Главная       Дисклуб     Наверх   

 

БРИКС и Запад

Еще недавно общий подход западных политиков к перспективам превращения группы БРИКС в самостоятельную геополитическую силу был откровенно скептическим. Считалось, что эта группа внутренне слишком разобщена, чтобы среди ее членов возобладали тенденции к блокированию.

Образцом скепсиса в этом отношении может служить мнение профессора Массачусетского института технологий – известного специалиста в области глобальной экономики и менеджмента Яшенга Хуанга, высказанное накануне саммита в Дели: «Это не политический блок, а только воплощение идеи, что Запад не должен больше быть центром всеобщего притяжения». В том же ключе высказывается и бывший посол Индии в ООН Лалит Мансингх: «БРИКС имеет экономический вес, но у них нет единого взгляда на многие международные проблемы. Между ними нет цементирующего принципа. Они могут произвести много шума на саммите, но каждый из них должен хорошо посчитать, насколько это может повредить отношениям с США…».

Руководители государств БРИКС не преуменьшают проблем, стоящих перед этой группой. Государства группы весьма различаются по внутренней организации, состоянию экономик, они имеют различные весовые категории в мировом хозяйстве, над ними тяготеют связи с традиционными западными партнерами. Не спишешь со счетов и имеющиеся межгосударственные проблемы вроде пограничных споров между Китаем и Индией, расхождений позиций в отношении Пакистана и Тибета, диспропорции в товарообмене между этими странами. Сохраняются и различия в подходах к важнейшим аспектам международной политики. Так, КНР и Россия голосовали против Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по Сирии, призывавшей Башара Асада уйти в отставку, а Индия, Бразилия и Южная Африка присоединились к ней.

Группа не смогла в прошедшем году согласовать свои позиции по кандидатуре на пост главы МВФ и сейчас имеет трудности с выдвижением единого кандидата на место председателя Всемирного банка. То же самое произошло с выработкой общей позиции по проблемам эмиссии парниковых газов на конференции в Копенгагене. Существуют и другие факторы, осложняющие объединение усилий этих государств.

Тем не менее саммит в Дели впервые показал, что сближение всё же начинается. Сегодня на глазах всего мира разворачивается очевидный процесс: молодые, динамичные силы развития наталкиваются на устаревший и несправедливый мировой политический и хозяйственный порядок и начинают объединяться для его перетряски.

Опубликованная по итогам Делийского саммита Декларация не оставляет сомнений в том, что процесс собирания сил внутри БРИКС перешел в фазу формулировки общих интересов и подготовки конкретных совместных действий на мировой арене.

«Наши дискуссии, общей темой которых было “партнерство БРИКС в интересах глобальной стабильности, безопасности и процветания”, прошли в сердечной и теплой атмосфере и были проникнуты разделяемым нами стремлением к дальнейшему укреплению партнерства в интересах общего развития, а также к продвижению сотрудничества на основе открытости, солидарности, взаимопонимания и доверия», – говорится в Декларации.

За этими простыми формулировками читается усталость от «двойных стандартов» в международной политике Запада. Международные отношения давно нуждаются в очищении от лжи и фарисейства, пропитавших навязанную англосаксами миру политическую культуру.

Те политики на Западе, которые не услышат этого обращения, сделают серьезную ошибку. Объявленный план действий БРИКС предусматривает:

- встречу министров иностранных дел БРИКС на полях Генеральной Ассамблеи ООН;

- встречи министров финансов, управляющих центральными банками, представителей финансовых и налоговых органов БРИКС на полях совещаний «Большой двадцатки» и многосторонних совещаний Всемирного банка и МВФ;

- многосторонние мероприятия и самостоятельные встречи министров торговли БРИКС, а также министров сельского хозяйства пяти стран;

- второе совещание министров здравоохранения пятерки и промежуточную встречу Контактной группы БРИКС по вопросам экономики и торговли;

- третью встречу в 2013 году представителей органов стран БРИКС, занимающихся вопросами конкуренции;

- встречи по вопросам науки и техники, а также первое совещание Форума БРИКС по урбанизации и второй Форум сотрудничества породненных городов и муниципальных образований государств-участников БРИКС в 2012 году в Индии.

