Главная       Дисклуб     Наверх  

 

ШЕРЕМЕТЬЕВСКИЙ КЛОНДАЙК

 

Нехорошо обманывать начальство. Нехорошо обманывать деловых партнеров. О народе я уж молчу – дело это у вершителей судеб привычное, тем более народ этот обманываться привык, убедив себя в собственном бессилии.

Недавно очень обидно мне стало за нашего губернатора. Пригласили его в Шереметьево для благого дела – подписать соглашение с Шереметьевским аэропортом. Вроде бы солидная компания, планов у нее громадье, но не любят семь раз отмерять прежде, чем резать по живому, притом лукавы и алчны.

Судите сами. Перед тем как соглашение подписать, провели на рысях губернатора Воробьёва по терминалу, похвастались аэроэкспрессом (пуск которого принес массу неудобств пассажирам обычных электричек, к тому же и ходит полупустой), потом завели в музей, подвели в макету, где отображено настоящее и будущее аэропорта. А там – идиллия. Вот одна полоса, вот другая, вот третья (которую затеяли строить), вот лес стоит, вот Клязьма мирно протекает в полной нетронутости, Между прочим, источник водоснабжения Москвы близ которого по законодательству нельзя в радиусе полукилометра кустик тронуть.

Надо думать, впечатлился губернатор. Во всяком случае, совещание протекало очень мило, в хорошем темпе, без неприятных вопросов. С журналистами тоже быстренько побеседовали. Под конец, правда, был робко задан вопрос о протестах жителей из прилегающих к третьей полосе населенных пунктов (как-никак губится река, лес, самолеты будут рулить в полукилометре от их жилья), но генеральный директор Василенко вопрос закрыл, пообещав, когда строительство закончат, шум замерят, куда-нибудь жителей переселить.

При такой благости и богатстве информации у губернатора Воробьёва вопросы были только по дальнейшему развитию прилегающей к аэропорту территории, где, по его выражению, можно целый Клондайк обустроить, эдакие Нью-Васюки, пардон, Нью-Шереметьево, с супермоллами, отелями, деловыми центрами, куда со всего света будут слетаться деловые люди для решения своих деловых вопросов. Главы Химок и Лобни, где оные объекты должны будут размещаться, тоже, видимо, впечатлились и препятствие для будущих грандиозных строек увидели только в частном землевладении и отказе лесников лес уничтожить. Про химкинские скандалы с лесом и жертвы народ уже наслышан, а вот о тихой Лобне пока нет. А там многоэтажная застройка всё ближе подступает к аэропорту, через середину города, в опасной близости от предприятий, жилых домов, школы, детсада, следуют в Шереметьево составы с горючим. Стоят эти составы в 3–4 ряда на станционных путях, навевая невеселые думы на пассажиров электричек. Надо думать, что после завершения строительства третьей полосы этих составов будет еще больше. Шум от пролетающих самолетов тоже в три раза увеличится. Весь дискомфорт перечислять долго. Город давно стал заложником аэропорта.

Так какой же Клондайк разрабатывают старатели Трансстроя и Шереметьево? Для них третья полоса – золотая жила, а чем она обернется для жителей близлежащих населенных пунктов, для природы, для интересов столицы, области, государства? Насколько законна вся эта затея?

А ведь работы ведутся вовсю – нагло, с размахом. Им не указ ни законодательство, ни нормы, ни заключения специалистов, ни протесты экологов, местных жителей. Золотая лихорадка обуяла.

Ради нее хищнически уничтожается очередная экосистема. Судя по всему, в России это уже стало широко распространенной практикой.

 Затея с третьей полосой затрагивает интересы не только Подмосковья, но и стольного града. Река Клязьма и прилегающая к ней водозаборная зона имеет специальный правовой режим защиты. Здесь согласно СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы» не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почв, грунтовых вод и воды источника водоснабжения. Функционирование же аэропортов связано с выпадением вредных веществ, количество пыли, их содержащей, составляет 422–6349 кг/км в год, в составе пыли тяжелые металлы – цинк, свинец, медь, марганец, хром, ванадий и др.

У проектировщиков и строителей немало варварских задумок в борьбе с природой. Тут и станция антигололедной обработки территории и самолетов с резервуарами для хранения отработанных реагентов (!), и уничтожение естественного русла реки Клязьма и реки Альба, и заключение рек в коллекторы под взлетно-посадочной полосой, и уничтожение леса. В соучастники этого экологического преступления они взяли Министерство экологии и природопользования Московской области, своими решениями от 27.11.2012, 14.12.2012, 17.12.2012 пустившего козла в огород, предоставив ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» право пользования этими водными объектами.

