Главная       Дисклуб     Наверх  

 

В Толге юбилейной

 В этом году исполняется 700 лет явления Толгской иконы Богородицы, которой сугубо молятся о единении русского народа. Я был в Толге один раз, в конце 80-х годов, вскоре после того, как монастырь был открыт. Это был первый женский монастырь на территории Российской Федерации. Состояние монастыря после десятилетий лихолетья можно было себе представить. Но обо всем по порядку.

 

Село Глинково, теперь это уже пригород Сергиева Посада. Это селение было пожаловано Троице-Сергиевой Лавре Иваном III. В Смутное время село было разорено поляками, в 1614 году на его месте была пустошь. К 1678 году здесь возникают монастырский двор и 5 дворов крестьян. В конце XVII века в селе была ветхая деревянная церковь, поэтому начинается строительство новой деревянной церкви во имя 12 апостолов. Каменный храм, ныне существующий, был возведен в 1825 году, чуть позже построена колокольня, которую разрушили в советское время. Храм был двухпрестольный: Корсунской иконы Божией Матери (холодный) и 12 апостолов (теплый). В советское время храм закрыли и разорили. Здесь, около церкви в честь Корсунской иконы Богородицы, у нас была первая остановка.

Необычна архитектура храма. Это классицизм, свойственный Николаевской эпохе. Алтарь в честь 12 апостолов внутри храма (его можно обойти вокруг), а далее алтарь в честь Корсунской иконы Богородицы. Храм был закрыт в 1924 году. Судя по фотографиям, которые мы видели, он был в ужасном состоянии. Начал возрождаться довольно поздно, в 2010 году. Практически уже 25 лет была относительная свобода, но до него руки не доходили. Да и препятствия были со стороны руководителей парфюмерной фабрики, которая здесь располагалась. Двое из них вскоре скоропостижно скончались. Третий тоже отказывался вернуть храм. Находясь за границей, он тяжело заболел. Только после этого он дал согласие вернуть храм верующим.

На базе храма создается женский монастырь. Строителем обители является отец Герман (Чесноков), который проводит отчитки в Петропавловском храме Сергиева Посада. Отец Герман сначала предполагал 100 насельниц, потом снизил планку до 70-ти. Место было знаменито источником. По словам старшей послушницы, это был самый известный и почитаемый источник на Руси. В него так же, как и в Силоамскую купель, опускали парализованных людей. После закрытия храма этот источник залили мазутом. Тем не менее на глубине 30 метров пробили скважину. Есть надежда на восстановление этого источника.

Роспись, к сожалению, в живописном стиле. Над главным алтарем изображена Богородица со св. апостолами, мучениками, девами, а с другой стороны – Патриарх Тихон, изображенный очень крупно. Более дробно – царская семья и новомученики. В иконостасе образа пока еще фотографические. В храме иконы иконописные перемежаются с живописными. Справа от алтаря Корсунская икона, она в иконописном стиле. Также и царские врата в приделе апостолов. Обратил внимание на икону святых воинов, благоверных князей Александра Невского, Даниила Московского и Димитрия Донского. Вышитый образ Богородицы.

Перед входом в храм на доске объявлений – информация о том, что на базе храма устраивается женский монастырь. В расписании подчеркивается, что все должны быть на полунощнице (5 час. 30 мин.), на утренней и вечерней службах, на послушаниях. По желанию – только акафист в 13 часов, всё остальное обязательно, начиная с 5 часов 30 минут утра.

Отец Герман активно взялся за устройство обители, ежедневно совершаются богослужения, после литургии ежедневно крестный ход вокруг храма.

Пообщался здесь с одним священником, отцом Иосифом, с Западной Украины. «Пошпрехали» на украинской мове. Батюшка служит в России с советских времен («за радянських часiв вже служыв тут»). Его родина – Дрогобычский район Львовской области. В селе до развала СССР было три храма: два закрытых, один действующий. Сейчас все три действуют, все три – униатские. Местный священник – выпускник Ленинградской духовной академии. Ему поставили условие: или переходи в унию, или уезжай. Ну он и перешел, у него большая семья. О. Иосифу он сказал: «Как служил, так и служу, только поминаю не Патриарха и Блаженнейшего, а папу римского». Сельчане к о. Иосифу относятся нормально, только недоумевают, почему он не служит с их священником. Народ как-то не понимает эти вещи, вопросы канонические, ну есть служба и есть, и всё. Мол, «одному Богу служим».

