Главная       Дисклуб     Наверх   

 

В Пекине ЗАВЕРШИЛ работу XIX съезд

Коммунистической партии Китая

 

 

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В РУКОВОДСТВЕ

Завершившийся в Пекине XIX съезд Компартии Китая принял решение внести в Устав КПК положение о том, что идеи нынешнего лидера страны Си Цзиньпина имеют уникальное теоретическое и организационно-практическое значение. Тем самым товарищ Си стал третьим китайцем, после Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, о котором в Уставе Компартии говорится поименно. Это может свидетельствовать об усилении личной власти Си Цзиньпина, переизбранного на пост Генерального секретаря ЦК КПК, в нынешнем Китае.

 К 2012 году, когда Си Цзиньпин возглавил партию, можно было с уверенностью говорить о двух больших группах влияния в КПК. Одна – коалиция сторонников Цзян Цзэминя (был генсеком в 1989–2002 годах). Вторая – альянс выдвиженцев Ху Цзиньтао (2002–2012). Людей Цзяна часто именовали «шанхайцами», поскольку основой его группировки были знакомые и подчиненные по работе в горкоме самого продвинутого китайского мегаполиса.

В основе группировки Ху Цзиньтао были выдвиженцы из китайского комсомола, которым он руководил в начале 1980-х. На уровне Постоянного Комитета Политбюро ЦК КПК (ПКПБ), состоящего из 7 человек, небольшой перевес в 2012–2017 годах складывался в пользу "шанхайских".

В настоящее время Китае формально первые лица, – как минимум это председатель КПК (он же генсек) и премьер Госсовета, – не имеют права занимать свой пост более двух сроков и подлежат обязательной ротации. В этой связи где-то в середине периода их десятилетнего (два срока по 5 лет между съездами) правления появляются и начинают обкатываться кандидатуры намного более молодых преемников, которые должны быть уже достаточно опытны, но и достаточно молоды, чтобы, войдя в состав ПКПБ в возрасте 50–56 лет и впоследствии заняв высший пост примерно в 57–65 лет, полноценно проработать на нем 10 лет. Сам товарищ Си занял пост генсека в 59 лет.

У "комсомольцев" (Ху Цзиньтао) такой кандидатурой был Ху Чуньхуа, партсекретарь 106миллионной провинции Гуандун, у "шанхайских" – Сунь Чжэнцай, глава горкома самого населенного мегаполиса мира Чунцина. Однако Сунь Чжэнцай пал жертвой кампании по борьбе с коррупцией, которая в последние три года бушует в Китае не на шутку, и снят со своих должностей, в то время как Ху Чуньхуа вошел в число 25 членов Политбюро ЦК КПК нового созыва, но не вошел в состав ПКПБ.

Однако при этом лишился своего поста и кресла в ПКПБ близкий друг и соратник самого Си Цзиньпина, экс-председатель Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины Ван Цишань, руками которого проводилась вся масштабная антикоррупционная кампания и которого Си Цзиньпин вроде бы планировал поставить на место нынешнего премьера Госсовета Ли Кэцяна.

На первом пленуме ЦК КПК 19-го созыва Си Цзиньпин, Ли Кэцян (председатель Госсовета), Ли Чжаньшу (начальник Канцелярии ЦК КПК), Ван Ян (один из четырех вице-премьеров, сторонник дальнейшей рыночной либерализации), Ван Хунин (ведущий теоретик и идеолог партии), Чжао Лэцзи (заведующий орготделом ЦК КПК, новый глава Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины) и Хань Чжэн (руководитель крупнейшего в стране Шанхайского горкома КПК) избраны членами Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК – высшего управляющего органа Китая.

Таким образом, новый состав ПКПБ полностью обновлен, из прежнего состава в него вошли только сам Си Цзиньпин и премьер Ли Кэцян. При этом в нынешнем ПКПБ нет достаточно молодых (<60 лет) членов. Пока очень сложно что-то сказать о реальном раскладе сил в новом Политбюро и ПКПБ и практически ничего – о возможных преемниках Си Цзиньпина и Ли Кэцяна, которые по сложившейся со времен Дэн Сяопина традиции должны быть избраны в 2022 году.

На первом пленуме ЦК КПК 19-го созыва также утвержден список членов Секретариата ЦК КПК, в который вошли Ван Хунин, Дин Сюэсян, Ян Сяоду, Чэнь Си, Го Шэнкунь, Хуан Куньмин и Ю Цюань.

 

Вагиз Тенгриев

 

***

 

О НОВОЙ ЭПОХЕ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛИЗМА С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ

На съезде с отчетным докладом выступил председатель КНР, генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин.  Он в частности сказал: "Благодаря длительным усилиям социализм с китайской спецификой вступил в новую эпоху, занимающую в истории развития Китая совершенно новое место, указал в среду Си Цзиньпин, выступая с докладом на открытии 19-го съезда КПК.

