Главная       Дисклуб   Статьи   Хроника событий

 

Разведслужбы США представили официальную версию доклада о хакерских атаках

В обнародованной 6 января несекретной версии доклада Директора разведсообщества США отмечается, что усилия Москвы были направлены на оказание помощи республиканцу Трампу путем дискредитации его соперника от Демократической партии Хиллари Клинтон. В 25-страничном докладе, в частности, подчёркивается, что Путин распорядился провести в 2016 году кампанию с целью повлиять на исход президентских выборов в США. "Целью России был подрыв доверия общества к демократическому процессу в США, очернение Клинтон и нанесение ущерба ее избирательным возможностям как потенциальному будущему президенту". "По нашим оценкам, Путин и российское правительство отдали явное предпочтение Трампу. Мы относимся к этим оценкам с высокой долей уверенности", отмечается в докладе.

Обнародование доклада произошло вскоре после встречи избранного президента США Дональда Трампа с главами спецслужб, на которой ему и был представлен доклад с итогами расследования.

В последовавшем заявлении Трамп однозначно заявил, что результаты президентских выборов в США в 2016 году не стали следствием воздействия со стороны иностранных хакеров.

Агентство Reuters в связи с этим отмечает, что главная цель заявления Трампа по итогам разговора с главами разведок – рассеять любые сомнения относительно его уверенной победы на президентских выборах без какого-либо влияния извне.

Трамп признал, что Россия, Китай и другие страны, группы и отдельные личности пытались атаковать американские институты, включая Национальный комитет Демократической партии. Однако, по словам Трампа, от таких попыток не было "никакого эффекта". Россия отвергает утверждения, что была заинтересована в нападениях хакеров на участников президентской кампании с целью повлиять на ее исход, сообщает "Радио Свобода".

Одновременно пока еще действующий президент США Барак Обама получил секретную версию доклада. Обама посетовал на то, что представители Республиканской партии больше доверяют российскому лидеру Владимиру Путину, чем своим согражданам, только потому, что те являются демократами.

 

Комментарий: Собственно говоря, ничего сенсационного в докладе, по сути, не имеется, если не считать некоторых технических и персональных деталей.

Крупные государства всегда борются с друг другом. Когда, например, посол США в РФ собирает у себя в посольстве представителей определенного политического направления – это точно так же является попыткой повлиять на российское общественное мнение и, как минимум, попыткой оказать поддержку тем или иным политическим силам в России, как и деятельность "RT" и "Спутника" является попыткой повлиять на общественное мнение на Западе.

И в этом смысле новизна происходящего может состоять лишь в конкретном содержании методов этой борьбы.

Борьба в киберпространстве является частью общей борьбы в рамках новой стратегии, принятой на вооружение Путиным с 2007-го и особенно с 2012 года, после того как он стал президентом в третий раз.

Суть этой стратегии проста: максимальное использование возможностей, предоставляемых демократическими нормами и образом жизни, для системного наращивания влияния своего режима за пределами России, в других странах, для чего создана и продолжает совершенствоваться система влияния на всех возможных уровнях противостояния. Одновременно внутри страны при сохранении большинства элементов демократического строя создается система максимального ограничения возможностей использования демократических норм, правил и прав против своего собственного режима с помощью опять-таки системного, но "умного" закручивания гаек.

Путинский режим действует поэтому вполне в законодательном поле, и те пункты в протестной повестке дня, которые представляются ему реальными угрозами, он не только обрамляет массированной психологической и пропагандистской обработкой, как это делается для менее важных вещей, но и  немедленно кодифицирует в виде тех или иных нормативных законодательных актов, делая таким образом протестность в том или ином пункте повестки законодательно невозможной. При этом на сегодня власти удалось убедить и большинство населения страны в правильности именно такого двухстандартного подхода к данной проблематике.

Именно поэтому традиционно инертное и в большинстве случаев лоялистское российское общество в целом равнодушно отнеслось к попыткам информационных вбросов-разоблачений, имевших по преимуществу западный генезис и  связанных, скажем, с именами Ролдугина или Шамалова; во всяком случае, крупных долгоиграющих общественных скандалов, тем более отставок, на которые, возможно, рассчитывали инициаторы вбросов, не случилось. Российские граждане еще раз продемонстрировали, что они не способны или не желают реагировать на информацию о нарушениях во власти выше определенного уровня, российские СМИ в большинстве своем продемонстрировали свою сервильность, а парламент – свою полную подконтрольность исполнительной власти.

Ни один из крупных российских оппозиционных политиков, кроме маловлиятельных в обществе Навального или Яшина, после убийства Немцова не осмелился озвучить содержание этих разоблачений от своего имени, что также снизило уровень их восприятия в обществе.

В то же время западное общество, гораздо более чувствительное к проблеме нарушений во власти, было достаточно сильно задето вбросами о  потенциально чрезмерном влиянии саудовской помощницы Х. Клинтон Хумы Абедин или о возможных  злоупотреблениях в фонде Клинтонов. Информация была активно использована и тиражирована СМИ, ориентировавшимися на республиканцев, и поэтому эффект стал достаточно внушительным. Дональд Трамп активно использовал данные сюжеты для критики оппонента, что также способствовало увеличению кумулятивного эффекта.

В этой связи единственным вопросом, на который, вообще говоря, стоило получить ответ, является вопрос о законности, о соответствии тех или иных попыток оказать влияние на те или иные процессы американскому, российскому или международному законодательству. Но такого ответа в докладе не просматривается, не в последнюю очередь из-за отсутствия и неразработанности нормативно-законодательной базы. А это означает, что российские спецслужбы получают прекрасный шанс первыми сделать эту работу.

Было бы, кстати, неплохо, если бы данный инцидент привел к усилению международных правовых усилий в данной области и созданию новой отрасли международного права, регулирующей правовые отношения в данной сфере.

 

 Семен Яковлевич РОНСКИЙ