Главная       Дисклуб     Что нового?         Наверх  

 

МЕДИЦИНА СЛИШКОМ СЕРЬЕЗНОЕ ДЕЛО,

 ЧТОБЫ ДОВЕРЯТЬ ЕГО ЧИНОВНИКАМ

 

12 мая 2012 года Президент РФ В.В. Путин издал Указ «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». После этого началось воплощение в жизнь основных положений этого Указа: «...обеспечить к 2018 году снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случая на 100 тыс. населения; снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 192,8 случая на 100 тыс. населения; …от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения; от туберкулеза до 11,8 случая на 100 тыс. населения; снижение младенческой смертности, в первую очередь за счет ее снижения в регионах с высоким уровнем данного показателя, до 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми; доведение объемов производства отечественных лекарственных средств по номенклатуре перечня стратегически значимых государственных лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов до 90 процентов; …разработать и утвердить до 1 марта 2013 года комплекс мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и т.п.

Как же планируется реализация этого Указа? За счет чего она будет проводиться? Оказывается, что уже полным ходом реализуется ряд мер, где одной из главных является «повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров…».

На первый взгляд все как будто бы правильно и разумно. Но как это происходит на самом деле?

По мнению доктора медицинских наук, профессора Павла Воробьева, «политика правительства по оптимизации медицинского обслуживания на территории РФ предусматривает ликвидацию местных поликлиник, участковых врачей и фельдшеров в селах, деревнях, поселках городского типа, медпунктов с включением их в центры здравоохранения по образцу: «онкологический центр», «детский оздоровительный центр» и т.п., расположенных в областных, окружных и районных административных центрах страны. Естественно, лечение в этих центрах будет платным и труднодоступным для жителей удаленных населенных пунктов».

В этом отношении Москва является полигоном для реализации постановлений правительства РФ и руководства города. Уже составлен график по свертыванию деятельности десятков больниц и поликлиник в реальном масштабе времени с указанием сроков и ответственных чиновников за соблюдение их исполнения. На этом основании сокращаются и увольняются тысячи врачей, медсестер, фельдшеров, нянечек и представителей другого подсобного обслуживающего персонала (повара, уборщицы и т.п.). Таким образом, ситуация, сложившаяся в здравоохранении Москвы, приводит к фактическому подрыву возможностей бесплатного медицинского обслуживания москвичей, вынуждает их всё чаще прибегать к платным услугам, а не имеющих таких возможностей – болеть и отправляться «на тот свет».

Проходящая в Москве реформа здравоохранения, по отзывам множества москвичей, себя не оправдала. Достичь необходимого, провозглашенного Конституцией РФ бесплатного лечения для пациентов стало значительно труднее, их путь к лечению удлинился и стал более громоздким, количество обращений к врачам возросло, выросли и очереди на прием к участковому врачу и в приемных больниц. Даже власти признали увеличение количества жалоб пациентов и врачей на последствия такой «реформы». Многие больные просто физически не в состоянии добраться из одной поликлиники в другую. Например, пациент должен сначала выстоять очередь к терапевту, а затем ехать в поликлинику в другой район Москвы на прием к специалисту, хотя закон об охране здоровья четко определяет, что «медицинская помощь предоставляется по месту работы, учебы или жительства». Кроме того, сокращение норм обслуживания пациентов с 15 до 10 минут дополнительно ухудшило возможность получения качественной медицинской помощи, право на которую закреплено в законодательстве России. А это нарушение Конституции РФ было бы невозможно, если бы за нарушение Конституции к виновным применялись строгие санкции, вплоть до уголовного преследования, независимо от занимаемой должности. Но таких санкций в нашем законодательстве не предусмотрено.

Только в двух главах Конституции РФ, нацеленных по своему назначению на осуществление основ конституционного строя (статьи главы 1 «Основы конституционного строя» и главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», составляющие «основы правового статуса личности в Российской Федерации»), я насчитала 36 гладко составленных, но неработающих статей. Привожу перечень этих статей, без реализации которых демократически провозглашенные нормы Конституции не могут действовать:

- Глава 1, статья 2, указывающая, что «человек, его права и свободы являются его высшей целью», а «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»;

- статья 3, п. 1 о том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ»;

- п. 2 о том, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

- п. 3 – «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы»;

- п. 4 – «Никто не может присвоить власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

Можно сюда же присовокупить статьи раздела 1 – 4, 6, 7, 9, 11, 14 и 15, раздела 2 – 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 29 и далее не менее нескольких десятков статей действующей Конституции, которые обречены на неисполнение, поскольку нет наказания за их нарушение.

