Главная       Дисклуб       Наверх   

ДУХОВНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ

ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ РУССКОГО НАРОДА

 

Коммунисты за сто лет впервые поставили «русский вопрос» и считают, что это вопрос «о положении русских в российском обществе, об их месте в сфере экономики, системе социальных отношений, политике и культуре», т.е. об их месте в нынешнем строе жизни. Сама формула «русский вопрос» неправильная. Здесь нет ключевых слов «народ» и «жизнеустроение».

Вопрос в том, как русский народ разрешит задачу своего жизнеустроения. А эту задачу можно решить, если русский народ осознает самого себя.

Идеалы и ценности народа, народные идеалы о правде и кривде, о хитрости и уме, о мужестве и дружбе, о самопожертвовании и других идеальных человеческих качествах развиваются из народной истории, языка и религии, быта, общественно-политического устройства. Их можно понять, осмыслив исторический естественно-социальный опыт русского народа.

С 1775 по 1917 гг. народ разделялся на сословия, обладавшие закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями: дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, мещанство (ремесленники, мелкие торговцы, домовладельцы).

Каждое сословие имело свои духовные и социальные ценности, идеалы. В Послании Федеральному собранию президент сказал: «…речь идет о народе с тысячелетней историей… Создавшем неповторимую культуру… Действующем на прочной основе выработанных, выстраданных, выверенных за века ценностей и идеалов».

Какое же сословие олицетворяло этот народ? Ценности и идеалы какого сословия нужно взять за основу и развивать в современных условиях?

В книге П.А. Зайончковского «Правительственный аппарат самодержавной России» (1978 г.) дана оценка, характеристика российской администрации, т.е. дворян, высшего сословия, в XIX веке. Дворяне – должностные лица законодательных, распорядительных, исполнительных органов государства, администрация. В администрации царили беззаконие, казнокрадство, лихоимство, взяточничество, ложь и другие пороки. Вот такое было высшее сословие. Его «ценные» традиции нам перенимать и «развивать»?

Крестьяне составляли 80 процентов населения, жили своим трудом, вели семейное хозяйство на земле. Жили в единении с природой. Земледелие − творческий, сложный труд. Они умели делать всё: пахать, сеять, убирать урожай, хранить, ухаживать за животными, лечить, изготавливать орудия труда, строить избы, хозяйственные постройки. Они были универсалами. И самое главное − жили общиной. Наряду с семейным хозяйством вели общинное. Земля, лес, река, озеро, луга – в общем пользовании. Высший орган – собрание домохозяев, сход, мир, который решал все вопросы совместной жизни. Крестьяне создали общинную цивилизацию со своим мировоззрением, искусством, укладом жизни, способом хозяйствования. Именно крестьяне-общинники олицетворяли русский народ.

 

1. РУССКИЙ НАРОД

В книге «Феодализм в России» крупнейший историк Н.П. Павлов-Сильванский (1869−1908) русскую историю делит на четыре периода.

«От доисторической древности до XII века основным учреждением является община, или мир, мирское самоуправление, начиная с низших самоуправляющихся вервей до высшего самоуправляющегося союза: земли, племени, с полновластным народным собранием, вечем. Этот мирской строй… сохраняется и в киевскую эпоху, когда пришлые князья со своими дружинами и посадниками являются элементом, наложенным сверху на строй мирского самоуправления. Вече сохраняет суверенную власть, призывая князей и изгоняя их, «указывая им путь».

 Во втором периоде, с XIII до половины XVI вв., основное значение имеет крупное землевладение, княжеская и боярская вотчина. <…> Мирское самоуправление сохраняется в ослабленном значении…

Наконец, в третьем периоде, XVI–XVIII и частью XIX вв., основным учреждением является сословное государство. <…>

Последний государственный период замыкается переходной эпохой разрушения старого сословного строя и образования нового свободного гражданского порядка».

Реформа П. Столыпина 1906–1911 гг. была направлена на разрушение сельской общины. Следовательно, община была основным социальным и хозяйственным институтом крестьян до революции 1917 года.

Основа жизнеустроения крестьян-общинников – искание Правды и установление отношений Правды между людьми, человека с природой и русского народа с другими народами. Понятие «правда» – основа мировоззрения, миропонимания, жизнепонимания и уклада жизни русского народа.

Реализация отношений Правды невозможна без соборности, единодушного (единогласного) принятия решений, и организации, сознательного единства действий.

