 1989 и 2010 годов. За два десятилетия страна потеряла 4,2 миллиона человек. В этот период времени только у пяти коренных народов страны был отмечен прирост населения более чем наполовину. Это ингуши (207%), лезгины (182%), аварцы (169%), даргинцы (168%) и чеченцы (159%). Численность русских уменьшилась и составила 92,6% к 1989 году. Снизилась численность еще восьми народов страны: татар (96%), хакасов (92%), марийцев (83%), чувашей (81%), удмуртов (77%), мордвы (69%), коми (68%) и карелов (47%). Вдвое уменьшилось и число тех, кто в ходе переписи назвали себя украинцами и белорусами.

Демографическая ситуация обостряется по многим параметрам. Перспективы неблагоприятны: уже свыше шестнадцати лет чистый коэффициент воспроизводства населения колеблется на уровне 0,6. Прогнозируется, что вплоть до 2017 года трудоспособное население будет сокращаться на 1 миллион человек в год, а к 2030 году оно уменьшится на 10 миллионов человек.

Крайне негативно выглядит динамика распределения трудовых ресурсов страны. Крупные города «разбухают», а села и малые города чахнут. В среднем за последние двадцать лет с карты страны ежемесячно исчезали четыре поселка городского типа. Если в 1989 году во всем СССР было 9,3 тысячи сельских населенных пунктов без населения, то уже в 2002 году в одной только Российской Федерации таковых насчитывалось 13 тысяч. Для «решения» проблемы власть вынашивает прямо-таки чудовищные рецепты. Вслед за «неперспективными селами» горячие головы предлагают свернуть «избыточную» сеть средних и малых городов России. Прямо говорится, что судьба этих поселений – опустеть, а 12–15 миллионов их жителей должны перебраться в мегаполисы.

Население всё больше сосредоточивается в центре и на юге государства. Огромные пространства российского Севера, Сибири и Дальнего Востока пустеют. Тем самым создается реальная угроза безопасности и суверенитету России.

Исключительно острой проблемой стали неравномерное социально-экономическое развитие регионов страны, резкий разрыв в уровне их доходов, обеднение и обнищание населения. Промышленная депрессия особенно заметна на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. Так, за годы «реформ» промышленность в Республике Калмыкия сократилась на 50%, а в Еврейской автономной области – более чем вчетверо. Только за этот год производство в Кабардино-Балкарии сократилось на две трети. Редким исключением из печального правила является Ямало-Ненецкий автономный округ. Здесь промышленный потенциал вырос втрое. Но нужно понимать, что этот пример – лишь иллюстрация зависимости страны от распродажи сырья. Таким образом, проводимый властью курс создает экономические предпосылки для дезинтеграции России.

Одним из базовых принципов советской социальной и национальной политики являлось выравнивание территорий по главным показателям благосостояния. В 1990 году максимальная разница в среднедушевом доходе между регионами РСФСР составляла 3,5 раза. Сегодня она выросла до 15–20 раз. В 1990 году в группу со среднероссийскими доходами попадали 58 регионов и лишь на 7 территориях доходы населения были ниже средних по РСФСР. Спустя первые 10 лет «демократической власти» только 12 регионов достигали среднероссийского уровня доходов, а 57 до него недотягивали. Все последующие годы ситуация только усугублялась.

В 66 раз различаются показатели безработицы по субъектам Российской Федерации. Именно так выглядит разница между Москвой и Чеченской Республикой. Восемь из десяти территорий, где отсутствие работы сказывается наиболее остро, – это национально-территориальные образования. В их числе семь северокавказских республик и Калмыкия. Для сохранения территориальной целостности России чрезвычайно опасно, что наивысшей безработицей поражены национальные окраины, приграничные территории страны.

Данные по безработице показывают, что федеральный центр не видит способов обеспечить экономическое развитие республик Северного Кавказа. Самые большие дотации предоставляются Чечне, Дагестану и Кабардино-Балкарии. Но они не дают нужного эффекта. 9 сентября на заседании Совета безопасности В. Путин признал, что с начала года на Северном Кавказе похищено 6,5 миллиарда рублей бюджетных средств. За первое полугодие 2013 года в Северокавказском федеральном округе выявлено боле 1600 коррупционных преступлений, или почти по 10 преступлений в день. И это лишь то, что было зарегистрировано.

Когда коррупция достигает таких масштабов, нужно начинать искать ответственных в Москве. Воровство государственных средств – продукт совместной деятельности федеральных и местных чиновников. И речь здесь идет не только о финансовых нарушениях, но и о политическом сговоре. <…>

В ходе последних выборов классовый союз олигархии, бюрократии и криминала подтвердил их общее стремление сохранить жесткий контроль над страной путем фальсификации результатов народного волеизъявления. Но это прямо свидетельствует о неспособности власти получить поддержку демократическим путем. Те, за кого голосует менее трети избирателей, имеют сомнительную легитимность. А воровство голосов как форма узурпации власти есть тяжкое преступление, которое не имеет срока давности.

 

Ударная сила империализма

Национальный вопрос в современной России – это вопрос о межнациональных отношениях в антагонистическом обществе, раздираемом классовыми противоречиями. И потому он не только органически связан с вопросом классовой борьбы, но и подчинен ему. Во-первых, капитал использует национализм как противоядие солидарности пролетариев, как средство недопущения самой возможности пролетарского интернационализма. Во-вторых, национализм в России прямо угрожает ее государственной целостности.

Национализм рядится в самые разные одежды – от национал-социализма до «просвещенного», «культурного», «демократического». Он выражается в этнической и религиозной формах. Но в любых проявлениях национализм буржуазен по своим идейным основам. И это закономерно: как идеология он формировался в период борьбы за буржуазное государство. Утверждаясь у власти, буржуазия прикрывала национализмом свои классовые интересы, выдавала их за интересы всей нации, всего народа. И такая возможность у нее была. В деле свержения власти феодалов ее цели действительно совпадали с устремлениями пролетариата и крестьянства.

В XVI–XIX веках, при образовании национальных государств Европы, капитал сыграл свою прогрессивную роль. Но он полностью утратил ее с переходом к империалистической эпохе. В ХХ веке лишь в колониально зависимых странах буржуазный национализм еще был полезен освободительному движению. В ведущих же державах он активно использовался для отравления массового сознания шовинистическим ядом. Это делалось прежде всего в интересах крупного капитала. Мировая война стала единственным средством разрешения межимпериалистических противоречий. Устремления самого хищнического – финансового – капитала требовали вести на убой обманутые пролетарские массы. Взывая к патриотическим чувствам людей, национализм стал средством маскировки капиталистической алчности.

