Главная       Дисклуб     Наверх на "Трудовые коллективы"   Наверх на "Макротеория"

 

 

Кому нужен социализм?

 Четкого определения социализма нет, но примерно его можно охарактеризовать как общество без эксплуатации, если под эксплуатацией понимать недоплату за труд без согласия на то эксплуатируемого.

Предметом анализа выбран человек, а не способ совместного проживания людей – социализм в расчете на то, что в результате уточнения устройства элемента общества (человека) прояснится устройство всего общества, и кто в таком социалистическом обществе заинтересован.

В истории человек определяется двояко: как творение Бога – теологами и как продукт эволюции материи марксистами.

Считается, что именно материалистическое понимание природы человека привело марксистов к победе социалистической революции в России и к уничтожению эксплуатации человека человеком. Но так как социализм в СССР оказался непрочным, имеет смысл посмотреть в корень самого материализма, не выходя за его рамки.

Революционный процесс отделения религиозного мировоззрения от материалистического (научного) привел к перегибу. Марксисты не признавали существования души как атрибута религии, поэтому считали психику человека как бы и не существующей вовсе. Отрицая религию, они отрицали психику, то есть «выплеснули вместе с водой ребенка».

С другой стороны, марксистско – ленинская формула: «материя – первична; сознание – вторично» по современным меркам недостаточно материалистична и содержит след религиозного мировоззрения, выражающейся в некой вторичной материальности сознания. На сегодняшний день сознание (психика) изучено довольно глубоко. Материально - волновая природа Вселенной кратна материально – волновой природе психики. Процессы, происходящие в психике, подчиняются закону сохранения энергии. Однако законы движения энергии в психике человека радикально отличаются  от законов движения в неживой природе и отличаются от законов движения энергии в психике животных. Это расхождение в законах движения является отправной точкой в критике марксизма как системы взглядов, но критика марксизма не является целью нашего анализа. Целью нашего анализа является поиск ответа на вопрос: «Кому нужен социализм?» путем уже начатого нами движения «от общего к частному» по цепочке: общество→человек→психика человека→зерно психики человека и, затем, «нащупывание» пути обратного движения по цепи.

Если оставаться в рамках материализма, то «зерно» психики человека, обусловливающее его тягу к некоему «социализму», имеет смысл искать в теории психоанализа как науки о многоуровневой структуре психики.

Интересно отметить, что основоположник психоанализа З. Фрейд на момент смерти К. Маркса был в возрасте  27-ми лет и начинал научную деятельность. А современник марксиста В.И. Ленина Л.Н. Толстой приглашал к своей болевшей жене психиатра школы Фрейда. Интеллектуалы – марксисты в России, претендуя на научность марксистского мировоззрения и даже на методологичность, вряд ли не знали о событиях в научном мире, значит, сознательно игнорировали науку о психике. Инерция игнорирования науки о психике проявляется в России и по сей день, что делает психоанализ достоянием лишь спецорганизаций, одиночек врачей – энтузиастов и горстки празднолюбопытствующих. Но любое знание - по-прежнему сила, как бы кто не относился к силе и насилию (эксплуатация – тоже насилие). Тем не менее Вселенная и жизнь в ней – это движение, которое происходит только под действием силы или после действия силы (по инерции). Желающие полностью устранить насилие из жизни «бунтуют» против устройства Вселенной.

В общем случае «бунт» человека против силового мироустройства может принимать следующие формы:

-         неприятие зависимости от стихии природы;

-         отвращение к «поеданию живыми живого»;

-         несогласие с насилием между людьми;

-         создание иллюзорного мира в своей психике взамен реального;

-         полное отрицание жизни самоубийством;

-         переделка реального мира для устранения насилия между людьми.

На первый взгляд неприятие насилия между людьми, например, эксплуатации, действительно выглядит чем – то искусственным по отношению к реальности, раз Вселенная существует только при наличии сил. Но человек – часть природы и уместно предположить, что «бунт» человека против силового устройства Вселенной – естественное природное явление.

При продвижении к постижению смысла «зерна» человеческой психики мы встретим некоторые трудности, так как здесь имеет место совпадение объекта исследования с субъектом исследования. Это значит, что при самоанализе психика «натолкнется» на естественные, природой установленные механизмы блокировки, препятствующие проникновению сознания вглубь собственной психической структуры.