Формула жизнеустроения русского народа, его устои: правда, соборность, организация. Единая цель − правда, единая воля − соборность, единое действие − организация.

Духовные и социальные ценности, т.е. духовные и социальные технологии, которые реализуют отношения правды между людьми и людей с природой, и есть самые большие ценности, которые создали предшествующие поколения русского народа.

 

2. ПРАВДА

Для ныне живущих поколений необходимо дать толкование понятия правды. В советское время правда не считалась ни философской, ни социальной, ни экономической категорией. И ныне в Конституции, Гражданском и Трудовом кодексах слова «правда» нет. Обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка», 1-е издание которого вышло в 1863–1866 гг., это единственное произведение, где запечатлен полный, наиболее отвечающий истине образ русского народа.

Русский народ понимал правду следующим образом. «Правда, истина на деле, истина во образе, во благе; // правосудие, справедливость, // неумытность, честность, неподкупность, добросовестность, // праведность, законность, безгрешность».

«Истина относится до понятий умственных, а правда до качеств нравственных. Истина относится к уму и разуму, а добро или благо к любви, праву и воле. Благо во образе есть истина».

Еще одно суждение: «Истина – теоретическая правда, а правда – практическая истина» (П.Ф. Каптерев).

Семен Людвигович Франк (1877−1950), высланный в 1922 г. из России на «философском» пароходе, обостренно воспринимал образ жизни и менталитет западных людей и осмысливал русский народ. «В русском языке существует очень характерное слово, которое играет чрезвычайно большую роль во всем строе русской мысли от народного мышления до творческого гения. Это непереводимое слово «правда», которое одновременно означает и «истину» и «моральное и естественное право»… Русский дух в лице религиозного искателя или странника из народа, в лице Достоевского, Толстого, Вл. Соловьева − всегда искал ту истину, которая ему, с одной стороны, объяснит жизнь, а с другой − станет основой «подлинной», т.е. справедливой жизни, благодаря чему жизнь может быть освящена и спасена» (Русское мировоззрение, 1992). Главная вера русского народа: «Всё минется, одна правда останется».

Д.И. Менделеев сформулировал закон о правильном обмене, т.е. отношениях правды в системе <биосфера−техносфера−социосфера>: «для человека как члена общественности... начало, течение и конец всяких производительных дел должны быть ведены в согласии с общим течением в окружающей среде людей. Для себя только то, что для других и что от других. Естественным в первичном состоянии, как и у животных, признается только чисто эгоистическое начало: все себе» («Учение о промышленности»).

 

3. Реализация отношений правды в общине и артели

Наиболее ярко отношения правды реализовались при переделах земли, принятии решений, разделе заработка в артели.

В XIII–XVI вв. князья, бояре, монастыри захватили общинную землю в частную собственность, завершил это дело Петр I (1689−1725). Крестьян земельно утеснили и прикрепили к земле, установили крепостное право. Часть земли землевладельцы отдавали в пользование крестьянам за барщину, оброк помещикам и подати государству.

Земля-кормилица – главный источник жизнеобеспечения, благосостояния крестьянина. В общине земля не была в частной собственности. Земля делилась по душам, поровну. С течением времени происходили изменения в крестьянских семьях, надо было производить передел земли.

Участки земли одного качества по древнему славянскому обычаю режутся между всеми. Поэтому часто поля изрезаны в полоски шириной в 1,5 и 2 сажени (сажень – 2,1 м), иногда уже.

Каждое тягло (муж с женою) наделялось шестью десятинами (6,54 га). Сперва разбивали землю на десятины. Это делали мерщики, крестьяне, которым больше верили и уважали за любовь к правде. Затем разделяли ее по качеству на 3 или 4 разряда. «Качество каждого участка земли крестьяне знали до мельчайших оттенков по вековому опыту наблюдений, передаваемому наследственно по семейной и общинной традиции. Такой точности не мог дать даже химический анализ» (Вельский В. Выбитые на хутора, 1912 г.).