В свою очередь, успехи социализма в борьбе идей заставили маскироваться и сам национализм. На это обратил внимание И.В. Сталин за год до начала Первой мировой войны. «С открытым национализмом, – писал он, – всегда можно справиться: его нетрудно разглядеть. Гораздо труднее бороться с национализмом замаскированным и в своей маске неузнаваемым. Прикрываясь броней социализма, он менее уязвим и более живуч». Сталин оказался не просто прав. Он точно определил набиравшую силу тенденцию. Прошло лишь семь лет, и партия Гитлера начала свой путь к власти в Германии. Не стоит забывать, что вплоть до разгрома фашизма в мае 1945 года эта партия называлась национал-социалистской.

В период общего кризиса капитализма, во время Первой и Второй мировых войн, национализм проник и в рабочее движение. Под прикрытием патриотической фразы здесь возникли социал-шовинизм, национал-социализм и другие его проявления. На наших глазах разворачивается третий этап всеобщего кризиса капитализма. К этому времени арсенал идейного обмана трудящихся стал еще шире.

Гегемонизм мировой олигархии плотно окутан либеральной оболочкой. Его фасад щедро исписан лозунгами защиты прав человека, продвижения передовой демократии, борьбы с международным терроризмом. Казалось бы, всё это направлено на создание более справедливого мирового порядка и потому выглядит как противоположность национализму. Однако в конечной точке разницы между космополитизмом и фашиствующим национализмом нет. Оба, по сути, служат одной цели – делу закабаления народов в интересах «золотого миллиарда». Первый навязывает превосходство ценностей западной цивилизации над остальным миром, второй – расовое превосходство империалистических наций. Либеральный космополитизм есть изнанка фашизма. И не случайно социальный расизм всё чаще называют либерал-фашизмом.

Капитализм в России, со всеми его уродствами, стал реальностью. В стране сложился класс эксплуататоров. Он объединил социальные группы олигархического капитала, сросшейся с ним бюрократии и связанного с ними среднего бизнеса. Сформировались и угнетенные классы – пролетарии и полупролетарии. В числе последних – трудовое крестьянство и мелкое предпринимательство. Кризис обостряет отношения между господствующими и угнетенными классами. В таких условиях у буржуазии национальных автономий появляется особый соблазн отвести от себя социальное раздражение масс, перевести его в недовольство политикой центра. Заодно, собрав под национальным флагом «родные низы», можно требовать у того же центра привилегий для себя. Создается ситуация, которая может привести к войне национализмов в стране, а затем и к спекулятивному использованию национально-буржуазной элитой регионов права нации на самоопределение.

Подстегиваемый кризисом имперский Запад продолжает «холодную войну» против нас. Стратеги этой политики особо учитывают, что Россия – многонациональная страна. В целях ее ослабления и подчинения используются оба национализма. Один – это национализм местной буржуазии в национальных образованиях. Другой – это русский национализм, способный подточить силы государствообразующей нации, противопоставить ее другим народам страны. Обе опасности в конечном итоге грозят разрушить ее государственную целостность.

Этого и добивается мировой капитал, содействуя росту национал-сепаратизма в России. Следует помнить, что технологии разжигания межэтнических войн отработаны задолго до так называемой арабской весны. Наибольший опыт в этом деле империализм получил сразу после Второй мировой войны, стремясь подавить национально-освободительное движение колоний. Данные приемы были активно востребованы в период разрушения СССР. Не сданы они в архив и сегодня. Доведенные до совершенства методы провокаторов продолжают «работать» на экспансию Запада.

Показательно, что так называемая либеральная оппозиция в России, критикуя власть, никак не касается внешней экспансии. В то же самое время российские либералы-западники без тени сомнения заигрывают с русскими националистами. При видимом неприятии друг друга они стояли бок о бок и на Болотной, и на Сахарова. Алексей Навальный – прямой продукт этого союза. Выпускник Йельского университета, «большой демократ» и «защитник гражданских прав» охотно зарабатывает политические очки, «окучивая националистическую поляну».

В «борьбе за демократию» националисты оказались готовы поддержать либералов-западников. Тем временем либералы охотно поддерживают проявления национал-сепаратизма в России. Их сближение с сепаратистами также происходит на почве «любви к демократии». И всё это таит реальную опасность распада многонациональной страны, ее нового раскроя по этническим швам.

Ельцинское «берите суверенитета, сколько проглотите» не забылось. Тенденция воинствующего национализма еще в 1990-е годы наметилась в Татарстане и Башкортостане, ряде республик Северного Кавказа, да и в других регионах. Но никакой внятной национальной политики у центральной власти нет до сих пор. Для сглаживания противоречий она идет самым простым, но опасным путем – заигрывает с местным национализмом. Налицо откровенно льготное финансирование отдельных республик. Таким способом осуществляется «умиротворение» региональной знати. Это вылилось в формирование агрессивно-националистической психологии, характерной не только для местной элиты, но и для части общества. Вызывающее поведение начальников и их окружения, без реакции со стороны центра, разлагающе действует и на низы. Они также заражаются вирусом безнаказанности, о чем свидетельствуют события в городе Пугачёве и ряде других мест.

По сути, все негласные привилегии для национальных республик получает лишь их верхушка, «этнические предприниматели». Тем самым удовлетворяются аппетиты национальной буржуазии, которая осуществляет захват собственности своего же народа. На рабочих и крестьян привилегии не распространяются. Но элиты возбуждают национализм, который нередко мешает эксплуатируемым низам увидеть и понять всё это.

Происходящее влияет и на настроения жителей других регионов России. Данные социологических исследований показывают обеспокоенность населения обстановкой на Северном Кавказе, общим состоянием межнациональных отношений. На этом фоне вбрасываются провокационные предложения о необходимости выделить отдельные республики из состава Российской Федерации. В общественное сознание внедряется идея неизбежности изменения государственных границ. А когда у граждан нет ощущения, что они живут в стране с понятными ценностями, целями и перспективами, целостность государства может быть подорвана в любой момент. Ряд экспертов приходят к выводу, что процесс разрушения СССР продолжается – теперь уже в пределах России.

В такой ситуации самой серьезной угрозой единству многонационального российского народа является разрыхление его русского ядра. Деградация ядра закономерно ведет к постепенному разложению всей системы национальных отношений и территориальному развалу страны. Легитимация сепаратизма зачастую идет под лозунгами возрождения особой, региональной идентичности. Так, еще в октябре 2006 года в Ростове-на-Дону на базе государственного университета прошла международная конференция, посвященная проблемам формирования «южнороссийской идентичности». Ее организаторами выступили Американский совет научных сообществ и «Международная гуманитарная школа». Спонсорами являлись некоммерческие организации США. Докладчики из Польши и Украины обсуждали способы раскола единой национальной идентичности русских.

