Главная       Дисклуб     Наверх на "Трудовые коллективы"     Наверх на "инновационный портал"

 

ПРЯМО И РАВНО

Как уже не раз было сказано, для устранения препятствий с пути движения к рациональному использованию производственного потенциала и для устранения противоречий, порождающих антагонизм, необходимо завершение юридического освобождения производителей (осуществленного буржуазной революцией) экономическим освобождением их.

Известно, что рабочие и специалисты, самостоятельно распоряжающиеся своей долей дохода, работают максимально экономно и добиваются высоких темпов роста производительности труда. Речь идет о приведении формы присвоения в соответствие с объективными условиями производства. Как понимать такое соответствие?

Сегодня невозможно изготовить даже самую простую вещь без использования результатов труда работников всех отраслей производства (металлургов, шахтеров, конструкторов, энергетиков и т.п.). При взаимной зависимости производителей друг от друга необходима согласованная работа всех участников производства (включая занятых воспроизводством рабочей силы: врачей, учителей и т.д.). Только при согласованной работе всех участников производства можно получить готовый продукт с наименьшими затратами труда.

Любому производителю и потребителю объективно выгодна согласованная работа всех участников производства, и лишь существующая форма присвоения искусственно разрывает, разъединяет объективно связанные интересы производителей и потребителей.

Следовательно, и по форме присвоения каждый человек должен быть заинтересован в конечных результатах совместного труда. Коллективный труд умножает возможности отдельного исполнителя особенно тогда, когда и по форме присвоения интересы отдельного исполнителя совпадают с интересами коллектива и общества. В этом случае «заработок» каждого должен быть напрямую связан с конечными результатами производства и определяться как доля от продукта общего труда по отработанному времени (единой мерой для всех). Здесь производители объединяются общим интересом в успешности работы всех, так как любая экономия и рост производства ПРЯМО (без посредничества чиновников) и РАВНО влияют на увеличение доли каждого и всех. Это и будет первым этапом приведения формы присвоения к соответствию с объективными условиями производства.

Такое соответствие формы содержанию неизбежно вынуждает производственный коллектив и общество в целом стремиться к четкой самоорганизации, при которой каждый отдельный гражданин и коммуна в целом реально способны содействовать укреплению дисциплины и организованности действий людей.

Следовательно, по существующим представлениям, каждый гражданин должен быть признан совладельцем всех богатств общества, получающим свою долю по вкладу труда, а не зарплату, назначенную госчиновником или кем-то еще.

В этом случае придется признать право коллектива (а не администрации) предприятия распоряжаться доходом после отчисления обязательных платежей. Валовой доход (выручка, полученная от потребителя, минус материальные затраты, штрафы и платежи по долгам) неизбежно делится единым нормативом на долю коллектива и долю общества. (Общество в целом и коллектив предприятия являются естественными совладельцами предприятия.)

Ясно, для вступления на путь развития к подобному соответствию производственных отношений уровню развития производительных сил придется начинать с государства диктатуры пролетариата, которое способно противостоять сопротивлению остатков буржуазии и осуществить принцип «кто не работает, тот не ест».

В дальнейшем, естественно, встают проблемы, связанные с устранением форм государственного принуждения и с постепенным переходом на общественное самоуправление. То есть речь идет о развитии формы управления в связи с развитием производственных отношений по мере накопления опыта масс в самостоятельном ведении хозяйства и в организации жизни общества.

Именно подобные устремления в развитии позволили обнаружить, что функции управления необходимо разделить на две части: социально-экономические (право управляющего применять экономические и административные методы принуждения) и координационно-технические (обязанности по координации действий производителей: планирование, распределение работ, фиксация исполнения, распространение информации о ходе дел и т.п.).

То есть стало необходимостью передать социально-экономические функции в руки производственных коллективов (коммун) и общества в целом и учредить систему технической координации общественного производства. Здесь еще раз надо подчеркнуть, что эта система не может иметь право принуждать, наказывать и награждать исполнителей.

Осуществление этой задачи связано, во-первых, с передачей в руки трудовому коллективу (коммуне) права на своих собраниях самому решать вопросы, связанные с организацией производства и жизнью коммуны, и, во-вторых, с ужесточением общих установлений, обязательных для всех коммун и отдельных граждан, на основе формулирования объективных законов развития.

В частности, здесь решается задача установления норматива, делящего валовой доход предприятия на долю коллектива и долю общества. Этот норматив должен учитывать объективные закономерности движения соотношения доли коллектива и доли общества, учитывать особенности данного производства и устанавливаться законодателем (всенародным голосованием) без права руководителей изменять что-либо в нем.

Известно из практики и то, что культура потребления растет лишь при самостоятельности коллектива в распоряжении своей долей дохода, так как любая экономия сразу же увеличивает личный доход каждого и позволяет сокращать рабочее время. Рост культуры потребления, в свою очередь, дает возможность переходить на более экономные совместные формы присвоения и потребления. Следовательно, увеличение совместного фонда потребления потребует более быстрого роста доли общества по сравнению с ростом доли коллектива. Эту закономерность движения соотношений доли общества и доли коллектива можно представить в следующем виде:

Ф = (В – М): {(1:Ш) + (В – М): Р*Е},

где: Ф – доля коллектива; В – выручка, полученная от потребителя; М материальные затраты; Р число работающих в предприятии; Ш показатель категории предприятия и Е – направление роста доли отдельного работника.