После этого число наличных душ разделяют на выти, от 40 до 50 душ в каждой. По числу вытей делят разного качества землю на равные части и бросают жребий, какой выти какой участок во всех разрядах достанется. Каждая выть, получив землю, опять сортирует ее по качествам на четыре или пять разрядов во всех полученных от общества участках. И потом, сами разделившись на 4 или 5 частей, от 10 до 12 душ, бросают жребий, какому десятку какой участок достанется. После этого каждая часть выти, разделив по числу составляющих ее душ доставшуюся землю, кому каким клочком земли владеть решает жребием. В хозяйственном отношении это деление во многом неудобно, но по совести и по праву оно справедливо в высшей степени (Златовратский Н.Н. Деревенские будни. Очерки деревенской общины, 1878–1879 гг.).

На началах правды строилась и артель – подвижная община, в которые соединялись крестьяне, когда уходили на заработки. В деятельности артели каждый ее член обязан был участвовать личным трудом и не мог получать дивиденды на свой пай. Высший орган – общее собрание. Каждый член артели имел один голос. Решения принимались единогласно. Староста и должностные лица избирались на общем собрании, их задача – выполнение решений общего собрания и организация работ артели. Они могли быть переизбраны в любое время. В артели не выплачивали заработную плату, а производился раздел заработка соразмерно трудовому вкладу каждого артельщика в конечный продукт. В артели не было наемных работников. Каждый член артели – и хозяин, и работник.

 

4. СОБОРНОСТЬ

В 1885 году в Лондоне вышла книга народовольца С.М. Степняка-Кравчинского «Россия под властью царей». Он начинает ее с описания сходки сельской общины, мира, общества крестьян. «Где у мира рука, там моя голова. Что мир порядил, то Бог рассудил. На мир и суда нет. Мир судит один Бог» (Даль В.И. Словарь).

Слово Степняку-Кравчинскому. «Мир… представляет крестьянскую концепцию верховной власти. Мир охраняет благоденствие всей общины и вправе требовать от каждого его члена безоговорочного повиновения. Мир может быть созван самым бедным членом общины в любое время и в любом месте в пределах села. <…> Что больше всего поражает тех, кто впервые присутствует на такой сходке, это царящий там, как кажется, полнейший беспорядок. Председателя нет. После того как член общины, собравший собрание, объяснил побудившие его к этому причины, все наперебой спешат высказать свое мнение.

Слово принадлежит тому, кто сумел привлечь к себе слушателей. Когда обсуждается жгучий вопрос и атмосфера на сходке накаляется, все говорят разом и никто никого не слушает. Тогда миряне разбиваются на группы, и в каждой из них вопрос обсуждается отдельно.

На наших сельских собраниях голосование неведомо; разногласия никогда не разрешаются большинством голосов. Всякий вопрос должен быть улажен единодушно. Поэтому общий разговор, как и групповые споры, продолжались до тех пор, пока не вносилось предложение, примиряющее все стороны и получившее одобрение всего мира». Решение считалось принятым, если не было других предложений и возражений против предложенного решения.

В общине действовали принцип единогласия, согласия. Принцип полного представительства. В собрании принимали участие все мужики, домохозяева. Его соблюдение гарантировало учет мнения и предложений каждого члена общины. Принцип самоуправления. Члены общины сами принимали решения, а не чиновники за них.

Принцип поравнения. Чтобы не получалось так, что кому-то всё время лучшее, а кому-то – худшее. У крестьян по правде, чтобы все равно пользовались выгодой и равно несли тяготы.

 

4. ОРГАНИЗАЦИЯ

Факторами, организующими жизнь народа, являются язык, религия, государственный, общественный строй, промышленность, искусство, наука, семья.

Каждый сколько-нибудь развитой язык заключает в себе две существенно важные стороны: собрание результатов народного мышления, народного творчества – словом, всей душевной народной деятельности, и способ мышления, указание точек зрения на предметы, своеобразную логику, особенное построение рассуждения. Язык − сокровищница, в которую народ в течение веков складывает свое духовное богатство, которое он предоставляет для пользования новым поколениям.

Каков народ, таков и язык. Лучшая характеристика русского народа − «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Словарь включает более двухсот тысяч слов, тысячи словосочетаний, устойчивых оборотов речи, к каждому слову дано множество синонимов, свидетельствующих об исключительном богатстве русского языка, его гибкости и выразительности, безграничных словообразовательных возможностях. Приведено около тридцати тысяч пословиц. Это энциклопедия русского народного быта.

В языке отражается не только запас знаний народа, но и его мировоззрение, миропонимание, жизнепонимание, характер мышления, обозначаются точки зрения на предметы и явления, те их стороны, свойства, по которым он судит о предметах. Справедливость, мужество, великодушие, понимаются и переживаются народами различно.