Долго перечислял отец Иосиф, что было у них в селе до провозглашения «нэзалэжности». Село большое, около 10 тыс. населения. Сколько было магазинов, ателье, производств всяких, а сейчас всё развалилось. Но зато «нэзалэжни»…

Парфюмерная фабрика имела какие-то строения, часть их разрушена, а часть используется для подсобных нужд создающегося монастыря. Восстанавливают колокольню. Первая служба прошла в 2010 году на Пасху. Около года здесь служил о. Роман, он ежедневно совершал литургию. Батюшка был охарактеризован как умный, талантливый, молитвенник, умеющий найти подход к людям. Оставил очень хорошую память о себе. Сейчас служат три священника, поют два хора. Видимо, у отца Германа есть определенные финансовые возможности.

В Толгский монастырь, один из древнейших на Руси, мы приехали где-то около трех часов (ко всенощной успевали, служба начиналась в 17.00). 21 августа 2014 года обитель отпраздновала 700-летие явления чудотворного образа Божией Матери. Вот что гласит о появлении образа церковное предание. Возвращаясь из Кирилло-Белозерского монастыря в Ярославль, епископ Прохор (это было в 1314 году) остановился на ночлег у места впадения в Волгу реки Толги (толга – птичье перо). Ночью он увидел на противоположенном берегу столп света и чудесно возникший через реку мост. Он взял свой посох и пошел к противоположному берегу, где и увидел образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках младенца. Образ чудесно держался на воздухе, так что с земли его нельзя было достать руками. Епископ слезно и тепло молился, поклоняясь Владычице. Возвращаясь обратно, он забыл на этом месте свой посох. Наутро епископ послал за ним людей, рассказав о ночном видении. В указанном месте был найден посох и икона Богородицы, стоящая на земле. После этого владыка решил построить здесь деревянную церковь. Храм возвели и освятили в честь Введения во храм Богородицы в тот же день. Позже при церкви был основан мужской монастырь, получивший название Толгского Введенского. В Смутное время обитель подверглась жестокому испытанию: отряд поляков захватил, осквернил и разграбил ее. Сорок шесть иноков, скрывшихся в храме, были перебиты. В советское время монастырь почти шестьдесят лет был закрыт, вновь открылся в 1987 году, уже как женский. На тот момент это была единственная в России женская обитель.

Послушница монастыря, проводившая экскурсию, заметила, что в обители каждый человек – это личность, с ним считаются, тут другие отношения, чем в гражданской жизни.

Начали осмотр с входной арки, в росписи которой изображено, как была обретена Толгская икона Богородицы. На территории обители пруд с черными и белыми лебедями.

Спасская церковь обращает внимание своеобразными куполами: восемь глав с куполами средней величины расположены вокруг девятой главы, высоко поднятой вверх и увенчанной куполом большего размера. В Спасском храме раньше был приют для девочек. Сейчас в нем юбилейная выставка. Интересно, что одна из девочек стала главным иконописцем монастыря.

Во Введенском соборе с его бесценными фресками в советское время была устроена действующая модель гидроузла для проектировавшейся ярославской плотины. Собор был сильно разрушен. Сейчас его сделали «под ключ». В храме очень прохладно, но если попытаться там провести тепло, можно нарушить тепловой баланс. Благолепие исключительное.

