Главная       Дисклуб     Наверх на "Трудовые коллективы"   Наверх на "Макротеория"

 

О СУТИ И ОБРАЗЕ СОЦИАЛИЗМА

 

Социализм – это не плод кабинетных размышлений и не набор благих пожеланий. Понять суть социализма, представить его реальный образ можно только на путях осознания объективных тенденций развития современного общества, которые формируют основы социализма, определяют его наиболее существенные черты. Эти объективные тенденции вытекают главным образом из материального производства и определяются прежде всего развитием его главных производительных сил: средств (орудий) труда, с одной стороны, и работника – с другой. Рассмотрим каждый из этих процессов в отдельности.

Развитие средств производства на данном этапе его обобществления порождает тенденцию к централизации собственности на средства производства и в конечном счете ведет к образованию общенародной собственности как экономической основы социализма. Со времен Маркса и Ленина описание этой зависимости стало общим местом в экономической теории. Поэтому остановимся на этом вопросе лишь вкратце.

 

В современном производстве развитие орудий труда, их постоянные революционные изменения, перевороты в технологии производства приводят к быстрому обобществлению производственных процессов за счет концентрации производства, с одной стороны, и углубления разделения труда, а с ним и развития кооперационных связей – с другой. Вместе с обобществлением производства и на его основе рука об руку идут процессы концентрации и централизации капиталистической собственности – от монополий до финансово-промышленных групп, государственной собственности, транснациональных корпораций, межгосударственной собственности, которая, по существу, остается частной. Поэтому по-прежнему действует основное противоречие капитализма между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения, которое периодически втягивает мировое хозяйство во всё более глубокие экономические кризисы, а последние, в свою очередь, вызывают новые интеграционные процессы. Чтобы выйти из нового мирового экономического кризиса, который разразился в настоящее время, не только отдельные ведущие капиталистические страны проводят меры по национализации, огосударствлению ряда крупных банков, корпораций, но уже «двадцатка» стран разрабатывает систему мер по контролю и регулированию финансовой системы на мировом уровне. Философы поговаривают даже о необходимости создания мирового правительства, которое смогло бы выполнять управленческие и регулирующие функции в планетарном масштабе. Налицо усиление необходимости в централизованном регулировании не только национальных хозяйств, но и мировой экономики, в обобществлении собственности, которая в условиях власти трудящихся превращается в общенародную собственность.

Однако установление общенародной собственности на средства производства автоматически не приводит к полному ее использованию в интересах трудящихся. На деле, как показывает богатый исторический опыт в СССР, она в значительной мере, особенно в последние десятилетия советской власти, использовалась государственными чиновниками, бюрократией в их собственных, корыстных интересах. Это породило противоречие между общественной формой собственности и частно-бюрократической формой ее присвоения, которое по мере усиления власти бюрократии всё больше обострялось и в конечном счете привело к гибели социализма в нашей стране. Бюрократия оказалась не просто этаким безобидным социальным пороком, с которым можно жить и постепенно искоренять. Бюрократия оказалась таким же жестоким и беспощадным врагом, своекорыстным паразитом, как и капитал, только, может быть, еще более коварным, скрытым и лицемерным. Недооценка зловещей сути бюрократии позволила сыграть ей роковую роль в судьбах социализма.

Разрешить указанное противоречие можно только путем участия самих рабочих в управлении, в решении вопросов производства и распределения, т.е. на основе их самоуправления, и прежде всего на основе рабочего контроля за администрацией. Ведь что такое бюрократия? Это – администрация, которая в условиях бесконтрольности снизу монополизирует функцию управления и использует свою власть для присвоения сверхтрудовых доходов. Поэтому здесь или самоуправление трудящихся, или власть бюрократии. Третьего не дано.

Однако способность рабочих к самоуправлению появляется лишь на определенном этапе их развития. Попытка введения рабочего контроля и рабочего самоуправления на предприятиях, которая была предпринята по настоянию Ленина сразу после установления Советской власти в России, не увенчалась успехом. Поэтому чуть позже, говоря о социализме как строе цивилизованных кооператоров, Ленин вынужден был признать, что для этого понадобится целая историческая полоса культурного развития.

И только начиная со средины ХХ века развитие работника в условиях современного производства создало необходимые условия для развития самоуправления трудящихся, которое в настоящее время приобретает черты устойчивой мировой тенденции. Это новая тенденция. Поэтому ее возникновение и развитие на основе развития работника рассмотрим более подробно.

