Главная       Дисклуб     Наверх на "Трудовые коллективы"     Наверх на "инновационный портал"

 

Трудовые коллективы – основная опора КПРФ

 

 Как повысить эффективность борьбы КПРФ за социализм?

Эффективность борьбы за власть с целью построить обновленный социализм с момента создания КПРФ была различной. На выборах 1996 года Г.А. Зюганов  практически на равных боролся с действующим президентом Б.Н. Ельциным.  В 90-е годы заметную часть губернаторских постов занимали члены КПРФ, побеждая на выборах. В Государственной Думе фракцию КПРФ поддерживали около 180 депутатов, а иногда и больше. Так, за проект «Закона об экстренных мерах по выводу России из кризиса, обеспечению социально-экономического развития страны» проголосовали 178 депутатов. Проект закона «О трудовых коллективах» прошел первое чтение: его поддержали более 226 депутатов.

На предпоследних и последних выборах 2011–2012 гг. КПРФ не удавалось добиваться столь же хороших результатов. Так, в 2011 году в Госдуму от КПРФ было выбрано 92 депутата (без учета фальсификаций, оцениваемых КПРФ в 10% от числа проголосовавших). На выборах президента за В.В. Путина  проголосовали 63% избирателей, а за Г.А. Зюганова  17% (без учета фальсификаций, которые, по данным КПРФ, составили 15%).

В борьбе за власть КПРФ, во-первых, ведет борьбу на выборах президента и депутатов Госдумы, а во-вторых, организует протестные митинги граждан, выступающих в защиту своих политических и экономических прав. Такая борьба необходима, но не достаточна, чтобы взять власть в свои руки с целью проведения реформ в интересах подавляющего большинства населения России. Наряду с этими формами целесообразно использовать и третье направление борьбы за власть, с опорой на трудовые коллективы.

Еще в середине 90-х тема трудовых коллективов была поднята «Экономической и философской газетой», а ученые из общества «Российские ученые социалистической ориентации» при поддержке фракции КПРФ составили систему проектов законов, целью которых было проведение курса реформ, направленных на модернизацию экономики, рост благосостояния населения, укрепление обороны и безопасности граждан. Для достижения этих целей необходимо укрепление роли государства и трудовых коллективов в экономике России.

В систему проектов законов входил ряд базовых законов:

- Об экстренных мерах по выводу России из кризиса, обеспечению социально-экономического развития страны (рамочный закон).

- О трудовых коллективах.

- О самоуправляемых народных предприятиях.

Целесообразно подкорректировать эти проекты законов, составленные в 90-е годы, и представить эти проекты законов от фракции КПРФ в Госдуму. Отказ со стороны «Единой России» гарантирован, поскольку эта партия поддерживает либерально-монетаристскую систему управления, навязанную из-за рубежа в 90-е годы и создавшую в России криминализированный капитализм, не позволяющий провести модернизацию экономики на основе широкого использования инноваций. После провала этих проектов законов в Госдуме необходимо их содержание довести до трудовых коллективов (заводов, шахт, вузов, школ, НИИ и др.). При современных средствах передачи информации пропаганда проектов законов может вестись не только непосредственно в трудовых коллективах, но и через телевидение, радио, Интернет, газеты, брошюры, листовки. Такая деятельность обеспечит поддержку КПРФ трудовыми коллективами в ее борьбе за обновленный социализм.

Затем необходимо подготовить и провести всеобщую политическую стачку трудовых коллективов под лозунгом досрочных выборов новой Госдумы, способной принять систему законов, меняющих курс реформ в пользу трудовых коллективов и подавляющего большинства населения России. Без этого невозможно подавить коррупцию, снять страну с «нефтяной иглы» и провести модернизацию экономики, обеспечить рост благосостояния населения и укрепить обороноспособность и безопасность России.

Приложения к проектам законов (основные положения):

А. Об экстренных мерах по выводу России из кризиса, обеспечению социально-экономического развития страны.

Б. О самоуправляемых народных предприятиях.

