Главная       Дисклуб     Наверх  

 

        

Градус кипения служения повысился

Заметки с ежегодного собрания московского духовенства

 

Это собрание, прошедшее в зале церковных соборов храма Христа Спасителя 20 декабря, воспринималось как главное событие месяца. В этот день отмечалась память свт. Амвросия Медиоланского – день ангела архимандрита Амвросия (Юрасова). Ему исполнилось 75 лет. Я был приглашен на юбилей, но из-за собрания (еще и по причине серьезной травмы) не поехал.

Иду по Патриаршему мосту, запаздываю. Наверняка кто-то из контролирующих отцов заметит: «Ближе всех добираться, а опаздываете». Пытаюсь расположиться слева от президиума – здесь поближе к трапезным залам, где будет чай в перерыве. С трудом нахожу место – почти все кресла заняты. Духовенству велено прийти на собрание с наградами. Логично, когда-то же нужно их надевать. Одел ордена св. Александра Невского и св. князя Владимира (это высшая награда УПЦ МП), казачью медаль. Отцы оживлённо реагируют на регалии друг друга. У некоторых маститых протоиереев на груди целые «иконостасы», кое у кого лента через плечо. Огорчился, что не смог найти значок кандидата богословия – может быть, придется приобретать новый (к тому же старый подзаржавел). Как всегда, ищу глазами среди собравшихся древнерусскую камилавку игумена Петра – настоятеля единоверческой церкви св. Николы в Студенцах. Мне бы тоже надо бы приходить в полумантии и в такой же камилавке или скуфье, так как я настоятель старообрядного храма, но я пока никак не решусь.

После 3-го звонка не с центра зала, как обычно, а с левой стороны бодрой походкой в сопровождении небольшой свиты в президиум прошел Патриарх. Свита едва поспевала за ним. Вспомнилась известная картина, изображающая Петра I с сопровождающими, испытывающими те же затруднения. После общей молитвы Патриарх энергично начал свой доклад. Невозможно было себе представить, чтобы он это стал делать механически, обрушивая на голову собравшихся горы фактов и цифр. Как всегда, динамично, творчески, с небольшими лирическими отступлениями и изредка с легким, ненарочитым юмором разворачивалось послание Предстоятеля к клирикам столичного града.

Понравилось намерение систематизировать церковные документы, обязательные для исполнения духовенством. Это более действенная мера, чем маловероятный поиск кем-то из священнослужителей этих документов по отдельности. Очень хорошо: «перед нами задача поглубже вспахать поле нашей церковной жизни. Надо переходить на индивидуальную работу (т.е необходим индивидуальный подход)». Статистика. Если округлить количество в Москве храмов и часовен всех категорий (приходские, монастырские, домовые и т. д.), то будет их приблизительно 1000. Почти полторы сотни храмов строится. «Программа 200» выполнена примерно на одну десятую. 1800 насельников в 30 с лишним монастырях находится в непосредственном ведении Патриарха.

Отмечен заметный рост насельников в Оптиной пустыни. В Москве несут свое служение полторы тысячи священнослужителей и 15 архиереев (всего их в нашей Церкви более 300). Визиты в Китай (это впервые в истории визит сюда русского Патриарха) и Сербию, посещение Афона и пр. 22 архиерейских хиротоний, иерейских в два раза больше (учтено пожелание о. Тихона (Шевкунова) – отметил Патриарх). Особенно отмечены мероприятия в связи с 400-летием династии Романовых. Сформулировано важное кредо: «Церковь должна быть политически нейтральной, и ее клирики должны быть вне политической борьбы. Но это не значит, однако, что мы не можем давать нравственную оценку тем или иным явлениям, происходящим в обществе».

Странно, ведь я этим и руководствуюсь, почему же тогда меня называют «политизированным игуменом»? Не из-за собственной ли лени и малодушия критиков, опасающихся касаться острых вопросов? Патриарх не опасается. На последнем Всемирном Русском Народном Соборе коснулся «острого вопроса» положения русского народа, а на сей раз – проблемы незаконной иммиграции, тесно связанной с ростом религиозного экстремизма (было отмечено, что в Москве десятки тысяч радикалов, ясно от какой религии, это, между прочим, несколько дивизий).

