Главная       Дисклуб     Наверх  

 

Военные строители на Дальнем Востоке

 

В 30-е годы прошлого столетия, героическое время первых пятилеток, началась индустриализация Дальнего Востока в соответствии с решением XIV съезда партии о создании опорных баз индустрии на востоке страны. В 1933 году по решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР был сформирован Особый военно-строительный корпус (ОВСК), принявший активное участие в грандиозной предвоенной стройке на Дальнем Востоке. Приказ о создании Особого военно-строительного корпуса был подписан 22 сентября 1933 года К.Е. Ворошиловым. По делам производственным корпус был подчинен Наркомату тяжелой промышленности, по армейским – Наркомату по военным и морским делам.

Перед корпусом были поставлены две задачи: строить в первую очередь промышленные предприятия на Дальнем Востоке и постоянно совершенствовать боевую выучку, чтобы быть готовым к любым неожиданностям.

Уполномоченный Народного комиссариата тяжелой промышленности по Дальнему Востоку И.В. Косиор осуществлял постоянный контроль за развернувшимся строительством и оказывал необходимую помощь.

Корпус был сформирован на территории Московского и Ленинградского военных округов. Большую помощь при этом оказали Киров и Жданов. Командно-политический состав был взят из кадровых частей, а инженерно-технический призвали из запаса, в основном из ведущих строительных и проектных организаций страны. Его бойцами стали комсомольцы и несоюзная молодежь призывного возраста, большинство со строительными специальностями из центральных областей России. В состав ОВСК вошли 15 Отдельных военно-строительных батальонов по 1000 красноармейцев каждый, сведенные в три строительные бригады. На формирование и сборы был дан очень короткий срок: всего 45 дней. Уже в декабре, точно в установленный срок, части корпуса эшелонами по Транссибирской магистрали направились к месту службы – на Дальний Восток.

1-я военно-строительная бригада (комбриг Малинников) в составе шести батальонов прибыла в Комсомольск-на-Амуре в январе 1934 года, совершив 400-километровый пеший переход по торосистому льду Амура от Хабаровска до Комсомольска. Другого пути тогда не существовало. Переход был крайне тяжел: пронизывающий ветер, мороз, метель, но бригада преодолела всё. В истории строительства города этот поход остался как «ледовый переход». Жители Комсомольска ждали прибытия воинских частей. Накануне они работали день и ночь, строили жильё для бойцов. Встреча была теплой и задушевной. С прибытием бригады темпы строительства резко возросли. Началось строительство жилых брусчатых домов постоянного типа вместо бараков, строительство промышленных корпусов и гидротехнических сооружений. Уже в 1934 году были введены в строй первые промышленные объекты.

Батальоны 2-й бригады (комбриг Адамсон, латыш, член РСДРП с 1912 года, герой Гражданской войны) осели широким фронтом от Свободного до Владивостока на пустых местах и прежде всего должны были позаботиться о жилье. В 1933–1935 гг. бригада строила в основном подземные бензо- и маслохранилища. К концу 1935 года часть бригады была переброшена в Хабаровск для завершения строительства завода Дальсельмаш. К концу сентября 1936 года Дальсельмаш вступил в строй действующих, после чего эти военные строители были переброшены в Комсомольск с задачей реконструировать и расширить кирпичный завод № 1, лесопильный завод и др.

3-я бригада (в составе трех батальонов) работала на строительстве промышленных, жилых и оборонных объектах в районах Иркутска и Читы.

Первое время основными были земляные работы. Механизмов еще не было и работать, особенно зимой с мерзлым грунтом, было очень тяжело. Землю, промерзавшую на глубину более двух метров, приходилось оттаивать, нужны были дрова, а до тайги было 80–100 км.

Военные строители не только строили, но и ежедневно занимались военной подготовкой. Изучали оружие, учились стрелять. Особое значение придавалось тактической подготовке. Регулярно проводились политзанятия со всеми бойцами. С целью проверки боевой готовности проводились боевые тревоги – всегда неожиданно, днем и ночью. Были такие дни, когда на работу ходили с оружием и патронами.