Ежедневные службы проходят в Крестовоздвиженском храме, самом раннем из сохранившихся каменных построек монастыря. Церковь подвергалась переделкам: были повышены своды, растесаны окна, убраны внутренние столбы. В настоящее время здесь всё благолепно, сияет золотом, зеркальный мраморный пол. В этом храме находятся мощи свт. Игнатия Брянчанинова, известного духовного подвижника и писателя XIX века. К храму примыкает большой притвор, где и находится чудотворный образ Божией Матери. Толгская икона почитается как покровительница Ярославской земли. В 1920-е годы она была изъята и передана в собрание Ярославского художественного музея. В 2003 году икона вернулась в обитель, оставаясь, однако, частью коллекции музея. Для нее создан специальный атмосферный режим. Стиль написания иконы – византийская живопись позднего XII–XIII веков. Отмечают, что это одна из самых эмоциональных русских икон XIII века, от нее исходит душевная теплота. Икона мироточила; по молитве родителей перед иконой произошло воскрешение умершего ребенка; при пожаре, полностью уничтожившем церковь, икона чудесным образом сохранилась, ее нашли невредимой в роще у монастыря. В благодарность об исцелении от болезни ног царь Иван Грозный в Толгском монастыре приказал возвести каменный собор. В XVIII веке по молитвам перед этой чудотворной иконой Ярославль был спасен от засухи, от моровой язвы...

Сейчас в монастыре около 60 насельниц во главе с игуменьей Варварой, уроженкой Черниговской земли. После всенощного бдения я ей представился, немного пообщались, осмотрели Надвратный храм, где изображены святые ярославской земли.

Монастырское кладбище. Там, если не ошибаюсь, двенадцать могил. Теперь уже хоронят на монастырском подворье. Знаменитый уникальный парк из сибирского кедра, заложенный в XVI веке. В нем около трехсот деревьев. Этот участок примыкает к обители, там внутри, в глубине, изящная беседка. Есть еще домик для приездов Патриарха. Видимо, он как-то используется, поскольку приезды бывают не так часто. Посещал обитель Патриарх Алексий II. Он предлагал Крестовоздвиженский храм законсервировать ввиду его особого разрушения в назидание потомкам. В советское время были перерезаны стяжки, которые держали объем, после чего храм стал опускаться. Но игуменья все-таки взялась и с задачей восстановления храма блестяще справилась, можно только предполагать, каких усилий ей это стоило…

Переночевав в монастырской гостинице, мы рассчитали время, чтобы успеть в воскресенье посетить, как было запланировано, сельский старообрядческий храм Рожества Богородицы в селе Дурасово под Костромой. От Толги, что под Ярославлем, до Костромы примерно три часа на машине, и до старообрядческого храма от Костромы еще километров 25. Поэтому в 3 утра подъем, в полчетвертого выезд. И вот в густой туман поехали на Кострому. Подъезжаем к деревне. Небольшой деревянный храм, кладбище при нем. Интересная деталь: статус села давался только тому населенному пункту, в котором был храм. Храм в этом поселении был, но он старообрядческий, то есть не признавался, и поэтому поселение имело статус не села, а деревни. Неоднократно храм обворовывали. Сейчас утраты не так заметны, потому что иконы всем миром собирали и возвращали на место утраченных. Система контроля стала намного строже, чем была раньше.

Приехали где-то без 15 минут шесть, и уже был свет в окнах. Когда вошли в храм, оказалось, что епископ старообрядческий (я знаком с ним очень давно) уже был там, совершал проскомидию. Раньше он был священником этого прихода, откуда его и взяли на епископское служение в учрежденную Ярославско-Костромскую епархию. Вот так он и остался, теперь уже в епископском сане, служить на своем приходе. Естественно, посещает все старообрядческие приходы в Ярославской и Костромской областях, плюс еще у него Ивановская, Вологодская и Архангельская области. До начала службы я заполнил время просмотром старообрядческих журналов, юбилейных сборников.

Начали полунощницу в 6.30 утра. В храме людей было немного.

Читали канон Троице, как положено на воскресной полунощнице. Пела ирмосы одна женщина-уставщик, что-то среднее между пением на глас и знаменным распевом.

Особенность по старому чину: священник сослужащий может не причащаться. Если он не готовился, не был на вечернем богослужении – может не причащаться. В этом случае он не читает входные молитвы, ограничивается молитвами, которые читаются у престола, облачается и служит.