Я давно размышляю на эту тему. У меня на сей счет есть свои соображения. На мой взгляд, у нас есть пробел в изъяснении понимания Бога как Единого в Троице Славимого. Это богооткровенная истина раскрывается в Библии. Убиенный о. Даниил Сысоев показал оптимальную методику бесед с мусульманами на эту тему. Нужно начинать разговор с выяснения того, какая книга является Откровением Всевышнего, имеющая безусловный авторитет. Для нас это Библия, как это убедительно показал о. Даниил. Вот и надо, насколько это возможно доступно, раскрывать библейское учение о Боге, подкрепляя его цитатами из Слова Божия. Вспомнилось: «Сей есть истинный Бог и Живот вечный (о Христе)».

Взвешенно подходил Патриарх к вопросу об участии духовенства в телепередачах на общественные темы и выступлений в СМИ. В отличие от жестких порядков в некоторых епархиях, в Москве в этом вопросе нет закручивания гаек «донельзя».

Ценные указания по налаживанию четкой и оперативной работы всей вертикали церковной власти. Критика практики непричащения в родительские субботы, на Богоявление и в некоторые другие праздники. «Когда я первый раз служил в Смоленске на Богоявление никто не причащался, а когда я служил в этот день в последний раз причащались сотни», – отметил Патриарх. Далее: «Исповедь лучше проводить с вечера. Духовные беседы – в отдельное от Богослужения время. Быть осторожнее и деликатнее в принятии на исповеди грехов против седьмой заповеди. Против неудобоносимых объемов поста и молитв в качестве епитимий. Отмечен положительный рост количества тех, кто выбрал изучение Основ православной культуры: в Москве в прошлом году таковых было менее 15 процентов, а в этом – 20 процентов».

После перерыва было живое общение – участники собрания могли задать свои вопросы Предстоятелю как в письменной форме, так и устно (правда, устно только те, кто сидел в центре, – доступ к микрофону был только у них). Запомнились о. Артемий Владимиров, сетующий по поводу легкости разводов, и о. Дмитрий Смирнов, ратующий за установку памятных досок на храмах, клирики которых пострадали в годы лихолетий.

Говорили отцы о проблемах с трудоустройством выпускников миссионерских отделений, адвокатской службе для строящихся храмов, собраниях викариатств по важным духовным проблемам и литургическим вопросам. Один благообразный диакон поднял вопрос, связанный с социальным служением. В итоге под гром аплодисментов он был назначен Патриархом на этот участок (поистине инициатива наказуема). После собрания приходилось слышать: «Патриарх благословил Евангелие читать по-русски». Ничего подобного – «слышали звон…». На самом деле он только поделился своим опытом: в отдельных случаях, совершая, например, крещение (причем было отмечено, что бесплатно), он русифицировал евангельские чтения в присутствии не очень воцерковленных людей. Призыв произносить проповеди «не по бумажке, а от сердца к сердцу, своими словами». Важное указание для настоятелей строящихся храмов: «Служить сразу, не ожидая окончания работ. Приходы формировать с первого дня».

На некоторые вопросы Патриарх прямо сказал, что пока затрудняется дать конкретный развернутый ответ, а передаст их на проработку в соответствующие инстанции. Очень мило прозвучало: «Нужно переспать с этими мыслями». В целом собрание произвело благоприятное впечатление, тонизировало, настраивало на конструктивную работу. Действительно, как отметил о. Дмитрий Смирнов, «градус кипения служения повысился».

По окончании собрания в беседе с одним собратом я посетовал на крупную сумму взноса на общецерковные нужды. Он, вздохнув, назвал свою цифру, превышающую нашу в несколько раз. Услышав, я даже закашлялся и…закрыл эту тему. Впечатляющая панорама общецерковной деятельности, представленная на собрании, настраивала на мирный созидательный труд.

 

Игумен КИРИЛЛ (САХАРОВ)