Любой научный анализ предполагает установление причинно – следственных связей между вещами и явлениями. Это можно интерпретировать как «разгадывание загадок природы» или как «взламывание замков природы» в зависимости от предполагаемого конечного результата такого «разгадывания» или «взламывания», а также и от психической конституции самого интерпретатора.

Но психоанализ – раздел медицины, призванной облегчать страдания больного с предполагаемым конечным результатом – полным его излечением. И лечение порой бывает мучительнее самой болезни и, однозначно, никогда не обходится без определенного усилия над самим собой.

Болезнь – это тоже насилие, причем насилие одной части организма над другой, когда поврежденная часть организма воздействует на здоровую часть, принуждая личность принимать меры по устранению раздражителей. Следовательно, построение общества без эксплуатации (без насилия) аналогично лечению больного буржуазного общества, основанного на насилии людей друг над другом.

Тогда в соответствии с природой, устроенной по принципу силового взаимодействия, приложим усилие для проникновения вглубь собственной психики. Первым встает вопрос о психической конституции исследователя проблемы, то есть вопрос о его психическом здоровье. Другими словами, не поврежден ли измерительный прибор до такой темени, что им уже ничего нельзя измерить? В теории психоанализа абсолютное психическое здоровье считается понятием гипотетическим. На практике здоровым считается человек, способный жить в тесном контакте с человеком противоположного пола и при этом материально обеспечивать такую жизнь. Если это условие соблюдено, то тест «измерительного прибора» на соответствие собственной функции пройден, то есть человек в принципе способен воспринять информацию об устройстве собственной психики.

На данном этапе нашего анализа уже можно сделать вывод о том, кому не нужен никакой «социализм». Это – психически больные, крайним выражением нездоровья которых является самоубийство. Известно, что ежегодно Россия теряет за счет суицида население, равное населению маленького города, и никакое экономическое благополучие не решает этой проблемы,  что видно на примере некоторых развитых и богатых стран, также лидирующих по числу самоубийств.

Сузив пространство поиска интересующего нас «зерна» психики, рассмотрим пограничные состояния личности между здоровьем и потенциальным нездоровьем.

Известно, что материализм начинается с признания существования объектов вне нашего собственного сознания и вне некоего гипотетического сознания вообще. В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» боролся с врагами материализма – идеалистами, не опираясь на науку о психике, а считая «аргументами» общефилософские посылы, и бился «как рыба о лед», но признал в конце концов  принципиальную недоказуемость первичности материи или первичности сознания. Однако в тексте его работы все же есть осторожные намеки на то, что если нет объектов вне сознания, то как же человек выполняет функцию продления рода? С глубокой древности известно, что неполадки в интимной жизни человека при телесном здоровье  - это проявление повреждения души, психики – «беснование». В терминах современной науки о психике (психоанализа) это означает, что утрата объективного либидо – фаза психического заболевания. Таким образом, признание существования объектов вне сознания, т.е. материализм, является по существу признаком психического здоровья.

Природа способом «естественного отбора» уничтожает живые существа, не способные отличить внутренние психические процессы от внешней реальности, так как опасность, исходящая от внешней реальности, несравнимо больше, чем от внутренних раздражителей. Природой созданы естественные психотехники, позволяющие психике приспособиться к реальности и уцелеть при некотором ее собственном повреждении. Так, например, при повреждении одной части психики другая, здоровая часть имеет возможность постоянно наблюдать за поврежденной. Но человек не ощущает такого раздвоения, так как этот процесс протекает в бессознательной части психики, причем это внутреннее противостояние проецируется во внешнюю реальность. При этом человек ощущает, что кто-то другой постоянно и неотступно наблюдает за ним и от этого «другого» невозможно ни убежать, ни спрятаться. Так развивается мания преследования, но организм в целом выживает, так как рецепторы воспринимающей системы сознания остаются развернутыми в сторону потенциально большей опасности – внешней. Таким образом, признание существования объектов вне сознания, то есть материализм, является наиважнейшим условием выживания индивида.

