Главная       Дисклуб     Наверх  

 

 

ПАМЯТЬ О СОЦИАЛИЗМЕ ЖИВА

 В одном из октябрьских дней, вскоре после отставки губернатора Шанцева, многие нижегородцы-горьковчане всех политических ориентаций – и правые, и левые, и центристы, и монархисты, и атеисты, и верующие и просто мещане-обыватели, каких нынче много, вынуждены были вспомнить про социализм. Ибо в течение всего 14 часов произошло три выходящих из ряда вон события. Вот что сообщила местная официальная газета «Нижегородская правда» 11 октября с.г. В № 71.

Около двух часов дня произошел взрыв и пожар на Новогорьковском нефтеперерабатывающем заводе (ныне «Лукойл») в 30 км от Нижнего Новгорода.

При проведении подготовительных ремонтных работ на одном из резервуаров произошло возгорание с последующим хлопком, сообщило Главное управление МЧС по Нижегородской области. К товарно-сырьевой базе кстовского предприятия «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» сначала было стянуто 17 единиц техники, затем количество возросло до 50-ти. С огнем боролись почти 240 человек. Рвануло, как оказалось, на резервуаре объемом 10 тысяч кубометров. Через два с половиной часа пожар удалось локализовать. Еще через полчаса ликвидировано открытое горение. В восьмом часу вечера сообщили, что последствия пожара ликвидированы. Следственное управление СКР по Нижегородской области сообщило: обнаружены тела четырех погибших. Это рабочие субподрядной организации «Комплексмонтаж». Государственная инспекция труда в Нижегородской области сообщила, что погибшие – два слесаря-монтажника, крановщик и газоэлектросварщик. Глава региона выехал на место происшествия. Он выразил соболезнование семьям погибших. По поручению Глеба Никитина им выплатят компенсацию в размере до 100 тысяч рублей на человека из резервного фонда областного бюджета (согласитесь, что весьма скромно. – С.К.). Похороны за счет средств администрации Кстовского района.

В другой статье, «Не доехали», на той же странице упомянутой газеты, написано: «Пришла беда, как говорится, отворяй ворота: пожаром в Кстово напасти не ограничились.

Когда пожарные боролись с огнем в Кстове, просторы Интернета облетела весть: в Нижнем Новгороде горит строящийся стадион. Последовала официальная информация: возгорание произошло при выполнении сварочных работ в комментаторской кабине. Загорелся полистирол на полу, от этого и были густые клубы дыма. Огню не дали разойтись. Чтобы справиться с ним хватило простых огнетушителей».

Страшное продолжалось ночью. Изрядно поволноваться пришлось пассажирам поезда Санкт-Петербург – Нижний Новгород и встречающим. Состав прибыл с опозданием на семь часов. В 3:29 на железнодорожном переезде станции «Покров» во Владимирской области он столкнулся с автобусом, в котором ехали 58 человек – граждане Казахстана и Узбекистана. Автобус заглох на рельсах. Из тех, кто не успел выбраться, 17 человек погибли. Пятеро, в том числе двое детей, с травмами оказались в больнице. Выяснилось, что людей перевозили на автобусе, выпущенном более 24 лет назад. И уже 15 лет как эта техника выработала свой ресурс.

Эти события заставили вспомнить про социализм.

Решение о строительстве комплексов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), а также магистральных нефтепроводов с отводами к этим заводам было принято еще при Сталине, вскоре после войны. Это было связано с резким увеличением потребления горючего, а также со значительным увеличением добычи нефти в районах «Второго Баку»: Башкирской и Татарской АССР, Куйбышевской и Ульяновской областей и др. Проектно-изыскательские работы по сооружению этих НПЗ были начаты сразу после войны одновременно с такими же работами по строительству Куйбышевской, Сталинградской, Горьковской, Иркутской, Камской, Каховской и Цимлянской, Усть-Каменогорской ГЭС, Волго-Донского судоходного канала и других строек, которые в народе получили название «великие стройки коммунизма».

