Главная       Дисклуб     Наверх  

 

Каналу имени Москвы 80 лет!

 

В мае этого года исполнилось 80 лет открытию канала «Москва – Волга» (с 1947 года «Канал имени Москвы») – одной из крупнейших строек 2-й сталинской пятилетки. Длина канала – 128 км, из них 19,4 км – по водохранилищам. 8 шлюзов, 8 ГЭС (самая крупная Иваньковская, снабжающая энергией научные центры Дубны) и несколько насосных станций. К открытию канала завод «Красное Сормово» построил флотилию современных белоснежных судов, которым дали имена руководителей государства: «Иосиф Сталин», «Михаил Калинин», «Вячеслав Молотов», «Клим Ворошилов» и др. Они и открыли навигацию.

В последние годы СМИ неоднократно упоминали, что канал «Москва – Волга» построили 200 тысяч заключенных, а о том, что этот канал снял проблему нехватки воды для столицы, не говорят, как не говорят и об огромной роли, которую этот канал и ГЭС, построенные на нем, сыграли в годы Великой Отечественной войны и после нее. С вводом этого канала в Москву стали приходить большие суда; Москва получила крупную транспортную артерию с возможностью более быстрой транспортировки крупногабаритных грузов и больших масс людей, оборудования, стройматериалов, сырья, горючего. Экономически это означало и низкую себестоимость перевозок.

На самом деле и этот канал, и все крупные стройки социализма строила практически вся страна (а не только зэки). Разве что в строительстве канала «Москва – Волга» не участвовали из-за отдаленности Якутия и Чукотка, а также Таджикская и Туркменская Советские Социалистические Республики, ибо они к этому времени только что разделались с басмачами и залечивали раны, нанесенные ими.

В строительстве канала активно участвовали мои родственники, сослуживцы, друзья. Моя мать, Тихомирова Е.К., член ВКП(б) с 1942 года, происходила из крестьянской семьи Юрьевецкого района Ивановской области. Ее младшая сестра Александра Кузьминична, – ветеран партии, персональная пенсионерка, участница двух войн. Ее муж, Кучма Г.Ф., участник Парада Победы, по специальности агроном, прошел в годы войны путь от рядового до командира полка (таких в Советской Армии было 136 человек). Сама Александра Кузьминична в первой половине 30-х годов закончила строительное отделение Ивановского индустриального техникума и получила направление на строительство автозавода им. Сталина в Москве. Направление всей группе на строительство ЗИСа подписал лично Орджоникидзе. По его же инициативе на всех крупных предприятиях страны были созданы мощные строительные подразделения, которые участвовали в строительстве не только цехов и объектов самого предприятия, но и объектов жилья и соцкультбыта, а также других важнейших народнохозяйственных объектов. Они помогали и ЖКХ.

До начала войны Александра на ЗИСе, а затем на ГПЗ-1 (в народе – «Шарикоподшипник») работала бригадиром, мастером, инженером, училась в МИСИ, успев закончить перед войной 4 курса вечернего отделения. Вместе с другими строителями московских предприятий она участвовала в сооружении канала «Москва – Волга», Московского метро и других крупных строек. В ее семье хранился роскошный том техотчета о строительстве этого канала с дарственной надписью: «инженеру от инженера». Получить диплом инженера ей помешала война, а вот персональной пенсионеркой она стала уже будучи директором завода. Тот, кто подарил ей этот том, позднее работал главным инженером ордена Ленина Главмосстроя – крупнейшей строительной организации страны – и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве

Старший брат моей матери, Тихомиров Н.К., член партии с 1941 года, участник Великой Отечественной войны, гвардии майор, в первой половине 30-х годов проходил действительную воинскую службу в танковой части Московского военного округа. Танкисты также участвовали в строительстве канала, метро и других крупных объектов.

Средний брат моей матери, Тихомиров С.К., участник Парада Победы, полковник, в 30-е годы служил в Московской пролетарской дивизии. Она тогда несла охрану Кремля, Наркомата обороны, Коминтерна и других важных объектов. Подразделения этой дивизии также участвовали в строительстве и канала, и метро, и других объектов.

Их земляк и друг Фёдор Иванович Гаранин в годы войны стал генералом, а в предвоенные годы в составе подразделений МВО также участвовал в строительстве канала «Москва – Волга», не считая других крупных объектов. В конце войны погиб...

В строительстве канала участвовали также Военно-инженерная академия им. Куйбышева, военно-инженерные училища и другие военно-учебные заведения МВО. Профессорско-преподавательский состав этой академии принимал участие в авторском надзоре за проектированием, строительством, пуском и вводом в эксплуатацию всех крупнейших объектов предвоенных сталинских пятилеток. Так, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР профессор Военно-инженерной академии им. Куйбышева генерал-майор В.М. Келдыш, отец трижды Героя Социалистического Труда академика М.В. Келдыша, принимал участие в авторском надзоре за проектированием, строительством, пуском и вводом в эксплуатацию не только канала «Москва – Волга», но и Московского метро, Турксиба и других объектов.

Не могу не отметить, что упомянутая Академия к настоящему времени потеряла имя Куйбышева, после неоднократных преобразований превратилась в структурное подразделение Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации и не имеет боевого знамени и наград.