По статье 18 права и свободы человека и гражданина «являются непосредственно действующими, и они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

В статье 32 (как и в статье 3) говорится о том, что граждане имеют право участвовать в референдуме, как важной форме непосредственного осуществления самим народом государственной власти. Именно игнорирование решений первого и единственного референдума, проведенного еще в Советском Союзе в 1991 году, привело к крушению нашей великой социалистической державы и дальнейшей деградации России, впавшей в постоянный системный социально-экономический кризис, отбросивший ее в один ряд со слаборазвитыми африканскими странами.

При отсутствии наказания за нарушения Конституции РФ ее положения не выполняются и реализоваться не могут. В таких условиях мы живем с начала 1990-х гг., то есть более 20 лет, и каких-то существенных сдвигов в действиях руководителей нашей страны в сторону усиления ответственности нарушителей Основного Закона пока не видно…

Всё это ведет к росту социальной напряженности и толкает граждан к выражению протеста против действий властей.

В воскресенье, 30 ноября с.г., в Москве прошли шествие и митинг на пересечении улицы Дурова и Олимпийского проспекта под лозунгом «За доступную медицину» – против реформирования системы здравоохранения. Акцию протеста медиков в Москве организовали независимый профсоюз медработников «Действие» и общественное движение «Вместе – за достойную медицину».

В мероприятии приняли участие: 1500 человек – по сообщениям пресс-службы московской полиции, 2000 – по мнению председателя профсоюза работников здравоохранения города Москвы Сергея Ремезова, 3000 – насчитал блогер Варламов, 10000 – по сообщению организаторов митинга. На митинг вышли врачи, которые до этого времени были «административным ресурсом» поддержки власти на всех выборах.

Лозунги: "Прекратите разрушать здравоохранение!", "Разумная нагрузка! Достойная оплата! Нет сокращениям!", "Выживут только богатые! ","Закрыли больницу, откройте кладбище", "Чиновникам – прививку совести", "Борись за доступную медицину" и другие.

Московская организация КПРФ устроила театрализованное шествие: на телеге везли черный гроб с надписью «Мне не хватило койкоместа», а вокруг «черные с косами». На митинге было много представителей различных политических сил: люди с флагами анархистов, националисты-монархисты, сторонники Алексея Навального и др.

Помимо заявленных заранее требований не сокращать столичные лечебные учреждения и врачей, были лозунги против закрытия школ, а также лозунги в защиту РАН.

Участники приняли две резолюции – о необходимости остановить сокращения в медицине и привлекать к обсуждению реформы все заинтересованные стороны (см. приложение).

В 40 регионах страны 28–30 ноября прошла Всероссийская акция "За доступную медицину!" с призывами остановить «оптимизацию» – ликвидацию медицины.

Один из организаторов акции, представитель профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновалов, о причинах акции рассказал в своем ЖЖ: «Если в 2010 году доля расходов на здравоохранение в федеральном бюджете составляла 4,4%, то к 2014 году она сократилась до 3,4%. В 2015 году ожидается настоящий обвал отрасли, так как ее финансирование сокращается с 480 до 390 млрд руб., а доля затрат на медицину в федеральном бюджете падает до 2,6%.

Фактически вся тяжесть расходов переносится на плечи населения. Взят курс на чисто страховую модель и форсированную коммерциализацию отрасли. Более того, в 2015 году из федерального фонда ОМС в федеральный бюджет запланировано забрать 140 млрд рублей, в 2016-м – 135 миллиардов. Это сопровождается массовым сокращением коечного фонда и сети медицинских учреждений.