Проектирование строительства, а в дальнейшем реконструкцию и модернизацию НПЗ осуществляли проектные организации Министерства нефтяной промышленности СССР. Первоначально они имели названия «Гипронефтезаводы» и были созданы в Москве, Горьком, Куйбышеве и других городах. НПЗ были сооружены в районе крупных промышленных центров: в районе Горького, Ярославля, Рязани, Полоцка, под Ленинградом и др. Комплекс НПЗ включал в себя энергетическое сердце – ТЭЦ, так как для технологических нужд требовалось большое количество пара и горячей воды, насосные и перекачивающие станции, большое количество технологического оборудования. При сооружении НПЗ в его зоне создавались мощные общестроительные и субподрядные организации. В Кстово это трест № 5 «Нефтезаводстрой» Главволговятскстроя (ГВВС) и подразделения Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР (ММСС) СССР (в 50-е годы так называлось Министерство строительства РСФСР).

Трест № 5 с момента создания и почти за 35 лет существования при СССР всё время участвовал в расширении, модернизации и реконструкции НПЗ, построил в Кстово завод БВК (белково-витаминных концентратов), завод минваты, птицефабрику (больше несуществующую), добрую сотню тысяч квадратных метров жилья, участвовал в расширении, модернизации и реконструкции Лысковского электротехнического завода (в 40 км от Кстово), многих объектов Нечерноземья, в ликвидации последствий землетрясений в Ташкенте, Дагестане, Армении и др. Подобным образом работали строительные и монтажные организации ГВВС и субподрядные ММСС. Они также помогали в сооружении объектов во Вьетнаме, Лаосе, КНДР, на Кубе, где социализм сохранен.

Субподрядная организация ММСС – Горьковский трест «Волгонефтехиммонтаж» вел на Кстовском НПЗ монтажные работы, включая сварочные, по монтажу технологического оборудования. Монтажники и наладчики треста «Верхневолгоэлектромонтаж» (ВВЭМ) в 1956 году подготовили к пуску первый турбоагрегат ТЭЦ мощностью 25 МВт, а затем и последующие.

Монтажники и наладчики организации ММСС СССР и в дальнейшем работали десятилетиями в тесном контакте с заводчанами при реконструкции и модернизации объектов НПЗ. Так, во второй половине 70-х годов начальник Кстовского участка ВВЭМ В.Ф. Романов был приглашен на должность Главного энергетика Кстовского НПЗ. Это предприятие было одним из крупнейших в области. Его посещали секретарь ЦК КПСС Д.Ф. Устинов, ряд зам. председетелей Совета Министров СССР, зарубежные гости и др. Контроль за работой всех субподрядных организаций ММСС осуществляло Волговятское производственно-распорядительное управление ММСС СССР, находившееся в Горьком (сокращенно – ПРУ ММСС). Без его подписи никто из работников субподрядных организаций не мог получить премиальные.

Астрономических окладов и всякого рода бонусов никто ни на нефтеперерабатывающих заводах, ни в организациях, которые там работали, не получал, но аварий, подобных сегодняшним, на НПЗ в Кстово, в советское время не было.

На строительстве стадиона к ЧМ-2018 на месте бывшего Горьковского речного порта, сыгравшего огромную роль в годы Великой Отечественной войны, а сегодня вышвырнутого в никуда, по сообщению СМИ, была забастовка строителей из-за невыплаты зарплаты в течение длительного времени. А в СССР строителям и всем остальным зарплату платили вовремя и пожаров было во много раз меньше, чем сегодня. Сегодня мощный строительный комплекс Главволговятскстроя развален. Остались мелкие строительные организации, крупные задачи которым не по плечу.

