Главная       Дисклуб     Что нового?         Наверх  

 

                  

                 Как защитить водителей?

 

На заседании Координационного совета по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков Госдумы заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Асланбек Челиматович Ахохов охарактеризовал состояние безопасности на всех видах транспорта за 8 месяцев 2015 года. По его словам, принятые меры в авиационном надзоре позволяют говорить о значительном снижении уровня аварийности на регулярных рейсах гражданской авиации.

В то же время он вынужден был признать ухудшение показателей безопасности полетов в малой авиации: за 8 месяцев 2015 года в отрасли зафиксировано 20 авиационных происшествий, 8 катастроф, в которых погибли 19 человек.

Инспекторами Госавианадзора за нарушение требований законодательства в области гражданской авиации приостанавливалась эксплуатация 47 воздушных судов в 26 авиакомпаниях. «Результаты расследования происшествий показали, что основной причиной стало сознательное нарушение пилотами и владельцами воздушных судов требований воздушного законодательства по безопасности полетов», – считает он.

Значительная часть смертности на железнодорожном транспорте приходится на ДТП на железнодорожных переездах. За текущий период 2015 года произошло 168 ДТП на железнодорожных переездах. В 2014 году – 178. Снижение почти на 6 процентов. В результате пострадали 159 человек, из них 37 погибли.

В результате проверочной деятельности Госжелдорнадзора отставлено от эксплуатации более 9 тысяч 800 грузовых вагонов, 2 тысячи 300 локомотивов, четыре единицы специального подвижного состава. Закрыто для движения более 2,5 тысячи участков железнодорожных путей и более 2 тысяч 200 стрелочных переводов.

Общее состояние аварийности на водном транспорте за 8 месяцев 2015 года характеризуется следующими показателями: было зафиксировано 37 аварий судов морского и речного флота, количество погибших составило 74 человека, из них 71 на море и 3 – на внутренних водных путях.

А.Ч. Ахохов считает, что основными причинами аварийности на водных путях остаются: так называемый человеческий фактор, неудовлетворительное обеспечение безопасности мореплавания и судоходства со стороны судовладельцев, недостатки в организации несения вахты на судах.

Из всех видов транспорта самым опасным остаются автомобильные перевозки. В ДТП в последнее время погибает больше, чем за все годы афганской войны. Принято считать, что причинами такой высокой смертности являются: техническая неисправность транспорта, плохое состояние дорог, менталитет водителей. Но члены рабочей группы Координационного совета по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков на своем совещании рассмотрели еще один аспект этой тяжелой проблемы.

Они считают, что развал крупных автотранспортных предприятий, успешно работавших во времена СССР, и дробление их в 90-е годы на множество мелких частных компаний в еще большей степени, чем перечисленные выше причины, сказываются на удручающей статистике ДТП.

Масштаб проблемы обрисовал А.Ч. Ахохов. По его словам, за 8 месяцев 2015 года было совершено около 97 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 11 тысяч 881 человек и ранены 122 тысячи 126 человек. Из общего количества ДТП на долю грузовых автомобилей и автобусов, за рулем которых находятся профессиональные и опытные водители, пришлось около 10 процентов происшествий, притом что из всего количества автомобилей страны автобусы и грузовики составляют 12 процентов. Другими словами, аварийность на так называемом профессиональном транспорте ничем не отличается от аварийности на индивидуальном транспорте. Для сравнения: если во времена СССР ДТП с участием автобусов, перевозящих людей, а тем более детей, носило чрезвычайный характер, то сейчас ДТП с человеческими жертвами при перевозках этим видом транспорта стало вполне обыденным делом. По словам Ахохова, в середине апреля на железнодорожном переезде в Ленинградской области под Выборгом водитель рейсового автобуса не пропустил дизельный локомотив. В результате ДТП погибли два человека и были ранены 33 человека. В конце апреля в Тюменской области, рейсовый автобус выехал на полосу встречного движения и опрокинулся в кювет. В результате 3 человека погибли и 22 человека получили ранения. 21 мая в Нижегородской области водитель заказного автобуса выехал на полосу встречного движения и столкнулся с грузовым автомобилем. Погибли 3 человека, 17 человек были госпитализированы, в том числе 9 детей.

«Характерными примерами особо тяжких ДТП резонансного характера явились два происшествия, которые произошли в июне и июле в Омской области и Красноярском крае. В обоих ДТП виновниками явились водители-лицензиаты, которые грубо нарушили правила дорожного движения. По уточненным данным, в этих ДТП пострадало 46 человек, из которых 27 человек погибли и 19 получили ранения», – сказал Ахохов.