В 2007 году выступающий от имени «Областнической альтернативы Сибири» М. Кулехов опубликовал материал «Доживет ли Российская Федерация до 2014 года?». В нем говорится буквально следующее: «На вопрос «кем вы себя считаете – «россиянином», «русским» или «сибиряком»?» – 80% жителей Сибири отвечают «сибиряком» и лишь 12% – «русским»… А ведь существует резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 1514 о самоопределении колониально зависимых стран и народов. Сибирь как колония России имеет право на самоопределение, вплоть до отделения». Таким образом, прямо заявлена программа расчленения России с выделением из ее состава Сибири. <…>

Сегодня практически повсеместно наблюдается нарушение выработанных при советском строе принципов пропорционального этнического представительства в органах власти и местного самоуправления. Так, в Адыгее, где адыги составляют не более 20% населения, они занимают 70% руководящих постов. Перекосы в межнациональном балансе приводят к архаизации государственной системы управления, возрождают клановость в ее худшем виде.

Так шаг за шагом образуется всё больше проблем в сфере межнациональных отношений. Тупиковая экономическая модель провоцирует такие процессы, как массовая внутренняя и внешняя миграция населения. Растет полиэтничность крупных городов. Национальная принадлежность становится всё более существенным фактором взаимоотношений между людьми. По мере укрепления национального самосознания растет стремление этнических общностей к возрождению своей культуры, традиций. И когда у государства отсутствует внятная национальная политика, это ведет не к активизации общения между народами и взаимному обогащению культур, а к формированию замкнутых общностей. Происходят оживление и рост национальных и религиозных движений, нередко ведущих к региональному сепаратизму, проявлениям ксенофобии и шовинизма.

Любой пропаганде сильнее всего подвержена молодежь. В ее среде особенно обильно сеются зерна неприятия других национальностей, формируются этнические, расовые и религиозные предубеждения. Сказывается и готовность молодежи объединяться в группы. В России появляется всё больше движений, где господствуют националистические идеи и установки. Да, у нас есть основания критически относиться к официальной статистике преступлений, связанных с экстремистской деятельностью. Но определенную динамику она, тем не менее, выявляет. Если в 2004 году в России было зарегистрировано 130 преступлений экстремистской направленности, то в 2008-м их количество выросло до 460, а в 2012-м – до 696. За январь – июнь 2013 года уже зафиксировано 468 преступлений экстремистского характера.

Разумеется, полностью игнорировать национальную проблематику власть не может. Так появляются разного рода бюрократические «галочки». 19 декабря прошлого года, например, Путин подписал указ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года». В его развитие правительство РФ утвердило в августе федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» на 2014–2020 годы. Но, во-первых, вся программа сведена к бессистемному перечню отдельных мероприятий. А во-вторых, она усечена со скромных 38 до совсем жалких 6,8 миллиарда рублей. На стадии разработки из программы исключили, например, строительство ряда культурных центров в регионах страны. При этом федеральный бюджет на поддержку фестивалей, слетов, адаптацию мигрантов, проведение информационных кампаний и прочее выделит лишь 4,5 миллиарда рублей. В итоге, вдумайтесь, программа укрепления единства российской нации обойдется властям в 230 раз меньше, чем сочинская Олимпиада!

 

Ведущий класс нации

Главная причина распространения националистических настроений среди трудящихся – неразвитость их классового сознания. Только осознав интересы своего класса, пролетарии получают защиту от влияния буржуазного национализма. В 1914 году В.И. Ленин писал: «Наемному рабочему всё равно, будет ли его преимущественным эксплуататором великорусская буржуазия предпочтительно перед инородческой или польская предпочтительно перед еврейской и т.д. Наемный рабочий, сознавший интересы своего класса, равнодушен и к государственным привилегиям капиталистов великорусских, и к посулам капиталистов польских или украинских, что водворится рай на земле, когда они будут обладать государственными привилегиями».

Национализм рассчитывает раздробить пролетариев политически и морально. На это также указывал Ленин: «Малейшая поддержка пролетариатом какой-либо нации привилегий «своей» национальной буржуазии вызовет неизбежно недоверие пролетариата другой нации, ослабит интернациональную классовую солидарность рабочих, разъединит их на радость буржуазии». Остановить национализм, не допустить национал-сепаратизма может только пролетарская солидарность.

Ни в Российской Федерации, ни в других странах СНГ пролетарский интернационализм не стал еще мощным фактором политической жизни. Грабительская приватизация и деиндустриализация повлекли за собой резкое сокращение рабочего класса, особенно его ядра – отряда высококвалифицированных рабочих. В средствах массовой информации бывших республик СССР наложено табу на рабочую тему. Она вытравлена из общественного сознания, как и тема созидательного труда. В массовое сознание внедряется ложная мысль об исчезновении рабочего класса в информационную эпоху. Падение производства, уничтожение крупных коллективов, «промывка мозгов» буржуазной пропагандой – всё это действует против рабочих.

Но рано радоваться тем, кто смеется над расщепленным, социально ослабленным и морально придавленным рабочим классом. Если говорить о нем в широком смысле, то пролетарии умственного и физического труда остаются первой производительной силой общества. Именно они – ведущая сила материального и духовного производства в стране. Баснословные доходы российских олигархов и иностранного капитала – это прибыли от присвоения прибавочной стоимости, создаваемой трудом пролетариата.

Мы, коммунисты, – авангард пролетарской массы. Самая важная и трудная задача, которую мы обязаны активно решать, – это привнесение в рабочую среду социалистического сознания, идеи непримиримой классовой борьбы труда и капитала, идеи пролетарской солидарности. О важности этой задачи исчерпывающе сказано классиками марксизма-ленинизма. В ее решении есть целый ряд трудностей.

Империализм хорошо поднаторел в деле развращения массового сознания. Не случайно его всё чаще называют информационным империализмом. Гигантская идеологическая машина наносит тяжелые удары по пролетарскому интернационализму. Для этого буржуазные теоретики разрабатывают и внедряют «новые концепции общественного развития». Особое место в их ряду отведено концепции информационного общества. Согласно ей, промышленное производство вместе с пролетариатом уходят в прошлое. Общество «атомизируется». Коллективный труд сменяется индивидуальным. Таким, например, как труд программиста.

Апологеты капитализма кропотливо прорисовывают цепочку: информационно-технологическое производство усложняется, прежнее индустриальное производство отмирает, рабочий коллектив – основа пролетарской солидарности – исчезает. Стало быть, затухает и классовая борьба. На смену ей приходит борьба за выживание нации в условиях империалистической глобализации.

Именно такой вывод делают для себя иные «левые» национал-патриоты. По их мнению, противоречие между трудом и капиталом не является главным противоречием современности. Заявив это, они быстренько идут дальше: либо объявляют главным конфликт между капиталом и национальной культурой, либо с головой уходят в тему борьбы цивилизаций. А это только и нужно империализму. Ведь те, кто провозглашает приоритет национально-освободительной борьбы, сначала отодвигают классовую борьбу на второй план, а затем и вовсе от нее отказываются. Такие национал-патриоты разворачивают атаку на пролетарский интернационализм, выдают его за помеху в борьбе с капиталом, утверждают, что он препятствует развитию национального сознания.