Началась Литургия. Ектеньи произносил священник, а возгласы после некоторых из них – владыка. После Евангелия на сугубой ектенье прозвучало прошение о «умиротворении страны Украинской». Было необычно это слышать на старообрядческой службе. Служба архиерейская, но не было дьякона, служили архиерей со священником, поэтому не было обычной торжественности. Собственно архиерейским было то, что епископ на Трисвятом выходил на амвон и на три стороны произносил: «Господи, Господи, призри с небесе и виждь». Когда он просто благословлял, то все наклоняли голову, а когда он это делал дикирием и трикирием, то все делали земной поклон. Вот такая особенность. Исходные поклоны и очень краткая простая проповедь на воскресное Евангелие субботы вечера, акцент на том, что нужно приходить в храм, молиться.

В этом храме в молодости после службы в армии был уставщиком ныне покойный старообрядческий митрополит Алимпий. Поскольку это было в хрущевское время, власти запротестовали, и молодой человек вынужден был уехать. Уехал он в Нижний Новгород. Был там уставщиком. Очень о нем тепло отзывались, как о большом молитвеннике, который по ночам молился.

После службы нас пригласили осмотреть красивый деревянный дом около храма, который, в частности, используется в качестве воскресной школы. Классы оборудованы по последнему слову техники: телевизор-плазма, магнитные доски. Очень уютный домик, – думается, дети с большим удовольствием приходят туда. Недавно там случился пожар, дом чуть не сгорел, вовремя заметили и потушили.

На воскресной трапезе, на которую нас пригласили, было человек десять. Владыка сам разливал чай из самовара на углях, спрашивая у каждого: «Вам чай или молоко? Или чай с молоком?» Я: «Владыка! Как-то непривычно…» Он говорит: «Надо служить людям. Первые будут последними, последние – первыми». Я улучил момент – произнес речь о том, что трогательно было видеть деревянный храм, построенный в 1905 году, когда вышел Манифест о свободе вероисповедания. Отметил единение епископа со своей паствой, патриархальную обстановку в глубинке. Очень внимательно слушали меня, потом пропели: «Многа лет ти, честный отче!» Это у них по обычаю делается после слов священника в храме после проповеди, на трапезе. После моего выступления как-то все потеплели, расположились к нам. Сначала спрашивали: «Ну что, устали, долгая служба?» Священник говорит: «Да они так же, как и мы, служат». И добавил, что не может находиться в новообрядном храме больше 10 минут: «Всё для нас непривычно, все порядки, поэтому мне тяжеловато находиться».

Закончилась трапеза, долго еще общались, вышли на улицу. Владыка рассказал о том, что село уже вымирало, но он попросил у власти провести газ, что послужило толчком к развитию. Даже целый поселок появился. Строятся новые дома. Были переходы к старообрядцам. Мы как раз наблюдали на службе такую пару. Они принесли причащать младенца: муж – без бороды, она – в коротковатой юбке, видно, что еще не вполне воцерковленные, не всегда крестились тогда, когда положено по уставу.

Владыка рассказывал о сложной ситуации в Иваново. Там был случай, когда в 80-е годы уставщик очень хотел быть священником, а духовник его не благословлял. Он тогда обратился к правящему епископу Московского Патриархата, тот его рукоположил, и приход стал единоверческим. Народ не понял: «Патриарха поминает… у нас что, уже Патриарх?» То есть тайно всё провел. Для старообрядческого архиерея это большая проблема. Прошло уже несколько десятилетий, как несколько старообрядческих храмов Ивановская епархия забрала себе, и у старообрядцев сейчас нет ни одного храма на Ивановской земле, чем они очень огорчены. В Рыбинске большой приход, в Костроме, в Ярославле появились, даже монастырь появился в Ярославской области. Все они раньше были новообрядными. «Я когда из Рыбинска еду, заезжаю в Толгский монастырь и, как и все паломники, подхожу к иконе. С нынешним епископом Костромским Ферапонтом мы так специально не встречались, но однажды столкнулись в пошивочной мастерской», – сказал владыка.

