Главная       Дисклуб     Наверх  

 

 Роль государственного капитализма в модернизации экономики

Опыт Индии

 

В основу экономической реформы в России было положено устранение государства как «субъекта экономических отношений в стране» (Гайдар Е. Государство и эволюция. М. 1995, с. 189). Такая направленность реформы базировалась на представлении о том, что неограниченная «свобода рынка» и «свобода предпринимательства» являются наилучшим способом устройства экономики. Этот постулат рассматривался как абсолютная истина, справедливая на всех стадиях развития общества.

Был отброшен весь опыт всемирной истории, свидетельствующий о том, что ускорение перехода к более высокой стадии формационного развития всегда базировалось на активизации роли государства в экономике. И был полностью проигнорирован опыт переходных экономик развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, активно использующих экономическую роль государства для подчинения стихии рыночных сил задачам форсированной модернизации экономической структуры.

На практике устранение государства как «субъекта экономических отношений в стране» выразилось в хаотичном форсированном демонтаже всей системы государственного сектора и государственного регулирования, безудержной приватизации «по Чубайсу» во имя «уничтожения коммунизма», отказе от планирования и т.д.

Результатом стало катастрофическое падение капиталовложений и производства, деградация экономической структуры, массовое обнищание населения.

Тщательного внимания в этой связи заслуживает опыт Индии, успешно осуществляющей модернизацию экономики благодаря опоре на государственный капитализм.

Разумеется, говоря о возможностях использования опыта Индии в России, нельзя забывать о громадных различиях в социально-экономических структурах двух стран.

Россия не знает тяжелых проблем, которые до сих пор остро стоят перед Индией. Среди них – доставшееся от колониальных времен громадное аграрное перенаселение. За годы независимости оно возросло втрое. Невозможно было «рассосать» его в ходе модернизации промышленности, базирующейся на современной технике с низким потенциалом занятости. Это база сохранения огромных ареалов бедности.

В стране истощены водные ресурсы, что всё больше ограничивает расширение ирригации, жизненно необходимой для развития сельского хозяйства Индии.

Наконец, из-за крайней ограниченности запасов нефти и газа страна вынуждена тратить на их ввоз из-за рубежа 3040 процентов всех импортных расходов.

Тем более поразительно, что при всей тяжести этих проблем Индия добилась громадных успехов в преодолении колониальной структуры и модернизации экономики, в достижении устойчивых темпов экономического роста. Она избежала экономических кризисов 1998 года и 2008–2009 годов.

В этой связи заслуживает внимания изучение опыта Индии в подходах к решению тех проблем, с которыми сталкивается и Россия. При всех громадных различиях в ресурсной базе и социально-экономических структурах, целый ряд проблем обеспечения развития и модернизации экономики являются общими для обеих стран. Поэтому изучение подходов к решению таких проблем, методов их решения представляется исключительно важным для разработки оптимальной социально-экономической политики.

Для России изучение опыта Индии имеет особую ценность.

Во-первых, экономическая реформа, направленная на расширение свободы рыночных сил и предпринимательства, началась в Индии в 1991 г., т.е. одновременно с российской реформой, что облегчает сравнение методов проведения однонаправленных реформ и их результатов.

Во-вторых, социально-экономическая политика в Индии проводится в условиях политической демократии. Индия признана мировым сообществом как «крупнейшая демократия мира». Поэтому любая демократическая страна, включая Россию, может непосредственно использовать ценные для нее элементы индийского опыта.

Наконец, крупные размеры территории, значительное разнообразие природно-ресурсных зон, многочисленное население, принадлежащее к различным языковым и религиозно-общинным группам, федеративное устройство страны порождают ряд проблем, схожих с теми, которые существуют в нашей стране.

Как уже говорилось, экономическая реформа в Индии началась практически одновременно с реформой в России – в 1991 году. Обе реформы имели одинаковую направленность – расширение свободы рынка и крупного частного предпринимательства. Однако результаты оказались весьма различны (см. табл. 1).