Что это? Вопиющее невежество? Нарушение служебного долга? Несоответствие служебному положению? Или мираж Клондайка? Уж СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» они должны знать. Этот документ, обязательный к применению, запрещает в зоне 1–2 поясов зоны санитарной охраны источников (ко второму поясу относится Клязьма) водопользование для конкретных хозяйственных нужд. В силу своей, мягко говоря, некомпетентности, чиновники из областного Минэкологии нарушили п. 2 ст. 12 и п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В составе разрешительной документации на засыпку русла реки Клязьмы положительного заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы нет.

В результате действий строителей, по заключению экспертизы, будет происходить загрязнение биогенами и тяжелыми металлами поверхностных вод, поступающих в реку, что вызовет «цветение» воды, ухудшение ее качества, увеличивая затраты на ее очистку. По мнению экспертов, недостаточно очищенная вода может вызывать отравления с массовыми вспышками инфекционных заболеваний.

Нынешний пейзаж в километре от аэропорта, мягко говоря, значительно отличается от показанного губернатору макета. А тем, кто видел это место года полтора-два назад, становится страшно. Русло Клязьмы варварски засыпается, вырублено (незаконно!) 150 га леса. Соответствующего распоряжения о переводе земель водного фонда в земли промышленности, транспорта и т.д., в нарушение п. 1.1 ст. 12 Федерального закона № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» нет. Нарушен п. 7.3 ст. 11 Федерального закона № 232-ФЗ «Об экологической экспертизе», согласно которому проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществить на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня. Такая экспертиза не была проведена.

Шереметьевскому авиационному начальству стыдно не знать Воздушный кодекс Российской Федерации, а из всего вышеизложенного похоже на то. Ибо ст. 46 этого документа гласит, что проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Проект реализуется в одном из самых густонаселенных районов ближнего Подмосковья, на расстоянии 2,5 км от г. Лобня, 3,5 км от г. Сходня, 7 км от г. Зеленограда, 5 км от г. Химки, в 11 км от МКАД. По завершении строительства третьей полосы площадь территории, подвергающейся шумовому воздействию, составит по максимальному уровню звука (УЗ) 63,6 кв. км в дневное время и 345,2 кв. км в ночное время в соответствии с требованиями ГОСТ 2228.3.88, то есть увеличится в 1,5–2 раза. Число населения, проживающего в зонах шумового дискомфорта, увеличится и составит 102350 человек в дневное время и 266857 в ночное.

В районе аэропорта на долю шумового воздействия приходится от 52,3 до 78,1% вклада в заболеваемость детского населения. Долевой вклад химического загрязнения воздуха в детскую заболеваемость составляет 11–19%. Риск для здоровья, связанный с воздействием шумового фактора в зоне влияния аэропортов, равен 4,2, то есть значительно превышает допустимый уровень (до 1).

 Любят у нас нынче правители ссылаться на опыт самодержцев Романовых. Может, им с них пример брать? Екатерина Вторая, царица весьма успешная, говаривала, что когда собирается что-то предпринять, то заглядывает в бумаги Петра Первого и всегда там подобные задумки находит. Нынешним правителям тоже имеет смысл обратиться к опыту предшественников. В Советском Союзе всегда всё делали основательно, обсуждали коллегиально, приглашали специалистов. Можно было бы поднять материалы тридцатилетней давности, прежде чем огороды городить, то есть Клязьму гробить и ущерб жизнедеятельности огромного количества народа приносить. И тогда узнали бы наши «цари Мидасы», что после всестороннего обсуждения в Госплане тогдашнее руководство от дальнейшего расширения аэропорта Шереметьево отказалось по причинам вышеперечисленных негативных последствий.

Могут ли быть сейчас альтернативные решения? Конечно. Например, реконструкция аэропорта Ермолино (Калужская область), строительство бюджетных аэропортов в Тверской, Владимирской, Рязанской областях. У нынешнего проекта заявленная стоимость реализации – 34 млрд рублей. Реконструкция аэропорта Ермолино потребует 5 млрд рублей с пропускной способностью 5–8 млн пассажиров в год. Рационально, по-государственному, не нарушая закон, не ущемляя прав граждан, можно вопросы решать. А то всё как-то Нью-Васюки получаются.

 

Ольга ХАЛОМЕЕВА

 

 Московская область

 

.