На дорогу нас щедро одарили деревенскими щедротами: выкопали картошку, срезали хрустящую капусту; потом потянулась вереница солений: огурцы, помидоры. Венцом всего этого была банка меда, которую преподнес сам владыка: «Это вот моими трудами… Я тоже как пчелка». И даже показал руками, имитируя полет пчелы.

Защемило сердце, на глаза навернулись слезы, когда мы отъезжали, а Павел Иванович (пономарь, старец лет восьмидесяти), что-то делая на кладбище, повернулся и помахал нам рукой. Вспомнился покойный отец. Женщины, хлопочущие на огороде, собирающие нам капусту, кладущие банки с соленьями в машину.… Подумалось: вот она Русь в своей непосредственности, естественности, природном состоянии, открытая, беззлобная, гостеприимная.

Хотели отправиться сразу в Кострому, но нам предложили посетить старообрядческий Покровский храм в селе Стрельниково, с такой формулировкой: «Как же так, быть в Костроме и не побывать в Стрельниково?!» За Костромой это второе селение, вдоль дороги капустные поля. Вдруг возникает небольшой, но очень аккуратный симпатичный храм со множеством куполов. Знаменитое Стрельниково, где еще до революции был известный хор. В этом храме служит о. Павел, один из моих консультантов по богослужебным вопросам. Встретил нас, вошли в храм. Большие образа Спаса, Богородицы сразу бросаются в глаза, роспись, протопоп Аввакум (еще до официальной канонизации), благоверная княгиня Анна Кашинская. Дети в храме занимались чтением, пением по крюкам. О. Павел, показывая на них, сказал, что подрастает будущее Стрельникова, достойные преемники знаменитого хора.

Дальше нас ждал Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь  в Костроме. Впервые монастырь упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Территория монастыря состоит из двух частей: Старого и Нового города. В центре – пятиглавый Троицкий собор; рядом с ним звонница. Экскурсовод рассказал нам историю основания монастыря и возникновения рода Годуновых. По услышанной нами версии, родоначальником династии был мурза Чет, принявший Православие после чудесного выздоровления (ему было видение Божьей Матери). В благодарность за исцеление на месте видения мурзой был основан монастырь. На территории монастыря расположена усыпальница Годуновых. Но вот член нашей общины Максим Емельянов-Лукьянчиков, ведущий цикла исторических передач на радио «Радонеж», критично настроен к версии, что у Годуновых были татарские корни, у него другие данные на этот счет.

Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными. При Годуновых монастырь бурно развивается. На их средства вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. Годуновыми были сделаны многочисленные пожертвования церковных книг и утвари. К 1600 году монастырь имел особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси, он стал четвертым (после Троице-Сергиевой Лавры, Киево-Печерской Лавры и Кирилло-Белозерского монастыря) среди всех российских монастырей, владея более чем 400 селами. Монастырь современники нередко называли «Преименитой Лаврой». Обитель сыграла заметную роль в событиях Смутного времени. В кельях монастыря жили юный Михаил Романов со своей матерью. Избрание здесь в марте 1613 года 16-летнего Михаила царем положило конец Смутному времени. По словам экскурсовода, царь Михаил на следующий день после восшествия на престол молился перед Корсунской иконой Богородицы о своем браке...

Романовы стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Монастырь стал как бы «колыбелью династии». При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые дары. Здесь бывали Екатерина II, Александр I, Александр II. Во время празднования 300-летнего юбилея Дома Романовых в монастырь приезжал Николай II.

После революции монастырь был упразднен, а его ценности национализированы. Монастырские постройки были отданы под жительство рабочим, тут же разместили детский приют и военные казармы, рядом – стадион и танцплощадку. В середине 1950-х годов общежития расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре был создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. В 1980-е годы вокруг монастыря не раз снимали кинофильмы, например «Жестокий романс» и «Очи черные» Никиты Михилкова.

На монастырской площади установлена памятная колонна в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории монастыря.

Большой Троицкий собор опоясывает галерея, построенная в 1654 году. Фрески собора второй половины XVII века уникальны по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов. В Ипатьевском приделе регулярно совершаются богослужения.