Исполнение президентских указов о повышении заработной платы достигается путем сокращения штатов и перераспределения фонда оплаты труда между оставшимися работниками, погруженными в системные переработки. Мы стоим на пороге повсеместного сокращения коечного фонда, увольнения персонала, свертывания программ переоборудования лечебных учреждений. В качестве иллюстрации – в Астраханской области руководитель ФОМС прямо заявил, что зарплаты врачей придется сократить на 15%, а Минздрав России рекомендовал сократить коечный фонд на 10%. И это так, начало…» (http://andrey-konoval.livejournal.com/319872.html)

Виталий Иванов, врач-кардиолог, координатор общественного движения «Вместе – за достойную медицину»: «Я считаю, первый шаг пройден – нам удалось заявить о проблеме. Если вы обратили внимание, раньше болевые точки здравоохранения рассматривались с позиции пациентов. Пресса огульно обвиняла врачей, культивируя неприязнь к ним в массах. Теперь все чаще  с экранов телевизоров и страниц печатных СМИ проблемы освещаются глазами медиков. Я могу назвать полдюжины полноценных передач на федеральных каналах, которые появились благодаря нашим митингам. Впервые зазвучали реальные зарплаты медиков, а не те, которые произносят с высоких трибун...

Продолжать митинговую активность. Мировой опыт показывает, что если протест из стихийных вспышек недовольства перерастает в некую КАМПАНИЮ, можно рассчитывать на положительный результат. Хорошей традицией для нас стало проведение межрегиональных акций – «единых протестных дней». Формулу «Спасение трудящихся – дело рук самих трудящихся» никто не отменял. Изменения не придут ниоткуда. Только наша гражданская позиция, наше небезразличие и солидарность! Как известно, капля точит камень не силой, а частотой падения.

Недавно объявили, что средняя зарплата врача по России – 32,5 тыс. рублей. Смоленск – один из депрессивных регионов в этом отношении. Хотя дела у соседей по ЦФО (Москва не в счет) такие же незавидные. Начинающий врач может рассчитывать на 6–7 тыс. рублей. Врач со стажем – 10–12–15 тыс. Если попотеть, работая на две ставки, можно приблизиться к вожделенной «двадцатке». Молодые специалисты, проработав 1–2 года, увольняются. Уходят в фармHYPERLINK "http://med-info.ru/content/view/274"ацевтические HYPERLINK "http://med-info.ru/content/view/274"компании или переезжают в столицу...

Это, знаете, есть анекдот насчет средней зарплаты: «Главный врач ест мясо, а обычный – капусту. Но в среднем они едят голубцы» (http://med-info.ru/content/view/3243).

Программы модернизации здравоохранения Москвы в открытом доступе нет, все приказы о слиянии больниц проходят под грифом «для служебного пользования», в режиме спецоперации. Возмущение общественности вызвала утечка списка закрываемых 28 лечебных учреждений (из них 18 больниц) и планируемое увольнение 7500 врачей в Москве. Научной проработки программы модернизации нет, есть только «плюрализм мнений», разные варианты реструктуризации, причем тот вариант, который стал достоянием гласности, еще не самый худший.

Переход медучреждений на одноканальное финансирование и обязательное медицинское страхование (ОМС) с заниженными тарифами приведет к деградации бесплатной медицины.

Москвичи боятся, что «оптимизация» здравоохранения – это не реформа, а ликвидация права на бесплатную медицину и полный переход к платным услугам. Действия властей по проведению модернизации столичного здравоохранения можно рассматривать как способ создания огромной социальной напряженности в обществе. Большинство москвичей практически отчуждаются от бесплатной медицинской помощи: когда закрываются поликлиника и больница рядом с домом, пациенты не могут в болезненном состоянии добраться с тремя пересадками к лечебным учреждениям, чтобы сдать анализы, сделать рентген и т.д.

А к услугам состоятельных людей постоянно открываются частные клиники в шаговой доступности... Над тысячами московских врачей нависла угроза увольнения. Доступность «высокой медицины» уменьшилась в разы! Даже в Москве (чего уж говорить об остальной стране!) сложно попасть к специалистам. Новое оборудование – еще не гарантия качественной услуги. Оттого что в поликлинике за углом стоит самый новейший рентген, а большинство населения не сможет им воспользоваться, потому что услуга дорого стоит, пациентам легче не будет.

Созданы объективные условия для народного недовольства, для вывода новых людей на улицы. Всплеск народного недовольства – вот та карта, которую попытаются разыграть антигосударственные силы. У нас на глазах пример Украины, когда все просьбы и требования граждан игнорировались, не рассматривались и не решались. Отчаявшиеся граждане выходят на площади митинговать и становятся жертвой деструктивных, антигосударственных и откровенно профашистских сил, которые, используя естественное недовольство населения, разгромили государственный суверенитет и повергли Украину в страшную гуманитарную катастрофу.

Происходящие структурные изменения в организации бесплатной медицинской помощи можно рассматривать как посягательство на конституционные права граждан (статья 41, часть 1):  «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». 

