Главная       Дисклуб     Наверх  

 

«Я озарен – я жду твоих шагов»

Православные предприниматели создают Этическую финансовую систему

 

В течение долгого времени было принято иронизировать над утопичностью идей христианского социализма, а заодно над строчками Александра Блока, посвященными философу Сергею Соловьёву, который пытался донести эти идеи до сознания своих современников в начале ХХ века.

Бегут неверные дневные тени.
Высок и внятен колокольный зов.
Озарены церковные ступени,
Их камень жив – и ждет твоих шагов.

Александр Блок, так же как и несколько поколений жителей нашей страны, так и не дождался этих шагов. Однако в последнее время опять стала широко обсуждаться тупиковость российского капитализма, погрязшего в ростовщичестве. В противовес этому вновь высказывается возможность обустройства бизнеса на основе христианских этических норм. Что это? Временное проявление паники, вызванной кризисными явлениями в российской экономике? Может быть, идеи Сергея Соловьева опередили свое время и только сейчас пришла их пора? А может быть, за этими идеями, быстро завоевывающими умы наших современников, кроется чей-то злой умысел и кто-то в очередной раз стремится воспользоваться благими намерениями в своих корыстных целях?

Все эти вопросы активно обсуждаются на общественных форумах, но уже не философами-богословами, а экономистами и служителями церкви.

Патриарх РПЦ Кирилл 26 января на «Рождественских чтениях» в Госдуме отметил, что существующие финансовые инструменты не работают в интересах большинства населения страны. Он выступил за создание банка, который был бы способен поддерживать бедное население и реальный сектор экономики. По мнению члена Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Всеволода Чаплина, существующая финансовая система, действующая вразрез с христианскими запретами на занятие ростовщичеством, демонстрирует разрушительные тенденции. Он призвал православных предпринимателей объединиться для создания финансовой системы, работающей на базе православной деловой этики и разработанных на ее основе юридических и финансовых механизмов противодействия воровству и коррупции.

Отличительной особенностью Этической финансовой системы (ЭФС), или, как ее еще называют, Православной финансовой системы (ПФС), является то, что она базируется не только на действующих законодательных нормах, но и на нормах православной нравственности. Если существующая банковская система своей главной задачей провозглашает получение прибыли, то Православная финансовая система на первое место ставит соблюдение этических норм и создание «Территории доверия». В основе их – отсутствие ссудного процента, то есть полное отрицание ростовщичества, а вознаграждение от инвестиций в совместные проекты должно получаться в результате реализации проекта и зависит от доходности предприятия. При этом запрещается деятельность, не направленная на создание реального общественного богатства. Исключаются вложения в сферы, не соответствующие этическим принципам (игорный бизнес, табак, развратные развлечения, наркотики и т.п.). «Нам необходимо очистить нашу финансовую систему от западного лицемерия, двойных стандартов, от псевдолиберализма, псевдодемократии, от западных финансовых пирамид, пытающихся ловко затянуть другие страны в свои сети псевдомеждународных институций и затем манипулировать ими», – считает член Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Всеволод Чаплин.

Похоже, что пришло время, когда мы дождемся звука шагов, о которых писал Александр Блок. Ступени Госдумы и Дома правительства пока еще не озарены идеями православной финансовой системы, но двери Общественной палаты оказались открыты для обсуждения христианских идей в области банкинга (взаимодействие между финансовым учреждением и клиентом). На слушаниях в ОП РФ принимали участие как представители православной церкви, так и известные ученые-экономисты. Среди них: С.Ю. Глазьев, академик РАН, советник Президента РФ, зав. кафедрой факультета госуправления МГУ им. М.В. Ломоносова; Д.В. Любомудров, член Совета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ, член Клуба православных предпринимателей; О.М. Иванов, вице-президент Ассоциации региональных банков; член Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Всеволод Чаплин и другие.

В общих чертах Этическая финансовая система функционирует следующим образом. Инвесторы вместе с производителем во всех деталях обсуждают проект, утверждают смету, а затем соинвесторы с помощью ЭФС контролируют процесс реализации проекта и корректность использования денег. Таким образом, появляется механизм дополнительной мощной защиты миноритарных инвесторов, а следовательно, и дополнительная возможность привлечения «длинных денег» на срок пять и более лет. Известно, что 80 процентов всех инвестиционных денег в мире принадлежат как раз не крупным компаниям и банкам, а, как ни странно, именно небольшим (миноритарным) инвесторам, но они представляют собой наименее защищенный класс инвесторов и без специальных механизмов защиты справедливо опасаются вкладывать свои деньги, тем более в другой стране.