В СССР частных автобусов не было, а в советских автохозяйствах автобусов с 24-летним стажем не держали. Из Подмосковья ни в Казахстан, ни в Узбекистан никто на автобусах не ездил. Автор статьи в 60–70-х годах по служебным делам летал в Казахстан, Узбекистан и другие республики на самолетах Ильюшина, Туполева, Антонова из Горького и Москвы. А внутри этих республик – на самолетах Яковлева, Ильюшина, Антонова. Советский Аэрофлот был эталоном надежности во всем мире. Это не импортные «Боинги» и «Аэробусы», с которыми сегодня чуть ли не каждый день всевозможные неприятности. Кстати, руководители нынешней России летают на отечественных самолетах.

Миллионы советских людей в СССР, включая автора статьи, его родных и друзей, отдыхали летом в Крыму и на Кавказе. И туда, и обратно ездили на поезде или летали на самолетах, а не на автобусах, как сегодня предлагают в турагентствах. В Турции, Таиланде и на Канарах не отдыхал никто, а вот в Болгарии отдыхали очень многие, включая рабочих строительных организаций, и не по разу. Летали туда обычно самолетами Аэрофлота. В Болгарии отдыхал также Брежнев, маршал Жуков (когда он был министром обороны СССР), академик С.П. Королев и многие другие. Многие офицеры и генералы Советской Армии и армий социалистических стран отдыхали на Кубе в специально построенном санатории, на всемирно известном курорте Варадеро. На Кубе отдыхал и Брежнев.

О развале строительного комплекса страны наша газета уже неоднократно писала. Наглядное тому подтверждение – строительство космодрома «Восточный» и стадиона на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Сначала обнаруживается, что разворованы значительные суммы. Затем срываются сроки ввода в эксплуатацию (из-за забастовок строителей, связанных с невыплатой зарплат). И наконец, обнаруживается в ряде мест низкое качество работ, да и как ему не быть, ведь на «Восточном» полигоне и на стадионе в Питере были задействованы стройотряды и волонтеры. Комментарии излишни...

А Байконур строили инженерные войска и военные строители Министерства обороны СССР под контролем маршала инженерных войск Воробьева и генерала Комаровского. Специальные работы выполняли организации Министерства строительства РСФСР (впоследствии Минмонтажспецстрой СССР). Так же строился Семипалатинский ядерный полигон и другие важные объекты. Большую помощь в строительстве этих объектов оказали профессорско-преподавательский состав, выпускники и слушатели Военно-инженерной академии им. Куйбышева, которая ведет свою историю от Главного инженерного училища, основанного в Санкт-Петербурге в 1819 году, и почти 180 лет служила России. Профессорско-преподавательский состав и выпускники этой академии участвовали во всех крупных стройках СССР: канал Москва – Волга, метро в Москве и других городах, БАМ и др., в ликвидации крупных лесных пожаров и других аварий и катастроф, включая Чернобыль. Вместе с работниками нефтяной промышленности СССР потушили крупный пожар на нефтепромыслах в Китае в середине 50-х гг. В академии проводилась крупная научно-исследовательская работа. Подобные академии ныне существуют во многих странах мира. В России – уже нет.

При выполнении основных работ на Байконуре в 1968 году только солдат – военных строителей было порядка 25 тысяч человек. А сегодня в России, по сообщению СМИ, осенью в российскую армию будет призвано 134 тысячи человек. И это притом что Китай может выставить на Дальнем Востоке 30 млн солдат.

Многие реалии сегодняшней жизни в России заставляют вспомнить о социализме.

В советское время доцент инженерно-строительного института имел зарплату 320 рублей в месяц, ректор вуза – в 2–2,5 раза больше. Как в большинстве советских вузов, в Горьковском инженерно-строительном институте им. Чкалова была военная кафедра, которую организовал и много лет возглавлял Герой Советского Союза полковник Садовский (она считалась одной из лучших в Московском военном округе), и многие выпускники этого вуза связали свою жизнь с Советской Армией. Больше этой кафедры нет – нет и тяги у выпускников к службе в армии. Упало и качество образования. Преподаватели вынуждены искать подработку, поскольку сегодня преподавательские зарплаты в десятки раз меньше ректорских. Как тут не вспоминать о социализме...

 

Сергей Глебович Крюков

 

Нижний Новгород