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) фактически нарушили конституционные права граждан, ограничив их доступ к средствам бюджета и другим поступлениям. Для большинства населения осталось одноканальное финансирование медицинской помощи – только из страховых взносов. А статью 41 ч. 1 Конституции РФ в полном объеме оставили только для государственных чиновников (внесением изменения в Федеральный закон 22 октября 2014 № 314-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В статью 42 Конституции внесена новая часть, касающаяся «особенностей организации» оказания медпомощи «лицам, занимающим государственные должности, лицам, замещающим отдельные должности федеральной государственной гражданской службы, и иным лицам». Устанавливаться эти особенности будут отдельными нормативными актами президента и правительства РФ. Оплачиваться лечение чиновников будет как за счет средств обязательного медицинского страхования, так и за счет бюджета. (До сих пор особый порядок оказания медпомощи полагался по закону только двум категориям россиян: жителям закрытых административно-территориальных образований и сотрудникам вредных производств.) По данным департамента Минздрава Москвы, на сегодняшний день в столице работают 97 «бюджетных» больниц (включая детские, специализированные и т.д.). Какая часть из них перейдет в частные руки, пока неизвестно – перечень «списанных» медучреждений пока еще не составлен. 

Можно предполагать, что государственное имущество освобождающихся бывших больниц и поликлиник будет служить целям обогащения частных владельцев, российских и иностранных. Хотя приватизация медицинских учреждений по закону запрещена, но фактически его можно передать частному лицу на условиях долгосрочной аренды. На Российском медицинском сервере (http://rusmedserver.com/?p=1443) сообщается о двух таких формах:

- концессионирование. Частная компания арендует государственное учреждение, обязуясь оказывать, например, не менее 40% услуг в рамках «бесплатной» медицинской помощи. Но компания имеет ряд льгот: например, 4 года выделяется на строительство и ремонт (услуги не оказываются), 6 лет – льгота для компании не оказывать услуг в рамках ОМС;

- государственно-частное партнерство (ГЧП). В этом случае государственное учреждение здравоохранения передается в управление частной медицинской компании. Причем до создания ГЧП в больнице проводится ремонт, закупается оборудование за счет государственного бюджета. Прецедент известен – городская больница № 63 уже давно передана в концессию Европейскому медицинскому центру (подробности – http://rusmedserver.com/?p=1610).

С 1990-х годов идут структурные изменения в организации медицинской помощи. Переход от советской государственной системы планирования и финансирования к системе обязательного медицинского страхования шел постепенно. У населения были мечты и надежды на улучшение медицинского обслуживания. Врачи, получившие подготовку еще в советских вузах, держали эту систему на своих плечах, следуя клятве Гиппократа и ставя на первое место заботу о больных. Но давление штрафных санкций фондов ОМС постепенно заставляет врачей переходить на новую систему ценностей: правильно заполнять медицинскую карту и в своих назначениях не выходить за рамки предписаний и стандартов. Эффективность лечения больного при таком подходе невозможна. Неимущие граждане будут ущемлены в получении качественной медицинской помощи, у них нет денег для лечения в частных клиниках и недостаточно физических сил и времени, чтобы добраться до лечебных учреждений и преодолеть бюрократию чиновников от медицины.

Президент Российского общества специалистов доказательной медицины Василий Власов: «Посмотрите в сторону соседней Грузии. Там в результате реорганизации многие больницы просто исчезли: теперь на их месте открылись гостиницы и бизнес-центры. Чтобы подобных вещей не происходило, реформа должна проходить максимально открыто».

Президент Лиги защитников прав пациентов Александр Северский: «Никто, даже руководство столичного здравоохранения, не знает, каким образом будет проходить модернизация или оптимизация. Вопросы: в чем заключается модернизация?; для чего она проводится, по какому плану? – до сих пор остаются открытыми. Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников часто говорит, что мы хотим, как в Европе. Но в Европе люди, прежде чем что-то предпринять, составляют бизнес-план и действуют в соответствии с ним, и о закрытии роддомов там нет ничего конкретно. Нет также расчетов передвижения потоков пациентов. Когда 63-ю больницу закрыли, сказали, что пациент-поток перевели в Первую градскую. У меня сразу вопрос возник: а что, Первая градская резиновая? Добавить туда, на минуточку, примерно 12 тысяч пациентов на год. Откуда они взяли эти мощности?»

