Главная       Дисклуб     Наверх  

 

 

ГОДЫ И СУДЬБЫ

К 25-летию выпуска Московской духовной академии

 

Творчество по своей природе иррационально, вдохновение не приходит «по заказу». Убедился в этом в очередной раз, когда вернулся из Сергиева-Посада после очередной (3-й по счету) встречи выпускников Московских духовных школ. Не собирался ничего писать, ничего не записывал во время общения (это было бы уж слишком).

И вдруг «накатило», в общих чертах представилась картина нашей встречи.

 Скажу сразу, что на многое и многих после этой поездки я посмотрел другими глазами. Прежде всего, на ректора архиепископа Евгения. Так получилось, что в первый же день по приезде в семинарию с Валерием (мирское имя владыки) Решетниковым мы оказались за одним столом. Скромный, застенчивый, бесконфликтный, он, казалось, будет хорошим семейным священником на приходе. Но Господь судил иначе – Валерий (он был старостой нашего курса) постригается в монахи, принимает сан и становится сначала ректором Ставропольской духовной семинарии, а затем Московских духовных школ (одновременно и председателем Учебного комитета Московского Патриархата). Руководит Московскими духовными школами уже 18-й год! (больше всех за послевоенный период; до революции, пожалуй, только прот. Александр Горский был дольше). Вот тебе и «середнячок»!

Да, нет у него яркого слога и темпераментности речи митрополита Владимира (Сабодана) и «монументальности» архиепископа Александра (Тимофеева) – его предшественников по ректорству. Но есть другое – то, что я на сей раз особенно явственно ощутил: энергия и мобильность, он определенно «живчик». Такое впечатление, что внутри него «моторчик», заставляющий его безостановочно и без устали трудиться. Ровный, демократичный, с мягким юмором и легкой подкупающей самоиронией (свойство, присущее глубоким людям). Подумалось: «Такой никогда не «забронзовеет», не будет делать трагедии из-за каких-то перемен в своем положении и при любых передрягах, в отличие от некоторых, в том числе меня, не будет держаться руками и ногами за свои должности».

Все три встречи были содержательны и хорошо организованы. Мы всегда соборно служили Литургию, накануне которой после уставной службы читали акафист Покрову (на сей раз Спасителю, так как был период попразднства Вознесения). Непременно служили молебен у мощей прп. Сергия, поклонялись мощам прп. Никона и святыням Серапионовой палаты. Поднимались на Лаврскую колокольню, осматривали Церковно-Археологический кабинет (ЦАК) и музей Лавры. Смотрели видеофильм, посвященный юбилею Академии (325 лет – два года назад). Ездили в Москву, где посещали храм Христа Спасителя, Данилов монастырь и даже наш храм.

Мне, человеку привередливому, угодить которому трудно, была очевидна полнота. Глядя на чистеньких, тихих и скромных семинаристов, я подумал: «Ну, братцы, ваше счастье, что у вас такой мягкий ректор – попались бы вы мне, в мои шершавые лапки. Замечания посыпались бы направо и налево: не вовремя перекрестился, шептался с соседом и т.п. Были бы вы у меня с бородами, для начала с 5-го выпускного класса». Непривычным было отсутствие на доске объявлений «тропарей» – выговоров и ограничений за те или иные нарушения дисциплины. Неужели нет нарушений? А может быть, скрывают? У нас, на нашем микроуровне, нередко делают поклоны и пишут объяснительные записки. Может быть, даже доходит до крайностей – со стороны видней.

Во время трапезы владыка Евгений мягко, ненавязчиво предложил нескольким участникам встречи дать интервью корреспонденту газеты «Татьянин день». Я тоже принял в этом участие – поделился своими воспоминаниями о годах обучения в духовных школах и рассказал о жизни нашей общины. Владыка проявил неподдельный интерес к этой теме, а я подумал о том, чего не хватало в годы моей учебы, а именно: выступлений перед студентами архиереев и священников с их богатым опытом служения. Вспомнил как Валерий – будущий владыка – перед отбоем читал Библию в коридоре, как я переписывал у него лекции, которые не мог посетить, находясь в Даниловом монастыре. Заметил, что у владыки довольно долго постоянное окружение, нет текучки – это тоже характеризует его как эффективного администратора (представляю, какие были бы у меня разборки с их последствиями). Второй архиерей, участник нашей встречи, – архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин). Это на него так грубо «наехал» о. Андрей Кураев в преддверии Поместного Собора, избиравшего Патриарха. О нем, в годы его работы в духовных школах (он был помощником инспектора, руководителем ЦАКа), бытовало представление как о строгом начальнике. Такое же мнение я слышал о нем как о правящем епископе. Во время встречи, однако, владыка являл собой само воплощение благостности и радушия.

Архимандрит Лука – благочинный Данилова монастыря. С ним мы учились в духовных школах от звонка до звонка. Часто на переменах обсуждали разные богословские вопросы. И на этот раз по дороге плотно беседовали. Он, подобно архиепископу Евгению, тоже довольно долго занимает свою должность – благочинного Данилова монастыря. Немногословный, сдержанный, собранный. Любит читать богословские книги, хорошо проповедует.

Архимандрит Диодор, насельник Лавры. Скромный, любезный, монах-молитвенник. Трудно еще что-то добавить.

Протоиерей Николай, настоятель одного из московских храмов. 25 лет в священном сане, из них 5 лет был протодьяконом. Душа компании, обладает редким качеством говорить вслух то, что думает, невзирая на лица и обстановку. Раньше меня слегка коробил его стиль, а потом я понял, что есть польза для души, для выработки смирения.

