Главная       Дисклуб       Наверх   

 

Последняя надежда

Впервые после развала СССР церковь озаботилась укреплением славянского единства

 

Светская власть после развала СССР оказалась неспособной сохранить славянское единство трех стран – России, Белоруссии и Украины. В условиях глобализации без такого единства невозможно сохранить восточнославянскую цивилизацию как основу нашего выживания на Земле. Пастырская миссия Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину этим летом вселила надежду на преодоление кризисного состояния взаимоотношений Москвы и Киева. Теперь, по всей вероятности, пастырский визит Патриарха следует ожидать в Белоруссию, чтобы способствовать укреплению межстрановых отношений в "славянском треугольнике".

 

Гибельные процессы в СНГ

Развал Советского Союза привел автоматически не только к распаду Единого экономического пространства (ЕЭП) входивших в него союзных республик – как базиса их взаимоотношений в хозяйственной жизни в рамках бывшей державы, но и стимулировал ликвидацию той значительной части надстройки, которая включала целый комплекс связей в гуманитарной сфере, то есть Единого гуманитарного пространства (ЕГП). Это пространство, согласно энциклопедическим выкладкам, включает многоаспектную сферу межстрановых отношений, обращенных к человеческой личности, к правам и интересам человека в каждой новоиспеченной стране СНГ.

Что касается неславянских стран СНГ, то здесь ЕГП, можно констатировать, практически полностью разрушено усилиями их правящих национальных элит. Активное насаждение правящими "верхами" новых государств так называемой идеологии национальной независимости включает, в частности, пересмотр истории новых государств, пропаганду негативной оценки периода российского и советского присутствия на территории бывших республик, вычеркивание положительного опыта взаимодействия титульных наций с русскими людьми (последних именуют завоевателями), свертывание научных, культурных и иных связей в гуманитарной сфере, стимулирование националистических настроений среди определенных групп коренного населения по отношению к русским, и в первую очередь в ущерб интересам российских соотечественников в этих государствах. Список специфических мероприятий по разрушению Единого гуманитарного пространства на национально-государственном уровне можно продолжать до бесконечности.

Однако следует напомнить, что Россия в последнем столетии была, например, локомотивом для среднеазиатских республик. Ценою огромных усилий она выводила их на столбовую дорогу цивилизации. Так, по оценкам российского исследовательского фонда "Реформа", только в течение советского периода Россия ежегодно безвозмездно передавала на развитие советских республик материально-вещественные и интеллектуальные ресурсы, эквивалентные 50 млрд. долларов. В каком состоянии могли бы быть сейчас Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Туркменистан – бывшие ханства и эмираты, находившиеся в стороне от мировых торговых путей и цивилизации, явственно показывает пример Афганистана, Ирана, Пакистана и других стран этого региона.

А какова нынешняя ситуация с ЕГП в рамках "славянского треугольника"? К великому сожалению, оно также стало ускоренно подвергаться эрозии по самым ключевым направлениям, особенно активно с 1991 года. Причины этого процесса находятся как внутри наших стран, так и за их пределами. Формирование ЕГП России, Белоруссии и Украины началось со времен Киевской Руси и фактически продолжалось до развала СССР. За тысячу с лишним лет произошло становление трех родственных славянских народов, которых объединяли общие духовные ценности, опирающиеся на православные основы. Духовно-историческое единение русских, белорусов и украинцев происходило вокруг стержня под названием Православная Вера, которой следует большинство населения наших стран. Именно православие сыграло за века исключительно важную роль в формировании славянской цивилизации на востоке Европы, т.е. восточнославянской цивилизации.

Сегодня наша цивилизация подвергается серьезной опасности. Еще совсем недавно исторические судьбы русского, белорусского и украинского народов были тесно связаны и казались неразделимыми. Но произошло непоправимое: в результате Беловежского сговора лидеров трех славянских стран в декабре 1991 года произошел развал великой державы, что привело к дезинтеграции постсоветского пространства, распаду ЕЭП и ЕГП, в том числе в рамках "славянского треугольника". Конечно, стимулированию этого процесса помогали и помогают носители англосаксонской цивилизации.

В свое время небезызвестный геополитический "шахматист" З. Бжезинский заявил, что "после разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось Русское Православие". Правда, впоследствии он пытался отказаться от своего эпатажного заявления. Однако следует констатировать, что маховик экономического сепаратизма и развала ЕГП трех славянских стран после 1991 года стали раскручивать российские, украинские, белорусские доморощенные радикально-реформаторские политики.