Принятая в 1991 году страховая модель организации медицинской помощи населению не отвечает цивилизационной специфике России. В начале 1990-х годов страховую модель внедряли как временную и вынужденную меру при рухнувшем бюджете, как вынужденный управленческий компромисс. Преобладало глубоко ошибочное желание избавиться от всего предыдущего наследия, разрушить советскую медицину и заменить ее западной. Это был выбор экономистов и финансистов, слабо разбирающихся в проблемах здоровья и здравоохранения. Экономические приоритеты поставили на первое место, они стали довлеть над социальными и гуманными, что совершенно недопустимо в здравоохранении. Использование страховой модели для финансирования общедоступной медицинской помощи в нашей стране – это была управленческая ошибка, поскольку она привела к деградации инфраструктуры здравоохранения, к значительному снижению доступности медицинской помощи и удовлетворенности ею подавляющей части населения.

В страховой модели часть денег, выделяемых на здравоохранение, поступает страховым посредникам, на маржу и расходы на ведение дела. На прямые и косвенные расходы, никак не связанные с оказанием медицинской помощи, и штрафные санкции расходуется до 14% и более средств ОМС. Происходит отвлечение врачей и содержание значительного штата немедицинских сотрудников из-за необходимости документирования, регистрации, учета, оплаты и экспертизы медицинских услуг. В силу сложности и низкой прозрачности страхования создается возможность для коррупции и нецелевого расходования средств. Интерес лечебных учреждений – в приписках и навязывании ненужных медицинских услуг и т.д.

При принятии законов не учитывали мнение большинства граждан России и международный опыт.

В России объем услуг здравоохранения составляет 887 долларов на душу населения, а в США – 8895 долларов на человека в год (Bloomberg: Рейтинг стран мира по эффективности систем здравоохранения в 2014 году). В Америке  непомерно дорогая затратная модель организации медицинской помощи, полностью отданная в частные руки. Несмотря на огромные расходы на здравоохранение в США – 17,2% ВВП (Bloomberg, 2014 г.), Америка занимает 37-е место по уровню оказания медицинской помощи и 72-е – по общему уровню здоровья, по уровню детской смертности – на 41-м месте в мире, это самый плохой показатель среди развитых стран.

В Германии (объем услуг здравоохранения – 4683 доллара на душу населения, 11% ВВП) возникают постоянные проблемы, вызывающие недовольство населения: предпринимателей, когда повышают налоги; врачей, когда хотят уменьшить зарплату врачей; пенсионеров, когда не хватает средств у страховых фондов. Всё идет к тому, что о нашей стране можно будет сказать: «Россия – хорошая страна, пока не заболеешь», как сейчас Михаил Жванецкий в своих юморесках говорит об Америке.

Следует обратить внимание, что первое место в мире по интегральному показателю объема услуг здравоохранения на душу населения заняла кубинская система здравоохранения, основанная на советских принципах системы Семашко, при расходах на здравоохранение всего лишь 400 долларов на душу населения. Куба тратит на здравоохранение до 8% ВВП – более, чем в Великобритании. На Кубе продолжительность жизни – 76 лет, одна из самых высоких в мире. Кубинские врачи взяли самое лучшее, что издавна присутствовало в нашей, отечественной медицине и разрушается лишь в последние годы, – это очень внимательное и бережное отношение к пациентам,  с глубоким человеческим участием.

Есть объективные проблемы, которые требуют научного и взвешенного подхода к принятию решений по модернизации медицинского обслуживания в стране:

1. Демографические проблемы – сокращение численности населения трудоспособного возраста на 1 млн в год. Снижение рождаемости из-за снижения на 19% числа женщин детородного возраста к 2020 году. Высокая смертность от предотвратимых причин. Предотвратимая смертность в России в 1,8 раза выше, чем в странах ЕС. Неудовлетворительное здоровье детей – 40% родились больными или заболели в период новорожденности.

2. Социально-экономические – 55% населения РФ проживает на доходы менее чем 15 тысяч рублей в месяц в условиях роста цен на основные статьи семейного бюджета.

3. Недофинансирование. В любом случае то здравоохранение, которое мы предполагаем, стоит ощутимо дороже, чем то, которое мы можем себе позволить по бюджету. Тариф на ОМС не выполняется в некоторых регионах и наполовину. В целях экономии и стремления уложиться в ограниченное финансирование идет сокращение койкомест в больницах. На недавней встрече с региональными властями руководитель Минздрава Вероника Скворцова рассказала, сколько коек в больницах уже сократили по стране: в 2013 году 35 тысяч, а в 2014 году – уже 50 тысяч.