 

 

         

Таблица 1. Годовая динамика экономического роста России и Индии в годы реформ

 Годы

 

ВВП

 

Промышленная

 продукция

Сельскохозяйственная

 продукция

Капиталовложения*

 

Россия

Индия

Россия

Индия

Россия

Индия

 Россия

 Индия

 1992 (1992/93)

-13,9

5,4

-18

2,3

-9,4

5,4

-39,7

 6,2

 1993 (1993/94)

-9,3

5,7

-14,1

6

-4,4

3,9

-11,6

 3,5

 1994 (1994/95)

-12,8

6,4

-20,9

9,1

-12

5,3

-24

 11,8

 1995 (1995/96)

-4,2

7,3

-3,3

13

-8

-0,3

-10,6

 19,3

 1996 (1996/97)

-3,2

8

-5

6,1

-7

8,8

-18

 1.5

 1997 (1997/98)

-3,6

4,3

-1,9

6,7

0,1

-1,5

-5

 2,1

 1998 (1998/99)

-4,9

6,7

-5

4,1

-15,8

5,9

-12

 4,1

 1999 (1999/00)

6,4

6,4

11

6,7

-4,8

0,6

5,3

 9,3

 2000 (2000/01)

10

4,4

8,7

5

7,7

0,1

17,4

 4,1

 2001 (2001/02)

5,1

5,8

2,9

2,7

7,5

5,9

10

 4,3

 2002 (2002/03)

4,7

3,8

3,1

5,7

1,5

-5,9

2,8

 6,6

 2003 (2003/04)

7,3

8,5

8,9

7

1,3

21,7

12,5

 13,7

 2004 (2004/05)

7,2

7,5

8,3

8,4

3

-3,1

13,7

 18,9

 2005 (2005/06)

6,4

9,5

4

8,2

2,3

8,1

10,9

 15,3

 2006 (2006/07)

7,4

9,7

3,9

11,6

3,6

2,9

13,7

 14,3

 2007 (2007/08)

8,1

9

6,3

8,5

3,3

3,2

21,1

 15,2

 2008 (2008/09)

5,6

6,7

2,1

2,8

10,8

-10,4

 9,1

 4,0

 2009 (2009/10)

-7,9

7,2

 

 

 

 

 

 

2008 г. в % к 1990 г.

 (2007/08 г. в %

 к 1990/91 г.)

 107,5

 

 

 288,8

 

 

88,2

292,5

68

139,6

62,7

 401,7

 

 

 

*Валовые вложения в основной капитал.

Источники: Российский статистический ежегодник. Росстат. М.; Economic Survey. Government of India. Annual. New Delhi.

 

Чем же отличалась индийская реформа от российской?

Эти отличия в проведении экономической реформы проистекают из базисных отличий в подходе к решению общих для обеих стран проблем социально-экономического развития.

Что же отличает эти подходы в Индии?

Роль государства. Экономика Индии и раньше была в основном рыночной, и ей, казалось бы, легче было устранить «государство как субъект экономических отношений». Но в Индии не пошли на демонтаж системы государственного сектора и регулирования, созданной после завоевания политической независимости. Было сохранено планирование в качестве главного механизма разработки стратегии социально-экономического развития. Продолжено развитие государственного сектора, прежде всего в материальной и финансовой инфраструктурах. Продажа акций ряда государственных предприятий осуществлялась при сохранении контрольного пакета в руках государства. Ставилась цель не на переход этих предприятий в частный сектор, а, наряду с предоставлением им большей автономии, на приспособление их к рыночной среде и к большей открытости экономики. Это вело к повышению их конкурентоспособности и эффективности производства. Расширение частного сектора происходило не за счет передачи ему государственных предприятий (что само по себе не дает прироста мощностей), а через оказание государственной поддержки созданию и росту новых мощностей.

Планирование. Структурная модернизация экономики невозможна без четкой социально-экономической стратегии, которая, в свою очередь, зависит от планирования. После завоевания политической независимости Индия заимствовала у СССР опыт планирования, адаптировала его к рыночной экономике и сделала стержнем всех мер государственного регулирования, направленного на подчинение стихии рыночных сил целям социально-экономического развития.