Как заявил Си Цзиньпин, в первые годы проведения политики реформ и открытости КПК выступила с великим призывом идти собственным путем и построить социализм с китайской спецификой. С тех пор, сплачивая и ведя за собой многонациональный народ на неустанную борьбу, партия стимулировала выход Китая в мировые лидеры в области экономического и научно-технического потенциала, а также оборонной и совокупной мощи государства, подняла международный статус Китая на небывалую высоту. В облике партии, в облике государства, народа, армии и в облике всей китайской нации произошли беспрецедентные изменения, китайская нация в совершенно новом виде во весь рост поднялась на Востоке мира.

Вступление социализма с китайской спецификой в новую эпоху означает, что китайская нация, пережившая с начала периода новой истории неисчислимые бедствия, встречает великий скачок: встала на ноги, стала жить лучшей жизнью и превращается в сильную и могучую нацию, идущую навстречу светлым перспективам великого возрождения китайской нации. Это свидетельство того, что в XXI веке научный социализм приобрел в Китае могучую жизнеспособность и жизненную энергию, и сейчас над миром высоко реет великое знамя социализма с китайской спецификой. Это означает, что непрерывное развитие пути, теории, строя и культуры социализма с китайской спецификой открыло развивающимся странам новые пути к модернизации, предоставило совершенно новые альтернативы странам и нациям, стремящимся ускорить свое развитие и желающим сохранить собственную независимость. Таким образом, Китай привнес китайскую мудрость и китайский вариант для решения проблем человечества, подчеркнул Си Цзиньпин.

Он указал, что новая эпоха - это эпоха продолжения традиций и открытия пути к будущему, эпоха дальнейшего завоевания великих побед социализма с китайской спецификой в новых исторических условиях. Это эпоха победоносного выполнения задачи полного построения общества средней зажиточности и перехода к всестороннему строительству модернизированной социалистической державы. Это эпоха непрерывного созидания прекрасной жизни и постепенного достижения всеобщего достатка на основе сплоченной борьбы многонационального народа Китая. Это эпоха осуществления китайской мечты о великом возрождении китайской нации объединенными усилиями всех сынов и дочерей китайской нации. Это эпоха постепенного приближения Китая к центру международной арены и непрерывного внесения Китаем еще большего вклада в развитие человечества.

Си Цзиньпин подчеркнул, что со времени вступления социализма с китайской спецификой в новую эпоху противоречие между постоянно растущими потребностями народа в прекрасной жизни и неравномерностью и неполнотой развития уже стало основным противоречием китайского общества.

Необходимо осознать, что изменение в основном противоречии китайского общества является исторической переменой, касающейся общей обстановки в целом, и это обстоятельство предъявляет к работе партии и государства немало новых требований. Необходимо на основе неустанного стимулирования развития прилагать особые усилия для правильного разрешения проблемы неравномерности и неполноты развития, всемерно повышать качество и эффективность развития для полного удовлетворения постоянно растущих потребностей народа в экономической, политической, культурной, социальной, экологической и других сферах, активнее способствовать всестороннему развитию личности и всестороннему прогрессу общества, отметил Си Цзиньпин.

Он далее сказал, что необходимо осознать, что изменение основного противоречия китайского общества не означает изменения нашей оценки того, на каком историческом этапе находится китайский социализм. Наша основная реалия осталась неизменной - мы по-прежнему находимся и еще длительное время будем находиться на начальной стадии социализма, остается неизмененным и международный статус Китая как самой большой в мире развивающейся страны.

Всей партии необходимо четко понимать реалию нахождения Китая на начальной стадии социализма, твердо стоять на позиции этой основной реалии, неуклонно придерживаться основной линии партии, являющейся для партии и государства жизненной артерией, а для народа - фактором, ведущим к благосостоянию. Ведя за собой и сплачивая многонациональный народ Китая, рассматривая экономическое строительство как центральную задачу, партия должна твердо стоять на позиции четырех основных принципов, продолжать проводить политику реформ и открытости, самоотверженно трудиться, опираясь на собственные силы, бороться за превращение Китая в модернизированную социалистическую державу, богатую, могущественную, демократическую, цивилизованную, гармоничную и прекрасную, констатировал Си Цзиньпин.

Си Цзиньпин подчеркнул, что вступление социализма с китайской спецификой в новую эпоху имеет огромное значение не только для истории развития КНР и китайской нации, но и для истории развития мирового социализма и человеческого общества. Партия должна укреплять чувство уверенности, с воодушевлением трудиться, дабы социализм с китайской спецификой еще более развернул свои мощные жизненные силы!", сообщает "Синьхуа".

