Главная       Дисклуб     Наверх на "Трудовые коллективы"     Наверх на "инновационный портал"

 

СОБСТВЕННОСТЬ И САМОУПРАВЛЕНИЕ

 

Собственность, т.е. владение, пользование и распоряжение средствами производства (средствами и предметами труда), и самоуправление в современном обществе – неразрывно связанные понятия и практические отправления. Не может быть собственности, взятой в совокупности производственных и общественных отношений, без самоуправления собственников, а самоуправления – вне собственности. На это указывают формы и способы реального владения, пользования и распоряжения.

У собственности несколько лиц. Собственность – это, во-первых, присвоенные кем-то (принадлежащие ему) средства и предметы труда, во-вторых, право: способ и форма присвоения средств производства, а также материальных и иных выгод от них, в-третьих, отношения присвоения: отношения между теми, кто присваивает (на основании закона, по праву) средства производства, а также материальные и иные выгоды от них, и остальными людьми, кто не может воспользоваться правом присвоения средств производства на законном основании, а следовательно, вынужден обеспечивать присвоение тех, кто пользуется этим по установленному праву. Отношения собственности (присвоения) – это корневая система отношений между людьми.

Когда владеют, пользуются и распоряжаются средствами производства только 10–15% населения, выстраивается частнокапиталистическая экономическая система и антагонистические отношения между собственниками и не собственниками (наемными работниками). Акционирование не изменяет этих отношений.

Когда собственником средств производства становится государство, как было в СССР, выстраивается иная, по сравнению с частнокапиталистической, экономическая система – «государственный капитализм при коммунизме» (В.И. Ленин) и антагонистические отношения между представителями государства-собственника (партийной властью и ее наместниками) и эксплуатируемым населением (напомню, что эксплуатация – это отчуждение прибавочной стоимости собственником у тех, кто ее производит).

 

СОБСТВЕННОСТЬ, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ

Собственность и ее отношения являются основой всего спектра производственных и общественных отношений: хозяйственных, юридических, государственных. "Собственность в самом широком смысле слова означает присвоение природы со стороны человека (индивида) внутри и при помощи определенной формы общества, и в этом смысле собственность (присвоение) является обстоятельством, от которого безусловно зависит всякое производство и, значит, всякое общество". Это общее, но очень точное наблюдение и определение принадлежит человеку, чьи достижения в науке экономике остаются значимыми и неколебимыми, несмотря на потрясения идей социализма во всем мире из-за потрясений, случившихся в СССР. Я говорю о Карле Марксе. И все попытки поколебать их лишь подчеркивают предвзятость и ничтожество современных критиков и ниспровергателей. Отношения присвоения (собственность) формируют государственные устои и подготавливают новые перевороты до тех пор, пока на определенном уровне развития производительных сил собственником не станет каждый человек.

Собственность, по существу, до того как она становится понятием собственности, наличествует лишь как материальное средство для построения тела и поддержания жизни и вытекает из естественной необходимости неосознанного "присвоения" этого материального средства, например пищи. Только из этого естественного побуждения всего живого сохранить себя может возникнуть и возникает понятие "мое" и представление о "не моем". А дальше, как только "определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производством, вступают в определенные общественные и политические отношения" (Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология), возникает право собственности.

Правоведы, обслуживающие собственника капиталиста, называют собственность священным естественным правом человека, основывая понятие собственности на противоположности между лицом и вещью: "вещь, так как она безвольна, имеет назначение быть подвластной волеспособному лицу". Вся буржуазная наука, – говорит русский юрист П. Стучка, – сходится в том, что понятие собственности является общим правовым понятием, лежащим в основе всех самых различных правопорядков.

Первоначально собственность – это естественное присвоение человеком собственного результата своей деятельности. Потом – это право простого товаропроизводителя присваивать себе весь продукт своего труда, включая выгоду за излишек (продукт прибавочного труда). Затем начинается отделение собственности от труда. Собственность переходит к завоевателю как его право присваивать себе продукт прибавочного труда тех, кого он покорил (дань натуральную). Далее собственность – это право крупного землевладельца присваивать себе весь труд своих собственных крестьян. Потом – это право капиталиста присваивать чужой неоплаченный труд. Образно говоря, десятеро таскают из моря рыбу, а один на берегу складывает ее в свой мешок и выдает из него десятерым по рыбешке на пропитание, чтобы хватило сил каждому и впредь таскать для него дары моря. Таким образом, первоначальная естественная неотделимость труда и присвоения обернулась при капитализме и власти номенклатуры КПСС их полным разделением. И эта несправедливость не перестанет висеть над человечеством, пока присвоение снова не соединится с трудом в пользу каждого трудящегося человека.

