Главная       Дисклуб     Наверх   

 

МИГРАЦИЯ И ПРАВОЗАЩИТНИКИ

 

Миграция в общем – часть того процесса, который мы называем глобализацией, и в этом смысле кому-то может показаться, что известная правозащитница Алексеева права... Суть ее неоднократно высказывавшейся позиции состоит в том, что миграция – это процесс естественный и сопротивляться ему бесполезно.

Однако всё не так просто, ибо здесь явно упущена диалектика вопроса...

Глобализация, например, в принципе – процесс технический. Поэтому всё ее социальное использование уже отнюдь не объективно, а как раз очень даже субъективно. Сейчас ее использует империализм, проще говоря – меньшинство, владеющее собственностью, а может использовать всё население, создав условия для победы социализма.

Есть еще один феномен, напрямую связанный с процессом глобализации и управляющий им, – это исторический детерминизм.

Если вы только произнесете эти весьма заезженные и порядком искаженные бонапартистами слова, то любой "знающий" оппонент справа скажет вам, что это, мол, игнорирование роли личности в истории и так далее, ибо он понимает исторический детерминизм как некую метафизику. То есть нечто (даже не некто, а именно "нечто") действующее на общество и определяющее его развитие, и люди здесь ничего поделать не могут, они, получается, как бы ни при чем...

Такое понимание исторического детерминизма абсолютно ложно. Весь так называемый детерминизм складывается только из действий людей. Никаких внешних факторов, помимо воли самих людей, определяющих исторический детерминизм, не существует.

Что же тогда это такое?

Все люди действуют в разных направлениях. Складываются глобальные группы, имеющие разные цели. Их действия не только различны, но и прямо противоположны, враждебны друг другу. Все эти люди действуют сами, и никакой детерминизм их действия не определяет. Они действуют по своей воле, как хотят, и абсолютно свободно.

Но, как говорит хорошая русская пословица, один в поле не воин. Те же самые люди, что действуют вполне произвольно, ищут союзников и, находя их, объединяются. Происходит объединение единичных воль, действующих в том или ином направлении.

Детерминизмом же становится то взаимодействие личных волевых усилий, которое соединяет их самое большое количество. Только и всего...

Проще говоря, исторический детерминизм – это воля, желания и действия подавляющего большинства людей. И не надо огород городить, что это якобы что- то действующее на людей извне... Детерминизм – это абсолютно изнутри, а не извне.

Но, однако, для тех частей общества, которые идут в иных направлениях, нежели большинство, это представляется как некая враждебная сила, действующая извне... И это правда. Но это действие "извне" – только с точки зрения этих групп меньшинства. Это действие извне на их группу, и не более.

Вернемся теперь к миграции. На чьей стороне исторический детерминизм в этом вопросе? Явно не на стороне мигрантов.

И не надо здесь кивать в сторону националистов: мол, они могут возглавить и использовать антимиграционный протест в свою пользу. Могут. Но сам-то протест к ним никакого отношения не имеет! Только в Москве он объединяет миллионы людей, а по стране – десятки миллионов! Националисты не очень сильны в Российской Федерации. Их твердая база не самая широкая. И процент голосов, который они могут взять на выборах, небольшой. Но настроения против миграции, причем и законной, и незаконной одинаково, самые широкие.

И не в том дело, что мэр Москвы, как сказала та же Алексеева, делает заявления против незаконной миграции. Он просто правильно ловит настроения в обществе, вот и всё...

Исторический детерминизм сегодня против миграции в России. И все действия всех политических деятелей выстраиваются в соответствии с этим за исторический детерминизм или против него.

Диалектика здесь, кстати, в том, что желания людей, каждого в отдельности человека, любого индивидуума (то есть вещь абсолютно субъективная) складываются в желания миллионов и создают феномен совершенно объективный. Таким образом, призыв Алексеевой "не сопротивляться процессу миграции" из ряда самых коварных, ибо, как мы видим по теории марксизма, любая объективность складывается из субъективного. Убери самые сокровенные и субъективные желания людей – и никакой объективности в этом именно направлении просто не возникнет! Миллионы абсолютно независимых стихийных субъективных воль конкретных людей складываются в объективный феномен исторического детерминизма.

Алексеева заботится о том, чтобы ослабить, насколько возможно, неугодный ей субъективный фактор до такой степени, чтобы объективный и не возник.

А субъективный фактор против миграции, который только и создает объективный, от которого он полностью и зависит и без которого и не возникнет, – это наши с вами желания, цели и действия. В данном случае – наше желание избавиться от мигрантов.

Алексеева как бы разрывает диалектику вопроса. Говоря только об объективности и игнорируя субъективный фактор, она игнорирует и саму диалектику. Ее суждение, таким образом, однобоко, но именно в ту сторону, в которую политически нужно ей самой.

И процесс самой миграции, и неприязнь к ней со стороны остальных россиян – процессы объективные, но сложившиеся из субъективных желаний самих людей с той и другой стороны баррикад. И какой из них победит, зависит от только мощи каждого из них.

А это и есть исторический детерминизм. Мощь какого процесса, мигрантского или антимигрантского, победит, на стороне того процесса и будет исторический детерминизм!

Здесь особенно видно коварство алексеевых, ибо они искажают диалектику сочетания субъективного и объективного не из любви к искусству, а из вполне практических целей... Хотя непонимание и ошибка здесь, конечно, тоже возможны.

Я не сомневаюсь, например, что Алексеева незнакома с диалектикой, и в этом смысле едва ли справедливо было бы упрекать ее в нарочитых искажениях. Просто она принадлежит к тем политическим силам, которым хотелось бы, чтобы историческим детерминизмом стал процесс миграции, а не наоборот, тем более что он, как говорилось выше, так же объективен, как и антимигрантские настроения.

В заключение надо сказать еще об одном...

Единичные воли, складывающиеся в одном направлении и определяющие исторический детерминизм, не просто объединяются политически, но и выбирают вожаков. Таким образом, воля той или иной наиболее яркой и талантливой личности сильно влияет на общее течение и реализацию исторического детерминизма. В этом важная роль политических деятелей, они формируют сознание, а в конечном счете очень влияют на то, какой процесс станет все-таки процессом исторического детерминизма.

 

Михаил Николаевич МОТОРИН,

 Председатель

 Партии народных предприятий