Подобная точка зрения нет-нет да дает о себе знать в КПРФ. К. Маркс и Ф. Энгельс при этом получают упрек за «непатриотичный» тезис: «Рабочие не имеют своего отечества». Да, в «Манифесте Коммунистической партии» сказано: «Рабочие не имеют своего отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет». Но «критики» Маркса и Энгельса всегда умалчивают, что далее в тексте идут слова: «Так как пролетариат должен прежде всего завоевать политическое господство, подняться до положения национального класса, конституироваться как нация». А в английском издании «Манифеста» 1888 года вместо слов «подняться до положения национального класса» напечатано «подняться до положения ведущего класса нации».

Итак, чтобы обрести свое отечество, пролетариату нужно завоевать политическую власть и состояться в качестве национального класса. Что это значит в первую очередь? Это значит превратить идею уничтожения капиталистической собственности и освобождения труда от эксплуатации в общенациональную идею. Ее воплощение в жизнь классики марксизма прямо связывают с освобождением наций от ига капитала, с установлением равноправных межнациональных отношений. В «Манифесте Коммунистической партии» так и сказано: «В той мере, в какой будет уничтожена эксплуатация одного индивидуума другим, уничтожена будет и эксплуатация одной нации другой. Вместе с антагонизмом классов внутри нации падут и враждебные отношения наций между собой».

Так и произошло в ходе социалистического преображения России. Под руководством большевистской партии русский пролетариат стал ведущим классом не только русской нации, но и всех наций и народов великой страны. Лозунги пролетарской партии: «Фабрики – рабочим!», «Земля – крестьянам!», «Власть – Советам!» – приобрели общенациональный характер. Идея социализма превратилась в национальную идею социальной справедливости. Важнейшим условием этого явился пролетарский интернационализм рабочего класса России, интернациональный тип его партии. <…>

Уникальную проверку на прочность этот принцип прошел в ходе Гражданской войны. В 1918 году иностранная интервенция и национальное предательство вождей Белой армии создали реальную угрозу независимости страны. В этих условиях пролетарская солидарность эксплуатируемых слилась с патриотизмом русского и всех народов общего Отечества. В процессе этого синтеза зарождался советский патриотизм – чувство любви к социалистической Родине, свободной от эксплуатации человека человеком. Так пролетариат России выполнил свою миссию ведущего класса нации. Так он обрел свою Отчизну. Так высокий патриотизм стал неразделим с социализмом.

В буржуазном обществе пролетариат не имеет своего отечества и в политическом, и в социально-экономическом смысле. Господство капиталистической частной собственности отчуждает его и от власти, и от средств производства. Но отечество как культурно-историческое явление никогда не отвергалось марксистами. «Мы любим свой язык и свою родину», – писал о большевиках Ленин. И он же утверждал: «Пролетариат не может относиться безразлично и равнодушно к политическим, социальным и культурным условиям своей борьбы, следовательно, ему не могут быть и безразличны судьбы его страны».

Диалектика – залог силы марксистского анализа. И мы обязаны учитывать: условия классовой борьбы в каждой стране национально-специфичны, национально-историчны. Нельзя отрывать национальное сознание от классового, классовое – от национального. Выдвижение на передний план национального в ущерб классовому неизбежно трансформирует сознание в националистическое. И этим всегда оборачивался оппортунизм, шедший на соглашательство с национальной буржуазией. Но и классовое сознание, лишенное национальной формы, делает его носителей заложниками голых абстракций и мертвых схем. Именно этим и отличается левое доктринерство. И каждая из крайностей препятствует превращению пролетариата в ведущий класс нации.

Не случайно Ленин нацеливал соратников по международному коммунистическому движению: «Исследовать, изучить, отыскать, угадать, схватить национально-особенное, национально-специфическое в конкретных подходах каждой страны к решению единой интернациональной задачи, к победе над оппортунизмом и левым доктринерством». Для КПРФ и всех компартий СКП–КПСС крайне важно следовать этому ленинскому требованию. Только так мы решим великую историческую задачу возрождения Союзного социалистического государства. Пролетарский интернационализм – важнейшее условие ее воплощения в жизнь. Он нацеливает рабочий класс на борьбу за то, чтобы подняться до положения ведущего класса нации. Он же требует обеспечить интернациональное единство рабочих. Вот почему осознавший свои интересы рабочий класс – главная сила в борьбе с угнетающим народы глобальным капиталом. Сила, которая создает объединяющие начала для воссоздания нашей великой Родины.

Идея превращения пролетариата в национальный класс должна быть расшифрована нами. Она должна стать основой привнесения социалистического сознания в рабочую среду.

Что же сегодня нужно рабочему классу, чтобы конституироваться как нация? Прежде всего:

- завоевать политическое господство и добиться превращения национального богатства в общенародное достояние;

- обеспечить господство социалистической собственности, гарантировать на этой основе национальную независимость страны, ее защиту как от военных угроз со стороны мирового империализма, так и от кризисов мировой капиталистической экономики;

- обеспечить защиту, сохранение и успешное развитие отечественной культуры, науки и образования.

Всё это было реальностью в СССР. Русский пролетариат после Октября 1917 года стал ведущим классом в социалистическом преобразовании страны, ядром новой интернациональной общности – советского народа. Для того чтобы вытравить этот эпохальный факт из памяти людей, и пускается в ход буржуазная теория об исчезновении пролетариата в России.

Не только власть, но и многие записные патриоты всячески избегают постановки вопроса: а какая же социальная сила может объединить русскую нацию и все народы великой страны перед угрозой ее распада? Справедливо взывая к защите Отечества, они не показывают, кто и как обеспечит его защиту.

Да, пролетариат России еще не назовешь сплоченным и организованным. Даже живя на скудную зарплату, пролетарии-ученые, врачи и учителя пока не осознали единства своих интересов с пролетариями в промышленности. Но жизнь объективно сближает их. Задача нашей партии – всеми силами содействовать этому сближению, помогать осознанию того, что интересы пролетарского большинства – это и есть национальные интересы России. Для пролетариев их Отечество – это социалистическое Отечество.

Рабочий класс, пролетариат в широком смысле, вовсе не исчез. Целью капитала остается извлечение максимальной прибыли. Чтобы присваивать себе прибавочную стоимость, создаваемую трудом конкретных людей, он вынужден расширять ряды пролетариев. На этом фоне хотя и медленно, но пробуждается классовое сознание рабочих. Свидетельством тому – разнообразные формы сопротивления капиталу: коллективные обращения к властям с экономическими и социальными требованиями, пикеты и митинги, протестные голодовки и, наконец, забастовки. Появились и первые ласточки отражения данного явления в современном искусстве. Так, художественный фильм Светланы Басковой «За Маркса» стал размышлением о трудном, противоречивом, но закономерном процессе политического взросления промышленных рабочих нашей страны.