В процессе приспособления к внешней реальности человек как существо разумное и творческое создает искусственные психотехники. Эти искусственные психотехники могут способствовать выживанию человека и его рода, а могут причинять вред и применяться как оружие против другого народа. Таким психологическим оружием против населения России можно считать внедрение в массовое сознание необходимости плюрализма мнений и толерантности к инакомыслию. Психотехника, применяемая как оружие, вводит психику здорового человека в состояние, пограничное с болезнью. А человеку в пограничном состоянии между здоровьем и болезнью уже нет дела до какого бы то ни было «социализма».

А.А. Зиновьев в своих последних публичных выступлениях сетовал, что в России сознание людей полностью разрушено, и он даже не видел перспектив его восстановления. Так, обращаясь к студентам, сдающим экзамен по философии с вопросом: «как вы считаете, что первично: сознание или материя?» Он получал типичный ответ: «некоторые считают – что материя первична, а некоторые считают, что сознание». Когда он уточнял, говоря: «Ну а вы лично, именно вы, как считаете?», то получал точно такой же ответ: «Некоторые считают – что материя первична, а некоторые считают, что сознание». Студент, будущий философ, не решивший для себя основной вопрос философии, вероятно, став взрослым, не решит, что для него приемлемо: «социализм» какой бы то ни было или буржуазный либерализм.

Психологической основой такого плюрализма является неразграничение части и целого. Но клетка не равна всему организму, птица не равна стае, личность не равна обществу. Искусственная психотехника: «сознание – «мы» позволяет личности (сознанию – «я») считать себя не частью общества, а целым обществом, что приводит к снижению жизнеспособности индивида вплоть до гибели, но бывает необходимо для выживания общества. Природа регулирует пропорцию сознания «мы» и сознания «я» в обществе оправляя пассионариев с сознанием «мы» на смерть.

Кроме того, что природа регулярно «отфильтровывает» особей с сознанием «мы», есть еще скрытый вред от неразграничения психикой части и целого. Принимая искусственную психотехнику под названием «плюрализм мнений» человек помещает в бессознательную часть своей психики противоположные суждения, находящиеся в антагонизме друг с другом и таким образом ментально поглощает этот искусственный конфликт, вводит его в свою структуру в дополнение к уже имеющимся естественным конфликтам, заданным от природы. Здоровья это не прибавляет, часть психической энергии будет тратиться на обслуживание этого дополнительного конфликта, и люди с пограничным состоянием здоровья будут двигаться в направлении болезни, значит, будут оторваны от решения общественных проблем.

Исходя из всего вышеизложенного в качестве промежуточного итога нашего анализа можно сделать вывод о том, что социализм – это здоровое общество здоровых людей, нацеленных на сохранении жизни на принципе минимизации насилия между людьми.

Кроме этого выживание отдельного человека возможно, если он твердо стоит как бы «одной ногой» на платформе материализма (естественной психотехники, данной ему от природы), а «другой ногой» нащупывает опору в искусственных психотехниках, например в сознании «мы» (необходимом в коллективном труде и в войне) и религиозном сознании, помогающем ему выжить.

Для выживания общества как гипотетического целого живого существа необходимы перечисленные психотехники отдельного человека, но, в отличие от отдельного человека, для общества сознание «мы» и религиозное сознание являются естественными психотехниками. Как материализм для индивида является необходимейшим условием выживания, так сознание «мы» и религиозное сознание  являются необходимейшими условиями выживания общества. Исследования историков и, в частности, теория пассионарности Л.Н. Гумилева аргументированно это подтверждают. Никакого иного способа проверки реальности, кроме выживания в этой реальности природой для человека не предусмотрено. Тогда психотехники человека, обеспечивающие его и общества выживание, адекватно отражают реальность.

Тогда логическим выводом из двух умозаключений о выживаемости человека и о выживаемости общества будет следующее: объекты существуют вне сознания; общество -  это некое целостное живое; постулаты теологии отражают реальность. Этот логический вывод очерчивает контур пространства, где уместен поиск интересующего нас «зерна» психики.

Из марксизма известно, что история есть ни что иное, как история человека, преследующего свои интересы (или цели – в расширенной интерпретации). То есть человек определяется как целостное существо, состоящее как бы из одного куска материи, знающего свои цели и преследующего их. Движение человека по жизни в теории психоанализа описано, мягко говоря, не совсем так.

