Главная       Дисклуб     Наверх   

 

  Новый виток интеграционных намерений

и его перспективы

Для широкого круга обывателей сегодня сам термин «постсоветское пространство» представляется достаточно устаревшим. Тем не менее реальность этого понятия и по сей день периодически дает о себе знать, и даже на самом высоком уровне. В конце прошлого года в газете «Известия» В.В. Путин разразился статьей о необходимости реинтеграции России, Беларуси и Казахстана. Немедленно последовали ответные статьи белорусского президента А.Г. Лукашенко и руководителя Казахстана Н. Назарбаева с полной поддержкой этих предложений.

При всем внешнем единодушии нетрудно увидеть существенные различия в мотивации своих позиций этих авторов. У В.В. Путина превалирует чисто количественная, рыночная мотивация. Он обращает внимание на то, что экономическая интеграция трех стран создает огромное рыночное пространство, способствующее успеху бизнеса. Мотивация президента А.Г. Лукашенко, как всегда, определяется интересами белорусского народа, который, безусловно, поддержит любые шаги в сторону сближения с Россией. Для Н. Назарбаева интеграция с Россией и Белоруссией – кратчайший путь формирования Евразийского пространства, обеспечивающего приобщение Казахстана к европейской цивилизации.

Разумеется, следует всячески приветствовать любые интеграционные намерения, однако при этом необходимо понимать, что разрушение Советского Союза произошло отнюдь не в результате каких бы то ни было межрегиональных или межнациональных противоречий между республиками СССР. Оно явилось прямым следствием отказа республик, и прежде всего Российской Федерации, от социалистического пути развития. Нынешний российский бизнес сегодня однозначно ориентирован на требования рынка стран Запада. Поэтому современный крупный капитал России, определяющий всю внутреннюю и внешнюю политику страны, мало озабочен проблемами интеграции постсоветского пространства. А именно он делает погоду. Отсюда однобокая, топливно-сырьевая ориентация российской экономики. Западу от России не нужно ничего, кроме сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Вследствие этого, при всей объективной заинтересованности России, интеграция всего постсоветского пространства возможна лишь при условии поворота Российской Федерации на путь социалистического возрождения. Без этого все интеграционные намерения так и останутся «благими намерениями».

Прошедшие в России президентские выборы выявили довольно неблагоприятные перспективы для реинтеграции постсоветского пространства. Действительно, массовая поддержка Путина означает поддержку курса, который проводило российское руководство. Но российское руководство за этот период практически ничего не сделало в направлении реинтеграции постсоветского пространства. Создание Таможенного союза и намерения образовать Единое экономическое пространство – это довольно слабые шаги в реинтеграционном направлении. Следовательно, можно ожидать, что курс российского руководства останется неизменным и на ближайшую перспективу.

Изменения политики российского руководства нельзя ожидать также вследствие слабости и разобщенности существующей в России оппозиции. Как показали прошедшие президентские выборы, оппозиционные силы в России не смогли выдвинуть руководителя, который сумел бы консолидировать все протестные настроения. А без такого лидера нельзя рассчитывать на серьезные изменения российского внешнеполитического курса.

 

Феликс Наумович КЛОЦВОГ,

доктор экономических наук,

 профессор