Главная       Дисклуб     Наверх   

 

КИТАЙ В ЦИФРАХ

Выдержки из доклада о выполнении плана социально-экономического развития за 2007 год и проекте плана на 2008 год, представленного Госкомитетом по делам развития и реформ 5 марта на рассмотрение первой сессии ВСНП 11-го созыва. 

(часть 2)

 

Вернуться к части 1

 

Трудоустройство. Здесь последовательно осуществлялась и совершенствовалась активная трудоустройственная политика, росла бюджетно-налоговая, финансовая и другая поддержка в этой сфере. За истекшие 5 лет центральные финансы выделили в общей сложности 66,6 млрд. юаней на субсидирование трудоустройства. Значительнее усилилось создание системы общественной трудоустройственной службы в городе и на селе. На основе единого планирования осуществлялось первичное и новое трудоустройство, всесторонне усиливалась профессиональная подготовка. В среднем ежегодно создавалось свыше 10 млн. новых рабочих мест в городах и перепрофилировалось 8 млн. крестьян. В основном решена проблема с трудоустройством сокращенного персонала госпредприятий, совершен переход от обеспечения основных жизненных потребностей сокращенного персонала к выдаче ему страховых пособий по безработице. При значительном росте общего контингента рабочей силы и весьма большом прессинге трудоустройства ситуация с занятостью населения оставалась в основном стабильной.

Социальное обеспечение. В истекшем пятилетии на соцобеспечение из госбюджета пошло 1950 млрд. юаней. Это в 2,41 раза превысило показатель предыдущих 5 лет. За счет выделенных средств в городах непрерывно совершенствовалась система основного страхования рабочих и служащих по старости, и в 2007 году число застрахованных перевалило за 200 млн. человек, а значит, на 54 млн. человек превысило 2002 год. Эксперимент с обеспечением реального содержания личных банковских счетов основного страхования по старости распространен на 11 провинций. С 2005 года 3 года подряд повышалась норма основных пенсий для пенсионеров предприятий. За истекшее пятилетие из фонда страхования по старости центральные финансы выделили 329,5 млрд. юаней на целевые дотации. В 2007 году основным медицинским страхованием было охвачено 180 млн. городских рабочих и служащих, а это почти в 2 раза больше, чем в 2002 году. В 88 городах страны начат эксперимент с введением основного медицинского страхования неработающего городского населения. Непрерывно совершенствовалась новая кооперативная система медобслуживания на селе, ею уже охвачено 86 процентов уездов и 730 млн. крестьян. Накопления всекитайского фонда соцобеспечения достигли 414 млрд. юаней, а это на 289,8 млрд. юаней больше, чем в 2002 году. Создана в основном система социальной помощи в городах и деревнях. Постоянно совершенствовалась система обеспечения прожиточного минимума городского населения, постепенно росли сами нормы обеспечения и уровень субсидирования. В 2007 году в стране полностью введена система обеспечения прожиточного минимума на селе, охватившая 34,519 млн. сельского населения. Так шло то коренное институциональное строительство, которое обеспечивает удовлетворение основных жизненных потребностей нуждающихся людей города и села. Новые сдвиги произошли в сфере общественного благосостояния, в оказании помощи семьям павших героев, семьям военнослужащих и инвалидам войны, в области филантропии и инвалидного дела. Полностью усилилась борьба со стихийными бедствиями и их последствиями. В истекшем пятилетии на ее нужды из центральных финансов пошло 55,1 млрд. юаней. Это позволило наладить производственную деятельность и быт пострадавших людей.

Культура, физкультура и спорт. За истекшее пятилетие на культуру, физкультуру и спорт израсходовано 310,4 млрд. юаней госбюджетных средств, а это в 2,3 раза больше, чем в предыдущие пять лет. Начальное формирование системы общественно-культурного обслуживания на уровне уездов и волостей позволило открыть почти в каждом уезде библиотеки и центры культуры. По-деловому продвигалась реализация общекитайской программы совместного пользования информационными ресурсами в области культуры, программы радио и телевидение – каждой деревне, шло строительство других низовых культурных объектов. Более пышный расцвет наблюдался в сфере философии и общественных наук, журналистики, издательского дела, теле- и радиовещания, кинематографии, литературы и искусства. Усилилась охрана культурных ценностей и нематериального культурного наследия. Энергичнее активизировался культурный обмен с заграницей. Ускорилось строительство общественных спортивных сооружений в городах и деревнях, полным ходом шло развитие массового спорта. Наши спортсмены достигли блестящих результатов в международных соревнованиях.