Современное производство требует качественно нового уровня развития работника, его квалификации и образовательной подготовки. Оно нуждается в профессионально подготовленных людях с богатым практическим опытом, мобильных в выполнении разнообразных работ в постоянно изменяющейся ситуации, способных брать на себя ответственность за конечные производственные результаты, по-хозяйски относиться к делу. Поэтому во всех промышленно развитых странах в десятки раз возросли затраты на подготовку и переподготовку рабочей силы. Наметилась тенденция ко всестороннему развитию работника. Причем это развитие происходит по определенным объективным закономерностям в направлении увеличения доли возвышенных, духовных потребностей в их общей структуре.

 Еще в начале прошлого века В.И. Ленин упоминал о действии закона возвышения потребностей. Сейчас возвышение потребностей работников получает свою прочную основу в возвышении их способностей (прежде всего профессиональных). Так что в настоящее время действует объективный закон возвышения способностей и потребностей работника, что выражается в устойчиво действующей на мировом уровне закономерности увеличения доли возвышения духовных и социальных потребностей трудящихся в их общей структуре. В структуре социальных потребностей всё большее развитие получает потребность людей в выражении своей социальной сущности, прежде всего через участие их в управлении общими делами в различных сферах общества, то есть потребность в самоуправлении. Свою социальную сущность люди с давних времен в той или иной мере реализуют в политической и социальной сферах в форме выборов в органы власти, через референдумы, различные социальные институты. В последние десятилетия демократия из политической сферы всё больше переходит в производственную в форме производственного самоуправления, при котором трудящиеся участвуют в принятии решений по основным вопросам, прежде всего производства и распределения.

Усиление тенденции в развитии самоуправления определяется тем эффективным воздействием, которое оно оказывает прежде всего на развитие производства.

Во-первых, участие работников в управлении, в решении вопросов производства и распределения повышает их материальную заинтересованность в труде в значительно большей степени, чем это можно достигнуть в условиях наемного труда только за счет повышения заработной платы, предоставления других жизненных благ. Поэтому самоуправление трудящихся – это исторически более мощный стимул реализации творческой энергии работника, и в этом качестве оно выступает новой производительной силой общества, которая поднимает производительность общественного труда на более высокую историческую ступень.

Подобно тому как в свое время раб из-за его низкой заинтересованности в труде был заменен крепостным, а затем на смену крепостного по той же причине пришел наемный работник, так и сейчас пробил час наемного труда. Происходит смена эпох: на смену наемного труда идет новая эпоха – с работником, свободным от эксплуатации, организующим свою деятельность на основе самоуправления и поэтому более заинтересованным в результатах своего труда, чем наемный работник.

Во-вторых, самоуправление трудящихся реализует общую их собственность на средства производства, результаты их труда в интересах самих работников. И чем больше сфера общей собственности, тем выше их заинтересованность в труде. Поэтому происходит расширение сферы общей собственности, а вместе с этим и сферы самоуправления от низших ступеней к более высоким.

Первоначально в массовом порядке и повсеместно самоуправление рабочих вводилось в малых коллективах, в частности в бригадах. Здесь рабочие сами организуют производство, являются собственниками части стоимости продукта своего труда в виде фонда оплаты труда, который они сами распределяют и используют. Далее получают широкое развитие уже предприятия с собственностью работников. По некоторым оценкам, до 10% наемных работников капиталистических стран трудятся в компаниях, где им принадлежит большая часть акций. Наконец, самоуправление трудящихся хотя и не так широко, но распространяется и на целые регионы. Примером тому служит ассоциация кооперативов Мандрагоны (Испания). В России такой самоуправленческой структурой является Союз совладельцев-собственников Шухты в Дагестане.

Однако самоуправление трудящихся антагонистически противоречит сути капиталистических отношений, и поэтому его развитие допускается лишь до тех пределов, пока это не угрожает главным устоям буржуазного общества и позволяет использовать его для повышения производительности труда.

И только при социализме, при власти трудящихся, самоуправление трудящихся охватывает единой системой все уровни хозяйствования, все основные сферы общества и достигает своей полноты и зрелости. Общество выступает, по словам К. Маркса, как единая ассоциация свободных самоуправляющихся производителей. Как единая система, самоуправление трудящихся реализует общенародную собственность на средства производства в интересах всех трудящихся и выступает социальной основой социализма, исключающей эксплуатацию трудящихся как со стороны капитала, так и бюрократии. В то же время, повышая заинтересованность работников в труде и производительность их труда, самоуправление трудящихся обеспечивает жизнеспособность социализма как исторически более прогрессивной общественно-экономической формации человеческого общества.