Планирование в Индии осуществляется с 1951/52 финансового года. В настоящее время в стране действует 11-й пятилетний план (2007/08–2011/12 гг.).

Индийское планирование – категория переходного общества, стратегия поэтапной комплексной системной модернизации всей социально-экономической структуры.

С.Р. Хашим, который в 1990-е годы в должности члена-секретаря Плановой комиссии Индии руководил ее текущей работой, отмечал следующие основные элементы планирования:

1) составление парадигм развития;

2) определение стратегии развития и поддерживающей ее политики;

3) разработка макропараметров экономического роста и его отраслевого характера;

4) распределение ресурсов между центром и штатами, между различными секторами и детализация распределения бюджетной поддержки;

5) рассмотрение отдельных объектов, программ и проектов в государственном секторе, которые должны быть осуществлены для более прямого влияния на процессы развития.

Индийское планирование учитывает федеративный характер государства, распределение конституционных полномочий между центром и штатами. Оно осуществляется как на уровне центрального правительства, так и на уровне штатов. Вместе с тем оно согласует центральный план и планы штатов.

В индийском планировании сочетается долгосрочное (на 20–25 лет), среднесрочное (пятилетнее) и годовое планирование. Основную роль играют пятилетние планы. Они определяют параметры экономического развития и экономического роста в стране и постулируют такие макроэкономические показатели, как совокупные ресурсы, совокупные накопления, размеры капиталовложений, рост ВВП и другие, более широкие, экономические и социальные требования. В них подробно рассматриваются программы развития различных отраслей и секторов экономики, проблемы и трудности их развития, пути их решения и преодоления. Таким образом, пятилетние планы определяют программу капиталовложений и деятельности, которые должны способствовать развитию экономики страны в нужном направлении.

Разработка годового плана связана с более детализированным распределением ресурсов между центром и штатами, а также между различными отраслевыми сферами деятельности правительства, особенно распределением бюджетных ресурсов, чтобы сделать годовой план частью годового бюджета. Разработка годового плана также связана с более детальным рассмотрением объектов программ и проектов. Пятилетний план осуществляется через годовые планы.

Ежегодное распределение ресурсов и расходов правительства осуществляется с учетом пятилетних планов. Во время представления бюджета в парламент осуществляется оценка имеющихся ресурсов и намечаемых капиталовложений, в соответствии с чем определяется размер годового плана.

В плане намечаются капиталовложения как государственного, так и частного секторов. Планирование в отношении государственного сектора связано с большей детализацией разработки показателей продукции, капиталовложений и программ. Для частного сектора плановые наметки носят больше индикативный характер. Но даже в частном секторе, если необходимо достигнуть определенных плановых показателей, важных с общенациональной точки зрения, правительство использует политику и пакеты стимулов, предлагаемых частному сектору.

Главным органом планирования является Плановая комиссия Индии, главный рабочий орган, мозговой трест страны по вопросам планирования и развития. Будучи консультативным органом правительства, она, тем не менее, призвана в значительной мере определять политику страны по вопросам, связанным с развитием. Это орган экспертов, в то же время ее председателем является премьер-министр. В число ее членов входят министр финансов и другие ключевые министры, что повышает статус комиссии в государственном управлении, обеспечивает ей реальное влияние на социально-экономический курс государства.

После составления плана Комиссия продолжает следить за его выполнением, помогать в необходимых пределах исполнительным органам центра и штатов, дает советы, вносит коррективы. Она любыми способами содействует тому, чтобы экономическая и финансовая политика соответствовала требованиям плана и чтобы его социальные цели и долговременные задачи не упускались из виду ни на одном из этапов.

Плановая комиссия играет важную роль в координации экономического курса правительств различных штатов с экономическим курсом центрального правительства, с одной стороны, и различных министерств и ведомств последнего, с другой.

Высшим органом, утверждающим пятилетние планы, является Национальный совет развития, состоящий из премьер-министра, министров центрального правительства, главных министров штатов – глав правительств штатов и членов Плановой комиссии.