 

* * *

Об основном противоречии КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Со времени вступления социализма с китайской спецификой в новую эпоху противоречие между постоянно растущими потребностями народа в прекрасной жизни и неравномерностью и неполнотой развития уже стало основным противоречием китайского общества, заявил в среду Си Цзиньпин, выступая с докладом на 19-м съезде КПК.

 

 

* * *

О СОЦИАЛИЗМЕ С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ

(Си Цзиньпин)... отметил, что начиная с XVIII съезда КПК, перемены во внутренней и внешней обстановке и развитие всех областей деятельности в Китае поставили перед партией важную эпохальную задачу: в контексте сочетания теории с практикой, используя системный подход, необходимо ответить на вопрос о том, в новую эпоху какой именно социализм с китайской спецификой нужно отстаивать и развивать, и как его необходимо отстаивать и развивать. Это касается таких кардинальных вопросов сохранения и развития социализма с китайской спецификой в новую эпоху, как общая цель, генеральная задача, общая схема и стратегическая концепция, а также направление развития социализма с китайской спецификой, модель и движущая сила его развития, стратегические шаги, внешние условия, политические гарантии и т.д. К тому же в соответствии с новой практикой необходимо дать теоретический анализ и выработать политическое руководство для таких сфер, как экономика, политика, законность, наука и технологии, культура, образование, жизнь народа, дела национальностей, религия, общество, экологическая цивилизация, государственная безопасность, национальная оборона и армия, курс "одна страна - два строя" и воссоединение Родины, единый фронт, внешняя политика, партийное строительство и т.д. с тем, чтобы бережнее сохранять и лучше развивать социализм с китайской спецификой.

По его словам, идеи о социализме с китайской спецификой новой эпохи четко определяют сохранение и развитие социализма с китайской спецификой, генеральной задачей которого является осуществление социалистической модернизации и великого возрождения китайской нации, то есть определяют необходимость по двухэтапному плану превратить Китай в богатую и могущественную, демократическую и цивилизованную, гармоничную и прекрасную модернизированную социалистическую державу к середине нынешнего века на основе полного построения общества среднего достатка. Идеи о социализме с китайской спецификой новой эпохи точно определяют основное противоречие китайского общества в новую эпоху - противоречие между постоянно растущими потребностями народа в прекрасной жизни и неравномерностью и неполнотой развития, определяют необходимость осуществлять концепцию развития, в которой народ занимает центральное место, необходимость непрерывно способствовать всестороннему развитию человека и достижению всеобщей зажиточности народа. Идеи о социализме с китайской спецификой новой эпохи четко определяют общую схему пятиединого строительства и четырехаспектную всестороннюю стратегическую концепцию развития дела социализма с китайской спецификой, подчеркивают необходимость укрепления уверенности в собственном пути, теории, строе и культуре. Идеи о социализме с китайской спецификой новой эпохи четко определяют общую цель всестороннего углубления реформ - совершенствование и развитие социалистического строя с китайской спецификой, продвижение модернизации системы и потенциала государственного управления. Идеи о социализме с китайской спецификой новой эпохи четко определяют общую цель всестороннего продвижения управления государством на основе закона - создание социалистической правовой системы с китайской спецификой и социалистического правового государства. Идеи о социализме с китайской спецификой новой эпохи четко определяют намеченную партией цель укрепления армии в новую эпоху - создание народной армии, подчиняющейся партийному руководству, способной одерживать победы и обладающей образцовым стилем, и превращение народной армии в вооруженные силы передового мирового уровня. Идеи о социализме с китайской спецификой новой эпохи четко определяют, что дипломатия великой державы с китайской спецификой призвана содействовать созданию международных отношений нового типа и сообщества единой судьбы человечества. Идеи о социализме с китайской спецификой новой эпохи четко определяют сущностную особенность социализма с китайской спецификой - руководство со стороны КПК, определяют наиважнейшее преимущество социалистического строя с китайской спецификой - руководство со стороны КПК, определяют партию как политическую руководящую силу наивысшего порядка, формулируют общее требование к партийному строительству в новую эпоху, отводя важное место политическому строительству.

Си Цзиньпин далее указал, что идеи о социализме с китайской спецификой новой эпохи являют собой продолжение и развитие марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, важных идей тройного представительства и научной концепции развития, новейшее достижение китаизации марксизма, квинтэссенцию практического опыта и коллективной мудрости партии и народа, важную составляющую теоретической системы социализма с китайской спецификой, а также руководство к действию при осуществлении партией и народом великого возрождения китайской нации. В долгосрочной перспективе необходимо руководствоваться этими идеями и непрерывно их развивать, подчеркнул он.