Почему не рассматривается достойная модель организации здравоохранения советского периода, в том числе мобилизационной медицины во время Великой Отечественной войны? Навязывая негодную модель организации здравоохранения для России, не учитывают большую протяженность страны и холодный климат, повышенный коэффициент заболеваемости населения по многим болезням по сравнению с благополучными странами Европы и США. Причем это делается втайне от избирателей, без широкого обсуждения, пренебрегая принципами демократии. Разрушают сложившуюся десятилетиями практическую организацию отечественного здравоохранения, сохранявшую гуманистические традиции на всем протяжении двадцатого столетия, продолжают деструктивное разрушение бесплатной медицинской помощи населению.

Пока не поздно, необходимо привлечь к обсуждению новой стратегии и системы организации здравоохранения в России нравственных профессиональных экспертов, работающих в интересах большинства населения страны.

В условиях падения цены на нефть, увеличения числа беженцев, зарубежных санкций и расширяющегося экономического кризиса нужны продуманные и ответственные решения по сохранению высшей ценности страны – здоровья и жизни ее граждан.

Необходимо остановить деструктивное разрушение бесплатной медицинской помощи населению. Если на протяжении последних 20 лет внедрения страховой медицины мы не увидели положительных сдвигов по оказанию бесплатной медицинской помощи, то не пора ли прекратить внедрять чужеродные модели, которые приводят к геноциду населения страны?

 

 Людмила Петровна КАНТЕМИРОВА

 

Софья Сергеевна ЛОПАТИНА

 

 

 

 

Приложение1

 

Требования Всероссийской акции «За достойную медицину!»:


1. Остановить снижение расходов на здравоохранение в федеральном бюджете. Увеличить поэтапно государственное финансирование здравоохранения (ОМС и бюджеты всех уровней) до 5,4% ВВП к 2018 г., то есть до уровня «новых» стран ЕС.

2. Прекратить масштабное сокращение по всей стране медицинских учреждений, их структурных подразделений и койко-мест, увольнения медработников по сокращению штатов.

3. Решение о судьбе медучреждений принимать только после открытого, продолжительного по времени общественного обсуждения с участием представителей врачебного и пациентского сообщества. Ввести запрет для главврачей на самостоятельное изменение, сокращение или закрытие структурных подразделений вверенных им медучреждений.

4. Принять меры по усилению амбулаторного звена не за счет сокращений в сфере стационарной помощи. Никаких сокращений коечного фонда – только перепрофилирование, создание коек реабилитации и паллиативного лечения, сестринских.

5. Отказаться от затратной в российских условиях страховой модели здравоохранения и перейти на бюджетную модель, принятую во многих западноевропейских странах с эффективной системой медицинской помощи. В качестве первых шагов в этом направлении:

- отказаться от жесткого правила «одноканального финансирования» через ОМС, вернуть возможность непосредственного финансирования медучреждений из федеральных, региональных и муниципальных бюджетов;

- вывести службу скорой экстренной медицинской помощи из системы ОМС, построенной на принципе окупаемости. Обеспечить непосредственное ее бюджетное финансирование как одной из служб, ответственных за состояние общественной и государственной безопасности;

- ввести бюджетное финансирование в отношении первичной медицинской помощи в малонаселенных районах, где применение страховой модели ведет к ограничению права граждан на получение бесплатной медицинской помощи;

- ограничить возможности страховых компаний применять «штрафные санкции» к медучреждениям по формальным показателям, не имеющим прямого отношения к качеству оказания медицинской помощи. Определить в качестве приоритета государственных расходов в здравоохранении сохранение и развитие «человеческого капитала» – медицинских кадров. Будут квалифицированные врачи и медсестры – будет доступная и качественная медицинская помощь.