Учитывая, что на счету марксизма миллионы жертв (впрочем, это справедливо и для других мировоззрений), а на счету психоанализа как медицины и философии миллионы вылеченных (полностью или частично), примем постулаты психоанализа за адекватные реальности и приступим вплотную к определению интересующего нас «зерна» психики. Для этого необходимо кратко познакомиться с основными принципами психоанализа.

Согласно теории психоанализа человек состоит из тела и психики, которые взаимодействуют. Сознательная часть психики за счет сенсорного восприятия получает сигналы от внешнего мира и от внутренних телесных и психических раздражителей. Эти сигналы в виде образов или идей удерживаются в течение нескольких секунд в сознательной части психики, после чего воспринятая информация уходит в бессознательную часть психики на вечное хранение. Психоанализ описывает конфликт и способы его разрешения между бессознательными инстинктивными стремлениями Ид, между суперэго как психическим представителем внешней угрозы (от, например, общества, семьи) и между эго – осознаваемой частью личности, как бы расположенной между суперэго и ид как между «молотом и наковальней», т.к. Ид требует разрядки инстинктов, а суперэго это стремление ограничивает.

В психоанализе определена концепция либидо – чувственного удовольствия от инстинктивной разрядки, а также обратного к либидо явления – фрустрации, определяемой как невозможная или прерванная разрядка.

Таким образом, природа управляет живым существом с помощью тактики «кнута и пряника», то есть в психике действует принцип удовольствия – неудовольствия.

При развитии организма от рождения до взрослого состояния инстинкт также развивается и на каждой фазе организации либидо организм обучается определенным функциям: пищеварительной, выделительной и размножению.

Движение инстинкта от низшей фазы развития к высшей является естественным природным механизмом, определяющим здоровье – это инстинкт жизни; в то время как обратное движение (регрессия либидо) является заболеванием и происходит под действием инстинкта смерти. Психическая энергия не связана жестко с работой определенного органа или с определенной функцией. Она может свободно перемещаться внутри психической структуры с одного уровня на другой, а также может катектировать (насыщать) какой – либо орган. В человеческой психике существует механизм, радикально отличающий его от других существ. Это – сублимация психической энергии при направлении этой энергии на несексуальные цели.

Так выглядит упрощенный вариант изложения принципов сложнейшей теории. Однако этого достаточно для отыскания «зерна» в психике, обусловливающего «бунт» человека против насилия и тягу к некоему «социализму».

Естественно предположить, что искомое «зерно» топографически будет расположено внутри механизма сублимации.

Сублимация психической энергии как естественный механизм, созданный природой, происходит в случае невозможной (по внутренним или внешним причинам) адекватной разрядки зрелого объективного либидо, т.е. при фрустрации. В случае, когда невозможна разрядка и одновременно не работает механизм сублимации, либидо регрессирует на предыдущую фазу развития, например анально – садистскую, оральную или даже внутриутробную (при ступоре). При этом человек становится или откровенным извращенцем или психотиком с сильно измененным и даже антисоциальным поведением. Чтобы вернуться в фазу здоровья, психика должна проделать обратный путь, т.е. тот же путь, который проходит либидо здорового организма при взрослении.

Так, например, в психике младенца, сосущего материнскую грудь, вследствие роста его организма и созревания либидо накапливается напряжение, которое он уже не может разрядить как раньше за счет удовольствия от сосания. Так заканчивается оральная фаза либидо. В следующий период развития у ребенка появляется мускулатура. Он стремится притянуть к себе любой внешний объект и виртуально «съесть» или сломать, т.е. уничтожить его. В это же время ребенка приучают контролировать свои выделительные функции, что уже возможно при развившейся поперечной мускулатуре, а также ограничивают его жадность. Это – анально – садистская фаза развития либидо. При регрессии на эту стадию объективного либидо человек отличается агрессией, садизмом, жадностью и тяготением ко всякой грязи физической и нравственной. Увеличивающееся инстинктивное напряжение на анально – садистской фазе заставляет психику переместить либидо к гениталиям;  стимулируя их, ребенок достигает инфантильной разрядки. По мере развития организма дальнейшее увеличение инстинктивного напряжения перемещает либидо к объектам вне собственного тела; ими становятся родители или их заместители. Бессознательный конфликт между Ид и суперэго в формате эдипового комплекса и нарастающее напряжение заставляют подростка отказаться от интесцуозных импульсов и найти объект для адекватной разрядки. Так формируется либидо взрослого человека. Наше искомое «зерно» психики однозначно находится на продолжении этой линии развития либидо взрослого человека. Для этого рассмотрим как соотносится интенсивность инстинктивного напряжения с биологически и социально предпочтительной разрядкой в интервале психического здоровья.