Привнесение в рабочий класс социалистического сознания – первоочередная задача и КПРФ, и всех компартий, входящих в СКП–КПСС. Становление такого сознания должно воплотиться в конкретные результаты: в крепость идей пролетарского интернационализма, в рост популярности наших боевых лозунгов и программных требований, в широкую поддержку акций протеста, способных перерастать во всероссийские, всеукраинские, всеказахстанские, словом – в общенациональные акции. <…>

 

К урокам истории

В истории партии национальный вопрос не раз становился центром горячих дискуссий. Вокруг него разворачивались напряженные идейно-теоретические баталии. Особую остроту они приобрели в конце 20-х – начале 30-х годов минувшего века. На тот момент в ВКП(б) определились два уклона в национальном вопросе: в сторону великорусского и в сторону местного национализма. Их буржуазный характер был вскрыт И.В. Сталиным в докладе XVI съезду партии в июне 1930 года. Его критический анализ обоих уклонов не потерял актуальности и сегодня. Почему? Да потому, что они дают о себе знать и в современной России. Это явно прослеживается в массовом сознании, а бывает, что и в сознании некоторых наших товарищей.

По Сталину, суть уклона в сторону великорусского национализма «состоит в стремлении обойти национальные различия языка, культуры и быта; в стремлении подготовить ликвидацию национальных республик и областей». Уклонисты при этом опирались на ленинское утверждение, высказанное в 1913 году в полемике с бундовцами, что лозунг национальной культуры есть лозунг буржуазный и реакционный. Отсюда делался вывод, что пора бы покончить с национальной культурой народов СССР, с политикой учета национальных особенностей невеликороссов. Иначе говоря, перейти к политике их ассимиляции в интересах интернационализма.

Сталин без обиняков заявил: «Не может быть сомнения, что этот уклон в национальном вопросе, прикрываемый к тому же маской интернационализма и именем Ленина, является самым утонченным и потому самым опасным видом великорусского национализма». Сталин обнажил спекулятивное использование ленинского выражения о буржуазности лозунга национальной культуры ревнителями показного, пустого, как он говорил, интернационализма, ничего общего не имеющего с интернационализмом пролетарским: «Ленин действительно квалифицировал лозунг национальной культуры при господстве буржуазии как лозунг реакционный. Но разве могло быть иначе? Что такое национальная культура при господстве национальной буржуазии? Буржуазная по своему содержанию и национальная по своей форме культура, имеющая своей целью отравить массы ядом национализма и укрепить господство буржуазии. Разве не ясно, что, борясь с лозунгом национальной культуры при буржуазных порядках, Ленин ударял по буржуазному содержанию национальной культуры, а не по ее национальной форме? Было бы глупо предположить, что Ленин рассматривал социалистическую культуру как культуру безнациональную, не имеющую той или иной национальной формы».

В своем докладе Сталин дал и резкую отповедь тем в партии, кто видел национально-государственное устройство СССР по типу царской губернской России – без национальных республик и областей. Он говорил: «Мы установили единство экономических и политических интересов народов СССР. Но значит ли это, что мы уничтожили тем самым национальные различия, национальные языки, культуру, быт и т.д.? Ясно, что не значит. Но если национальные различия, язык, культура, быт и т.д. остаются, то не ясно ли, что требование уничтожения национальных республик и областей в данный исторический период является требованием реакционным, направленным против интересов диктатуры пролетариата…»

Сегодня отрыжкой великорусского национализма царских времен стала риторика Жириновского. Он не только эксплуатирует оскорбленные чувства достоинства русских, но и по заказу свыше рекламирует идею губернизации. Предлагается примитивный сценарий: ликвидировать национальные республики и округа, установить губернское управление. Тогда, дескать, межнациональные противоречия исчезнут, в государстве установится твердый порядок. Но ведь до 1917 года деление страны на губернии уже было. И оно не защитило Россию от крайнего обострения национального вопроса.

После революции 1905 года наблюдался всплеск национального движения. Рост социально-классовых противоречий стал разрывать страну по этническому признаку. Те же причины обостряют межнациональные отношения и сегодня.

Провозглашая идею губернизации России, ЛДПР лишь отвлекает трудящихся от главного противоречия – между трудом и капиталом. Именно оно ставит громадную массу пролетариев на грань выживания, сталкивает их в жестокой конкуренции на рынке труда, порождает отношения вражды. В многонациональной стране всё это неизбежно приобретает этническую окраску.

Именно социальная рознь порождает национальную вражду. Жириновские, навальные и им подобные это хорошо понимают. Свою работу они делают сознательно: в разных формах эпатируя публику русским национализмом, они провоцируют национализм местный. Удивительно только, как этого не видят некоторые наши товарищи, клюнувшие на идею губернизации. Осуществись эти планы, страну затрясет сразу. Разгул национализмов, война между ними – прямой путь к распаду России.

Об опасности уклона в сторону местного национализма Сталин также сказал исчерпывающе. Суть его он видел «в стремлении обособиться и замкнуться в рамках своей национальной скорлупы, в стремлении затушевать классовые противоречия внутри своей нации... в стремлении не видеть того, что сближает и соединяет трудящиеся классы… и видеть лишь то, что может их отдалить друг от друга». Такой уклон, по мнению Сталина, «культивирует буржуазный национализм».

Опасность активизации местного национализма трудно преувеличить. Сегодня его воинственность таит в себе угрозу размывания федерации. А от превращения России в конфедерацию и до ее распада – один шаг.

В КПРФ нет уклонов в сторону великорусского или местного национализма. Но они присутствуют в массовом сознании, потому как отдельные факты встречаются среди членов партии. Не замечать этого – невозможно, мириться – недопустимо.

Уроки минувшего позволяют нам лучше работать в массах, разъясняя суть национального вопроса в современной России. Глубоко их изучив и твердо усвоив, мы сможем развеивать вредные мифы, созданные нашими оппонентами. Так, коммунистам необходимо всячески разоблачать ложный тезис о противостоянии Ленина и Сталина по проблемам национально-государственного строительства.

<…> Мы должны хорошо помнить уроки из истории страны и партии, из истории ее национальной политики. Они необходимы, чтобы предупредить ошибки в решении сложных проблем. Один из важнейших уроков состоит в том, что социализм не застрахован от угрозы реставрации капитализма, пока не изжита опасность бюрократизации жизни правящей партии, государственной и общественной жизни. Бюрократизация губит социализм тем, что власть превращается в собственность отдельных лиц, групп и группировок, семейных и этнических кланов. Это неизбежно ведет к коррупции, образованию «теневого» капитала, криминальных национальных элит. Так создается питательная основа для реставрации и разгула национализма. Его идеология сделала свое черное дело при разрушении Советского Союза.