Разработка пятилетнего плана начинается с подготовки документа, называемого «Подход» к пятилетнему плану, в котором содержатся макроэкономические параметры, стратегия и цели плана. Подготовленный документ обсуждается в Плановой комиссии и представляется для рассмотрения и утверждения Национальному совету развития. Этот документ представляется на рассмотрение штатов и министерств центрального правительства. Те и другие подготавливают детальные планы, базирующиеся на параметрах, содержащихся в «Подходе». Они представляют свои предложения по детальным планам и программам и обсуждают их с Плановой комиссией.

В результате этих обсуждений разрабатывается проект детального плана, который представляется Плановой комиссии и Национальному совету развития. Пятилетний план оформляется в виде документа, четко прописывающего цели и детали нового плана, перспективы развития, макроэкономические параметры, основы экономической политики, источники финансирования плана и отраслевые разделы плана.

Исключительно важную роль играет Плановая комиссия в ознакомлении индийской общественности с планами социально-экономического развития страны. Она дает возможность индийскому обществу знакомиться с полными текстами планов – долговременных, среднесрочных и годовых  на всех стадиях их составления и контроля выполнения. Эти документы не только публикуются Комиссией и поступают в открытую продажу, но и вывешиваются в Интернете, позволяя любому пользователю скачать их бесплатно.

Такая открытость индийских планов дает возможность общественности участвовать в их обсуждении не только в окончательной форме, но и на стадиях предварительной подготовки. Обнародуются: стратегия и прогноз развития страны на 20 лет (обычно несколько сценариев), «Подход» к очередному пятилетнему плану (его концепция и основные параметры), полный проект пятилетнего плана, окончательный текст пятилетнего плана, годовой план, среднесрочная оценка выполнения плана. За этим следует огромный шлейф публикаций экономистов, обсуждений, дискуссий и предложений в прессе и на телевидении.

Всё это позволяет широким кругам индийской общественности знакомиться с проблемами, стоящими перед страной, предлагаемыми путями их решения, высказывать свои замечания и предложения, вовлекает их в общий процесс социально-экономического развития, играя огромную мобилизующую роль.

Особое значение это имеет для предпринимательского сообщества. Наличие четких программ развития, в том числе в отраслевом разрезе, систем приоритетов и стимулов государственной экономической политики позволяет предпринимателям более обоснованно выбирать сферы предпринимательской деятельности, уменьшает степень неопределенности и рисков.

Таким образом, ключевую роль в индийском опыте играет социально-экономическое планирование и его осуществление органом экспертов (а не чиновников), не подчиненным какому-либо министерству и ведомству, но возглавляемым руководителем государства.

Бюджетная политика. Главное значение в бюджетной политике Индии придается обеспечению необходимых капиталовложений для экономического развития. Это определяет отношение к бюджетному дефициту. По словам бывшего управляющего Резервным банком Индии (центральным банком страны) С. Венкитараманана, «нельзя распинать экономику на кресте сокращения бюджетного дефицита». Признавая необходимость сокращения дефицита текущего бюджета, правительство страны твердо заявляет, что не будет сокращать необходимые капиталовложения во имя сокращения бюджетного дефицита.

В Индии не только не используется «трехлетний» или какой-либо другой многолетний бюджет (не позволяющий своевременно реагировать на изменение ситуации в стране и в мире, заставляющий постоянно «латать» бюджет и консервирующий неэффективные статьи бюджета), но, напротив, здесь перешли к составлению бюджета с нулевой базой. При таком подходе статьи очередного бюджета не являются экстраполяцией предшествующего, а анализируются с точки зрения их эффективности в данный период и выстраиваются в систему приоритетов (с исключением статей бюджета, которые стали недостаточно эффективными).

Политика в отношении денежного рынка и рынка капиталовложений. В Индии государство активно регулирует направления осуществляемых банками финансовых потоков. Во-первых, определяя норму ликвидности, оно вынуждает банки вкладывать определенную часть депозитов в низкодоходные государственные облигации, мобилизуя ресурсы для государственных капиталовложений. Во-вторых, оно устанавливает долю банковских кредитов, которые должны направляться для финансирования определенных приоритетных секторов экономики. Для кредитования сельского хозяйства (одного из таких приоритетных секторов), кроме того, используется государственно-кооперативная система кредита.