 

Развал славянского единства в рамках "трех"

Как известно, Кремль в 1990-х годах был поглощен внутренними проблемами, а политики, тогда задававшие тон в России, почти не проявляли интереса ни к Украине, ни к Белоруссии, вплоть до нефтегазовых войн с Киевом и Минском, случившихся в последние годы. Об их безразличии к сохранению единения с родственными народами говорит тот факт, что они даже не сделали попытки вернуть Крым и Севастополь в лоно России, хотя незаконное отторжение этих российских земель очевидно всему миру.

Белоруссия в годы, когда республикой правили С.С.Шушкевич и В.Ф. Кебич, стала экономически переориентироваться на Запад, что привело почти к полному развалу экономики. В 1994 году на президентских выборах в Белоруссии победил А.Г. Лукашенко с лозунгом единения с Россией и, став президентом, развернул свою страну на Восток. Референдум 14 мая 1995 года зафиксировал волю белорусского народа к всестороннему сближению с Российской Федерацией. В ответ усилились интеграционные настроения и в самой России.

Как показала практика, российско-белорусская интеграция определяется двумя главными действующими политиками – нашими президентами. С приходом В.В. Путина в Кремль, как представителя интересов крупного российского капитала, в России закрепился и усилился курс на проведение либерально-монетаристской политики. В духовной сфере второй российский президент стал придерживаться приоритета в своих симпатиях западноевропейских ценностей. В конечном итоге это привело к невосприятию белорусского президента со стороны Кремля, так как Минск реализует совсем другую национальную экономическую модель – социально-ориентированную рыночную модель с активным использованием механизма государственного регулирования, а также защищает со всем упорством перед Западом духовные славянские ценности, чем и заслужил неприкрытую злобу со стороны англосаксов. Нынешний президент Российской Федерации Д.А. Медведев сохраняет преемственность в политике в отношении Белоруссии.

Следует согласиться с мнением известного немецкого политолога Александра Papa, который считает, что невосприятие А.Г. Лукашенко со стороны Кремля заключается в том, что "у Лукашенко очень глубокие корни в славянской психологии, которую он хорошо понимает". Он ее понимает "даже лучше, чем лидеры соседних славянских государств – России и Украины".

Став в 1991 году независимым государством, Украина с первых шагов самостоятельного существования открыто проявила стратегическую целеустремленность как можно скорее вступить в евроатлантические структуры – НАТО и Евросоюз. Внешнеполитический вектор Киева на интеграцию с Западом значительно укрепился после того, как еще в начале 1990-х годов российский парламент настойчиво и недвусмысленно заявил об исторической принадлежности России исконных территорий – Крыма и города Севастополя. В подтверждение этой исторической истины первоначально (21 мая 1992 г.) Верховный Совет РФ принял Постановление "О правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 году", а затем (9 июля 1993 г.) Постановление "О статусе города Севастополя".

Эти акты российского парламента и возникшее в результате недоверие между Киевом и Москвой, по утверждению знатока российско-украинских отношений, бывшего заместителя государственного секретаря США и советника Б. Клинтона по постсоветским делам С. Тэлботта, породили "параноидальный страх украинских националистов перед угрозой территориального захвата". В мемуарах под названием "The Russia hand" американский эксперт откровенно пишет, что третейским судьей тогда выступили Соединенные Штаты Америки, под нажимом которых Б.Н. Ельцин категорически подавил подобные замыслы российских законодателей.

Усиление западноевропейского вектора в постсоветской интеграции предполагает укрепление "самостийности и незалежности" Украины, включая всемерное стимулирование тенденции к "отталкиванию" Киева от Москвы в сторону Запада. Этим, в частности, объясняется усиление евроатлантического патернализма в отношении Украины, цель которого – повышение ее роли в постсоветском пространстве в качестве противовеса России. От данного обстоятельства во многом зависит и так называемое исполнение украинской стороной статей "Большого договора", заключенного Россией и Украиной в 1998 году. Данный договор призван регулировать Единое гуманитарное пространство России и Украины, сложившееся за столетия совместной жизни.

По оценкам исследователей из двух стран, до заключения "Большого договора" процесс разрушения российско-украинского ЕГП только начинался, а за последние 11 лет он набрал полные обороты. Хотя надо признать, что российские парламентарии верили и надеялись, что с утверждением ключевого нормативно-правового документа, регулирующего взаимоотношения двух суверенных государств, прекратятся действия по разрушению единой социально-гуманитарной сферы родственных народов. Как оказалось в действительности, тогда они ошибались.