Люди с невысоким инстинктивным напряжением или, другими словами, в невысоком тонусе легко достигают состояния удовлетворения. Это удовлетворение похоже на удовлетворение домашнего животного после спаривания и еды. В отсутствие раздражителей (и внутренних и внешних) животное засыпает, так как нет необходимости в совершении каких – либо действий и нет источника энергии для их совершения, т.к. энергия инстинкта израсходована полностью. Либидо как бы возвращается на внутриутробную фазу в состояние самодостаточности зародыша. В природе преобладают особи с невысоким тонусом, объект разрядки которых легко доступен и потребность удовлетворяется исчерпывающим образом.

Уместно вспомнить расхожую комичную фразу, приписываемую генсеку Л.И. Брежневу: «Советским людям свойственно чувство глубокого и полного удовлетворения». Советские люди считались  в массе своей так называемыми «простыми людьми», то есть народом. Народ – это, например, рабочий у станка или тракторист в поле, то есть те, кто «никому не начальник». В минуты довольства жизнью, например, после сытного обеда, отношение народа к жизни выражается фразой: «много ли человеку нужно?» Или, как говорил персонаж из к/ф «Белое солнце пустыни»: «Хороший дом, хорошая жена, что еще нужно человеку, чтобы встретить старость?»

Люди в низком тонусе, легко освобождаясь от напряжения, управляются этим напряжением, т.е. инстинктом. А инстинкт «не знает» времени. Он действует постоянно и неотступно. Понятие времени существует только в сознательном и хорошо интегрированном эго, способном откладывать удовлетворение потребностей. Тогда, под действием инстинкта такой человек выбирает ближайшие цели, которые в ближайшее время быстро и полностью удовлетворяют его потребности и легко жертвует дальними целями. Так в охотничьей сказке охотник бросает преследующему его медведю шапку. А медведь, повинуясь инстинкту, кидается на эту ближайшую цель и упускает большую добычу – охотника.

Таким же образом буржуазные правительства управляют народом, «бросая подачки» недовольным массам в виде сиюминутного повышения пенсий, зарплат и т. д. И народ охотно «проглатывает» это и «засыпает», упуская перспективные цели.

По этой же причине, то есть из-за невысокого тонуса и под давлением инстинкта так называемые люди из народа не получают образования. Они преследуют ближайшие цели, например, деньги в данный момент, предпочитая их большему заработку в будущем, и закрывают себе дорогу в верхние слои общества. Назовем таких людей: «работник» и посмотрим следующий участок интервала психического здоровья. Это – люди с высоким инстинктивным напряжением или в высоком тонусе.

Человек, наделенный от природы высоким тонусом, имеет мощный источник энергии как для полного удовлетворения своих инстинктивных потребностей, так и для обуздания своего инстинкта. Природная способность выдерживать сильное напряжение и откладывать до лучших времен разрядку дает сильному человеку преимущество в выживании перед слабым. Такой человек не польстится на малое сиюминутное удовольствие и не упустит большей выгоды в перспективе. И запруженное либидо у такого сильного и здорового человека не вызывает регрессии и заболевания, а сублимируется на несексуальные цели, что выражается в экспансии психической энергии вовне. В зависимости от культурно – исторической среды такой человек будет или организовывать военный поход, или создавать капитал, или заниматься творчеством. Но сублимация не является целью психической структуры высокого тонуса. Целью такого психотипа является удовлетворение своих высоких инстинктивных потребностей, требующих такого уровня разрядки, который бы соответствовал этому высокому уровню напряжения. Сублимация в этом случае – это средство для получения отложенного во времени удовольствия.