Ключевой вопрос православных финансистов: где предприятиям взять средства для финансирования проектов развития? У Центрального банка РФ ставка рефинансирования слишком высока, поэтому данный источник финансирования нельзя рассматривать всерьез. Зарубежные инвесторы в принципе готовы поддержать проекты, но не на первых порах. Они хотят убедиться в том, что слова представителей финансового и производственного секторов не будут расходиться с делом. На первом этапе предлагается начать финансирование проектов на основе долевого участия. Для этих целей будет приобретена небанковская кредитная организация (НКО). Минимальная сумма для старта НКО – 400 миллионов рублей. В долевом финансировании участвуют как минимум 11 православных предпринимателей. Доля каждого из них составляет менее 10 процентов. Сумма вложений одного совладельца НКО, таким образом, составит менее 37 миллионов рублей. Одинаковая доля позволяет сохранить коллегиальность в принятии решений и избежать доминирования позиции одного из инвесторов.

В задачи НКО входит ведение расчетных счетов всей системы ЭФС, усиленное банковское бюджетирование и контроль финансового исполнения проектов по особой "технологии безрискового банковского обслуживания и бюджетирования проектов". НКО ЭФС даст возможность любому предприятию или группе компаний обезопасить основной расчетный счет для сбора выручки от частых сегодня крахов банков, а также осуществлять бюджетирование подразделений, дочерних и зависимых компаний, поставщиков и подрядчиков. Неоднократное нарушение норм православной нравственности может привести к отказу в обслуживании со стороны ЭФС.

При этом для создания и работы ЭФС в целом и НКО в частности не нужны никакие изменения законов, налоговые льготы, никакие решения правительства или каких-либо административных или иных органов – система ЭФС работоспособна на общих основаниях.

Самое главное, что уже есть положительный опыт работы такой системы как в России, так и за рубежом. Близкие по низкорисковым агентским принципам работы фидуциарные банки не одну сотню лет успешно и стабильно работают в Швейцарии, где они себя хорошо зарекомендовали. На принципах долевого участия много лет успешно работает и активно развивается в мире исламский банкинг. Сегодня в России работают три исламские финансовые компании, однако законодательство РФ содержит серьезные препятствия для развития исламского банкинга, в частности для него необходимо разрешить банкам торговые операции, против чего категорически возражают и Государственная Дума, и Центральный Банк РФ.

О необходимости создания православной финансовой системы впервые заговорили в середине 2009 года. После улучшения макроэкономической ситуации в стране дебаты на эту тему продолжались лишь в рамках Клуба православных предпринимателей. «План по созданию кластера низкорисковых спецбанков не означает, что мы предлагаем отказаться от привычных универсальных банков, ведущих обычное кредитование, которых в России и в мире подавляющее большинство. Любые революции вредны, особенно в финансовой сфере, поэтому Этической финансовой системе предстоит доказать обществу, что она более надежна, более прозрачна, больше нацелена на развитие предпринимательства, а не идеологии рантье», – сказал Всеволод Чаплин.

Таково мнение экономистов и церковнослужителей. А как относятся к идее создания православной финансовой системы представители банковского сообщества? Их позицию попытался обобщить профессор, доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Катасонов в своей статье «О православных банковских утопиях». Он уверен, что в условиях капитализма банкинг может быть только ростовщическим и больше никаким. «Капитализм по своей духовной природе является не просто чуждым христианству, но противоположен ему. Запущенная кем-то идея «православного банкинга», по моему мнению, способна лишь дискредитировать Русскую Православную Церковь», – считает Катасонов. 

Валентин Катасонов солидарен с позицией легендарного финансиста Виктора Геращенко: принципам христианства и православия в наибольшей мере соответствует экономика СССР. В те времена существовали три банка: Государственный банк СССР, Промстройбанк СССР, Банк для внешней торговли (Внешторгбанк). Госбанк СССР фактически был эмиссионным подразделением Минфина СССР и выпускал денежные знаки, которые назывались казначейскими билетами и банковскими билетами. Но, по сути, все выпускаемые советские рубли были казначейскими деньгами, а не кредитными деньгами (которые сегодня являются единственной формой денег и выпуск которых создает долг). Формально Госбанк и Промстройбанк могли выдавать ссуды предприятиям, но под символический процент (1,5–2,0%). Но это был не ростовщический, а «технический» процент. Этот «технический» процент через бюджетную систему возвращался в хозяйственный оборот, что предотвращало возникновение долга и дисбалансов в экономике. 

Алексей Васильевич КАЗАКОВ