Однако самоуправление трудящихся как единая система возникает не сразу. Ее становление проходит ряд этапов. На каждом из них отношения самоуправления охватывают всё большую часть сфер, прежде всего производственной деятельности, юридически уже ставших общественной собственностью, и таким образом осуществляется обобществление собственности в этих сферах на деле. Повышение уровня обобществления собственности является главным критерием зрелости социалистических отношений. Подобно тому как каждому уровню развития средств (орудий) производства соответствует исторически определенная форма собственности на средства производства, так и каждому уровню развития самоуправления трудящихся соответствует свой уровень обобществления собственности при социализме.            

Господство общенародной собственности на средства производства и самоуправления трудящихся коренным образом изменяет главную цель социалистического производства. Вместо получения максимальной прибыли при капитализме, теперь это, по словам В.И. Ленина, – неуклонный рост жизненного уровня народа и свободное всестороннее развитие всех и каждого члена общества.

Следует отметить, что повышение жизненного уровня народа способен обеспечить уже капитализм, что и происходит в развитых странах. Правда, не для всех, а для большинства населения. Социализм же обеспечивает для всех трудящихся. Кроме того, если капитализм ограничивает улучшение жизненных условий населения только жизненными благами, то для социализма это лишь первая ступень, необходимая база для достижения более возвышенной цели, достойной человека, – всестороннего развития всех членов общества.

***

Предпосылки для всестороннего развития работника закладываются уже при капитализме в виде разностороннего его развития, обусловленного новыми, технологически более высокими требованиями современного производства, частой сменой работы. Что же касается всестороннего развития человека, духовно богатой личности, то капитализм всячески тормозит этот процесс. Во-первых, уже потому, что всестороннее развитие неизбежно ведет к осознанию наемным работником своей социальной сущности и потребности участвовать в решении производственных и социальных вопросов, что в корне противоречит интересам буржуазии. Во-вторых, при капитализме отношения между работниками опосредованы капиталом, куплей-продажей их рабочей силы своему хозяину. Это объективно порождает обособленность наемных рабочих, их индивидуализм и ограниченность стимулов к развитию. Наконец, главная цель капитализма – получение прибыли навязывает людям голый интерес в получении денег, который подчиняет и преломляет через себя все остальные их интересы.

Все эти пороки капитализма коренным образом извращают объективную тенденцию всестороннего развития людей: они препятствуют развитию их возвышенных способностей и потребностей и способствуют перенасыщению, непомерному расцвету низших физических и материальных потребностей в их извращенном виде, включая алкоголизм, потребление наркотиков и т.п.

Социализм снимает социальную обособленность между людьми и способствует всестороннему развитию людей в их отношениях как между собой, так и с природой.

Так, в отношениях между участниками производства появляются новые движущие силы – сотрудничество и соревнование. Под действием этих сил трудовой коллектив стимулирует и оценивает, признает и побуждает каждого в развитии его способностей. В то же время в отношениях между человеком и природой главным звеном выступают именно способности человека. Дело в том, что в своей трудовой деятельности люди, воздействуя на природу и развивая средства и технологии производства, приобретают новые знания и опыт их применения и таким образом развивают свои способности. Новые способности возбуждают новые потребности. Производство создает предметы для их удовлетворения. Однако, как справедливо заметил Маркс, «производство производит не только предмет для субъекта, но также и субъект для предмета». Развитие способностей работника, таким образом, выступает главным звеном, движущей силой в системе «производство – потребности – работник».

Бесконечность в познании и приобретении опыта работников в овладении силами природы в условиях их сотрудничества и взаимопомощи определяет и бесконечность в развитии их способностей, а использование последних позволяет осваивать всё новые и новые пласты неизведанного. Поэтому в перспективе, когда «в любом месте для любого будет всё необходимое для всех сторон его жизни», «Неизвестное» (в том, что будут делать люди в условиях полной обеспеченности), не должно пугать человечество (см.: «ЭФГ» № 12–13, 2009 г.). Во-первых, развитие способностей человека бесконечно; во-вторых, говоря о творческом их использовании, следует отметить, что, по словам  Энгельса, человечество еще не изобрело более высокого удовольствия, чем удовольствие в творчестве. (Так что и в отдаленной перспективе человечеству будет чем заниматься и с удовольствием.)