В качестве главного источника долгосрочного финансирования приоритетных секторов экономики используется не рынок ценных бумаг (что на практике ведет преимущественно к крупномасштабным биржевым спекуляциям), а созданные в годы независимости государственные организации долгосрочного финансирования.

Политика в отношении иностранного капитала. Признавая важность привлечения иностранных инвестиций (прежде всего как источника передовых технологий), в Индии исходят из того, что иностранные инвестиции не могут стать главным источником капиталовложений. Роль последнего отводится внутренним сбережениям. Иностранные инвестиции тщательно регулируются, чтобы направить их прежде всего в приоритетные сферы экономики, требующие высоких технологий, и предотвратить приток спекулятивного капитала и установление иностранного контроля над стратегическими отраслями и производствами.

Политика в отношении государственных предприятий. В Индии государственный сектор стал главным механизмом преодоления колониальной отраслевой и территориальной структуры экономики. Он взял на себя выполнение тех задач, которые не хотел или не мог реализовать национальный частный капитал, стал главной опорой общего развития экономики, в том числе ее частного сектора. По мере укрепления национального частного капитала и расширения частного сектора, он все больше концентрируется на развитии производственной и финансовой инфраструктуры. Происходившая в ходе экономической реформы частичная продажа акций государственных предприятий (при сохранении контрольного пакета акций в руках государства), наряду с предоставлением последним большей автономии, ставила своей целью не переход их в частный сектор, а адаптацию их к рыночной экономике, укрепление их финансовой базы и повышение их эффективности. Расширение частного сектора происходит не путем приватизации государственных предприятий (что само по себе не создает новые мощности), а путем создания новых мощностей в частном секторе при поддержке государства, в том числе со стороны государственного сектора.

Сбыт сельскохозяйственной продукции. В Индии поддержка сельского хозяйства на рынке сбыта осуществляется целым комплексом мер. Прежде всего – путем жесткого импортного протекционизма, проявлявшегося в практически полном запрете импорта сельскохозяйственной продукции.

Во-вторых, она осуществляется путем «поддерживающих» государственных закупок, цены которых объявляются в начале сельскохозяйственного сезона, гарантируя крестьянам определенный минимум рентабельности в случае падения рыночных цен ниже этого уровня. В целях осуществления таких закупок были созданы государственные корпорации для основных видов сельскохозяйственной продукции. Государственные закупки используются также для создания «буферных» запасов сельскохозяйственной продукции; они являются базой для товарных интервенций государства на свободном рынке в целях стабилизации желательных рыночных цен. Наконец, эти закупки используются для нормированного обеспечения населения (прежде всего его беднейших слоев) продуктами питания по субсидируемым ценам через систему общественного распределения товаров первой необходимости.

В-третьих, поддержка сельского хозяйства на рынке сбыта осуществляется через государственно-кооперативную систему сбытовых и перерабатывающих кооперативов, членами которых являются крестьяне – производители сельскохозяйственной продукции.

Политика в отношении «малого бизнеса». Главной социальной целью развития «малого бизнеса» является не расширение «среднего класса», а уменьшение бедности путем расширения занятости. Во главу угла был поставлен не «малый бизнес» как средоточие «среднего класса», а «мелкая промышленность» как важный составной элемент развития промышленности, занятости и экспорта. Главной формой содействия ее развитию стало не устранение государственного регулирования, а, напротив, активное участие государства в развитии мелкой промышленности путем обеспечения ее кредитом, производственной инфраструктурой, дефицитным сырьем, современными средствами производства, содействия сбыту ее продукции и т.п.

 * * *

Изучение опыта Индии в области управления экономикой и возможности его использования в России может сыграть важную роль в коррекции социально-экономического курса нашей страны.

Подводя итог всему сказанному об индийском опыте, можно сделать следующие выводы.