К концу 1936 года в Комсомольск прибыли и остальные части ОВСК. Начался новый период строительства города. Строились сложные гидротехнические сооружения, крупные промышленные корпуса, жилищное строительство со всеми коммуникациями, дорогами, благоустройством и т.д.

На третий день Великой Отечественной войны из командного и части личного состава Особого военно-строительного корпуса началось формирование 413-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора А.Д. Терешкова, белоруса, а позднее еще 299-й стрелковой дивизии. В одну из ночей 413-ю дивизию подняли по тревоге, погрузили в эшелон и направили под Москву. Прямо из эшелонов дивизия вступила в бой под Сталиногорском Тульской области. «Правда» отмечала, что 413-я дивизия совместно с частями 50-й армии одна из первых перешла в наступление на Западном фронте.

Дивизия прошла славный боевой путь. Многие бойцы и командиры были награждены орденами и медалями. Бывший комбат 34-го батальона М.И. Родионов стал Героем Советского Союза, войну закончил генерал-майором танковых войск. Комиссар 26-го батальона А. Скворцов, в конце войны генерал-майор, командовал дивизией. Ответственный секретарь партбюро ОВСК А.И. Попенко, будучи членом Военного Совета 57-й армии, героически погиб в конце 1941 года под Харьковом.

Комдив 413, участник шести войн, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант А.Д. Терешков в конце войны командовал 38-м стрелковым корпусом (33-й армии 1-го Белорусского фронта), который с Пулавского плацдарма 14 января 1945 года, прорвав оборону противника, форсировал Вислу и за 15 дней прошел свыше 400 км, первым вступил на территорию фашистской Германии. Позднее участвовал в разгроме Квантунской армии Японии. Последнее место службы и жительства – город Горький, где он был помощником командующего войсками Горьковского военного округа по военно-учебным заведениям. Скончался в 1960 году, и через 46 лет после его кончины на доме по ул. Белинского, где он жил, была наконец установлена мемориальная доска (в чем есть заслуга и автора статьи).

Одним из первых врачей Комсомольска был болгарин Коста Стоянов, сын болгарской коммунистки, сотрудницы Коминтерна, который получил в СССР высшее медицинское образование. После войны он работал главным хирургом Болгарской народной армии. В честь его в Комсомольске-на-Амуре установлена мемориальная доска, а в Софии его именем названа одна из улиц. Военным врачом в ОВСК был Н. Шерстнев, бывший беспризорник, воспитанник А.С. Макаренко.

Среди первостроителей Комсомольска-на-Амуре был и Алексей Маресьев – будущий легендарный летчик, Герой Советского Союза и герой повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Строительство Комсомольска-на-Амуре началось в мае 1932 года, когда на берег Амура возле села Пермское высадились первые комсомольцы-добровольцы по путевкам ЦК ВЛКСМ (позднее это событие было отмечено памятным камнем) и сразу приступили к работе. В том же году на эту стройку по комсомольской путевке прибыла комсомолка В.С. Зарубина, в дальнейшем жена офицера Красной Армии (позднее – генерала армии, Героя Советского Союза) Г.И. Хетагурова, племянника основоположника осетинской литературы Коста Хетагурова. В 1937 году она обратилась к советским девушкам с патриотическим призывом принять участие в освоении Дальнего Востока. На лозунг «Приезжайте, девушки, на Дальний Восток!» откликнулись тысячи советских патриоток (многие, наверное, помнят художественный фильм тех лет «Девушка с характером»). Это движение получило название «хетагуровское движение».

Трудовой подвиг комсомольцев-первостроителей Комсомольска-на-Амуре отражен в романе «Мужество» известной советской писательницы, лауреата Сталинской премии В. Кетлинской, которая была непосредственным свидетелем героического труда строителей. По роману снят также одноименный фильм.

Освоение Дальнего Востока привлекало в предвоенные годы внимание всей страны. Стройки посещали многие известные люди Советского Союза, военачальники, артисты, писатели, коллективы деятелей культуры и искусства: Блюхер, Егоров, Гамарник, Краснознаменный ансамбль им. Александрова, хор Пятницкого, артисты Черкасов, Русланова, писатели Е. Петров (гл. редактор журнала «Огонек»), В. Кетлинская и др.