Протоиерей Сергий. Служит в Подмосковье. Отец 8 детей (ему я по этому поводу сказал: «Отец, ты восполнил пробел в демографическом плане, пробел в связи с уходом собратии в монастырь»). Интеллигентный, ровный. Учился в Ленинградской духовной семинарии. Учеба была прервана призывом в армию. Служил на Дальнем Востоке. Помню разговор с ним в нашей северной столице, тогда еще Ленинграде. Я тогда всё допытывался у него: насколько велики различия в обучении в духовных школах Москвы и Питера, в богослужебной практике. Отвечая на последний вопрос, он сказал: «Здесь нет таких гор просфор, как, например, в Лавре». Матушка о. Сергия за трапезой спела духовный стих.

Еще один протоиерей Сергий – «белорусский львенок» – так и назвал его про себя. Действительно, копной иссиня-седых волос он напоминал льва. Ученый муж, преподаватель не только в тамошних духовных школах, но и в светских вузах. В одном из них преподает на английском языке. Во время учебы в семинарии я прибегал к его помощи при изучении английского языка.

Протоиерей Виктор. Он, как и о. Сергий, награжден митрой. Служит в Киеве, в Вознесенской церкви. Земляк – как и я, родом с Донбасса, с Луганской области. Заметил в себе, что при всем моем русском патриотизме я как-то по-особому воспринимаю своих земляков, будь они украинцами, цыганами или татарами. О. Виктор меня порадовал, когда сказал, что при храме, где он служит, строится крестильня с баптистерием. «Помнишь, когда ты был у нас, поднял вопрос о погружательном крещении. Я это запомнил – вот сейчас и строим баптистерий».

Игумен Никифор, регент хора Академии. Ученик архимандрита Матфея (Мормыля), виртуоз в церковном пении. Помню, как в семинарские годы на всех переменах он подходил к фортепьяно и, играя на нем, репетировал. За трапезой игумен Никифор вместе с протодьяконом Игорем (руководитель ЦАКа, пом. ректора по приему гостей) энергично запевали трогательные песнопения, которые мы дружно подхватывали.

Особенно вдохновенно была спета «Ромашка белая, лепесточки нежные». Ее автор сам Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины. Он написал эту песню в молодости, когда случилась трагедия – накануне свадьбы умерла его любимая девушка.

Особо хотел сказать о протоиерее Луке из Белграда. Этот симпатичный, благородный серб, помимо духовных школ Сербии и России, учился еще в Англии и Италии. Хорошо знает русский, английский и итальянский языки (на итальянском написал работу об авторитетном сербском канонисте епископе Никодиме (Милоше), умершем в Италии). «17 лет я был за партой, не считая основного образования» – сказал о. Лука. Когда я первый раз посетил Сербию (2000 г.) он меня просто покорил своим гостеприимством. Я мечтал отплатить ему тем же. После встречи в Академии пригласил его к себе на приход. О. Лука принял участие в двух богослужениях в нашем храме по старому обряду. В Белграде он был старшим библиотекарем Патриархии, секретарем Высшего Церковного Суда, настоятелем главного храма Сербской Церкви – собора в честь свт. Саввы. 20 лет был рядом с Патриархом Павлом. Пополнил мою «коллекцию» рассказов об этом удивительном Первоиерархе Сербской Церкви. Рассказал, как однажды секретарь Патриарха о. Стефан настойчиво предлагал ему поехать служить на одном приходе. Патриарх согласился. Ехать он решил не на автомобиле, а на общественном транспорте. И вот на одной из остановок в автобус входит большая группа молодежи, направляющаяся на пляж. Ясно, что все они соответствующе и одеты. Секретарь, видя эту «пляжную» группу, пришел в смущение, а Патриарх невозмутимо продолжал читать молитвослов. И вот секретарь говорит Патриарху: «Ваше Святейшество! Вот видите, как неприлично одета молодежь, совсем стыда нет» – и т.д., в таком же духе. А Патриарх ему в ответ (не отрываясь от книги): «Отец Стефан, каждый видит то, что хочет видеть».

Отец Лука выражал обеспокоенность процессами модернизации в Сербской Церкви, сокращениями богослужений, особенно в монастырях. Батюшка оказался ревнителем сохранения традиций и исполнения канонов. Запомнилось его критическое отношение к обмирщенности, оторванности от корней представителей династии Кара – Георгиевичей. В ответ на сочувствие бедствующим «братушкам» сказал: «В России живется тяжелей, чем в Сербии. У нас очень богатая страна. Каждый, кто хочет работать, голодать не будет. За 5-10 тысяч евро можно купить дом с участком земли. Нам было трудно, когда действовало эмбарго, но и тогда никто с голода не умер». Еще сказал: «Православный дух в Сербии сохраняется и расширяется, но в церковь люди не часто ходят... США и Европа бьют нас за то, что мы «малые русские». Они говорят, что сначала разберутся с Сербией, а потом займутся Россией... Мы понимаем, что простой народ России – это одно, а руководство – другое. Нам известно, сколько дали Ельцину за предательство во время бомбардировок в Сербии. Еще до бомбардировок Россия не хотела даже за большие деньги продать нам ракеты С-300».

Вот что еще нужно в заключение добавить к этим зарисовкам. Очень важным было то, что благодаря этой встрече совершилось радостное событие –  по благословению архиепископа Евгения в академическом храме был совершен молебен Покрову по старому обряду.

 

Игумен КИРИЛЛ (САХАРОВ)

)