 Мир знает целый ряд иных теорий, объясняющих и обосновывающих право собственности. Это богословская теория (всё от Бога). Теория оккупации (захвата). Теория общественного договора (борьбы и соглашения). Эта теория выводится из тезиса, что в естественном состоянии человек человеку – волк. Отсюда – борьба всех против всех, необходимость общественного договора и, в целях сохранения мира в обществе, необходимость государства (Томас Гоббс). Теория трудового происхождения всякой собственности, согласно которой собственность приобретается посредством труда (Джон Локк). Теория государственного происхождения, согласно которой собственность делегируется государствам. Теория социальной функции, по которой собственность доверяется владельцам обществом (Стучка П. Собственность, Энциклопедия государства и права. Т. 3. Изд. Коммунистической академии, М., 1925–1926 гг., с. 889–900).

Разные авторы, разные теории, разное время. Всё в определенной мере справедливо. И хотя ни одна из теорий не может претендовать на научную истину, в одном они едины: собственность – это присвоение. Право собственности рассматривается также по признакам владения, пользования и распоряжения. И здесь практически всё сводится к договорам о присвоении выгоды.

Собственность в СССР не была социалистической. Это была переходная форма, которую в 1936 году И.В. Сталин объявил социалистической, а строй – социалистическим строем. Вернуть этот «социализм» стремится КПРФ и вся левая часть сегодняшней России. Но назад дороги нет – стремиться можно, вернуть нельзя.

Весь экономический опыт СССР подтверждает: производство и присвоение прибавочной стоимости (а она, как и всюду, отождествлялась у советских экономистов с прибылью) – вот  цель и основное назначение отношений собственности. Собственность есть присвоение прибавочной стоимости (прибыли) через присвоение объекта собственности или через право владеть, пользоваться и распоряжаться объектом.

К. Маркс рассматривает право собственности диалектически, как развитие отношений господства и рабства, капитала и наемного труда с целью присвоения прибавочной стоимости (прибыли). В СССР право собственности проявилось как отношение государства в лице управляющей КПСС и наемного труда подданных с той же известной целью – присвоения прибыли.

Собственность, или просто – вещь, ни в одном из ее смысловых значений (как имущество, как право им распоряжаться, как условие возмездной передачи полномочий) не является стимулом к труду. Стимулом является производство и присвоение прибавочной стоимости (прибыли). Отсюда только один шаг до всеобщего беспристрастного вывода: объект, вещь, средства производства становятся чьей-то собственностью лишь постольку, поскольку это имеет своей целью производство и присвоение прибыли для самого собственника.

Меняются формы и отношения собственности, но сущность ее всегда одна и та же – это присвоение прибыли или любой другой выгоды: материальной или духовной. Иными словами, это всегда присвоение того, что конкретная вещь дает человеку при обладании ею, для чего она нужна, а не присвоение вещи как таковой.

Следовательно, собственные средства производства – это прибавочная, или добавочная, стоимость (прибыль) для их хозяина. Для нас важно помнить, что это всегда прибавочный труд людей, работающих в организации.

Теперь посмотрим на категорию «заработная плата». Я, естественно, не буду рассматривать зарплату во всех ее многочисленных ипостасях. Задача – определить историко-социальный аспект формирования заработной платы, показать, что она представляет собой на самом деле, основные формы ее проявления. Как советские ученые-экономисты эту капиталистическую категорию превратили в социалистическое научное понятие?

 Первоначально человек, взаимодействовал со своей землей (трудился) и полностью вознаграждал себя результатом собственного труда: жильем, одеждой, пищей. Потом земля сконцентрировалась в руках отдельных лиц, а рабочая сила вытесненных с земли людей стала существовать сначала в виде собственности нового владельца (рабство), затем сама по себе (свободный труд). Рабочая сила и капитал отделились друг от друга и стали существовать порознь: капитал – у 10–15% граждан-собственников; свободная рабочая сила – у 85–90% граждан – наемных работников. Первоначальный результат собственного труда (после отделения от капитала) превратился в необходимый набор (фонд) натуральных средств для поддержания и воспроизводства жизни рабочего. Это материальная основа цены рабочей силы. Влияние на цену оказывает и конъюнктура рынка. Таким образом, цена рабочей силы, как и любого товара, формируется общественно необходимыми затратами на ее производство и воспроизводство, а также спросом и предложением на рынке рабочей силы.

Рабочая сила – это способность человека к труду. Как только предприниматель и работник "ударили по рукам" (договорились о цене), способность к труду превращается в конкретную работу, а договорная цена – в заработную плату. Теперь работник обязан в течение дня трудиться, а предприниматель в обмен на его труд обязан выплачивать ему определенную сумму денег в виде заработной платы. В этой сделке и в этом способе оплаты труда, после того как труд состоялся, продажа рабочей силы приобретает видимость продажи самого труда, а заработная плата – видимость его полной оплаты.