***

В распределительных отношениях при социализме главным принципом становится распределение по труду. Когда трудящиеся работают на себя, а не на хозяев, отношения распределения приобретает трудовой характер. Распределение происходит здесь не по стоимости рабочей силы и не по капиталу, как при капитализме, а по труду. Доходы работников находятся в прямой зависимости от результатов труда. В этом состоит высший экономический смысл социальной справедливости при социализме. В то же время необходимость материального стимулирования работников к труду требует дифференциацию их доходов в соответствии с трудовым вкладом и, как следствие, неравенство в потреблении. Однако эта несправедливость в определенной мере нейтрализуется участием работников в распределительных отношениях благодаря осознанию ими этой необходимости.

 Особую роль при социализме играет распределение через общественные фонды потребления, за счет которых обеспечивается бесплатное образование, здравоохранение, приобретение жилья на льготных условиях, развитие культуры, спорта, искусства и т.п. Именно этот вид распределения по мере развития социализма становится преобладающим и играет всё более главную роль во всестороннем развитии всех членов общества.

Планомерное, сознательное ведение экономики при социализме, как важнейшая черта социализма, прямо вытекает из обобществления производства и собственности на средства производства при, которое объективно требует координации, регулирования основных общественных (производственных и социальных) процессов из единого центра и обеспечивает бескризисное развитие всего народного хозяйства. Планирование и государственное регулирование экономики в настоящее время в той или иной мере существуют практически во всех экономически развитых странах мира и поэтому уже превратились в объективную мировую тенденцию. Отказ от планомерного государственного регулирования экономики неизбежно приводит к разрыву хозяйственных связей, к развалу всей экономики, как это случилось в России в период реставрации капитализма. Уровень развития планомерности определяется степенью обобществления производства и совершенствованием механизма ее использования.

Тенденция планомерного развития экономики переплетается, взаимодействует с другими объективными тенденциями социально-экономического развития и поэтому представляет весьма сложное явление как по своей структуре, так и по ступеням и формам развития. Так, в условиях планомерного развития экономики самоуправление трудовых коллективов на предприятиях тоже осуществляется планомерно и сознательно. При этом планирование на предприятиях выступает как относительно самостоятельный центр (блок) по отношению к центрально-государственному планированию. Более того, между этими двумя центрами существует тесное взаимодействие: исходным звеном здесь выступает планирование на предприятиях, тогда как централизованное планирование выполняет корректирующую, главную роль по выделению основных направлений развития всей экономики. Аналогичные, относительно самостоятельные центры планирования существуют на региональном и других уровнях управления и хозяйствования при аналогичном их взаимодействии с государственным планированием.

Особое воздействие планомерность оказывает на изменение товарно-денежных отношений как своего исторического антипода.

***

Товарно-денежные отношения при социализме сохраняются, однако при этом коренным образом изменяется их характер, направленность и механизм использования. Конечно, и в современном капитализме они уже совсем не те, чем они были на начальных его стадиях. Однако по сути они остались теми же. Всё та же непреодолимая страсть к максимальной прибыли, всё та же мутная рыночная среда, в которой бесконтрольно вылавливается эта прибыль, всё та же разрушительная конкуренция и т.п. Именно жажда максимальной прибыли стала главной причиной настоящего мирового финансового кризиса. Так как в последнее время финансовые сделки позволяли получить большую прибыль чем в промышленном производстве, значительная часть капитала устремилась в спекулятивные сделки, финансовую сферу, накачивая ее фиктивным капиталом, создавая гигантские финансовые пузыри, которые и взорвали всю финансовую и хозяйственную мировую систему. Та же причина мешает и выходу из кризиса. Полученные от государства триллионы рублей банки не направили на спасение производства, на что эти средства и предназначались, а вложили в оффшорные зоны с получением большей прибыли. Более того, не успев выйти из кризиса, участники фондового рынка снова пускаются в новые спекулятивные сделки, создают то там, то здесь новые финансовые пузыри как предпосылки новых финансовых потрясений.

