Главная       Дисклуб     Наверх  

 

 

ВСЕЛЕНСКИЙ РАСКОЛ ПРАВОСЛАВИЯ?

На  Крите  19 июня  начал работу Всеправославный собор - крупнейшее с организационной точки зрения мероприятие в православном мире за последнюю тысячу лет. Как и предполагалось на Соборе отсутствуют делегации Русской Православной, Болгарской, Грузинской и Антиохийской Церквей.

Последний раз такое мероприятие состоялось в 787 году. После «великого раскола» между католичеством и православием в 1054 году соборы больше не проводились.

Идея о проведении нового собора церквей впервые была выдвинута в 1920-е годы, но реальная подготовка к его проведению началась только в 1961 году.

 Последние дни перед началом работы собора были омрачены огромным количеством межцерковных дрязг  и разногласий, в частности представители Антиохийской, Грузинской и  Болгарской  церквей отказались приехать на Собор, по разным причинам требуя его переноса,  а  в самый последний момент к этому требованию подключалась и самая крупная из православных церквей - Русская Православная Церковь.

«Предстоятель Константинопольской православной церкви Варфоломей, носящий также титулы Вселенского патриарха и архиепископа Константинополя — Нового Рима, 16 июня  заявил, что Всеправославный собор состоится без участия РПЦ. Он выразил надежду, что Московский патриархат и три другие православные церкви в последнюю минуту пересмотрят свое решение о неучастии и прибудут на Крит, передает ABC News со ссылкой на AP.

Патриарх отметил, что решение о неучастии ляжет бременем на эти церкви и их предстоятелей, так как пять месяцев назад они согласились приехать на Крит в июне. В январе на встрече православных церквей в Женеве было принято решение провести Всеправославный собор, чтобы обсудить миссию и роль православного христианства в современном мире, а также ее отношения с Ватиканом.

Официальный представитель Вселенского патриарха преподобный Иоанн Хриссавгис заявил AP, что Варфоломей не располагает полномочиями для переноса сроков проведения собора, так как не может в одиночку пересмотреть решение, принятое лидерами всех 14 церквей. «Варфоломей — это не папа, он не может взять и просто решить», — сказал собеседник агентства.

В среду стало известно, что Сербская православная церковь решением синода пересмотрела свою позицию и примет участие в соборе», сообщает РБК.

Всеправославный собор   является для православного мира главным органом, принимающим судьбоносные решения. Собственно соборность, то бишь коллегиальность принятия важнейших решений, и отличает в организационном плане  православие от католичества, где  основные решения принимаются единолично Папой.

Перед началом работы Критского Собора стала известна и основная скрытая интрига - представители украинских православных церквей собиралась на Соборе ставить вопрос о независимости Украинской православной церкви от Московского патриархата.

С таким обращением к Собору, в частности, адресовалась Верховная Рада Украины.

Иерархия внутриправославных отношений  довольна сложна. Первыми по чину (всего сейчас насчитывается 15 официально признанных автокефальных церквей; существуют еще шесть древневосточных православных церквей, в частности Армянская, Коптская,  Эфиопская, но они не признают решений церковных Соборов, состоявшихся после  Эфесского (431 г.), поэтому не участвуют во Вселенских православных соборах) стоят четыре довольно небольшие по количеству паствы церкви: Константинопольского, Антиохийского,  Иерусалимского и Александрийского патриархатов. Крупнейшая же из православных церквей, прихожане которой составляют примерно половину из 250 миллионов православных мира, РПЦ формально является только пятой по старшинству.

История же взаимоотношений в треугольнике Константинополь – Киев Москва еще сложнее. 

 Помимо стремления Украинской православной церкви к автокефалии, Москва очень опасается еще и возможного возвращения Киева под юрисдикцию Константинопольского патриархата.  Киевская митрополия,  учрежденная в 988 году (с момента возникновения), до 1687 года (когда она, как теперь считают в Киеве незаконно,  была присоединена к Московскому патриархату)  с некоторыми каноническими и техническими перерывами неизменно существовала в организационной структуре Константинопольского патриархата.