Стихия рынка имеет тенденцию консервировать сложившееся соотношение рыночных сил и связанную с ним социально-экономическую структуру как внутри страны, так и в мировых масштабах.

Чтобы в полной мере воспользоваться благами глобализации и избежать связанных с нею отрицательных последствий, страны с отсталой социально-экономической структурой должны форсированно преодолеть отставание и осуществить модернизацию путем активного использования государства для подчинения стихии рынка целям социально-экономического развития.

Что можно взять из индийского опыта для решения проблем экономического развития и модернизации экономики России?

Прежде всего, необходимо отказаться от губительного курса на устранение государства как «субъекта экономических отношений в России» и использовать государственное воздействие на экономику для подчинения стихии рыночных сил целям модернизации экономики.

Ключевое значение имеет планирование, адаптированное к рыночной экономике. Чтобы быть эффективным, оно должно отвечать определенным требованиям, таким как:

- сочетание перспективного, пятилетнего и годового планирования;

- составление и координация в комплексном плане центрального плана, планов субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

- включение ассигнований на годовой план в ежегодный бюджет страны;

- создание постоянного органа планирования (вне министерств и ведомств)  как самостоятельного органа экспертов, а не чиновников (в Индии – Плановая комиссия);

- создание аналогичных плановых органов на уровне субъектов Федерации, местного самоуправления;

- контроль за выполнением плана и внесение необходимых корректив;

- привлечение экспертов и специалистов научных учреждений;

- открытость и доступность для обсуждения плана на всех стадиях – его разработки, контроля за его выполнением.

 

Бюджетная политика:

- приоритет необходимых государственных капиталовложений над политикой устранения бюджетного дефицита и тем более обеспечения «профицита» («нельзя распинать экономику на кресте сокращения бюджетного дефицита»);

 - несостоятельность политики приватизации как метода сокращения бюджетного дефицита и привлечения инвестиций в экономику;

- «бюджет с нулевой базой» вместо экстраполяции статей предшествующего бюджета, «трехлетнего» или любого многолетнего бюджета;

- выстраивание приоритетности статей бюджета в соответствии с изменившейся обстановкой;

- «отсечение» статей, потерявших эффективность.

 

 Методы финансирования капиталовложений:

- создание системы государственных организаций долгосрочного финансирования экономики;

- превращение их (а не фондовых бирж) в главный источник   финансирования капиталовложений;

 - использование устанавливаемых для банков норм ликвидности для мобилизации ресурсов для государственных капиталовложений  (установление нормы вложений в низкодоходные государственные ценные бумаги);

- установление заданий для банков по кредитованию приоритетных отраслей экономики  (в виде выделяемых для этих отраслей долей общих кредитов);

- развитие государственно-кооперативной системы кредитования сельского хозяйства;

- расширение функций Центрального банка путем включения функции регулирования отраслевой и территориальной направленности кредитно-инвестиционных потоков в соответствии с общей стратегией социально-экономического развития.

 

Государственная поддержка сельского хозяйства на рынке сбыта  (для уменьшения роли спекулятивных посредников):

- расширение масштабов государственных поддерживающих закупок по заранее установленным и объявленным в начале сельскохозяйственного сезона ценам (в соответствии с рекомендациями специально созданных органов экспертов);

- использование государственных запасов сельскохозяйственной продукции для интервенций на рынке в целях регулирования рыночных цен;

- развитие государственно-кооперативной системы сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции, членами которой были бы сельскохозяйственные товаропроизводители.

 

Изменение политики в отношении иностранного капитала:

- признание невозможности превратить иностранные инвестиции в главный источник капиталовложений;

- перенесение упора на мобилизацию внутренних сбережений;

- отказ от приватизации государственных предприятий как пути создания благоприятного климата для иностранного капитала;

- государственное регулирование форм и отраслевых сфер иностранных инвестиций в соответствии с принятой стратегией социально-экономического развития.

 * * *

В современной России такое усиление роли государства может получить поддержку широкой коалиции патриотических сил.

 

Олег Васильевич МАЛЯРОВ,

 доктор экономических наук,

Институт востоковедения РАН