Кажется, что человечество не ведает, что творит, – вместе с ценностями создает и средства их уничтожения. А объяснение одно: действие объективных экономических законов капитализма, которые пронизывают все сферы общества и подчиняют поведение людей прежде всего голому сиюминутному интересу – получению прибыли, денег. Правда, уже слышатся трезвые голоса, в частности А. Мергель (Германия): «Чтобы выйти из кризиса, нельзя руководствоваться только получением прибыли». Однако Путин в Давосе с.г. отечески предостерег других лидеров, чтобы они не увлекались государственным регулированием экономики. Так что руководителям России еще далеко даже до мысли о сознательном, планомерном ведении хозяйства, не говоря уже о делах.

При социализме определяющее воздействие планомерности на рыночные отношения ограничивает разрушительные действия последних и определяет их сознательное использование в общих интересах. Блестящим примером использования рыночных отношений для достижения целей социалистического строительства была новая экономическая политика в СССР в 20-х годах, а сейчас – в Китае. Многие усматривают известные успехи Китая именно в расширении рыночных отношений. Однако главную роль здесь играет централизованное планомерное регулирование экономики на основе господства общенародной собственности на средства производства, а также расширение сферы народных предприятий, работающих на самоуправленческих началах.

Следовательно, проблема состоит не в том, чтобы полностью, одним махом исключить при социализме товарно-денежные отношения, как это видят ее многие коммунисты, а в том, чтобы научиться управлять ими в интересах всех трудящихся и создавать условия для их сокращения, отмирания при всемерном развитии планомерных отношений.

***

При социализме ДЕМОКРАТИЯ – ДЛЯ ВСЕХ ТРУДЯЩИХСЯ, так как она основывается на их самоуправлении. Демократия без самоуправления трудящихся всегда есть демократия для господствующего меньшинства. Самоуправление трудящихся обеспечивает демократию для большинства: реальные и широкие свободы слова, вероисповеданий, объединений трудящихся, их участие в принятии решений по всем основным вопросам жизни общества.

Самоуправление определяет демократию прежде всего через организацию государственной системы и порядок принятия решений по основным вопросам производства и социальной политики государства.

Организация государственной власти, на наш взгляд, должна строиться на следующих принципах:

1. Формирование органов власти по принципу «снизу вверх»: трудовые коллективы предприятий и организаций выбирают СТК, а население районов – советы общественного самоуправления; председатели этих органов формируют органы местного самоуправления; председатели местных органов – областные органы власти и так – до Верховного Совета страны. Эти выборные (законодательные) органы власти формируют исполнительные органы, определяют и контролируют их деятельность.

2. Принцип большинства от рабочих: во всех выборных органах власти рабочие составляют большинство.

3. Отзыв депутатов в любое время по требованию выборщиков и частая смена депутатского корпуса.

Принятие решений по основным вопросам экономики и социальной политики должно осуществляться в следующем порядке. Вначале обсуждение и принятие решений осуществляется по принципу «снизу вверх». Так, например, вопросы выпуска продукции, величины материальных и трудовых затрат на ее выпуск и т.п. должны обсуждаться с принятием решений уже на уровне бригад, и так по ступеням до самого верховного уровня. Затем – по принципу взаимодействия верховных и низовых уровней управления. Верховные органы корректируют информацию, полученную снизу, в соответствии с общими интересами единой системы, а затем спускают «вниз» для промежуточного решения. Наконец, верховные органы принимают окончательные решения по основным направлениям развития.

Самоуправление трудящихся лежит и в основе формирования гражданского общества. Последнее представляет собой ассоциацию самоуправляющихся общественных организаций, объединяющих граждан страны и на добровольных началах выполняющих различные общественно значимые задачи. Высшим органом гражданского общества является гражданский форум. Ясно, что это не тот гражданский форум, который создан сейчас в России из людей, лояльных властям.

Функции и полномочия государственных органов и гражданских институтов различны. Так, функции принуждения и наказания – это изначально и в основном прерогативы государства. Однако границы между ними не являются неизменными и закостенелыми. По мере развития общества в целом и гражданского в частности полномочия государства, в том числе и карательные функции, постепенно переходят к гражданским институтам, органам самоуправления. В этом суть постепенного отмирания государства и перехода к обществу полного и непосредственного самоуправления граждан.

