Главная       Дисклуб     Что нового?         Наверх  

 

III Восточный экономический форум:

некоторые итоги

 220 соглашений на общую сумму 2,5 трлн рублей заключено на Экономическом форуме во Владивостоке, заявил полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. «Заключено 217 соглашений на сумму порядка 2,5 трлн рублей», –  рассказал он на пресс-конференции. По его словам, самым крупным из подписанных на форуме соглашений стала договоренность «об осуществлении деятельности на территории ТОР "Свободный" между ООО "Газпром переработка Благовещенск" и Корпорацией развития Дальнего Востока (КРДВ) на сумму 948,35 млрд рублей». «Будет создано 2589 рабочих мест», – отметил Трутнев.

 * * *

Я всегда считал (как и многие авторы «ЭФГ»), что перенос центра геополитических усилий России на Дальний Восток и сосредоточение там максимально возможных ресурсов, вместо того чтобы растрачивать их в бессмысленных и вредоносных для всех участвующих сторон конфликтах на западном периметре, есть правильное решение. В этой связи можно отметить, что III Восточный экономический форум стал заметным шагом в нужном направлении.

При этом форум явственно продемонстрировал, что  при грамотном маневрировании нарастающая мощь Китая может быть разумно уравновешена японским и южнокорейским заинтересованным участием.

Кроме того, обладая такими дипломатическими ресурсами, как давно сложившиеся прекрасные отношения с Монголией и Вьетнамом, которые исторически не испытывают слишком теплых чувств по отношению к КНР, можно рассчитывать на создание желательной для России конфигурации баланса сил в этом регионе.

Вышесказанное, разумеется,  отнюдь не означает, что необходимо ухудшение отношений с КНР. Отнюдь нет, и тот факт, что Китай отныне является обладателем 14 процентов "Роснефти", о чем с удовлетворением заявил ее глава И. Сечин, свидетельствует от том, что в российском руководстве продолжается соперничество между геополитическими концепциями, которое возникло отнюдь не сегодня, и что прокитайское лобби в Кремле продолжает оставаться активным и целеустремленным.

Многие уже не помнят,  но вопрос о направленности Восточной трубопроводной системы на Китай или Японию дискутировался еще в СССР с конца 70-х годов.

«Идея строительства Восточного нефтепровода вновь стала активно прорабатываться с конца XX века. Первоначально предложение о создании восточного трубопроводного маршрута для экспорта российской нефти исходило от руководства нефтяной компании «ЮКОС».

В декабре 1999 г. глава НК ЮКОС Михаил Ходорковский провел переговоры с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК) по поводу строительства нефтепровода из России в Китай. Переговоры проходили сложно, и позиции сторон многократно менялись и корректировались. Тем не менее 17 июля 2001 г. премьер-министр России Михаил Касьянов и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали соглашение «Об основных принципах разработки технико-экономического обоснования нефтепровода Россия – Китай» (Ангарск – Дацин).

За этим последовала длительная борьба между Китаем и Японией как основными потенциальными потребителями российской нефти, каждый из которых пытался пролоббировать наиболее выгодный для себя маршрут.

2 апреля 2002 г. «Транснефть» представила альтернативный проект нефтепровода из Ангарска в Находку. Его поддержал премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми. В мае 2003 г. проекты объединили под общим названием «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО): было предложено направить основную нитку из Ангарска на Находку с ответвлением на Дацин.  В феврале 2004 г. «Транснефть» сменила отправную точку трубопровода с Ангарска на Тайшет, а конечную – с Находки на бухту Козьмина» (Википедия).

В настоящее время ВСТО-1 заканчивается в Амурской области, в Сковородино,  откуда нефть по ответвлению трубопровода транспортируется в Китай, другая нитка (ВСТО-2) из Сковородино тянется до порта Козьмино, находящегося на юге Приморского края, откуда забирается танкерами и доставляется конечным потребителям, в основном в Японию, Южную Корею, США и Таиланд. Мощность ВСТО-1 – около 60 млн тонн сырой нефти в год (2015 г.). Экспорт нефти из порта Козьмино – около 25 млн тонн (2014 г.).

Как бы то ни было, вопрос о китайском доминировании или  множественности лидерства в регионе АТР, особенно после ослабления внимания США к этому региону при президенте Трампе, после III Восточного экономического форума, на котором присутствовали главы России, Японии, Южной Кореи и Монголии, но отсутствовал глава Китая, выглядит намного более многомерно и открывает для России новые возможности, если не лидерства, то по крайней мере определяющего участия в решении по поводу его формирования.

Семён Яковлевич РОНСКИЙ