Доходы населения и потребление. Здесь всемерно обеспечивался рост доходов городского и сельского населения, но прежде всего людей с низкими доходами. Повышен минимальный размер заработной платы. Решена в основном проблема с задержкой зарплаты рабочим из деревни. Четырежды повышались нормы дотаций для главных категорий льготников из числа семей павших воинов и военнослужащих, а также инвалидов войны, в едином порядке снимались реальные трудности у лиц, прошедших срок действительной службы. Были снижены ставки налога на проценты по сберегательным вкладам населения, повышен минимум, не облагаемый личным подоходным налогом. Повсеместно увеличилось семейное имущество. Ускорилась эскалация в структуре потребления населения. В частности, намного вырос парк личных автомобилей. Быстро распространились мобильные телефоны, компьютеры и компьютерная сеть. В несколько раз возросло количество туристов. Продолжали улучшаться жилищные условия, удачно велась перестройка кварталов лачуг и хибар, заметно расширились коммунальные услуги для городского и сельского населения.

 

 Основные задачи на 2008 год

Предполагаемые показатели по социально-экономическому развитию на нынешний год будут следующими. На основе оптимизации структуры, повышения эффективности, сокращения затрат и охраны окружающей среды ВВП вырастет примерно на 8 процентов. Общий рост потребительских цен будет удерживаться в пределах приблизительно 4,8 процента. Занятость в городах увеличится на 10 млн. человек, и зарегистрированная здесь безработица будет удерживаться в размерах примерно 4,5 процента. Несколько улучшится международный платежный баланс.

В этом году дефицит центрального бюджета планируется в размере 180 млрд. юаней, что на 65 млрд. юаней меньше, чем в прошлом. Будут выпущены инвестиционные госзаймы в размере 30 млрд. юаней, которые на 20 млрд. меньше аналогичных госзаймов предыдущего года. Одновременно увеличатся текущие строительные капиталовложения из центрального бюджета. Вложения центра на нужды строительства достигнут 152,1 млрд. юаней.

Важно рационально использовать финансовые поступления от сверхдоходов. В прошлом году реальные финансовые доходы страны превысили предусмотренную сумму годового бюджета на 723,9 млрд. юаней, из них на центральный бюджет пришлось 416,8 млрд. юаней. Принцип использования сверхсметных финансовых доходов состоит в том, чтобы сосредоточивать эти финансовые средства на том, что жизненно нужно народу, на осуществлении институционального строительства, на структурном урегулировании и усилении слабых звеньев. Конкретно говоря, предстоит на законной основе повышать возвращаемую местам долю налогов на потребление и добавленную стоимость, увеличивать обычные трансфертные платежи. Увеличивать ассигнования на сельское, лесное и гидромелиоративное хозяйство, на образование, культуру, науку и технику, на социальное обеспечение, медицину и здравоохранение, на нужды юстиции и строительство недорогого жилья. Увеличивать их на осуществление экономии энергоресурсов, сокращение выбросов загрязняющих веществ и охрану природы, на погашение задолженности села по обязательному обучению и финансовой задолженности зерновых госпредприятий, на разрешение других хронических проблем. Наряду с этим предстоит погасить финансовый дефицит в размере 45 млрд. юаней и увеличить фонд стабилизации и регулирования центрального бюджета на 103,2 млрд. юаней.

В нынешнем году из центрального бюджета на нужды сельского хозяйства, села и крестьянства пойдет 562,5 млрд. юаней, что на 130,7 млрд. юаней больше, чем в прошлом году. Во-вторых, требуется усилить и усовершенствовать установки на поддержку сельского хозяйства. В частности, увеличивать прямые дотации крестьянам-зернопроизводителям и прямые комплексные дотации на средства сельскохозяйственного производства.

В этом году центральный бюджет выделит 113,4 млрд. юаней на нужды науки и техники, что на 13,4 млрд. юаней больше, чем в предыдущем году.

В целях более быстрого создания системы соцобеспечения центральный бюджет выделит в нынешнем году 276,2 млрд. юаней, а это на 45,8 млрд. юаней больше по сравнению с предыдущим годом.

  Материал подготовила

Ирина Аваковна Щеглова