Безусловно, если придерживаться сути, а не формы событий, то историю де-факто отдельной  от Константинополя  поместной Русской православной церкви следует считать  с 1448 года, когда, вопреки желанию Константинополя, на пост митрополита Киевского и Всея Руси (Киевская митрополия с 1300 года переехала во Владимир, а в 1325 году – в Москву, но сохранила свое древнее наименование) под давлением великого князя московского  Василия II Темного, находившегося в  вассальной зависимости от Казанского ханства, собор московских епископов поставил Иону.   Константинополь продолжал считать легитимным митрополитом Киевским назначенного им митрополита Исидора.

Однако сразу после взятия  Константинополя  турками  в 1453 году Московская церковь, до этого канонически находясь в составе Киевской митрополии, самовольно отделилась,   и таким образом возникла самопровозглашенная Московская митрополия.  Первым московским митрополитом, которого утвердил московский великий князь, а не патриарх Константинопольский, стал  в 1461 году митрополит Феодосий.

Почти одновременно, в 1458 году,  Константинопольским патриархатом была реорганизована митрополия Киевская, которая теперь получила несколько иное название: "Киевская, Галицкая и всея Руси".

Однако полная формальная автокефалия была достигнута только после появления на Руси патриаршества,  которое так же, как и Московская митрополия, возникло не  вполне легитимно  с точки зрения церковных канонов.

Первым автокефальным Патриархом Московским, как известно, в 1589 году был провозглашен митрополит Иов.  До этого Московская, а еще раньше  Киевская митрополия управлялись из Константинополя. 

В  соответствии с канонической православной церковной традицией автокефалия (церковная независимость) может быть добровольно дарована церкви вышестоящей церковью либо провозглашена Вселенским Собором, в  котором должны принять участие  все 15 автокефальных православных иерархов; как уже сказано, существуют еще шесть древневосточных православных церквей, но они не признают решений церковных Соборов, состоявшихся после  Эфесского (431 г.), поэтому не участвуют во Вселенских православных соборах).

Патриаршее достоинство было действительно присвоено митрополиту московскому Иову  лично Вселенским (Константинопольским) Патриархом Иеремией II в мае 1589 года (Иеремия прибыл в Москву 13 июля 1588 года, после чего последовали длительные и сложные переговоры с московским правительством), затем подтверждено Соборами в Константинополе в 1590 и 1593 годах, о чем в Москву были посланы грамоты. Однако в истории с учреждением в Москве патриаршества есть некоторые нюансы.

Хотя учреждение патриаршества на Руси произошло в царствование последнего в династии Рюриковича,  сына Ивана Грозного, царя Фёдора Иоанновича (1584–1598 гг.), главную роль в учреждении патриаршества на Руси сыграл  всесильный Борис Годунов, который  фактически правил от имени слабовольного и некрепкого здоровьем Фёдора все 14 лет его царствования и  который фактически силой удерживал прибывшего в Москву с просьбой о   финансовой  и иной помощи патриарха Иеремию, добиваясь согласия на автокефалию.

Следует также отметить,  что, несмотря на всю сложность отношений между православными церквами, православные страны воевали межу собой крайне редко. Две войны, которые обозначились между Россией и Грузией в 2008 году и Россией и Украиной в 2014 году и которые обе были связаны с территориальными претензиями одной православной страны к другим, поставили целый ряд новых вопросов перед всемирным православием, в частности  о способах и темпах изменения окормляемых той или иной церковью территорий.

Осязаемая поддержка, которую РПЦ оказала  военным упражнениям российской власти в обеих конфликтах против православных соседей, нанесла серьезный удар по ее авторитету в православном мире, и, понятное дело,  представителям РПЦ вовсе не хотелось отвечать на нелицеприятные вопросы своих  православных коллег на Критском  Соборе.

 Кроме того, в настоящее время в отличие от ситуации, сложившейся в XX веке, конфессиональные контуры православного мира и политические предпочтения православных стран по большей части не совпадают. 

Большинство православных стран в настоящее время политически ориентированы на Запад, сохраняют политическую ориентацию на Россию только Белоруссия и Армения и это обстоятельство вносит принципиально новые моменты, которые, наверное, полезно было бы обсудить на Соборе.
  В результате крупнейшее за тысячелетие мероприятие в православном мире оказалось де-факто очень сильно урезанным, а способность самого православного мира проводить действительно соборные мероприятия 
под большим вопросом.