В. О трудовых коллективах.

 

А. Об экстренных мерах по выводу России из кризиса, обеспечению социально-экономического развития страны

Настоящий закон предусматривает комплекс экстренных мер, направленных на вывод экономики России из кризиса с одновременной структурной перестройкой и модернизацией экономики, повышением уровня жизни народа. Закон определяет необходимые для этого механизмы и источники финансирования, организационные и социальные мероприятия.

 

 Национализация и приватизация

1. Исключительной собственностью народов России, ее национальным достоянием, не подлежащими приватизации, являются:

- воздушное пространство, территориальные и внутренние воды, природные ресурсы и богатства, леса, недра, земля (за исключением земельных участков, выделяемых в пределах установленных законом норм под садово-огородные участки, личные подсобные хозяйства, индивидуальную жилищную застройку);

- предприятия и отрасли экономики, выполняющие жизнеобеспечивающие функции в масштабах всей страны: топливно-энергетический комплекс, железнодорожный, воздушный и иной магистральный транспорт, порты и коммуникации, связь, информационные системы;

- принадлежащие государственным и муниципальным силовым структурам оружие, оборонные и другие функциональные объекты;

- предприятия и учреждения оборонных отраслей промышленности;

- имеющие общенациональное значение учреждения науки и культуры, учебные заведения, детские учреждения, медицинские и лечебно-профилактические учреждения, включая рекреационные комплексы, объекты сферы социальной защиты;

- основные объекты инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.

Находящиеся в частной собственности объекты, объявленные национальным достоянием, подлежат национализации.

2. Организационно-правовыми формами приватизации являются самоуправляемое народное предприятие, производственный кооператив, акционерное общество и товарищество.

Преимущественное право выбора форм собственности и хозяйствования на предприятиях, которые, в соответствии с государственными программами преобразования отношений собственности, подлежат разгосударствлению, предоставляется их трудовым коллективам.

Представительные, исполнительные и судебные органы проверяют законность предшествующих актов и сделок приватизации. Акты и сделки приватизации, проведенные с нарушением законов, имущественных и хозяйственных прав трудовых коллективов и государства, признаются недействительными в судебном порядке.

Земля для ведения сельского хозяйства предоставляется на основе аренды и пожизненного наследуемого владения и пользования.

Передача в частную собственность лесов, недр, естественных водоемов, заповедников, зон отдыха, иных природных ресурсов, земель городов, поселков, населенных пунктов запрещается. Предоставление их в аренду, владение и пользование допускается под государственным и общественным контролем.

Купля-продажа земли (за исключением приусадебных, садово-огородных участков, участков под домами, гаражами и дачами, принадлежащих гражданам в пределах установленных законом норм) запрещается.

 

Структура государственного управления экономикой и государственным имуществом

1. Государственное управление экономикой осуществляется исходя из нижеследующего разделения основных функций:

- разработка прогнозов и системы индикативных плановых показателей развития экономики, формирование целей и задач экономической политики, определение ее приоритетов, их межведомственная координация и согласование с субъектами Федерации, составление комплексных планов экономического развития, инвестиций – в Федеральной комиссии по планированию и прогнозированию (Госплане).

- регулирование и контроль в области ценообразования – в Комитете цен;

- регулирование отдельных рынков, контроль за добросовестностью конкуренции, обеспечение прав потребителей в Министерстве по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

- за функциональными ведомствами - министерствами труда и социальной политики, образования и науки, культуры, здравоохранения, обороны и других закрепляются функции проведения государственной политики в соответствующих областях и вытекающие из них функции государственных заказчиков, осуществляющих размещение государственных закупок на конкурсной основе;

- в крупных акционерных обществах, имеющих важное значение для экономики России, в которых доля государства в уставном капитале превышает 25%, в должности председателей совета директоров и генеральных директоров утверждаются представители государства.