В ходе саммита стороны выработали новые области сотрудничества для изучения. Это, в частности, многостороннее энергетическое сотрудничество, разработка общей научной оценки и долгосрочной стратегии БРИКС, диалог о молодежной политике БРИКС, а также сотрудничество по вопросам, связанным с народонаселением.

Кроме того, участникам саммита был представлен документ «Экономики стран БРИКС: доклад о Бразилии, России, Индии, Китае и Южной Африке».

Этот обширный перечень мероприятий, предусматривающих постоянные рабочие консультации по очень широкому кругу вопросов, не может не вылиться и в согласование совместных действий для защиты собственных интересов. А эти интересы были сформулированы на саммите предельно четко.

Руководители БРИКС в категорических тонах выразили недовольство политикой западных финансовых институтов. По их мнению, реформа этих институтов идет неудовлетворительно и не учитывает интересов группы. Лидеры БРИКС приняли решение разработать проект собственного Банка развития, который будет компенсировать ущерб, причиняемый странам группы финансовой политикой Запада.

Подписано соглашение о системе расчетов в национальных валютах, имеющее целью оттеснить и в конечном итоге заменить доллар в расчетах между этими странами. Министры финансов группы получили задание подготовить предложения по Банку Развития к следующему саммиту. Сейчас внутриторговый оборот БРИКС составляет 230 миллиардов долларов, и есть все перспективы, что он быстро достигнет 500 млрд.

Впервые в новейшей истории появится мощная финансовая структура, обслуживающая международную торговлю без привлечения доллара.

Лидеры БРИКС уделили на саммите внимание и важнейшим проблемам мировой политики. Они отметили непропорциональное представительство наций и континентов в Совете Безопасности ООН. «Россия поддерживает Индию, Бразилию и ЮАР как сильных кандидатов на вступление в состав Совета Безопасности ООН», – заявил президент РФ. Серьезным предупреждением натовским стратегам, вынашивающим планы насильственной «политической хирургии» в ряде стран, прозвучало заявление саммита о недопустимости использования ООН «для прикрытия курса на смещение неугодных режимов и навязывание односторонних форматов решения конфликтных ситуаций».

Были предметом дискуссий Иран и Сирия. «Мы обсуждали и внешнеполитические вопросы, особое внимание было привлечено к ситуациям в горячих точках, положению в Сирии в том числе, – проинформировал Д. Медведев. – Мы полагаем важным не допустить внешнего вмешательства в дела Сирии, дать возможность правительству, с одной стороны, и оппозиции, с другой стороны, вступить наконец в диалог, не разрушая его, не говоря о том, что изначально этот диалог обречен на провал и лишь военные действия способны навести порядок, – это самый близорукий, самый опасный подход». Сложилась консолидированная позиция по недопущению агрессии против Ирана. Китай, Индия и Южная Африка получают из Ирана от 12 до 20% общего импорта нефти. Они прямо говорят об этом. «Мы должны избегать политических потрясений, порождающих колебания на мировом рынке сырья, которые влияют на потоки товаров», – заявил премьер-министр Индии Манмохан Сингх. Его поддержала президент Бразилии Дилма Руссеф, осудившая политику эмбарго против Ирана и эскалацию риторики насилия.

Если иметь в виду, что перед этим премьер-министр Израиля Нетаньяху высказал намерение нанести удар по ядерным объектам Ирана, то становится очевидным, что в мире формируются два радикально различающихся подхода к формированию международной повестки дня. И БРИКС уже оформляется как сила, альтернативная западному подходу.

Это не могло остаться незамеченным на Западе. Газета «Вашингтон пост» назвала саммит «началом новой эры». Общность коренных интересов БРИКС является объективной реальностью, которая будет определять дальнейшую консолидацию группы. Дело идет к появлению союза, способного предложить создание нового, более современного и справедливого мироустройства.

 

Дмитрий СЕДОВ,

Фонд стратегической культуры