Но отложенная разрядка вызывает повышение напряжения, а повышение напряжения требует все более высокого уровня разрядки в количественном и качественном отношении. Но каким бы ни был уровень притязаний этого психотипа на количество и качество удовлетворения своих потребностей, в его организме достаточно энергии для полного их удовлетворения. Люди высокого тонуса занимают высокое положение в обществе и являются «хозяевами жизни». Назовем таких людей «хозяин» и рассмотрим последний интервал психического здоровья. Это – люди со  сверхвысоким уровнем инстинктивного напряжения или в сверхтонусе.

Сверхвысокое инстинктивное напряжение или сверхтонус также дается человеку от природы. Либидо человека в сверхтонусе развивается также, как и либидо любого здорового человека. То есть при нарастании напряжения на каждой фазе либидо совершает последовательные перемещения  вплоть до объекта вне своего тела. Но, в отличие от высокого тонуса, в сверхвысоком тонусе полная разрядка (и адекватная и сублимированная) невозможна.

Инстинктивные напряжения в этом случае принципиально больше чем максимально возможная разрядка здорового организма. Когда либидо в сверхтонусе достигает зрелой фазы и не получает должной объективной разрядки, напряжение нарастает. Поток психической энергии запруживается, состояние становитая неустойчивым, организм как система попадает в точку бифуркации (то есть на распутье) и выбирает одно из направлений; но для движения психической энергии принципиально возможны только два направления: движение назад (то есть регрессия) или движение вперед. Движение назад или регрессия для здорового организма с сильным объективным либидо невозможно, так как для этого должны быть серьезные препятствия для объективной разрядки, а их нет. Остается движение вперед к разрядке где – то за пределами объективного либидо на некоем «сверхобъектном» уровне. Но психика по-прежнему работает в режиме поиска источника напряжений и способа избавления от них. Этот поиск в теории психоанализа как философии интерпретируется как установление причинно – следственных связей. Тогда либидо психотипа в сверхтонусе частично отчуждается от собственного организма, не обеспечивающего полной разрядки, и переносится на поиск причинно – следственных связей вне собственного тела.

Режим поиска источника напряжений и способа избавления от них, перенесенный во вне из собственного тела, выражается в поиске источника напряжений и устранения насилия в природе и обществе, причем в этот процесс, происходящий вне собственного тела, переносится и либидо. Таким образом, мы обнаружили «зерно» психики человека, обусловливающее его неприятие насилия вообще, и, в частности, эксплуатации человека человеком. Способы неприятия насилия в общем случае были перечислены ранее.

Из теории психоанализа известно, что большинство психических процессов происходит на бессознательном уровне психики. Люди различных уровней тонуса не ощущают собственное устройство и, не являясь специалистами – аналитиками, не знают своего устройства. Не зная себя, не знают и других и источником знания о других имеют только себя самого. Таким образом взаимопонимания между людьми разных тонусов нет в принципе.  Каждый считает, что то, что кажется хорошим ему самому, таким же является и для других. Люди в сверхтонусе представлены в обществе в существенном меньшинстве и поведение их существенно отличается от поведения людей двух других психотипов. Назовем таких людей «инок», что перекликается с известным понятием «инок в миру».

В философском смысле «инок» - часть целого, то есть он часть общества и часть природы. И он сам по-прежнему не свободен от инстинктивного напряжения, от насилия природы, принуждающей его совершать действия по избавлению от этого насилия.

Но «инок» - часть природы, значит, в самой природе как в целом по отношению к «иноку», заложен механизм уничтожения насилия.

Обнаружив «зерно» психики человека, не принимающего насилие, в психотипе «инок», попробуем сориентироваться во взаимоотношениях между психотипами «работник», «хозяин» и «инок» для ответа на вопрос: «кому нужен социализм?»

У «работника» низкий тонус и низкие материальные потребности, а у «инока» высокий тонус и низкие материальные потребности. Но «работник» стремится к минимизации затрат энергии по причине своей слабости, а «инок» вынужден тратить много энергии, чтобы не испытывать напряжения.

«Работник» и «хозяин» не имеют антагонизма в вопросе минимизации затрат своей энергии. «Работник» - опять же по причине природной слабости, а «хозяин» умеет тратить большую энергию на удовольствия.

«Хозяин» и «инок» различаются в характере сублимации инстинктивной энергии. «Хозяин» сублимирует энергию для отложенного во времени удовлетворения потребностей, для него сублимация – средство достижения цели.