- программы развития объединений (краткосрочные и среднесрочные) формируются на конкурсной основе с учетом платежеспособного спроса потребителей и государственных заказов одновременно с определением договорных цен на все основные товары личного и производственного назначения. Процесс согласования планов объединения субъектов Российской Федерации и плана государства по стратегическому балансированию сфер потребления и ресурсов, по экологии, социальному развитию, обороне и безопасности, внешней политике и научно-техническому прогрессу осуществляется на основе конкурсных заказов и экономических инструментов (налогов, рентных платежей, процента за кредит, валютного курса рубля, стандартов, нижнего уровня оплаты труда и т.п.). Укрупненные индикативные показатели межотраслевых и межрегиональных поставок уточняются в ходе заключения хозяйственных договоров.

 - государство проводит политику поддержки развития средних и мелких предприятий, работающих как по договорам с объединениями, так и самостоятельно.

 

Структура плана восстановления экономики России

Меры по выходу из кризиса разрабатываются на основе пятилетнего плана восстановления экономики России.

1. План должен содержать:

- индикативные показатели развития основных секторов экономики, отраслей, территорий и использование бюджетных средств;

- меры экономического регулирования: включая денежную, ценовую, налоговую, таможенную, инвестиционную, антиинфляционную политику и политику доходов населения;

- бюджетные и внебюджетные источники инвестиций и затраты на программы структурной перестройки производства, обороны и конверсии, развития социальной сферы (расходы на науку, культуру, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, отдых).

2. План должен обеспечить:

а) Первоочередное развитие:

-          отраслей, способных стать основой общего подъема экономики (создание продовольственной безопасности, энергетики и энергосбережения, станкостроения, приборостроения, инструментов и промышленных роботов, новых материалов, электронных элементов и др.);

-          производства товаров первой необходимости для населения;

- массового строительства жилья для нуждающихся слоев населения;

- индустриализации переработки природных ресурсов (нефти, газа, леса и др.) и переход от экспорта сырья к экспорту готовых изделий.

б) приоритет:

- наукоемких и высоких технологий (когнитивных, нано-биоинфотехнологий и др.);

- первоочередного запуска производства на уже имеющихся мощностях;

- приобретения и модернизации отечественного оборудования перед закупкой аналогичного нового оборудования за рубежом;

- производства на отечественном сырье и комплектующих;

в) социальную ориентированность на:

- производство продукции массового спроса;

- восстановление занятости трудоспособного населения;

- помощь наиболее нуждающимся и социально незащищенным слоям населения;

- восстановление научного и инженерно-конструкторского потенциала страны.

3. Разработку комплексной Программы восстановления экономики России, последующих планов социально-экономического развития, их согласование с субъектами Федерации и конкретизацию в годовых планах, контроль за их исполнением, а также за исполнением Бюджета развития Российской Федерации и Федеральной инвестиционной программы осуществляет Плановая комиссия России.

 

 Регулирование внешней торговли

1. Проведение внешнеторговой политики поддержки отечественного производства и мобилизации ресурсов для развития экономики:

2. Введение государственной монополии на экспорт энергоресурсов, топлива, нефтепродуктов, черных, цветных и редкоземельных металлов, золота и драгоценных камней, химических материалов и удобрений, лесоматериалов, вооружения и военной техники.

3. Направление основной части экспортной валютной выручки и кредитов на импорт оборудования и высоких технологий для реконструируемых российских предприятий, при ограничении импорта предметов роскоши и потребительских товаров не первой необходимости, а также вывоза иностранной валюты для оплаты услуг.

4. Приоритет отечественным производителям при размещении государственных заказов и закупок, запрещение использования средств федерального бюджета на финансирование импорта товаров и услуг при наличии отечественных аналогов.

5. Создание, укрепление и развитие экономического союза России с государствами СНГ, их взаимовыгодная реинтеграция.

 

Регулирование иностранных инвестиций

1. Иностранные инвестиции привлекаются в первую очередь для приобретения и внедрения передовых технологий, оборудования и материалов, развития наукоемких импортозамещающих производств, адаптации российской промышленности к требованиям мирового рынка и расширения экспорта продукции обрабатывающей промышленности, то есть российские энергоресурсы должны обмениваться на западные технологии.