Усвоение языка есть усвоение народной души, духовное приобщение себя великому целому, которое называется известным народом; усвоить народный язык значит усвоить и известную культуру, приобретенные народом знания, а вместе и народный способ мышления, намеченные в языке руководящие точки зрения на весь божий мир.

Характер народного мышления отражается в грамматическом образовании слов и синтаксисе. Раскрытие мысли в одних языках бывает ясным, легким, коротким, а в других – запутанным, тяжелым, длинным. Например, русский строй речи и немецкий весьма различны.

Вторая основа народной жизни есть народная религия. Самое существенное в религии – отношение ее к нравственности, разуму и общий тон. Каждая религия, более пли менее, учит, как жить, как относиться к людям, в чем задача человеческого существования. На практике в большинстве религий этот нравственный элемент отходит на второй и даже на третий план, а выдающееся значение получает культ, церемониальная, обрядовая сторона. В других выше всего ставится вера в установленные догматы. Всякая свободная, независимая попытка исследования признается неразумным высокомерием, дерзновением против бога, колебанием авторитетов, неверием. Соответственно с такими взглядами к свободно мыслящим людям относятся как к преступникам. Достаточно вспомнить католицизм, инквизицию. Известен вклад протестантизма в становление западного капитализма.

Важен общий тон религии. Есть религии светлые, радостные, бодрящие, а есть мрачные, суровые, жестокие, подавляющие..

В этих особенностях выражается различие народного характера, склада народного ума, народной души. Каков народ, таков и его бог, такова и его религия. Разные сословия, держащиеся по названию одной и той же религии, например, православия, на самом деле исповедовали различные.

Рельефно показал это Г. Успенский в очерках «Крестьянин и крестьянский труд» на примере календаря. В отделе примет и замечательных событий он выделил «замечательные» события. Для господ: 3 января умер граф Румянцев, заключен мир и договор в 1667 г. Андрусове и в Бахчисарае в 1681, 4-го, 5-го, 6-го ничего особенного не случилось. А в отделе народных событий – 6 января, «крещение», значится 7 замечательных примет: яркие звезды под крещение − много родится белых ярок; на крещение день теплый, будет хлеб темный; если на крещение в полдень (вот какая точность!) синие облака − к урожаю. «А затем так и пошло на целый год, вплоть до будущего крещения. У господ идут: взятие, покорение, одоление и т.д., а у крестьян: на Тифона звёздно − весна поздняя, на Евдокеи снег – урожай. <…> Святые и чудотворцы тоже «переведены» на крестьянское положение: св. апостол Онисим переименован в Онисима-овчарника, Иов многострадальный в Иова-горошника; св. Афанасий Великий просто в Афанасия-ломоноса, около его дня бывают самые страшные морозы. <…> Сколько нужно внимательности, следовательно, и траты собственной мысли, примечая, например, цвет облаков в полдень в крещение, находить в этом связь с урожаем, который может определиться в августе, т.е. через семь месяцев».

Господа стояли со свечкой на службах, а заповедь Христа о любви к ближним не соблюдали. Крестьянин постигал Бога через природу, почти полное с ней слияние. И через правду в отношениях с людьми.

Государственный и гражданский строй. Основа государственного строя и гражданского общества понятие «управление». Это видно из названий учебных курсов: «Государственное и муниципальное управление», «Управление государственными и муниципальными органами», «Стратегическое управление», «Управление персоналом», «Управление человеческими ресурсами», «Оценка и управление интеллектуальным капиталом». На курсах повышения квалификации, в вузах менеджеров учат изощренным методам управления нейролингвистическому программированию, гипнозу, которые позволят управлять персоналом фирмы, спросом на товар, сбытом, продажей продукции и тем самым обеспечить получение максимальной прибыли.

Управление – это действия, направленные на то, чтобы хитроумными способами заставить людей делать то, что нужно не им самим, а тем, кто преследует свои корыстные, а может быть и преступные, цели, которые, конечно, держатся в секрете. И, более того, выступают зачастую под маской добропорядочности и заботы о благе народа.