Ассимиляция этнических русских в Крыму и на Левобережье, массовое закрытие русских школ, отказ от признания русского языка в качестве второго государственного, пересмотр истории русско-украинского взаимодействия на протяжении веков с акцентом, главным образом, на негативные аспекты русского влияния на украинцев, в том числе стремление обвинить русских, как нацию, за преступления сталинского режима, повлекшие за собой голод, в том числе украинского народа в 1930-х годах, прекращение всякого вещания на русском языке телекомпаниями на территории Украины – это далеко не полный перечень так называемых мер "по преодолению гуманитарного наследия Москвы", практикуемых сегодня Киевом. Например, в русскоговорящей украинской столице на сегодняшний день уже не осталось ни одного детского сада, в котором бы детей учили на русском языке. По оценке специалистов Комитета Государственной думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, часто бывающих в поездках по Украине, разрушение ЕГП двух стран со стороны Украины превысило 65–70% (в начале 2000 г. – 50%), т.е. сегодня оно сократилось более чем на 2/3 от того, что украинцам досталось от бывшего СССР.

На мой взгляд, прозападная националистическая часть политической элиты Украины готова со всей решимостью уничтожить оставшуюся часть ЕГП двух стран. О серьезности таких намерений и в подтверждение данного прогноза свидетельствуют следующие результаты социологических опросов, проведенных нами во время многочисленных встреч со служащими аппарата правительства, парламентариями, ведущими экономистами из Украины. На сегодняшний день отдают приоритет интеграции с Западом практически 100% членов правительства и служащих высшего звена в его аппарате; около 80 – среди парламентариев, 60% – среди экономистов. Правда, по оценке сторонника "нового курса" Украины 3. Бжезинского, ей понадобится около 100 лет для достижения современного уровня стран Запада.

Таким образом, наши социологические опросы показывают, что верховная власть и обслуживающие ее эксперты на Украине выбрали в качестве профессионального и жизненного ориентира западные евроатлантические ценности. Теперь дело за "малым": убедить украинский электорат в том, чтобы наибольшая его часть прекратила каждый раз на президентских выборах требовать от кандидатов в президенты усиления интеграции с Россией и обещания после их прихода к власти сделать русский язык вторым государственным языком. Правда, прозападным управленцам Украины предстоит решить еще одну нелегкую задачу – убедить украинский народ в целесообразности вступления страны в НАТО, чтобы, по их мнению, окончательно и бесповоротно решить, например, проблему принадлежности Крыма и Севастополя, где проживает много наших соотечественников и расположено немало русских святынь, густо политых за века истории русской кровью.

 

Кто спасет восточнославянскую цивилизацию?

Таким образом, если принять во внимание подрывной курс правящих кругов Украины по отношению к традиционным духовным ценностям и пренебрежение этими ценностями со стороны правящих российских "верхов", то, выходит, главным знаменосцем этой цивилизации сейчас стала Белоруссия. Наблюдающееся сегодня неблагополучие и разлад между высшими руководителями России, Украины и Белоруссии представляют собой серьезную опасность в геополитическом плане и несут наибольшую угрозу сохранению остатков ЕГП трех стран и, соответственно, выживанию восточнославянской цивилизации. Тем более что на Украине уже отмечается заметный раскол и упадок православной веры, а ее правящая верхушка готова порвать со славянством ради интеграции в НАТО и Евросоюз. Осталось совсем немного, как вещает упомянутый заокеанский политолог: "лишить русских их русскости, украинцев – украинности, а белорусов – белорускости". И тогда, по его мнению, нас можно будет взять голыми руками.

По моему глубокому убеждению, сегодня вся надежда на сохранение славянства в рамках трех государств ложится на Православную Церковь. Ей еще доверяют наши разъединенные народы. Проходящий ежегодно в Москве Всемирный Русский Народный Собор убедительно показывает всем, в первую очередь Западу, что Православная Церковь по-прежнему выполняет важную консолидирующую роль в ее дальнейшем единении с народами Белоруссии и Украины и лишить нас славянства вряд ли удастся. Несомненно, этой благородной цели послужил и недавний многодневный пастырский визит на Украину Патриарха Кирилла, который достойным примером показал нам, светским людям, как нужно крепить славянское единство и защищать традиционные духовные ценности.

 

Юрий Федорович ГОДИН, доктор экономических наук, профессор,

ведущий научный сотрудник Института экономики РАН