2. Запрещается приобретение в собственность иностранными юридическими и физическими лицами, а также их коммерческими агентами и доверенными лицами:

а) земли, сельскохозяйственных и лесных угодий, недр, рыбохозяйственных и морских участков экономической зоны, рекреационных зон и других природных ресурсов России;

б) предприятий топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, авиационного, водного и трубопроводного транспорта, оборонной промышленности;

в) контрольных пакетов акций предприятий базовых отраслей экономики.

 

 Регулирование внутреннего товарного рынка

1. Цены и тарифы на энергетические ресурсы, топливо, нефтепродукты и другую продукцию естественных монополий, на основные виды промышленного и сельскохозяйственного сырья, на услуги железнодорожного, авиационного и трубопроводного транспорта регулируются государством.

2. На потребительские товары первой необходимости вводятся предельные уровни розничных цен.

3. При осуществлении закупок для общественных и государственных нужд, а также для контролируемых государством предприятий предпочтение отдается отечественным товарам, машинам и оборудованию.

4. Впредь, до устранения "ножниц цен" между ценами на сельскохозяйственную продукцию и промышленные средства производства для сельского хозяйства, последние (в первую очередь удобрения, электроэнергия и горюче-смазочные материалы для сельского хозяйства) подлежат продаже сельскохозяйственным производителям по льготным ценам.

5. Вводится государственная монополия на оборот этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции, табака и табачных изделий.

 

Кредитно-финансовое регулирование

1. Осуществляется переориентация денежно-кредитной политики с поддержки финансовых спекуляций на решение задач нормализации денежного обращения и платежно-расчетных отношений в производственной и социальной сферах, создание необходимых условий для подъема инвестиционной активности.

2. Сберегательный банк Российской Федерации наделяется статусом государственного коммерческого банка (с закреплением контрольного пакета акций в руках государства).

Сберегательный банк Российской Федерации:

- строит свою деятельность на коммерческой основе под контролем Центрального банка с учетом общенациональных интересов;

- проводит валютные операции;

- осуществляет целевое кредитование приоритетных секторов.

3. Лицензии частных коммерческих банков на проведение валютных операций аннулируются.

4. Создается система государственных и муниципальных организаций долгосрочного финансирования промышленности во главе с Государственным банком промышленного развития (ГБПР), который, наряду с прямым финансированием инвестиционных проектов, осуществляет функции центральной координирующей организации долгосрочного финансирования и кредитования промышленности.

 

 Налоговая политика

1. Центр тяжести налогообложения переносится с доходов, получаемых от трудовой, инновационной и инвестиционной деятельности в сфере производства, на рентные доходы, в особенности от эксплуатации природных ресурсов, доходов от собственности и видов деятельности, связанных с негативными социальными и экологическими последствиями, элитарное и социально избыточное потребление.

2. Импортируемые предметы роскоши, потребительские товары не первой необходимости и другие товары, ввоз которых отрицательно сказывается на положении промышленности и сельского хозяйства России, подлежат обложению высокими фискальными, антидемпинговыми, протекционистскими пошлинами.

3. Используется вмененный налог на мелкие и средние торговые и посреднические фирмы.

4. Расширяются льготы по налогам на доходы производственных предприятий, осуществляющих установку нового оборудования, развитие техники и технологии производства. В приоритетных отраслях производства внедряются нормы ускоренной амортизации при усилении контроля за целевым использованием амортизационных отчислений.

5. Освобождается от пошлин импорт высокотехнологичного оборудования, используемого для производства наукоемкой продукции.

6. Повышается налогообложение земли, зданий, сооружений и другой недвижимости, используемой непроизводственными коммерческими организациями.

7. Повышается налогообложение доходов от биржевых и банковских спекулятивных операций, спекулятивных сделок с недвижимостью.  

8. Повышается налог на валютообменные операции, вводится налог на ввоз наличной иностранной валюты.

