Главная       Дисклуб     Наверх  

  

  

Не забудем! Не простим!

О необходимости правовой реабилитации защитников Конституции в 1993 году

 

2 апреля депутат Госдумы фракции КПРФ Ю.П. Синельщиков выступил на круглом столе, организованном комиссией фракции КПРФ Госдумы по проверке обстоятельств совершения государственного переворота, повлекшего массовую гибель граждан в сентябре – октябре 1993 года в Москве.

 

За истекшие 20 лет государство так и не решило два вопроса, которые оно разрешить обязано. Во-первых, это правовая реабилитация тех участников событий, кто действовал правомерно. Во-вторых, возмещение вреда тем, кто пострадал от действий правоохранительных органов и так называемых силовых структур.

Единственной попыткой разрешить проблему было Постановление Государственной Думы РФ от 28 февраля 1994 года «Об объявлении политической и экономической амнистии», которое предусматривает: «Прекратить все уголовные дела в отношении лиц, привлеченных к уголовной ответственности... за участие в событиях 21 сентября – 4 октября 1993 года в Москве… независимо от квалификации их действий по статьям Уголовного кодекса РСФСР». Однако это постановление осталось неисполненным. В ходе расследования многие обстоятельства тех событий остались невыясненными, а круг виновных лиц, по существу, не определен.

Для определения подходов к решению существующих вопросов необходимо всех участников тех событий разделить на категории с учетом их правового статуса.

1. Лица, совершившие правомерное противодействие реализации Указа Президента РФ от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».

При даче правовой оценки деяний этих лиц должно учитываться заключение Конституционного суда РФ от 21 сентября 1993 года № 3-2, которым упомянутый Указ президента РФ и последовавшее за ним обращение президента к гражданам были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации. Эти действия президента, по заключению Конституционного суда, служили основанием для его отрешения от должности. Совершенно очевидно, что лица, именуемые в этих событиях «защитниками Белого дома», противодействуя исполнению Указа президента, пытались выполнить акт Конституционного суда, юридическая сила которого выше президентского Указа.

Поэтому деяния защитников Белого дома, в том числе и их насильственные действия, не могут квалифицироваться как преступные, так как являлись действиями в состоянии крайней необходимости либо необходимой обороны. Поэтому эти лица подлежат освобождению от уголовной ответственности не по амнистии, а в связи с отсутствием в их действиях состава преступления.

Вред, причиненный этим гражданам в результате уголовного преследования, должен быть возмещен государством в полном объеме на основании правил, установленных в главе 18 УПК РФ.

2. Лица, совершившие неправомерные действия в ходе массового противодействия реализации упомянутого Указа президента РФ. Это участники беспорядков, а также сопутствующих этим беспорядкам деяний (уничтожение имущества, причинение людям телесных повреждений, убийства). В эту категорию входят те, чьи действия не содержали крайней необходимости или необходимой обороны. Они подлежат освобождению от уголовной ответственности по амнистии и прав на возмещение вреда не имеют.

3. Лица, совершившие уголовно-наказуемые деяния (кражи, грабежи, разбой и т.д.), которые не участвовали в упомянутом противодействии, а использовали в своих преступных целях сложившуюся ситуацию. Если эти лица не были осуждены за совершенные деяния, то дела в отношении них подлежат прекращению за давностью. Они не вправе претендовать на амнистию либо реабилитацию.

4. Сотрудники правоохранительных и силовых структур, учинившие злоупотребления и превышения власти при пресечении этих противодействий и беспорядков. Они подлежат освобождению от уголовной ответственности по амнистии. Причиненный им вред не возмещается.

К этой же категории относятся и те военнослужащие, которые причинили ранения другим военнослужащим и правоохранителям по небрежности, а также офицеры, по халатности которых происходили перестрелки с ранениями между отдельными армейскими частями.

5. Лица, пострадавшие от участников этих событий. Те, кому вред причинен в результате правомерных действий, не вправе рассчитывать на какие-либо компенсации. Возмещать вред надлежит тем лицам либо их родственникам, кто пострадал от неправомерных действий участников событий (с одной либо с другой стороны). В случае установления конкретного лица, причинившего такой вред жизни, здоровью или имуществу, иск предъявляется к этому обвиняемому, подозреваемому. Однако в большинстве случаев лица, совершившие такие преступления, не будут установлены. Возмещение вреда в этих случаях, как мы полагаем, должно взять на себя государство специальным законом либо Постановлением правительства. Точно так же как возмещается вред тем, кто пострадал от террористических актов, стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

Полагаю, что Закон РФ от 18 октября 1991 года № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий» в данном случае не может быть применен. В соответствии со статьей 1 этого закона политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке.

В данном случае мы имеем дело не с политическими репрессиями, а с произволом, преступным поведением чиновников, военных и правящей элиты.

Распределить участников событий по пяти упомянутым категориям можно лишь после проведенного повторного расследования. Для этого не требуется вынесения постановления о возбуждении дела. Необходимо Генеральному прокурору либо Председателю Следственного комитета РФ отменить решение о прекращении упомянутого дела. Соответствующее обращение в их адрес, как мы полагаем, должно последовать от одного или группы пострадавших участников событий, не согласных с принятым решением. Основанием для отмены решения о прекращении могло бы стать и обращение депутатов Государственной Думы РФ, Уполномоченного по правам человека РФ, поручение Президента РФ и др.

 

Юрий Петрович СИНЕЛЬЩИКОВ,

 депутат Госдумы фракции КПРФ