В июне 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о суверенитете. Тем же путем пошли союзные и некоторые автономные республики. Принятые ими документы содержали официальную установку на создание этнических государств. Это означало законодательное оформление отказа от многонационального союзного государства трудящихся. Логическим продолжением стало Беловежское соглашение о ликвидации СССР в декабре 1991 года. <…>

 

Русский вопрос и освобождение наций от ига капитала

Социально-экономическое и духовное угнетение испытывают сегодня все народы России. Но удары по государствообразующему народу резонируют с особой силой. На протяжении тысячи лет ведущую роль в формировании, защите и сохранении целостности нашей страны играл русский народ. <…> Сегодня нашу многонациональную общность пытаются лишить ее ядра, ее стержня. Социальный и нравственный геноцид в отношении национального большинства поставил русский вопрос в повестку дня современной истории. В своем нынешнем виде этот вопрос порожден либерально-буржуазной контрреволюцией. Он – прямое следствие реставрации капитализма в нашей стране, своего рода реванша буржуазного Февраля 1917 года за поражение в битве с пролетарским Октябрем. <…>

В чудовищных масштабах происходит сегодня то, от чего великий советский писатель М.А. Шолохов пытался предостеречь страну еще в 1978 году. В письме Л.И. Брежневу он бил тревогу: «Одним из главных объектов идеологического наступления является в настоящее время русская культура, которая представляет историческую основу, главное богатство социалистической культуры нашей страны. Принижая роль русской культуры в историческом духовном процессе, искажая ее высокие гуманистические принципы, отказывая ей в прогрессивности и творческой самобытности, враги социализма тем самым пытаются опорочить русский народ как главную интернациональную силу советского многонационального государства, показать его духовно немощным, неспособным к интеллектуальному творчеству». С тех пор «враги социализма» получили возможность действовать широко, нагло и вполне официально. Уничтожив Советскую власть, они вовсе не успокоились. Напротив, от попыток «принизить роль» русской культуры они перешли к делу полного ее уничтожения. А уничтожить культуру народа – значит убить и сам народ.

Необходимо хорошо видеть то, что роднит сегодня аварца и осетина, татарина и бурята, карела и марийца – все народы России. Это их общая история, территориально-государственное единство страны и необходимость сплоченной борьбы против угнетения. Успех этой борьбы немыслим без деятельного участия русского народа. <…>

Программа КПРФ утверждает: задачи решения русского вопроса совпадают с решением задач социалистического преобразования России. За это критики нашей партии «слева» не прочь бросить обвинение: «КПРФ заигрывает с национализмом». Они не хотят понять того, как важно дать верное толкование русского вопроса. Только так мы выбьем биту из рук тех, кто виновников бед своего народа определяет по цвету волос и разрезу глаз.

История связала воедино судьбы всех наций России. Потому-то и русский вопрос носит не узконациональный, а общероссийский характер. Это вопрос о судьбе государствообразующего народа, а значит, и многонационального государства. Он напрямую связан с освобождением всех наций России от ига мирового империализма. В этом проявляется национально-освободительный потенциал его решения.

Наконец, русский вопрос – это вопрос о жизни и смерти русской культуры, положенной в основу нашей многонациональной цивилизации. Ее высшим выражением явилась советская культура. Отличительным признаком советской цивилизации стал советский образ жизни с его коллективистскими началами. Этот образ жизнебытия приговорен к уничтожению с установлением господства капиталистической частной собственности. Для его защиты, сохранения и развития есть только один путь – социалистическое возрождение Родины.

<…> Главное требование КПРФ, основа нашей Антикризисной программы – национализация капиталистической собственности в базовых отраслях экономики. Ее проведение – необходимое условие возрождения общественного производства и единого народнохозяйственного комплекса. Только в этом случае в России возродятся могучий интернациональный рабочий класс и трудовое крестьянство. Только тогда трудящиеся станут хозяевами своей страны и своей судьбы.

 

За солидарность трудящихся

Вопрос о собственности и власти – главный в социалистическом преобразовании России. Путь к его решению лежит через классовую и национально-освободительную борьбу с буржуазным, олигархически-бюрократическим строем. И только в этой борьбе миллионные массы эксплуатируемых добьются успеха. Для решения этой задачи предстоит обеспечить ведущую роль рабочего класса в мобилизации как пролетариев, так и полупролетариев. Иными словами, предстоит объединить борьбу наемных работников умственного и физического труда с борьбой крестьян и мелких предпринимателей.

Борьба пролетариата России и его союзников осложняется тем, что ведется не только с доморощенным компрадорским капиталом. За его спиной стоит международный империализм, задача которого – утвердить господство транснациональных монополий в нашей стране. В этих условиях классовая и национально-освободительная борьба будет успешной только тогда, когда приобретет не только антикапиталистический, но и антиимпериалистический, антиглобалистский характер.

Это диктует необходимость тесного сопряжения политической, идеологической, теоретической деятельности КПРФ с другими партиями СКП–КПСС. А наш Союз компартий в целом призван действовать как часть международного коммунистического движения. 95 зарубежных делегаций на последнем съезде КПРФ – это важный показатель растущей тяги коммунистов мира к объединению усилий. Со своими гостями мы обсудили целый ряд актуальных вопросов. Чуть раньше – провели в Москве содержательный «круглый стол» по проблемам международного коммунистического движения. Для участия в нем прибыли представители и оппозиционных, и правящих компартий разных стран мира. Те же проблемы с нашим участием активно обсуждаются на встречах коммунистических партий Европы и на ежегодном форуме левых сил в Сан-Паулу. А сегодня мы приветствуем проведение в конце октября в Пекине международной конференции на тему «Состояние и перспективы современного мирового социализма и левых идей». Всё это – важные шаги на пути укрепления мирового коммунистического движения после ударов, полученных на исходе ХХ века.

История не единожды доказала: кризисы хорошо просвещают массы. В таких условиях трудящиеся быстрее проходят путь политического взросления, ускоренно учатся пролетарской солидарности. Что же при этом мешает ее пробуждению? Не в последнюю очередь это искусственно подогреваемые националистические настроения. А они дают о себе знать и в национальных республиках, и в русской молодежной среде. Те, кто сеет зерна раздора, предлагают легкие ответы на сложные вопросы. И тогда болезненной реакцией на русофобию становится национализм, а обилие гастарбайтеров приводит к межнациональным столкновениям. Но далеко не каждый осознает, что виновники массовой миграции из стран СНГ – всё тот же крупный капитал и криминальный бизнес. Баснословную прибыль приносит им гигантский «пылесос», всасывающий в Россию миллионы мигрантов в качестве дешевой рабочей силы.

Мы, коммунисты, не обходим вопрос миграции. В нем, как в капле воды, отразились и неэффективность существующей экономической модели, и тяга капитала к увеличению нормы прибыли любой ценой, и попытки определенных сил увести общественное внимание от ключевых социальных проблем. И всё это мы обязаны показать. Кроме того, для КПРФ вопрос о мигрантах увязывается с нашей практической работой, направленной на возрождение обновленного СССР.