9. Вводится дополнительное прогрессивное налогообложение сверхвысоких доходов и особо крупного имущества физических лиц.

 

 Валютное регулирование

1. Осуществляется активизация валютного контроля и поэтапная дедолларизация экономики в целях пресечения вывоза капитала.

2. Вводится государственная валютная монополия. Обращение иностранной валюты на внутреннем рынке запрещается. Все валютные операции осуществляются исключительно через Центральный Банк РФ и уполномоченные им государственные банки. Лицензии частным коммерческим банкам на проведение валютных операций отзываются. Вся валютная выручка за экспорт товаров и услуг подлежит обязательной продаже Центральному Банку РФ по установленному им валютному курсу. Средства юридических и физических лиц:

- резидентов РФ, находящиеся на валютных счетах в коммерческих банках России, их зарубежных отделениях и иностранных банках, подлежат переводу в Центральный Банк РФ. Валютные счета предприятий подлежат постепенной отмене.

3. Приобретение иностранной валюты ограничивается исключительно целями оплаты импортных контрактов и других разрешенных законом текущих операций.

4. Регулирование обменного курса рубля осуществляется с учетом необходимости поддержания конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, а также поддержания платежного баланса.

5. Привязка обменного курса рубля к доллару в формировании валютных резервов и в политике регулирования и номинирования обмена курса отменяется.

6. Расширяется использование рублей во внешнеторговых расчетах и в качестве резервной валюты в странах СНГ и Восточной Европы.

 

Бюджеты развития и инвестиционные фонды

1. Финансирование государственных планов развития осуществляется путем выделения в Бюджете развития расходов на финансирование планов развития и формирование инвестиционных фондов.

2. Инвестиционные фонды создаются для финансирования инвестиционных программ и формируются путем консолидации:

- доходов от внешнеторговой деятельности;

- не менее 30 процентов общей суммы внебюджетных фондов правительства;

- бюджетных инвестиций и кредитов;

- выручки от приватизации, реализации принадлежащего государству имущества, ценных бумаг, сдачи в долгосрочную аренду недвижимости и т.п.;

- средств от государственных инвестиционных займов;

-                    начислений на использованную не по назначению амортизацию;

-                    процентов со среднемесячных остатков в банках средств бюджета и внебюджетных фондов (не ниже процента по депозитам);

- внутренних и внешних кредитов, предоставляемых правительству Российской Федерации (или под его гарантии) на инвестиционные цели;

- накопленных валютных средств, которые государство хранит за рубежом;

- подавления коррупции;

- возврата незаконно увезенных за рубеж российских капиталов;

- целевой эмиссии денег Центральным банком для модернизации экономики.

 

 Социальная сфера

1. Устанавливаются и обеспечиваются на всей территории России государственные минимальные социальные стандарты (по заработной плате, пенсиям, пособиям, в сфере образования и медицинского обслуживания).

2. Все отрасли социальной сферы переводятся на нормативное финансирование.

3. Законодательно устанавливается дифференцированный по субъектам Федерации прожиточный минимум на базе социально-обоснованного минимального потребительского бюджета, разрабатываемого с участием профсоюзов. В соответствие с ним приводится минимум заработной платы и пенсий.

4. По мере роста производства все виды пособий и стипендий привязываются к величине минимальной зарплаты и ее росту.

5. Государственные пенсии, стипендии, пособия, заработная плата работников бюджетных организаций, не превышающая ее среднего уровня, подлежат ежеквартальной полной автоматической индексации на инфляцию, официально объявленную Госкомстатом РФ. Выплаты, превышающие этот уровень, подлежат частичной индексации, дифференцированной в зависимости от их уровня.

6. Вводится гарантированное (для малоимущих семей) обеспечение детей, беременных, кормящих матерей, инвалидов, малоимущих пенсионеров, особенно в зонах экономического и социального бедствия, товарами первой необходимости по доступным ценам.

7. Вводится субсидирование квартирной платы и оплаты коммунальных услуг в пределах социальных нормативов  не более 10% от доходов семьи).

