Главная       Дисклуб     Наверх на "Трудовые коллективы"   Наверх на "Конкретная экономика"

 

ГУМАНИЗМ – ВЕДУЩАЯ СИЛА ИСТОРИИ

Помимо формационной периодизации истории, предложенной Марксом, известна ещё и периодизация её по степеням свободы человека в обществе, предложенная Гиви Васильевичем Гивишвили. Согласно периодизации Гивишвили, история человечества делится на 3 стадии: коммунистическую, социалистическую и капиталистическую. При этом капиталистическая стадия объявляется им высшей и последней, тем не менее подверженной воздействию последствий гуманистической революции, локальные начала которой Гивишвили усматривает во 2-м тысячелетии до н.э., а её современный, всё более крепнущий этап – в XV веке (Г. Гивишвили, «Феномен гуманизма» (ФГ), изд. РГО, М., 2001, с. 17 – 22).

При этом под коммунизмом Гивишвили разумеет «не ту прекраснодушную утопию, которая нас якобы ожидает в далёком будущем, а ту действительность, которую мы пережили в прошлом. Соответственно, социалистической является цивилизация, в которой поведение людей определяется, главным образом, социальными инстинктами». (Г.В. Гивишвили, «Гуманизм и гражданское общество», изд. РГО, М., 2003, с. 166). Первобытный коммунизм, стало быть, в его представлениях уже не опасен, а основную историческую драму он усматривает в противоречиях между социализмом и капитализмом, называя эти противоречия «опасностями, подстерегающими капитализм», относя к элементам социализма такие неотъемлемые от капитализма явления, как бюрократия, олигархия и монополизм (там же, с.243 – 245).

Целью же гуманизма Гивишвили, ссылаясь на Аристотеля, объявляет для каждого человека, при соблюдении законов, «выбор в пользу золотой середины между частными и общественными интересами, в пользу соблюдения интересов обеих сторон» (ГИГО, с. 172), при этом «смысл гуманистического главенства прав человека состоит всего лишь в требовании признания равенства прав между одним индивидом и всем множеством индивидов, составляющим общество» (там же, с. 173).

Превознося гуманизм, но, будучи рьяным апологетом капитализма с его «священным правом частной собственности» и всячески превознося ещё и это «право», объективно Гивишвили отводит своему, буржуазному гуманизму лишь роль бедного фабрикатора этических норм, то есть не выходит за рамки этического гуманизма.

А его чисто интеллигентское высокомерие по отношению к марксизму, которого он совершенно не знает, хотя и широко, а порой и некритично пользуется его методологией, приводит к полному совпадению его взглядов со взглядами Маркса на историческую роль гуманизма. Так что глубокоуважаемый мной В.А. Сапрыкин, ориентируясь на свои, сталинистские, а не марксистские, представления о коммунизме, назвав труды Гивишвили «злостным антикоммунизмом», явно поторопился.

Потому что настоящий коммунизм в представлениях Маркса, настоящий марксизм – это гуманизм и ничего кроме гуманизма. Но не этического, а исторического, то есть гуманизма как неизбежной общественно-экономической формации будущего, альтернативой которой может быть только также неизбежное буржуазное самоистребление человеческой цивилизации вообще.

Гивишвили, добросовестно и скрупулёзно исследуя стадию за стадией развития человечества, цивилизацию за цивилизацией, убедительно показывает неизменное торжество ещё незрелых ещё фрагментов гуманизма над вооружёнными до зубов и задураченными до идиотизма религиозными, диктаторскими, олигархическими, просто бандитскими и прочими «новообразованиями» общества. И тем не может не убедить, не зажечь нас идеей сознательного использования этой воистину драгоценной и благородной непреодолимой исторической силы. И не просто зажечь, а и подсказать конкретные пути овладения ею. И это не только: «Права человека – равные для всех!», но и: «Право каждого приносить пользу всем – превыше всего!».

Левое политическое движение, не освоив уже наработанные идеи гуманизма и не перекроив их на свой, всенародный, антибуржуазно-антирабочий лад, обречено оставаться прислугой у буржуазии и охранительницей буржуазного вырождения человечества. Не возродив научности, то есть общенародного характера настоящего марксизма, левые обречены на протесты и мелкие подачки со стороны буржуазии. Возрождение же сталинщины, «советского социализма» есть крайняя форма сохранения и возрождения буржуазных порядков. Таким образом, перед всеми, кто желает испытать себя в развитии настоящего марксизма, во весь рост встаёт вполне конкретная задача – материалистическая интерпретация трудов Гивишвили.

Только реальное наделение каждого человека правами собственника всей страны при неукоснительной сменяемости и пропорциональной действующей демократии наполняет гуманизм конкретным материальным содержанием, превращая и буржуазную утопию Гивишвили, и интеллигентно-пролетарскую бюрократическую утопию «коммунизма» от сталинщины, против которой Гивишвили так страстно борется, в действительную, основательную базу бесконечного мирового прогресса.

Без ориентации на материалистический гуманизм единство левого движения может быть лишь формальным, временным, а без единства – нет победы, а без победы левых – само существование человечества лишается смысла и права быть!

Дополнительные обоснования и подробности – в моих работах «Гуманистический материализм» (Гумат), «Левей, ещё левей » (О докладе Зюганова XI съезду КПРФ), «Кто такие социал-демократы и как они воюют против друзей народа теперь» (О проекте Программы КПРФ), «От народных предприятий – к народному государству» (фрагменты – в ЭФГ № 22-23/06), «Ведущая сила истории – человечность», «Настоящий коммунизм это непосредственное, для всех, без буржуев и пролетариев, развитие капитализма!», «Коммунизм предъявляет алиби», «Если не человек, то кто?» «Коммунисты ли? (фрагмент – в ЭФГ № 29 «Все мы – “олигархи“»), «Владимир Сапрыкин и конец номенклатурного коммунизма» и в других.

 

Академик Международной академии                                      Лихачёв В.И.

энергетических инверсий (МА ЭНИН)                                 

имени П.К. Ощепкова, изобретатель СССР,                          e-mail:vladimir36@bk.ru

инженер, философ                                                                   24.05.06