А «инок» лишен части удовлетворения по своей природе и для него сублимация – не только средство для достижения удовлетворения, но и сама цель, так как имеет либидозную окраску.

Будучи сверхсильным, хотя и малочисленным в природе, «инок» определяет ход истории в «точках бифуркации», когда для выбора направления движения достаточно слабого, но определенного воздействия на большую систему. «Иноки» создают философские школы, религии, научные теории с целью минимизации насилия в природе, а «хозяева», хотя и участвуют в этом процессе, но для них это всего лишь средство для получения удовлетворения за счет материального благополучия.

«Работники» не осознают никаких собственных целей, кроме выживания под гнетом сильных и в этом смысле солидарны с «иноками» в отношении насилия, но только по отношению к насилию к самим себе.

Рассмотренные психотипы «работник», «хозяин» и «инок» на самом деле являются упрощенными схемами. В природе же все существует в виде флуктуаций, то есть колебаний вокруг некоего среднего положения, которое само смещается в зависимости от состояния здоровья, возраста и культурной среды.

На этом этапе нашего анализа можно сформулировать ответ на вопрос: «кому нужен социализм?» и дать определение этой формации.

Социализм – это общество, движущееся в направлении минимизации насилия в природе и в человеческих отношениях.

 Социализм нужен «иноку», так как устранение насилия является сущностью людей этого типа.

Социализм нужен «работнику» для избавления от насилия «хозяев».

Социализм нужен «хозяевам», всецело находящимся под гнетом собственного инстинкта, который непреодолимо толкает их к «пожиранию» собственной планеты.

Поиск ответа на вопрос «Кому нужен социализм?», проведенный с помощью теории психоанализа, является по форме психоанализом общества и может быть использован как метод при изучении общественных явлений и для прогнозирования поведения людей.

Применение данного метода на практике можно проиллюстрировать на нескольких примерах.

Искусственная психотехника «научный коммунизм», применяемая в рухнувшем СССР, приводила к расстановке акцентов на социальных слоях без учета природных свойств человека. Так принцип «диктатура пролетариата» является по существу утопией, потому что пролетариату («работнику») не нужна власть. «Работнику» нужно как можно меньше трудиться и не испытывать гнета «хозяев», то есть нужен покой.

Позднесоветский лозунг: « все более полное удовлетворение возрастающих потребностей трудящихся» на самом деле сводится к уменьшению затрат энергии на производстве и в быту для освобождения времени для покоя.

Ленин и его гвардия, являясь «иноками», мечтали превратить в «иноков» «работников» всего лишь изменив условия жизни, не меняя самой природы ,«работника». Понятие «народная интеллигенция» советского периода является химерой, так как «работник» не понимает интеллигента – «инока», что выражается фразой: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?»

Сталин, уничтожив «хозяев» и часть «иноков», облегчил доступ «работникам» в верхние слои общества. «Работники», не изменив своей природы, пришли во власть, разбавив «иноков» и инстинкт «встал в полный рост». При смене поколений естественным образом заполнилась природная ниша «хозяев», они, как более сильные, сменили «работников» во власти и совершили возврат к насильственному устройству общества. Социалистическая революция в России произошла по причине «урожайности» на «иноков», воспитанных в Православной традиции и имевших на бессознательном и сознательном уровнях психики ненасильственные установки. Психотехника «марксизм» повлияла на сознательную часть психики «иноков», не затронув бессознательную часть.

В современной России, переживающей «эпоху перемен», все смешалось, и психотипы не занимают того места в обществе, какое они занимали бы при плавном течении жизни.

На вершине социальной пирамиды оказываются люди из «работников», желающие сытого покоя, не думающие о будущем страны вне нефтяной «трубы» (инстинкт «не знает» времени) и ищущие себе хозяев за морями.

А в левой оппозиции «перетягивают канат» «иноки» и «хозяева».

Под флагом марксизма шагают «хозяева». Их опора – по – прежнему экономика, производство и распределение благ. Ни о чем другом, кроме благополучия, даже в ущерб будущего планеты, думать не могут.

«Иноки» не осознают себя, так как утратили за советский период религиозную опору, похоже, даже и на бессознательном уровне.

Но инок – русский интеллигент – бессеребренник – по-прежнему – надежда России.

 

 

Л. Синица