8. Запрещается продажа жилья лицам, имеющим достаточную обеспеченность жилой площадью. Создается система льготного кредитования приобретения жилья для нуждающихся семей, не имеющих достаточного уровня доходов. Остро нуждающимся и малообеспеченным семьям гарантируется бесплатное предоставление жилья.

9. Законодательно обеспечивается трудоустройство по специальности молодежи, оканчивающей государственные учебные заведения всех типов. Устанавливается обязательная квота (лимиты) на предприятиях всех форм собственности для ее трудоустройства.

10. Восстанавливаются социальные гарантии на бесплатное образование, бесплатную квалифицированную медицинскую помощь, социальную защиту детства, материнства, старости.

11. Устанавливается систематический контроль общественности, трудовых коллективов и профсоюзов за строительством и распределением жилья.

12. Разрабатываются и реализуются в качестве приоритетных федеральные программы обеспечения населения детским питанием и лекарствами.

13. Разрабатывается и осуществляется общегосударственная программа по сохранению, развитию и совершенствованию сети здравниц, курортов, санаториев, домов отдыха, туристических баз, детских оздоровительных учреждений.

14. Осуществляются меры по восстановлению и развитию службы быта и общественного питания по общедоступным ценам. Всем школьникам обеспечивается бесплатное, а учащимся государственных училищ, техникумов и вузов льготное питание.

15. Осуществляется государственная поддержка развития общественного транспорта как наиболее эффективного в экономическом, социальном и экологическом отношении.

16. Учреждениям фундаментальной науки, культуры, образования, здравоохранения обеспечивается приоритетное бюджетное финансирование.

17. Все учреждения культуры передаются в государственную и муниципальную собственность со зданиями и землей, необходимыми службами и освобождаются от налогообложения как бесприбыльные некоммерческие организации.

18. Создается общественный совет деятелей культуры и представительных органов власти по оценке соответствия печатной кино-, радио- и телепродукции этическим требованиям. Ограничиваются объемы кинопроката, радио и телепередач иностранных произведений – не более чем 20% прокатного и эфирного времени, выделяемого на музыкальные, литературные, киноленты, телеспектакли и сериалы и т.д. Запрещается издание в печати и воспроизведение по радио и телевидению, в кино произведений, прививающих безнравственность, насилие, нарушающих требования морали, воспитывающих национальную рознь и антипатриотизм.

19. Восстанавливается система государственного заказа на производство и распространение кинофильмов и книг, учебных пособий, пропагандирующих созидательные и патриотические ценности, способствующих консолидации общества, его духовному оздоровлению.

20. Вводится сертификация интеллектуальной продукции, в том числе передаваемой через средства массовой информации, направленная на защиту граждан от недоброкачественной или вредной интеллектуальной продукции.

Правила и порядок сертификации устанавливаются федеральным законом.

 

Меры по предотвращению демографической катастрофы в России

1. Государственные меры по защите здоровья и генофонда населения осуществляются на основании Закона о государственной демографической политике, который предусматривает:

а) восстановление системы бесплатной медицинской помощи;

б) уровень пособий на каждого ребенка в малообеспеченных семьях, обеспечивающий реальный прожиточный минимум;

в) порядок индексирования величины выплачиваемых семьям пособий;

г) систему федеральных и региональных льготных кредитов и ссуд для молодых семей и семей с детьми для решения жилищных проблем.

2. Вводится система налоговых льгот с учетом местной специфики для предприятий, выделяющих средства на помощь семьям с детьми и на строительство дошкольных и медицинских учреждений, систему социального обеспечения.

3. Разрабатываются региональные программы помощи следующим группам семей, у которых доходы не обеспечивают прожиточного минимума: многодетным семьям, матерям-одиночкам с несовершеннолетними детьми; вдовым матерям с несовершеннолетними детьми; разведенным матерям (отцам) с несовершеннолетними детьми; замужним женщинам с малолетними детьми; студенческим семьям с детьми; семьям с безработным супругом (супругой) с детьми; семьям с детьми-инвалидами, требующими ухода взрослых членов семьи; семьям инвалидов; семьям пенсионеров; семьям беженцев; одиноким престарелым инвалидам.