Причины столь неблагоприятной ситуации прокомментировал заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Владимир Владимирович Луговенко.

Он обратил внимание участников совещания на то, что сейчас наблюдается тенденция перетекания собственности – транспортных средств в сторону индивидуальных предпринимателей. Уже 47 процентов грузовых автомобилей и автобусов числится за физическими лицами. Такая рокировка дает их владельцам ощутимые выгоды. Им не нужно ставить свои автомобили и автобусы на автостоянки, и благодаря этому отпадает необходимость в предрейсовом техническом контроле, медицинском освидетельствовании водителей в начале и после окончания рабочего дня, в оснащении автомобилей тахографами (контрольными устройствами, предназначенными для регистрации скорости, режима труда и отдыха водителей).

Анализ ДТП показал, что автопредприятия экономят на содержании штата автослесарей и других ремонтников, возложив эти функции на водителей. В результате в рейс выходит неисправная техника. Но самое главное – в новых условиях не представляется возможным контроль за режимом труда и отдыха водителей со стороны служб Ространснадзора, Минздрава и Минтранса. Владельцы автопредприятий пользуются этим и нещадно эксплуатируют водителей, считает В.В. Луговенко.

Результаты мониторинга состояния здоровья водителей, выходящих в рейс, таковы, что о них, как о колбасе, лучше не знать, иначе пропадает всякая охота садиться за руль своего автомобиля, а при переходе дороги по «зебре» можно испытать стресс.

Председатель совета директоров ООО «Медсервис ПМО» Юрий Фесенко, занимающийся внедрением методов телемедицинских технологий контроля здоровья водителей на автопредприятиях, рассказал, что при первой проверке на одной из автобаз 40 процентов водителей не были допущены к рейсам. На другом московском предприятии два человека скончались за рулём.

Сотрудники «Медсервиса» проанализировали около пятисот сюжетов, «висящих» в Интернете и записанных с помощью видеорегистраторов. На них зафиксированы случаи, когда машины без всяких видимых причин выходят на встречку, через две сплошные полосы несутся в кювет и переворачиваются. «Мы пришли к выводу, просмотрев эти сюжеты, что люди за рулём от усталости отключились на мгновение. Слава богу, что в этих сюжетах на встречной полосе никакого не было», – сказал Фесенко.

«Вопрос стоит так: нужно уходить обратно в Советский Союз и, соответственно, делать крупные автотранспортные предприятия либо идти по какому-то другому пути?» – сказал заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта России В.В. Луговенко.

Поправки, подготовленные Минтрансом к ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения», призваны исправить историческую ошибку, уравнять требования для юрлиц и индивидуальных предпринимателей и создать условия для обратного процесса, то есть образования крупных автоперевозочных предприятий. Речь в первую очередь идет о том, что водители всех автобусов и грузовых автомобилей независимо от форм собственности проходили предрейсовый медицинский осмотр на специализированных парковках. В этом же ФЗ есть новелла, согласно которой предусматривается введение единого реестра для специализированных парковок. К ним предъявляется перечень требований, обязательных к применению. Все физлица, эксплуатирующие автобусы и грузовые автомобили, обязаны обзавестись тахографами.

Но можно ли войти второй раз в одну воду? Какие бы хорошие законы ни принимались, они не будут работать в условиях изменившегося менталитета людей, который, в сущности, является фундаментом прогресса, тем более в такой коррупциоемкой отрасли, как транспортные перевозки грузов.

Помнится, в конце 80-х годов газета «Московские новости» озадачилась проблемой отсутствия предпринимательской жилки у населения и опубликовала статью «Нам нужны чичиковы». Голос «прорабов перестройки» был услышан. Если посидеть у телевизора вечером, то спать придется ложиться с тягостным ощущением, что сейчас в стране нет никого, кроме чичиковых. На заседании Координационного совета об этом еще раз напомнил заместитель председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Андрей Попков. Он сказал, что все усилия законотворцев по наведению порядка в отрасли могут свестись на нет из-за проблемы махинаций с путевыми листами. «Эта проблема приняла обширный характер не только в Москве, но и в регионах. В Интернете можно легко найти объявление о продаже путевых листов. На них стоит подпись медика, механика, и все они заранее проштампованы. Недавно было ДТП в Нижнем Новгороде с участием такси. Дверь автомобиля открылась, и из бардачка машины высыпалась целая пачка путевых листов, проштампованных на два месяца вперед», – рассказал Андрей Попков.

Алексей Васильевич КАЗАКОВ