Русским народом нельзя управлять. Основой государственного строя должна стать категория «организация». Организация принципиально отличается от управления в вышеизложенном смысле. Она включает пять функций: руководство, планирование, управление, регулирование и контроль. Руководство заключается в определении цели и критериев ее достижения; структура есть набор изменяющихся элементов системы и связей между ними; планирование есть установление исходной структуры системы; регулирование есть действие, направленное на поддержание производительности системы в рамках установленной структуры; управление есть действие по изменению структуры, направленное на повышение производительности системы. Цели и критерии достижения цели не могут выбираться произвольно какой-то группой лиц.

Не будем рассматривать подробно введенные понятия. Остановимся только на понятии руководства. Руководство направлено на то, чтобы выявить и сформулировать цели некоторой общности людей, например народа. Это не навязываемые народу цели, а его собственные жизненные цели, определяемые его насущными жизненными потребностями. Например, для русского народа сникерсы не есть насущная потребность, а чистая вода и чистый воздух – насущная, а самая главная насущная потребность – это отношения правды и жизнь по правде. И руководителем, конечно же, необходимо выбрать такого человека, который понимает свой народ, то есть знает его устои и насущные нужды, потребности, и способен возглавить движение народа по пути правды. Руководителям небесполезно знать, что было у русского народа и такое понятие: правдовать – начальствовать, руководить, управлять, судить и рядить.

Промышленность можно в первом приближении охарактеризовать коэффициентом использования растений, животных, минералов, воздуха и воды изымаемых из биосферы. Ныне он составляет 4−6 процентов. Из 100 кг «ресурсов» производят 4−6 кг продукции, в которую входят вооружения, ненужная и вредная продукция. Остальное вещество в виде отбросов, отходов, выбросов возвращается в биосферу (Реймерс Н.Ф. Природопользование, 1990). Это экспертная оценка ученых, поскольку учет оборота вещества в системе <ресурсы биосферы−техносфера−социосфера> не ведут.

 

4. ЧТО ДЕЛАТЬ?

I. Принять законы:

1. О разделе заработка по трудовому вкладу работников и администрации в конечный продукт. В первую очередь в государственных, а затем и в частных предприятиях.

2. О представительстве в органах власти всех уровней от всех социальных и профессиональных групп граждан РФ.

3. О льготах акционерным обществам, которые преобразуются в производственные и сельскохозяйственные артели и кооперативы.

4. О территориальных и производственных общинах.

5. Об учете оборота информации, вещества и энергии в системе <биосфера−техносфера−социосфера>.

 

II. Разработать меры по реализации этих законов.

 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я, конечно, не думаю, что эти идеи скоро воплотятся в жизнь. В России создана эгоистическая, паразитическая, хищническая система <ресурсы биосферы−техносфера−социосфера>. Сейчас идет напряженная работа по осмыслению опыта социализма, результатов либеральных реформ и поиск основ жизнеустроения народов России. Задача в том, чтобы создать правильную, основанную на отношениях правды систему <биосфера−техносфера−социосфера>. Зачаток этой системы – в общинной крестьянской цивилизации. Ее осмысление – в оставленном нам теоретическом наследстве: Посошков И.Т. «О правде, социальных условиях скудости и богатства русского народа»; Ломоносов М.В. «О согласии в природе», «О науке»; Суворов А.В. «Наука побеждать»; Чернышевский Н.Г. «Теория труда», «Русская политэкономия»; Ушинский К.Д. «Главная потребность человека», «О науке хозяйства», «О человеческом обществе…»; Докучаев В.В. «Учение о почвах, русском черноземе и биосферном ведении земледелия», «Закон содружества в биосфере»; Менделеев Д.И. «О единстве вещества, энергии и информации. Закон сохранения вещества, энергии и информации в системе <биосфера–техносфера–социосфера>», «Основы политэкономии, исходящей из естествознания», «Учение о промышленности», «О преобразовании городов»; Вернадский В.И. «Законы биосферы, о ноосфере»; Фетисов А.А. «Содержательно-сущностная теория систем. Теория организации», «Отношения правды»; Уголев А.М. «Теория синтехнологий. «Этапы создания ноосферы».

            Миром, сообща, мы сможем освоить это наследство, разработать Государственный план ноосферизации России (ГОНРО) и его реализовать. В сущности, все граждане России в этом заинтересованы, так как в ноосферной (общинной) цивилизации всем будет жить лучше. Главная задача – осознать это до наступления «конца света» и организоваться общинникам.

 

Анатолий Андреевич Мазаев