***

Итак, социализм – это продукт естественного всемирно-исторического процесса, результат действия объективных закономерностей общественного развития, которые в своей тесной органической взаимосвязи формируют основы и образ социализма. Исходя из его основ и коренных черт, социализм можно определить как общество самоуправления людей свободного от эксплуатации труда, основанного на общественной собственности на средства производства и способного развивать производительные силы общества, обеспечивающие постоянное повышение жизненного уровня народа и свободное всестороннее развитие всех членов общества.

Социализм – это живой организм, в котором объективные тенденции, различные по источникам и содержанию, месту и времени появления, находятся в постоянном динамическом движении и развитии. Одни отмирают (рыночные отношения), другие еще проходят стадию рождения (самоуправление трудящихся); базовые отношения (общественная собственность на средства производства и др.), имеющие глубокие корни в обобществлении производства, также проходят длительный путь, ряд ступеней развития – от декретирования государством до полного обобществления на деле. Каждая последующая тенденция вытекает из предыдущей (в частности, планомерность – из общественной собственности), но в то же время сохраняет свою самостоятельность, специфику, свои глубокие корни в материальном производстве и т.д. Поэтому социализм, как сложнейший конгломерат разнородных объективных тенденций, развивается противоречиво, имеет свои ступени, зигзаги и отклонения. Однако, несмотря на всю свою сложность, отношения социализма представляют собой единую, целостную систему органически взаимосвязанных между собой и в то же время относительно самостоятельных отношений (частей и блоков), нормальная работа которой исключает игнорирование какого-либо из ее элементов. Поэтому долго бытовавшее представление о социализме как господстве общественной собственности на средства производства, из которой якобы автоматически вытекают и реализуются все остальные черты системы, теоретически оказалось несостоятельным, а на практике приводило к игнорированию ее отдельных, в том числе и существенных сторон, что, в свою очередь, порождало всякого рода деформации, а в результате – перерождение и гибель социализма.

Так, в СССР, например, практически не существовало самоуправления трудящихся снизу, т.е. самоуправления трудовых коллективов на предприятиях и населения на территориях. Здесь народовластие осуществлялось через участие всего населения в выборах законодательных органов власти, путем учета в государственной политике интересов трудящихся, которые, в свою очередь, проводились через партийные, профсоюзные и другие общественные организации. Эффективность такого рода народовластия выражалась прежде всего в том, что социально-экономическая политика Советского государства проводилась не в интересах эксплуататорского меньшинства, а в конечном счете и в большей части в интересах большинства трудящихся, обеспечения их растущего благосостояния. С этой властью народа связаны все великие его исторические достижения.

Однако, поскольку из целостной системы социализма был исключен один из базовых его элементов – самоуправление трудящихся, его место заняла бюрократия. Как известно, свято место пусто не бывает. Она, монополизировав функцию управления, не только оторвалась от низов, но и паразитировала на них. Таким же образом или приблизительно так произошла бюрократизация государственных учреждений, советских и партийных органов управления. Конечно, произошло всё это не сразу. Еще Ленин предупреждал об опасности бюрократических извращений. Еще Маяковский негодовал: «Я волком бы выгрыз бюрократизм». Следует заметить, что в сталинские времена администрация различных органов управления хотя в той или иной мере и монополизировала функции управления, однако практически не использовала свою власть в своих корыстных целях. Время решения экстремальных задач – индустриализация страны в сжатые сроки, достижение Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне, восстановление разрушенного войной народного хозяйства опять же в сжатые сроки – потребовало жесточайшей концентрации и подчинения деятельности всех – и власти, и рядовых – коренным интересам всего народа. Это было добровольное и принудительное (скорее задачами времени, чем вождями) единство интересов тех и других, которое исключало паразитизм власти за счет народа. Управленцы того времени были люди с минимум собственности и максимум работы. Сталин – идеальный символ той эпохи.

Оживление бюрократии начинается после смерти И.В. Сталина, а ее расцвет приходится на 80-е годы прошлого века. В это время она пустила свои смертоносные метастазы во все сферы советского общества. В экономике, например, бюрократизация привела к существенным перекосам в планировании, чрезмерной централизации в управлении, к нерациональному расходованию бюджетных средств, в частности с остаточным принципом выделения средств на народное потребление, что привело к снижению производительности труда, отставанию технического уровня производства от мировых стандартов, снижению качества продукции.