Межнациональные проблемы сегодня – прямое следствие разрушения Советского Союза. Его целостный народнохозяйственный комплекс работал так, что каждому находилось дело в родном краю. Люди жили без принуждения покидать свои дома и разлучаться с семьями. Они имели возможность состояться и реализовать себя на Родине. А в дальние края представители разных народов отправлялись тогда, когда вместе делали общее дело. Когда шли в Советскую Армию защищать границы единой большой Родины. Когда развивали свою страну, строя Братск и Комсомольск-на-Амуре, поднимая целину, осваивая Север, прокладывая БАМ. Когда ехали в столицу единого государства прославлять свой народ достижениями в науке, литературе и искусстве.

Эпоха созидания осталась, увы, позади. И только «легенды расскажут, какими мы были», как поется в известной советской песне. Нынешний политический курс не дает надежды на решение межнациональных проблем.

В мире известны три основные модели миграционной политики. При дополняющей миграции приезжие используются для расширения и «достройки» производственного комплекса страны. При замещающей миграции они заполняют собой пустоты в принимающем государстве, возникшие из-за оскудения человеческих ресурсов. А вытесняющая миграция означает уже не заполнение пустот, а выдавливание коренного населения из целых отраслей хозяйства.

Для Российской Федерации всё больше характерна не дополняющая, а замещающая и вытесняющая миграция. Показателен пример сахалинского поселка Ноглики. На 12 тысяч местных жителей здесь приходится около 8 тысяч приезжих. И местные уже вынуждены учить узбекские и киргизские слова, поскольку «гости» не собираются переходить на русский язык.

В октябре 2007 года указом президента РФ утверждена концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В ней, в частности, сказано, что в 2016–2025 годах «в целях замещения естественной убыли населения» предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства иммигрантов трудоспособного возраста. К 2025 году предполагается обеспечить увеличение населения, в том числе за счет замещающей миграции, до 145 миллионов человек. При официальной безработице в 7 миллионов человек коренного населения и при 70% безработицы на селе такой сценарий выглядит крайне уродливо.

Налицо также полный провал федеральной программы переселения соотечественников. В соответствии с нею приехать в Россию могут только маргиналы. Стержневым по этой проблеме должен был стать принятый в 1999 году Федеральный закон «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом», но он не работает. Предполагалось, что за три года – с 2006-го по 2009-й – в Россию переедут 300 тысяч соотечественников. Однако, по данным Федеральной миграционной службы, даже за 6 лет реальная цифра переселившихся составила лишь 97 тысяч. Увы, многие из них живут в нечеловеческих условиях бараков, коровников и строительных вагончиков. <…>

КПРФ – противник неконтролируемой миграции, но друг трудящихся – молдаван, таджиков, узбеков и других выходцев из ближнего зарубежья. И мы утверждаем: действительное и полное решение проблемы миграции лежит не в ужесточении пограничного контроля, а, напротив, в воссоздании нашей общей Родины. Причем – на социалистических началах. Только тогда будет обеспечено плановое ведение хозяйства с научно обоснованным распределением трудовых ресурсов по территории страны. А экономическая кооперация гарантирует развитие всем регионам и работу их жителям. В противном случае законы капиталистического рынка и геополитическая ситуация будут и дальше провоцировать такие миграционные потоки, когда одни территории лишаются рабочих рук, а на других – создается взрывоопасная межнациональная напряженность. <…>

Говоря ленинскими словами, «в интересах успешной борьбы со всяческим национализмом всех наций» КПРФ решает задачу «единства пролетарской борьбы и пролетарских организаций, теснейшего их слияния в интернациональную общность, вопреки буржуазным стремлениям к национальной обособленности». <…>

 

Обновленный социализм как национальная идея

Веками складывалась дружба народов России. Своего расцвета она достигла в процессе социалистического переустройства страны, в ходе ее превращения в могучую державу – Союз Советских Социалистических Республик. На обломках буржуазных наций были созданы нации новые, социалистические. По определению Сталина, они стали «гораздо более сплоченными, чем любая буржуазная нация, ибо они свободны от непримиримых классовых противоречий, разъедающих буржуазные нации».

Именно поэтому дружба народов СССР выдержала проверку самым тяжелым испытанием – вторжением гитлеровской Германии. Она закалилась в годы войны и окрепла в период послевоенного возрождения. На ее основе сформировалась новая общность – советский народ. Его появление стало результатом естественного синтеза социалистических наций. Родилась первая в истории человечества неантагонистическая интернациональная общность людей.

В Советском Союзе это формировало совершенно особую атмосферу. Ту, которую еще молодой, но уже всемирно известный боксер из США Мохаммед Али передал такими словами: «Я немного нервничал, когда приземлился в России. Я думал, что, возможно, увижу задрипанную страну с толпой мрачных людей, мыслящих, как роботы, и агентами спецслужб, прослушивающими мою комнату. Вместо этого я увидел страну ста национальностей, живущих вместе в гармонии. Никакого оружия. Никакой преступности. Никаких проституток. И ни одного гомосексуалиста!»

Реставрация капитализма в России нанесла тяжелейший удар по советскому народу. Насильственный слом социалистических наций означал их превращение в нации буржуазные. Процесс этого превращения не завершился. Капиталу пока не удалось одержать полную победу. Страна еще сопротивляется насильственному внедрению ценностей буржуазного мира. Это сопротивление оказалось более сильным, чем предполагали разрушители Советской державы. Страна коллективов не желает окончательно стать страной враждующих друг с другом индивидуумов. <…>

Но повседневная реальность делает свое дело. Нельзя не видеть и разрушительных процессов. Распространяется культ денег, наживы, «халявы», грубой силы. Вольготно чувствуют себя агрессивная бездуховность и вседозволенность. Торжествуют сторонники войны всех против всех. <…>

Неумолимо идет процесс взламывания социалистических наций и образования наций буржуазных. В соответствии с этим и дружба народов подменяется пресловутой «толерантностью». В переводе на нормальный русский это означает всего лишь терпимость. Но терпеть – не значит дружить. Больше того, очень часто это означает накапливать ненависть.

Нет, дружба народов России не исчезла. Но она подвергается сильнейшим ударам, наносимым методично и беспощадно. Укрепить ее – значит в первую очередь защитить и сохранить в сознании масс культурно-духовные ценности социализма – ценности советской цивилизации. <…>

Реализуя Программу КПРФ, выполняя решения ее XV съезда, нам предстоит сообща решать ряд важнейших задач.

1. Рабочий класс – ведущий класс нации. Эта идея должна прочно войти в сознание трудящихся. Ее внесение – наша с вами обязанность.

Только рабочий класс может быть ведущим классом нации. Попытки «делегировать» эту роль капиталу либо так называемому среднему классу, сыграв на патриотических чувствах трудового народа, были и будут. Но они неизбежно ведут не к созданию широкого общенародного фронта, а к предательству национальных интересов. Знамя национальной независимости давно выброшено буржуазией за борт.