С Троицким собором соединен пятиглавый, в византийско-русском стиле, храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он был построен к юбилею 300-летия Дома Романовых, уничтожен в 1934 году, заново восстановлен в настоящее время. В 30-е годы, во время массового уничтожения костромских храмов, были намерения вообще взорвать весь монастырь, но что-то помешало, и взорвали только один храм – Богородичный. В 2008 году президент Дмитрий Медведев, посещая монастырь, дал поручение восстановить церковь Рождества Пресвятой Богородицы в первозданном виде. Всего в Костроме сейчас 20 действующих храмов.

Шатровая церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии над Святыми воротами (со стороны реки Костромы).

Романовские палаты, где Михаил находился с матерью Марфой, называются «чертогами царя Михаила». Там можно было видеть генеалогическое древо рода, портрет его отца, Фёдора Никитича, который стал Патриархом. Это был красавец, наездник, его насильно постригли в монахи, потом он был в польском плену и затем стал Патриархом. Портрет Ивана Сусанина. По царской грамоте его наследники могли не платить налоги и не служить в армии за то, что они оказали большое благодеяние новой династии и державе. Два больших фонаря для крестных ходов, большой крест, копия Феодоровской иконы Богородицы. В Романовские палаты ведет «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены снаружи расписаны «в шашечку». Интерьер украшают изразцовые печи.

В честь монастыря названа найденная там летопись – Ипатьевская.

Монастырь посещался всеми нашими президентами. Экскурсовод хорошо отзывалась о Ельцине, говорила, что он много сделал для монастыря. Видели благодарственные записи Путина и Медведева.

После Ипатьевского посетили еще один монастырь – Богоявленско-Анастасиин (Богоявленский). Монастырь женский (ранее, до 1863 года, был мужским). Помню, как в начале 90-х годов, приезжая в Кострому, после вечерней службы услышал из уст владыки Александра о передаче этой обители епархии.

 Монастырь основан учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского – преподобным Никитой.

Первоначально все постройки обители были деревянными. В XVI веке деревянные стены монастыря защищали Кострому на подступах к городу. В 1559 году началось строительство Богоявленского собора – самого древнего из сохранившихся в Костроме каменных сооружений. Инициатором его строительства был игумен Исайя (Шапошников), а одним из жертвователей являлся двоюродный брат царя Ивана Грозного князь Владимир Старицкий. Как известно, князь был уличен в заговоре против царя Иоанна и казнен. Также подозрения пали и на братию во главе с игуменом, которые принимали и оказывали торжественный прием князю: несколько богоявленских иноков вместе с игуменом Исайей также были казнены.

В Богоявленском кафедральном соборе находится чтимая чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, особо почитаемая Романовыми. Приложились к образу.

Монастырь пострадал в Смутное время. В конце 1608 года отряды Лжедмитрия II осадили Богоявленскую обитель. Несмотря на оборону монастыря, которую вели монахи и монастырские крестьяне, 30 декабря польские отряды ворвались в монастырь, разграбили его и разгромили.

В 1918 году монастырь был закрыт. Богоявленский собор стал приходским храмом и действовал до 1924 года. В 1925 году собор всё же закрыли и разместили там областной архив. Были почти полностью уничтожены монастырские стены и большинство башен, разрушены Никольский храм и Никольская часовня. В 1982 году в Богоявленском соборе произошел пожар, уничтоживший остатки фресок XVII века.

Монастырь был возрожден в 1990 году. В 1991 году из Пюхтицкого монастыря прибыли первые насельницы. Возродилось монастырское кладбище, а на месте разрушенного Никольского храма воздвигнут памятный крест.

В настоящее время на территории Богоявленского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария. При монастыре действуют приют для девочек-сирот и богадельня.

Закончили осмотр святынь Костромы уже поздно вечером и решили остаться здесь на ночь. Нас поселили в деревянном домике-теремке, расположенном в очень уютном месте, в лесу, на берегу небольшого водоема.

 

Игумен КИРИЛЛ

 (Сахаров)