Следует отметить, что усиление бюрократии вступило в противоречие с появлением новой мировой тенденции развития самоуправления трудящихся. Попытка его разрешения была предпринята в начале 60-х годов, когда на предприятиях и в организациях вводился рабочий контроль. Эта попытка была погребена усилением власти бюрократии в конце 60-х и в 70-е годы. Наконец, на предприятиях в 1985 году, в соответствии с Законом о предприятиях, начали действовать Советы трудовых коллективов, которые призваны были обеспечить участие трудовых коллективов в управлении производством. Характерно, что в конце 80-х годов во многих городах СССР, особенно в центральных, в частности в Москве, Ленинграде, Свердловске и др., активно начали действовать Советы общественного самоуправления, вовлекающие население в управление делами территорий. Все эти прогрессивные начинания также были погребены окончательной победой бюрократии и реставрацией капитализма в России.

Итак, если эксплуатация трудящихся уничтожается установлением общественной собственности на средства производства, то бюрократия преодолевается через самоуправление трудящихся. Однако не сразу и не одним махом, а по мере преодоления главной причины существования бюрократии вообще – противоречия между физическим и умственным трудом, которое выражается в противоречии между управленческим и исполнительным трудом. Пока эти противоречия будут существовать, рецидивы, поползновения администрации использовать власть в своих целях неизбежны.

Главные задачи перехода к социализму являются в то же время и задачами реализации тех основных тенденций, которые ведут к нему.

Первая задача состоит в создании предпосылок, необходимых для формирования общественной собственности на средства производства. Для этого необходимы:

1) национализация и передача в государственную собственность всех базовых отраслей народного хозяйства: добывающей, топливно-энергетического и военно-промышленного комплекса, наиболее крупных, высокотехнологичных и наукоемких предприятий, определяющих научно-технический прогресс, а также бюджетообразующих производств (алкогольных напитков, табачных изделий и т.п.); 2) национализация и передача в общенациональное достояние земли, за исключением дачных и огородно-приусадебных участков; 3) национализация частных банков с образованием единого государственного банка, введение государственной валютной монополии; 4) повышение регулирующей роли государства, прежде всего в плановом развитии экономики страны с использованием государственных заказов, а также в регулировании рыночных отношений с целью их социального использования.

Вторая задача состоит в организации самоуправления трудящихся как средства борьбы против капитала и бюрократии. Эта борьба должна вестись:

1) за рабочий контроль над деятельностью администрации (собственников) предприятий всех форм собственности, движением финансовых и материальных ресурсов. В условиях кризиса эта борьба смыкается с борьбой против сворачивания производства, увольнения рабочих, снижения заработной платы и т.п.;

2) за участие рабочих в управлении, в принятии решений по основным вопросам производства и распределения непосредственно и через выборные органы, Советы рабочих, СТК и др. Это позволяет рабочим реально оценивать состояние дел в производстве, вклад каждого в общий результат и, таким образом, оптимально решать вопросы с учетом реальных возможностей;

3) за установление полного самоуправления рабочих на предприятиях. Для этого необходимо прежде всего использовать действующий с 1998 года Закон о народных предприятиях; использовать опыт захвата предприятий рабочими, в частности в случае невыплаты им заработной платы (в Аргентине такой вариант предусмотрен законом); бороться за образование фонда из прибыли для выкупа предприятия трудовым коллективом (практикуется в Швеции) и др.;

4) за расширение существующей и создание новой законодательной базы для развития самоуправления. В частности, добиваться расширения действия Закона о народных предприятиях, принятия Закона о рабочем контроле и других нормативно-правовых актов для развития рабочего самоуправления на предприятиях России.

На территориях – в микрорайонах, кварталах, дворах, домах – формировать советы общественного самоуправления как исходные, первичные ячейки территориального самоуправления и на их основе решать наиболее важные вопросы населения территории.

Третьей задачей является борьба за возрождение богатой духовности, высокой нравственности, здорового образа жизни, всестороннее развитие всех членов общества.

Для этого необходимо заниматься просвещением, образованием населения в духе истинных ценностей человеческой цивилизации, вносить в него социалистическое сознание. Поскольку эти высокие (возвышенные) качества человека противоречат буржуазному образу жизни, несовместимы с ним, то эту задачу надо решать и в борьбе за новое, социалистическое переустройство общества. В первую очередь – за самоуправление трудящихся как возможность проявления и развития своей человеческой сущности. Здесь может быть полезен и огромный опыт народничества и деятельности ленинской партии большевиков в царской России.

 

 Аристарт Алексеевич Ковалев,

доктор экономических наук, профессор