Главная       Дисклуб     Наверх   

 

ПРИВИВКА ОТ ДИКТАТУРЫ

 

Всем помнится замечание Черномырдина, что, что бы мы ни создавали, в итоге всё равно получается КПСС. То есть диктатура личности, одной партии, бюрократической номенклатуры.

Диктатура появляется, как только во всем поддерживающая глав государства и правительства партия получает в парламенте решающее большинство голосов.

Сегодня это диктатура возглавляемых Путиным «единороссов». Сформировав в парламентах страны и ее регионов решающее большинство, они получили возможность принимать любые угодные им решения. Вплоть до отказа включать в повестку дня вносимые оппозицией важные для общества вопросы, проекты и инициативы.

Иногда, правда, диктатура может быть продуктивнее демократии. Но это случается только в том случае, когда диктатор принимает единственно верные для страны решения.

Когда же диктатор ошибается или действует исключительно в собственных интересах, страну ожидает катастрофа.

Наличие в парламенте оппозиции, в том числе требование наличия в нем не менее двух партий, проблемы не решает. Ведь как только в Госдуме, Совете Федерации и представительных органах на местах оппозиция получает менее трети мандатов, ее голос уже ничего не значит. Мало значит он и в случае, если она имеет менее половины голосов.

В этих условиях президент страны, председатель правительства и безоговорочно поддерживающее их парламентское большинство «партии власти» без какой-либо для себя опаски могут делать любые реверансы в сторону «демократического» расширения прав представительных органов: предоставлять им право выбора и отстранения от должности председателя и некоторых членов правительства страны, губернаторов, мэров, выражения доверия президенту, выдвижения кандидатур в состав Конституционного Суда, выделять пару-тройку мест для не преодолевших барьер партий и т.д. Ведь во всех случаях решения будут выноситься «партией власти», которая не намерена расставаться со своим решающим голосом ни сегодня, ни в будущем.

При таком положении вещей страна никогда не сможет избавиться от губительного, порочного, приведшего к кризису и социально-экономическому регрессу праволиберального курса, а провозглашенное ее Конституцией народовластие будет вечно оставаться не более чем прикрывающим диктатуру фиговым листком. Причем диктатуру любой «партии власти», любого приходящего к власти большинства. Будь оно прокапиталистическим, просоциалистическим или каким-либо еще.

Существует ли от нее защита?

Нам внушают, что смысл демократии заключается во всеобщих альтернативных выборах и то, что получается в их результате, есть воля народа.

Практика же убеждает, что мнения и интересы депутатов, в том числе их большинства, далеко не всегда совпадают с мнением и интересами народа, большинства избирателей.

Заметим, что третья статья Конституции РФ торжественно провозглашает носителем высшей власти в стране не президента, не председателя правительства, не парламент и не депутатское большинство, а наш многонациональный народ, который осуществляет эту власть посредством референдумов и свободных выборов (заметим, на первом месте здесь стоят именно референдумы!)

А это значит, что при любых разногласиях между ветвями власти и внутри депутатского корпуса конечное слово должно принадлежать народу – референдуму. Иными словами, единственным средством защиты страны от диктатуры является предоставление депутатскому меньшинству права вынесения на референдум любых решений депутатского большинства и своих им альтернатив.

Иного способа превращения парламентской оппозиции из ничего не решающей в реальную, действующую во благо страны политическую силу не существует.

Предвижу возражение: мол, референдумы потребуют дополнительных расходов бюджетных средств. Но, извините, ведь ныне мы не смущаемся тратить огромные бюджетные средства на содержание зловредной для страны диктатуры и ничего не значащей оппозиции, а Швейцария, например, спокойно проводит референдумы ежеквартально!

Надобно в конце концов определиться, хотим мы иметь реальную демократию или прикрываемую демократическими вывесками диктатуру?

Нынешняя же парламентская оппозиция (прежде всего КПРФ) должна осознать, что до тех пор, пока она не получит права вынесения любых государственных решений на референдум, ее пребывание в парламентах страны будет никчемным.

Что же касается тактики борьбы за такое демократическое право, то здесь поле деятельности достаточно широко. Это бойкот всех парламентских голосований, обращение в Конституционный Суд, вынесение вопроса на референдум, организация массовых выступлений и т.д.

 

 Вячеслав Леонидович СКЕРИС,

президент Независимой ассоциации социальных исследований

Москва