Итак, работник получает цену своей рабочей силы в виде заработной платы или четко определенного рабочего фонда необходимых жизненных средств (в денежном выражении), дифференцированного по отраслям, регионам, странам. Каким бы образом (в виде повременной, почасовой, поденной, понедельной, помесячной, или сдельной оплаты со всеми ее модификациями, призванными интенсифицировать труд) этот фонд ни попадал в руки рабочего, он всегда остается на заданном реальном уровне (колеблется около него). Работник получает основную зарплату и премии. Но пусть никто не заблуждается: в целом это всё тот же предусмотренный заранее фонд необходимых жизненных средств, только разделенный на две части и реализуемый по урочно-премиальной системе Тейлора.

 Но товар "рабочая сила" имеет одно специфическое свойство. Оно состоит в том, что в процессе соединения со средствами производства (труда) рабочая сила может создавать в единицу времени значительно большую стоимость, чем стоимость товаров, необходимых для ее воспроизводства. Это происходит в силу естественных особенностей человека производить больше, чем ему лично надо (содержание детей, стариков, создание запасов), а также в силу воздействия на него самодовлеющих обстоятельств общественной жизни и современного производства.

Согласно договору капиталист (предприниматель, промышленник) выплачивает рабочему в виде заработной платы стоимость его рабочей силы. А остальную часть созданной рабочим стоимости капиталист присваивает в качестве прибавочного продукта в деньгах. Следовательно, работая, например, ежедневно 8 часов, рабочий в течение этого времени воспроизводит стоимость рабочей силы и создает прибавочную стоимость. Распространенный ранее и теперь способ оплаты наемного труда предполагает, что способность человека к труду совпадает с его трудом и, таким образом, оплачивается не рабочая сила по своей стоимости, а весь труд.

Заработная плата и прибавочная стоимость, производимая рабочими и присваиваемая предпринимателями, пришла в капитализм от феодалов. Работа на себя в помещичьем хозяйстве превращается в цену рабочей силы наемного работника. Прибавочная стоимость явилась превращенной формой результата работы на помещика, рабского (барщинного, крепостнического) труда. Работа на себя и соответствующая ей цена таковы, что достаточно нескольких часов интенсивного труда, чтобы покрыть их. Работа на помещика (оброк в пользу помещика) превращается, по сути, в прибавочную стоимость. Сначала – в абсолютном значении, когда капиталист пользуется рабочей силой, допустим, не 6 часов, достаточных для покрытия обозначенной в договоре цены, а 12 часов. Иными словами, заключив договор с рабочим на определенную сумму вознаграждения, капиталист получает возможность (приобретает право) пользоваться рабочей силой в течение всего дня по своему усмотрению. С развитием производительных сил прибавочная стоимость становится относительной, когда продолжительность рабочего дня устанавливается законом (не может быть увеличена) и даже сокращается, а интенсивность труда увеличивается за счет организационных и технологических преобразований.

Производство и присвоение прибавочной стоимости становятся смыслом жизни предпринимателя. И это естественно. Остановиться нельзя, даже замедлить темпы производства нельзя. Конкуренты обойдут мгновенно. Минимум затрат на единицу продукции – максимум прибыли. Это и есть основной закон капитализма. А поскольку он начинается с прямого грабежа (производят прибыль многочисленные одни, присваивают малочисленные другие) и является законным, из этого корня вырастают мошенничество всех оттенков и преступления всех видов, поскольку они имеют общественную природу.

 Капиталистическая категория прибавочной стоимости (неоплаченного труда) представляется исторически данной (барщина) и поэтому подлинной. Именно она лежит в основании всех прибылей, как бы и почему бы они ни накручивались. Именно потому, что производство прибавочной стоимости – подлинное явление, весь наживающийся мир сжимает кулаки против марксизма, раскрывающего тайну наживы, и пытается стереть его в порошок. Именно потому, что производство прибавочной стоимости основательно запутано учеными и властвующими коммунистами и сложно для понимания самими ее производителями, капиталистический мир сегодня празднует победу. Справедливости ради скажу, что не все капиталисты сделали вид, что прибавочная стоимость – надуманная категория. Первым капиталистом, признавшим ее подлинность, был Ф. Энгельс. Признали это и все ведущие капиталисты России того времени (фабриканты Савва Морозов, Рябушинский).

 

 

Виктор Семенович Петрухин,

член инициативной группы

«Новые коммунисты» по созданию ПРКР