Совместным трудом комсомольцев-добровольцев и ОВСК еще перед войной было построено на Дальнем Востоке несколько ТЭЦ, Артёмовская ГРЭС (все они работали на местном угле), Хабаровский нефтеперерабатывающий завод им. Орджоникидзе, цементный завод в Спасске, судостроительный завод, реконструировано несколько кирпичных заводов, а также лесозавод. В результате была создана мощная строительная индустрия края. Если до 1936 года в Комсомольске строились 1-2-этажные деревянные жилые дома, то с 1936 года строились только кирпичные 4-6-этажные жилые дома со всеми удобствами.

Комплексное проектирование Комсомольска-на-Амуре по распоряжению Орджоникидзе было выполнено ленинградскими архитекторами-проектировщиками под руководством крупного советского архитектора Б.В. Данчича, который до этого руководил комплексным проектированием Магнитогорска и Липецка и др. Данчич погиб во время блокады Ленинграда.

Надо сказать, что строительство осуществлялось в сложных инженерно-геологических условиях (скальные грунты, плывуны и пр.). Постоянный авторский надзор осуществлял крупнейший специалист по фундаментостроению, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор Военно-Инженерной академии им. Куйбышева, генерал-майор инженерно-технической службы В.К. Дмоховский.

Война не остановила стройку на Дальнем Востоке. Оставшиеся нестроевые «вольнонаемные», женщины и подростки в короткий срок обеспечили сохранность всех материальных ценностей и под руководством 35 офицеров ОВСК приняли участие в сооружении доков с эллингами, литейного и механических цехов на судостроительном заводе, аккумуляторного завода – всего того, что не успели закончить военные строители. В 1942 году в Комсомольске-на-Амуре было закончено сооружение нефтеперерабатывающего завода. В том же году был введен в эксплуатацию при участии ОВСК нефтепровод Сахалин – Комсомольск-на-Амуре длиной 387 км, впервые в мире проложенный по дну морского пролива, и сахалинская нефть через Татарский пролив пришла в Комсомольск-на-Амуре. Трудовой подвиг строителей отражен в известном романе В. Ажаева «Далеко от Москвы» и кинофильме того же названия. Еще в том же году было закончено строительство огромного металлургического завода «Амурсталь», который дал первую сталь уже 15 февраля 1942 года.

В конце 1942 года во Всесоюзном социалистическом соревновании коллектив строителей завоевал знамя Государственного комитета обороны, а многие рабочие, ИТР и служащие были награждены орденами и медалями.

Построенные военными строителями в предвоенные годы крупные предприятия на Дальнем Востоке сыграли большую роль в годы Великой Отечественной войны. После войны они были расширены, модернизированы и реконструированы, награждены орденами. Так, судостроительный завод был награжден орденом Ленина и Трудового Красного Знамени.

Сегодняшний день являет нам на Дальнем Востоке другую картину. Например, при строительстве космодрома «Восточный», по сообщениям СМИ, неоднократно срывались сроки ввода объектов, случались забастовки из-за значительной задержки выплаты зарплаты работникам. Часть строителей составляли стройотряды, волонтеры, что не гарантировало высокое качество работ.

Войсковые соединения Красной Армии: ОВСК, железнодорожный корпус, колхозный корпус, военно-дорожные бригады и др. – еще в предвоенные годы выполнили все запланированные трудовые задания на Дальнем Востоке, неся одновременно военную службу.

Служба в ОВСК для многих офицеров стала хорошей школой жизни и помогла в дальнейшем продвижении по службе. Бывший главный инженер дорожной конторы А. Краснобаев и главный инженер корпуса Г.Ф. Гришаенков стали генералами, а зам. главного инженера корпуса Н.М. Попов – генерал-полковником, Героем Социалистического Труда, Заслуженным строителем РСФСР.

Героической истории Отдельного военно-строительного корпуса посвящена книга «Шли Амуром батальоны» Хабаровского книжного издательства, выдержавшая несколько изданий. Автор-составитель сборника – вышеупомянутый Н.М. Попов. Книга вышла с предисловием маршала инженерных войск А.В. Геловани, замминистра обороны СССР по строительству и расквартированию войск, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий.

 

С.Г. Крюков

 

 Нижний Новгород