Главная       Дисклуб     Наверх  

 

 

Главное конкурентное преимущество России

Кризис, в котором находится Россия, есть часть мирового кризиса. Это кризис всей цивилизационной эпохи, которую мы называем эпохой модерн. Капитализм умирает. От него остаются только последние конвульсии.

Фундаментом любой цивилизации является культура. Фундаментом культуры – идеология. Фундаментом идеологии – система ценностей. Сейчас происходит мощнейший удар по системе ценностей.

Во-первых, разрушается семья. Во-вторых, понятие домохозяйства. Разрушается понятие нации, понятие собственности, добросовестного труда. Понятие закона как нормы справедливости тоже перестает работать. Финансы как эталон честности и пунктуальности перестают быть таковыми.

Достаток как признак добросовестного труда на общее благо давно перестает быть таким. Он вовсе не означает, что человек трудится на общее благо. Честность, как гарантия договорных обязательств тоже перестает работать. Тезис, на котором строился весь марксизм, деньги – овеществленный труд, перестает работать. Деньги имеют совершенно другую природу и не имеют ничего общего с трудом.

Получается так, что кризис затрагивает самый фундамент, самую глубину – систему ценностей. Главной ошибкой постсоветских элит явилась их фанатическая, заимствованная на Западе вера в то, что они могут хапануть и залечь на дно, под защиту западных ценностей, там, где их защитит та самая западная система модерн. Защита западных ценностей перестала работать сначала для тех, кто пытался сбежать, чтобы там заныкать то, что стащили отсюда, а потом и для всех остальных тоже. Запад защищал свои ценности как ценности модерна под давлением конкурирующей идеологии СССР, но когда конкурента не стало, он перестал это защищать. Получилось, что в системе ценностей, как в фундаменте, пошла трещина. Вся конструкция, вся система модерн идет к своему развалу.

Возникает обратная связь. Чем больше недовольных кризисом в системе модерн, чем больше пострадавших, тем больше тенденция к разрушению ценностей модерна. Это приводит к довольно мрачному прогнозу относительно будущего. Если мы видим движение хиппи, движение панков, дауншифтеров с идеалами толерантности и мультикультурализма, то это ведет к некоему странному сообществу под названием постмодерн. Его называют обществом человейников или обществом карнавала, которое возникло в момент разрушения культуры феодализма. Рабле и все шутейские соборы Петра I.

Я не буду приводить конкретные примеры, поскольку их очень много. Вы все читаете прессу и все о них знаете. Все мы видели по ТВ сюжет о том, как мигрант изнасиловал в бассейне австрийского мальчика. Насильник был освобожден Верховным судом Австрии, потому что он не смог выдержать две недели воздержания. По этому поводу суд оправдал изнасилование несовершеннолетнего мальчика. То есть это удар по системе ценностей, удар по семье, удар по тому, чем Запад всегда отличался, гуманизму. Красочное описание постмодерна вы можете увидеть у такого в прошлом хорошо известного у нас писателя Роберта Шекли, бывшего фантаста.

Очень удачная попытка гармонизации постмодерна была сделана Александром Розовым в четырехтомной утопии под названием «Меганезия». Те, кто не знает, советую запомнить это слово, очень легко запоминается. Это трансутопия о том, как разваливаются все ценности модерна, но при этом строится общество хаоса, более или менее гармонизованное общество постмодерна. Он не смог уйти от проблем такого общества, тем не менее модель была очень интересная и талантливо сделана.

В целом даже поверхностный анализ видит в постмодерне хаос и стагнацию, которую сейчас называют киберпанком. Возникает вопрос: как общество будет выходить из хаоса?

На первым этапе будет становление информационной цивилизации, которая взамен ценностей модерна предложит свою систему ценностей. Эта система ценностей продиктована так называемой когнитивной частотой. Необходимо, чтобы работали все компьютерные системы, которые не любят вранья. Они ломаются, когда их обманывают. По этой причине теми ценностями, которые вынуждено выдвинуть информационное сообщество, являются надежность, компетентность, отзывчивость, добросовестность, ответственность. Без этих вещей информационная цивилизация работать не может.

Постиндустриальные ценности хорошо согласуются с русскими императивами культуры: жить по совести; бороться за право говорить по-русски; поддерживать, развивать образование, науку, охрану здоровья, военное искусство. То есть постиндустриальные ценности легко согласуются с нашими традиционными ценностями. По этой причине они имеют конкурентные преимущества перед западными ценностями. Мы должны наши конкурентные преимущества реализовать, в этом состоит наша задача.

 

Николай Анатольевич Филипьев,

кандидат технических наук,

доцент,

 действительный член

 Московского общества испытателей природы