 

Б. «О самоуправляемых народных предприятиях»

Настоящий закон предусматривает образование самоуправляемых народных предприятий как на основе государственных и муниципальных предприятий, так и на основе бывших государственных и муниципальных предприятий, приватизация которых привела не к повышению, а к устойчивому снижению их экономической эффективности и социальной ориентации и тем самым с точки зрения провозглашенных законом целей оказалась несостоятельной.

 Определение и права самоуправляемого народного предприятия

1. Самоуправляемым народным предприятием признается коммерческая организация, трудовой коллектив которой наделен правом полномочного хозяйственного ведения в отношении имущества, закрепленного за ним Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Имущество, находящееся в полномочном хозяйственном ведении самоуправляемого народного предприятия, остается народной собственностью, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям) как между собственником и владельцем, так и между совладельцами – членами трудового коллектива.

Отношения собственности, на которых основываются самоуправляемые народные предприятия, обеспечивают трудовому коллективу права, достаточные для осуществления производственно-хозяйственной деятельности в условиях конкурентного рынка. Вещные права трудового коллектива ограничиваются принимаемыми им обязательствами, гарантирующими соблюдение интересов народа Российской Федерации.

В соответствии с законом собственник имущества, переданного в полномочное хозяйственное ведение (народ Российской Федерации, территориальная общность) через своего официального представителя –  государственный или муниципальный орган по договору с самоуправляемым народным предприятием, может получать плату (ренту) за землю, недра, воду и другое имущество, переданное этому предприятию в хозяйственное ведение.

 

Порядок передачи народного имущества самоуправляемому народному предприятию. Учредительный договор

1. Самоуправляемые народные предприятия создаются путем преобразования унитарных государственных, муниципальных и частных предприятий по инициативе государственного или муниципального органа, в ведении которого находится данное предприятие, или по решению общего собрания (конференции) трудового коллектива, принятому большинством голосов от списочного состава трудового коллектива (делегатов, избранных на конференцию).

2. Решение о преобразовании государственного или муниципального предприятия в самоуправляемое народное предприятие принимается общим собранием (или конференцией) трудового коллектива большинством голосов от списочного состава трудового коллектива (или делегатов, избранных на конференцию).

3. Передача народного имущества от собственника (народа Российской Федерации – территориальной общности) его представителем (государственным или муниципальным органом) полномочному хозяйствующему владельцу (трудовому коллективу) производится по учредительному договору, заключенному между трудовым коллективом и соответствующим государственным или муниципальным органом.

Со стороны трудового коллектива учредительный договор заключается советом трудового коллектива и утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива.

4. Учредительный договор в обязательном порядке фиксирует:

а) натуральный состав и стоимость передаваемого имущества производственного и непроизводственного назначения;

б) право трудового коллектива как независимого товаропроизводителя свободно распоряжаться переданным ему имуществом, внося любые необходимые для производственно-хозяйственной деятельности изменения в натуральный состав имущества;

в) право собственности трудового коллектива на производимую продукцию (услуги) с указанными в законе ограничениями;

г) право трудового коллектива по своему усмотрению распоряжаться выручкой от реализации продукции (услуг) и другими реализационными доходами за вычетом налогов и иных законодательно определенных отчислений обществу;

д) обязанность трудового коллектива не уменьшать стоимости переданного ему имущества (исключая заранее предусмотренные случаи);

е) обязанность трудового коллектива производить амортизационные отчисления по установленным или согласованным нормам;

ж) обязанность трудового коллектива отчислять часть прибыли на обновление и развитие производства.

5. Собственный вклад трудового коллектива в имущество самоуправляемого народного предприятия освобождается от платы за фонды, профильного и заказного обязательства в доле, соответствующей доле собственных средств в имуществе предприятия.