На территории строительства канала были созданы ряд автобаз и баз механизации. Автобазы были укомплектованы грузовыми автомобилями (бортовыми и самосвалами) ЗИС и ГАЗ. Рабочие и ИТР заводов ЗИС и ГАЗ, командированные на строительство канала, помогали в ремонте и эксплуатации этих автомобилей. Шоферы почти все были вольнонаемные. На строительстве было много металлорежущих станков, которые работали в механических цехах и мастерских. Специалисты Горьковского завода фрезерных станков, Московского завода «Красный пролетарий» и других предприятий участвовали в шеф-монтаже, эксплуатации и ремонте этих станков. Специалисты московских («Динамо», им. Владимира Ильича, Московского трансформаторного завода и др.) и ленинградских  («Электросила», Металлического и др.) заводов, а также Харьковского электромеханического завода и других участвовали в шеф-монтаже, наладке, помогали в эксплуатации и ремонте оборудования этих заводов.

Завод «Красное Сормово» и ряд других судостроительных предприятий поставили для канала большое число судов технического флота: буксиров и барж, земснарядов, землечерпалок, плавучих кранов, наливных судов, катеров и пр. Представители этих заводов помогали речникам в эксплуатации этих судов, а также в ремонте и техобслуживании. Монтажники, значительная часть которых раньше участвовали в пуске в эксплуатацию Днепрогэса и других крупных строек, здесь участвовали в шеф-монтаже, наладке и пуске в эксплуатацию электротехнического, механического и гидротехнического оборудования.

Выполнение заказов на ленинградских заводах для строительства канала и метро было под личным контролем Кирова, затем Жданова.

Многие специалисты по окончании строительства канала участвовали в строительстве Угличской и Рыбинской ГЭС и в других стройках.

В строительстве канала посменно участвовали в качестве практикантов студенты Московского инженерно-строительного института и других родственных вузов и техникумов. Одним из руководителей работ был молодой инженер А.Н. Комаровский, незадолго до этого закончивший Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Строительство канала стало для него началом большой социалистической стройки. После войны крупнейший советский строитель, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий, доктор технических наук, генерал армии Комаровский руководил многими важнейшими стройками страны. Будучи замминистра обороны СССР по строительству и расквартированию войск, Комаровский руководил всем военным строительством. О строительстве канала и своей последующей инженерной деятельности он написал в книге «Записки строителя», которая сейчас не переиздается и практически исчезла из библиотек. В этой книге он с теплотой и глубоким уважением пишет о своих учителях: профессорах А.И. Фидмане, Н.М. Герсеванове, В.Д. Журине и др., которые принимали участие в проектировании и строительстве канала, а также о руководителях проекта канала Г.А. Руссо, С.Я. Жук, В.В. Киреев, Н.В. Васильевич и других и о своих товарищах по работе. Если на Волховстрое и Днепрострое весьма трудоемкие земляные работы большей частью были выполнены вручную, то на канале была широко применена механизация: на канале работали 171 экскаватор, 1600 автомашин, 275 тракторов, 150 паровозов, 225 мотовозов, 2113 железнодорожных платформ, 240 бетономешалок (с емкостью барабана 2250 л), 1100 электровибраторов, 5750 электромоторов и много других машин, механизмов и приспособлений. На канале работало свыше 190 гидромониторных установок, впервые в СССР в столь крупном масштабе.

Если Волховстрой и Днепрострой возводились с использованием зарубежного оборудования, то, как с гордостью отмечает Комаровский, на строительстве канала почти всё оборудование изготовили отечественные заводы, представители которых помогали в его монтаже, наладке, эксплуатации и ремонте.

Большой объем работ на канале выполнили военные строители. Активно помогали в монтаже, наладке и ремонте оборудования инженерные кадры военных академий: Военно-инженерной, только что организованной Бронетанковой академии, Военной академии связи, Военно-морской академии (послевоенные названия) и др.

Работы на канале велись круглосуточно, посменно, ночью при электрическом освещении.

К маю 1937 года весь комплекс канала был закончен и сдан в эксплуатацию с высокой оценкой Правительственной комиссии. Канал был сооружен без иностранной помощи и в рекордные сроки: 4 года и 8 месяцев. 2 мая 1937 года флотилия белоснежных красавцев-теплоходов впервые пришла с Верхней Волги в Северный речной порт и причалила у Химкинского речного вокзала, незадолго до этого построенного по проекту архитектора Рухлядьева. Состоялся грандиозный митинг, на котором выступил и Комаровский.

Проектирование и строительство канала постоянно находились в поле зрения выдающихся советских энергетиков: академиков Кржижановского, Графтио, Веденеева, которые неоднократно посещали строительство. В августе 1934 года строительство посетил А.М. Горький. В клубе строительства в Дмитрове состоялась встреча ударников с любимым писателем. В день рождения Ленина, 22 апреля 1937 года, канал посетил Сталин и другие руководители государства.

К 60-летию Великого Октября канал был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Сегодня каналу имени Москвы 80 лет. За это время произведено несколько миллионов шлюзований, а насосные станции дали Москве около 5 миллиардов кубометров волжской воды.

 

С.Г. Крюков

 

 Нижний Новгород