КПРФ – авангард рабочего класса. И это наша с вами обязанность – объединить интернациональные патриотические силы России против силы компрадорского и мирового капитала. Нам предстоит настойчиво пропагандировать эту идею в массах трудящихся, поднять их классовое и национальное сознание до уровня пролетарского интернационализма и патриотизма. Только так мы вырвем трудовой народ из рук буржуазных национал-патриотов, лишим последних шанса раздуть русский и иной национализм.
Ни одну из своих программных задач КПРФ не решит, если позволит себе отступление от классовой борьбы. В решении национального вопроса всё зависит от того, какой класс будет ведущим классом нации – пролетариат или буржуазия. Третьего не дано.

2. Цель прорыва к социализму XXI века российское общество должно воспринять как общенациональную идею.

С этим нам предстоит идти к людям. Чтобы найти отклик в их сердцах, мы обязаны развеять буржуазный миф о казарменном и тоталитарном советском социализме. <…>

Надо показать, что в ряду других великих достижений советский строй дал миру уникальный пример решения национального вопроса. Он сделал это на основе подлинного равноправия наций. Опыт дружбы социалистических народов увенчался в СССР формированием первой в истории человечества неантагонистической общности – советского народа. И в этом великом опыте заключено будущее планеты Земля.

3. Всеми доступными средствами нам предстоит вести пропаганду идеи воссоздания Союзного государства.

Объединение по доброй воле народов бывшего СССР является гарантией их независимости и успешного развития в глобальном мире. Мы поддержим все инициативы и меры, нацеленные на создание единого экономического и культурного евразийского пространства. Ради этого мы будем способствовать укреплению Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана при сохранении равноправия его настоящих и будущих участников. Предстоит и дальше последовательно укреплять братские связи между народами. Для этого важно продолжить проведение совместных культурных, просветительских и иных акций по линии СКП–КПСС. Отделениям КПРФ нужно активнее налаживать совместную работу с национальными землячествами и общественными организациями. <…>

4. Принципиально важный вопрос – защита исторической памяти.

Решать данную задачу предстоит в непрерывной борьбе с фальсификациями истории, с попытками исказить, очернить и оболгать отношения дружбы и братства между народами и нациями СССР. От наших усилий напрямую зависит, сколь глубокой и долговечной будет память о наших выдающихся предках: Александре Невском и Дмитрии Донском, Александре Суворове и Михаиле Кутузове, о великих подвигах на Чудском озере, на Куликовом и Бородинском поле. Наш святой долг – защитить от любых искажений правду о событиях и личностях советской эпохи – о Великой Октябрьской социалистической революции, о Великой Отечественной войне, о Ленине и Сталине, о народных героях. Именно эта память связывает людей разных национальностей в единое духовное целое. <…>

Впереди знаковые юбилеи – 100-летие Великого Октября и 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Подготовку к ним нужно начинать уже в ближайшее время. И у нас есть все основания объявить в честь юбилея Победы над фашизмом специальный призыв в ряды КПРФ. С таким предложением выступили участники праздничных мероприятий в Орле, проведенных Центральным Комитетом в честь 70-летия разгрома немецких захватчиков в битве на Орловско-Курской дуге. Президиум ЦК предлагает поддержать эту инициативу.

Сберегая историческую память, важно обеспечить защиту и изучение русского языка как языка межнационального общения в Российской Федерации и в исторических границах СССР. Сохранение его чистоты означает возможность передачи будущим поколениям смыслов и символов, понятий и образов, в которых запечатлены мировоззрение, духовные ценности не только русского народа, но и всех народов нашего общего Отечества.

Защита русского языка предполагает пропаганду творений классической русской литературы. Эта часть нашей великой культуры явилась синтезом национальных культур страны. Через нее все народы России связываются с культурой человечества и привносят в нее свой вклад.

5. Следует помнить и доносить до соотечественников: высшим достижением нашей истории во всех сферах материальной и духовной жизни стала советская культура. Это проявилось в общественном производстве, изобразительном искусстве, литературе и музыке, театре и кино. Выдающиеся творения запечатлели исторические достижения советского народа, его мораль и идеалы, образцы братства народов в условиях совместного и свободного от эксплуатации труда. Это наследие призвано служить основой для возрождения социалистической общности – советского народа. Наш высокий долг – сохранить и передать это бесценное богатство нашим потомкам. <…>

6. Новое направление, которое нам предстоит освоить, – это поиск форм и средств работы среди мигрантов-тружеников из бывших советских республик.

Трудящихся мигрантов в России, озабоченных выживанием в тяжких условиях, нельзя оставлять без нашего влияния. В противном случае они будут отданы на откуп буржуазной власти, криминалу и религиозным фанатикам. Эти миллионы людей – в числе тех, с кем предстоит прокладывать путь к возрождению Союзного государства. Значит, нужно искать способ взаимодействия с ними, защищать их права по законам России, распространять среди них нашу литературу, помогать пробуждению их классового сознания. <…>

7. Стремясь к решению национального вопроса в России, ставя задачи по укреплению дружбы народов страны, исключительно важно беречь как зеницу ока интернациональную природу нашей партии. <…>

КПРФ – партия пролетарского интернационализма. В ней недопустимо малейшее проявление национализма в любой его форме.
Наше знамя – красное, наш гимн – «Интернационал». И мы беспощадны к предательству нашего знамени и наших идеалов.

 

* * *

Товарищи! Крайне высокой оказалась плата России за периферийный криминальный капитализм. Господство олигархической собственности уничтожило единый народнохозяйственный комплекс и раздробило мощное социалистическое производство на уделы. Именно этим в первую очередь и была расколота наша страна.

Налицо социальный раскол. Между кучкой сверхбогатых и громадной массой бедных образовалась глубочайшая пропасть.

Разделение общества породило и национальный раскол. Гремят выстрелы и взрывы терактов, вспыхивают межнациональные стычки, усиливается недоверие народов друг к другу.

Коммунисты убеждены: устранить угрозу государственной целостности страны можно. Восстановление социальной справедливости укрепит многонациональную Россию дружбой народов. Для этого нужно выполнить одно условие: социалистически преобразовать страну. <…>

Да, наша партия выступает за мирный переход к социалистическому развитию. Но это не означает, что мы отказываемся от революционного преобразования общества. Именно такой революционный характер носит наше главное требование – национализация капиталистической собственности в базовых отраслях экономики.

Движение вперед, к обновленному социализму XXI века, – такова общенациональная идея, которую мы предлагаем. <…>

Да здравствует обновленный социализм – подлинно национальная идея для нашей страны!

 

Геннадий Андреевич ЗЮГАНОВ,

Председатель ЦК КПРФ

 

Пресс-служба ЦК КПРФ

* Пленум состоится в конце октября 2013 года. – Прим. ред.

 

 Печатается с сокращениями