7. Обеспечить достойную оплату и условия труда медработников на одну ставку, что будет способствовать решению острых кадровых проблем, повышению качества и доступности медицинской помощи. Для этого:

- в отчетности по повышению зарплаты, согласно заданий «дорожных карт» и Указа Президента № 597, не учитывать оплату труда работников сверх одной должностной ставки. Это позволит рассчитать реальный уровень средней заработной платы;

- обеспечить принятие не позже 1 февраля 2015 года Постановления Правительства РФ о единых базовых окладах по профессиональным квалификационным группам работников социальной бюджетной сферы;

- соотношение окладной части в структуре зарплаты обеспечить в размере не менее 80%;

- отменить штрафные вычеты из зарплат медработников по заведомо неисполнимым критериям (завышенные планы по вакцинации, диспансеризации и др.);

- остановить наступление на социальные гарантии медработников (сокращение отпусков, снижение оплаты ночных дежурств и др.);

- сократить объем работ медработников по оформлению отчетности. Врачи должны лечить, а не заниматься бумажной работой.

8. Обеспечить приоритетное внимание надзорных и правоохранительных органов к нарушениям права медработников на свободную профсоюзную деятельность, а также к нецелевому, неэффективному и коррупционному расходованию средств администрацией медучреждений.

9. Отказаться от курса на коммерциализацию здравоохранения, как противоречащего конституционному праву граждан на бесплатную охрану здоровья. В частности:

- остановить тенденцию передачи объектов государственных и муниципальных медучреждений (земли, зданий) частным компаниям;

- увеличить расходы на бесплатные лекарства для населения по рецепту врача, начав соответствующие программы с детского населения и больных, страдающих болезнями системы кровообращения;

- исключить в работе государственных и муниципальных медучреждений предоставление платных услуг по основным видам медицинской помощи, а также исключить финансирование частных коммерческих медицинских организаций за счет средств ОМС и бюджета. Общественные средства должны использоваться не для получения прибыли коммерческими структурами, а для обеспечения эффективной работы государственных и муниципальных учреждений;

- отменить антисоциальный закон № ФЗ-83, как вступающий в противоречие с Конституцией РФ и ограничивающий права граждан на получение доступной и бесплатной медпомощи.

10. Субъектам РФ руководствоваться всеми критериями доступности медицинской помощи, прописанными в федеральном законодательстве, и в том порядке, в каком они перечислены. Минздраву РФ и Росздравнадзору обеспечить жесткий контроль соблюдения этих критериев.

11. Возобновить национальный проект по лечению онкологических заболеваний.

12. Отменить поправки в закон № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 42), устанавливающие особый порядок финансирования медицинской помощи для высокопоставленных чиновников.

 

Движение «Вместе – за достойную медицину!»

Межрегиональный профсоюз работников здравоохранения «Действие»

 

 

Приложение 2

 

Резолюция Всероссийской акции «За доступную медицину!»

 

Мы, участники Всероссийской акции «За доступную медицину!», выступаем за изменения политики в сфере здравоохранения, которые обеспечат неукоснительное соблюдение права граждан на бесплатную охрану здоровья и медицинскую помощь, предусмотренного статьей 41 Конституции РФ.

Сегодня мы наблюдаем обратное. Если в 2010 году доля расходов на здравоохранение в федеральном бюджете составляла 4,4%, то к 2014 году она сократилась до 3,4%. В 2015 году ожидается падение до 2,6%. Уже сегодня вследствие очередей, дефицита коек, медикаментов и кадров медработников многие граждане не могут получить своевременную и качественную медицинскую помощь.

С окончательным переходом на страховую модель здравоохранения в работу медучреждений внедряется принцип рентабельности. Больницы и поликлиники вынуждены развивать платные услуги, экономя на медикаментах и персонале. Исполнение президентских указов о повышении заработной платы достигается путем сокращения штатов и перераспределения фонда оплаты труда между оставшимися работниками, погруженными в системные переработки.

Несмотря на заявления чиновников о выросшей в нестоличных регионах до 30–40 тыс. руб. зарплате медиков, большинство врачей и медсестер получают на ставку вдвое-втрое меньше и, чтобы не оказаться за гранью нищеты, вынуждены трудиться на полторы-две ставки с завышенным в несколько раз объемом работ. При этом до 20% снижен законодательный минимум надбавки за работу в ночное время, отнимаются дополнительные отпуска за вредность.

В Москве под предлогом «оптимизации» начались массовые увольнения, сокращения коечного фонда и сети медицинских учреждений. Аналогичные «реформы» уже идут в регионах.

По сути, взят курс на коммерциализацию здравоохранения, создание условий для развития коммерческой медицины, внедрения платности медицинских услуг.

Мы рассматриваем эти действия как очередной виток антисоциальных реформ, направленных против интересов большинства граждан.