Доля общества (отчисление в общественную кассу): В М Ф.

Свою долю коллектив голосованием делит на такие части: 1) фонд индивидуального потребления («фонд зарплаты»); 2) коллективный фонд (на строительство жилья, содержание детсадов, клубов и т.п.); 3) дополнительное страхование (на случай непредвиденных затруднений); 4) дополнительное накопление (на расширение и реконструкцию производства).

Минимальные и обязательные для всех предприятий нормативы страхования и накопления устанавливаются законодателем. Фонд индивидуального потребления («фонд зарплаты») делится между работниками по отработанным нормо-часам при самостоятельности рабочего коллектива в установлении норм выработки на рабочих местах.

Однако при прямой зависимости доли каждого от величины валового дохода коллектив оказывается заинтересованным повышать цены своей продукции.

Объективные законы экономики подсказывают, что максимальную выручку (как свидетельство максимального эффекта производства в общественных масштабах) производитель получает лишь при некотором снижении цен по мере роста производительности труда (по мере роста предложения). Этот закон можно формулировать так:

Ц = Ж : (К + А),

где: Ц цена единицы продукции; Ж прогнозируемая перспектива производства; К количество изделий, подлежащих продаже за данный период; А – показатель отложенного и неудовлетворенного спроса.

То есть коллектив будет обязан снижать цены своей продукции по мере роста производительности труда. Но темпы снижения цен должны отставать от темпов роста производительности труда, чтобы обеспечить беспрерывную рационализацию производства. К тому же снижение цен должно быть делом чести производственного коллектива. По условиям общего баланса и принципа «по труду» неизбежно также правило, не допускающее разницу в «заработках» работников более 34 раз, и это же правило должно предусматривать сокращение этой разницы по мере роста доходов населения и по мере перехода на более экономные совместные формы присвоения и потребления.

Сторонники «государственного социализма» называют подобную форму анархосиндикализмом. Однако при подобной системе «групповой эгоизм» невозможен, если речь идет о соответствии формы присвоения общественному характеру труда. В этом случае каждый коллектив прямо заинтересован в успешности всего общественного производства и как потребитель, и как поставщик. Зависимость дохода отдельного предприятия от работы всех остальных коллективов неизбежно должна быть отражена в форме присвоения. Здесь же необходимость снижения цен.

Четкая координация общественного производства позволит экономить рабочее время, и поэтому рекомендации профессионального координатора (не имеющего привилегий) будут исполняться точно, хотя координатор не может иметь право принуждать и награждать исполнителей. Последняя функция будет в руках объединений трудящихся. Таким образом, централизованная координация производства усилится волею прямо в этом заинтересованных всех участников производства. Желающие находят в практике примеры для такого вывода.

Неизбежны и такие правила:

1.         Установить право каждого поступить на работу в любое производственное предприятие и пройти производственное обучение, если даже придется сокращать рабочее время.

2.         Административные и канцелярские штаты, их содержание на предприятии могут определяться только голосованием коллектива.

3.         Предприятия работают по заказам координационного центра или по прямым договорам с ведома координационного центра.

4.                  Бюджетники, пенсионеры и стипендиаты получают законодателем установленную долю от национального дохода на одного жителя страны.

5.                  Коллектив, попавший в затруднения, получает минимальное содержание из страховых фондов.

В практике достаточно доказательств тому, что подобная форма делает неизбежными: 1) взрывной рост производительности труда; 2) всеобщий массовый контроль за ходом производства и распределения (такой контроль необходим и для сокращения числа чиновников, и для предотвращения бюрократизации аппарата координации производства); 3) упрощение делопроизводства и сокращение канцелярских штатов на 9/10; 4) устранение социальных причин преступности; 5) массовое творческое отношение к труду; 6) вытеснение индивидуального присвоения и потребления более экономной формой совместного «бесплатного» присвоения и потребления, то есть устранение остатков товарно-денежных форм обмена и распределения.

Так предсказывала теория, так подсказала практика.

В целом речь идет о развитии производственных отношений от государственных форм принуждения к общественному самоуправлению по инициативе накапливающих соответствующий опыт масс.

Есть сегодня и возможность избежать серьезных столкновений с противниками подобной формы. Для этого необходимо информировать большинство людей о вышесказанном.

Из всего этого следует:

Долой наемное рабство! Признать каждого гражданина совладельцем всех богатств общества! Дать право коллективу (а не администрации) распоряжаться доходами предприятия после отчисления обязательных платежей! Дать право каждому гражданину поступить на работу в любое производственное предприятие и пройти производственное обучение, если даже придется сокращать рабочее время! Установить централизм объективных законов развития экономики в виде юридических установлений прямого действия вместо бюрократического централизма!

 

Ахтям Гадиевич ГУБАЙДУЛЛИН

 

Татарстан, Зеленодольский район,

п. Васильево