 

Характер отношений работника с самоуправляемым народным предприятием

1. С момента учреждения самоуправляемого народного предприятия все постоянно занятые на нем работники приобретают права совладельцев его имущества.

2. Прием на работу осуществляется как свободное вступление человека по договору с администрацией самоуправляемого народного предприятия в состав его трудового коллектива для выполнения согласованной трудовой функции.

3. Каждый работник получает зарплату в зависимости от количества и качества своего труда и доход как совладелец предприятия. В этом случае работник заинтересован не только в результатах своего труда, но и в результатах работы всего предприятия. Это обеспечивает повышенную мотивацию работника к творческому производительному труду.

 

Общее собрание (конференция) трудового коллектива

1. На самоуправляемых народных предприятиях, насчитывающих до 300–500 постоянно занятых работников, высшим органом управления является общее собрание, а при большей численности – конференция трудового коллектива, число делегатов которой по общему правилу не превышает 300 человек.

2. Делегаты на конференцию избираются коллективами подразделений предприятия тайным голосованием большинством от их списочного состава.

3. Общее собрание (конференция) большинством от его (ее) списочного состава избирает совет трудового коллектива, утверждает учредительный договор и устав, а также годовые балансы предприятия, принимает перспективную программу развития предприятия и планы его деятельности, решает основные вопросы формирования и использования фондов предприятия, включая фонд заработной платы, ежегодно или при необходимости чаще заслушивает отчеты председателя совета трудового коллектива и руководителя предприятия и оценивает их деятельность, принимает акты, регламентирующие внутреннюю жизнь предприятия.

 

 Совет трудового коллектива (СТК)

1. Совет трудового коллектива является высшим органом управления предприятия в период между общими собраниями (конференциями) трудового коллектива. СТК избирается тайным голосованием в количестве не более 30 человек.

2. Председатель совета трудового коллектива и его заместители избираются тайным голосованием большинством от списочного состава совета трудового коллектива.

 

Руководитель самоуправляемого народного предприятия

1. Права, обязанности и ответственность руководителя самоуправляемого народного предприятия, условия оплаты его труда и материальное обеспечение, порядок освобождения от занимаемой должности определяются контрактом (договором), которыйзаключает с ним совет трудового коллектива. В целях выявления наиболее достойных кандидатов на должность руководителя совет трудового коллектива может объявить конкурс на замещение этой должности.

2. Руководитель предприятия назначает своих заместителей, руководителей подразделений предприятия и его служб по согласованию с СТК.

 

Леонид Петрович ОРЛЕНКО,

 профессор

Продолжение следует

 

 

Комментарий «ЭФГ»: Значительная часть мер по выводу экономики из кризиса, предлагаемых автором, в том или ином виде вошла в антикризисную программу КПРФ, опубликованную в «ЭФГ» № 46.

В этой связи представляется необходимым дополнить предложения автора несколькими менее политизированными, но абсолютно необходимыми с точки зрения реальной экономики мерами, в том числе:

1.             Законодательное определение и оптимизация долгосрочных пропорций между государственным и прочими секторами экономики, а также разработка технологии их поддержания (неразмывания границ между ними; именно в этой проблемной зоне началась финальная стадия разрушения социализма в годы перестройки).

2.             Охват народнохозяйственного комплекса в той его части, в которой он является общественно-государственным, единой системой автоматического функционирования и управления, подъем уровня обобществления производительных сил на новую ступень (тот пункт, где остановилась реформа по Глушкову – Немчинову).

3.             Разработка реально функционирующей системы обязательных социальных критериев и параметров для функционирования частного сектора экономики. К примеру, уровень реальной минимальной/средней зарплаты не должен опускаться ниже, чем в общественно-государственном секторе и т.п. Это пункт, вокруг которого в настоящее время топчется путинская система, но никак не может сделать решающий шаг для перехода к реальному, а не декларативному социально-ориентированному рынку.

4.             Разработка системы мер по минимизации социальных издержек нового этапа ренационализации (это пункт, о который в будущем может обломаться любая, даже самая распрекрасная, программа мер).