Главная       Дисклуб     Наверх  

 

МОЖНО ЛИ ОТАПЛИВАТЬ ДОМА ГИМНОМ?

 

Души саратовцев «согревают» чествование почетного гражданина их города, ветхие теплотрассы и перспектива коммунального коллапса, в то время как под звуки гимна куда-то уплывают коммунальные бюджетные деньги.

 

Нет пророка в чужом городе

В самом конце минувшего года известный композитор и певец-исполнитель, уроженец Белоруссии Олег Газманов, стал обладателем еще одного звания. И не в Москве, и не на своей малой родине, а в далеком Саратове. По велению депутатов городской Думы он стал двадцать девятым почетным гражданином Саратова и четвертым, не имеющим к городу никакого отношения.

 Да-да, теперь потенциальные кандидаты ищутся на стороне. Видимо, своих, коренных, особо отличившихся в труде, образовании, науке, спорте и строительстве, таких, как почетный гражданин и родоначальник крупнейших в саратовском Заволжье мелиоративных строек Николай Кузнецов, земля саратовская перестала рождать. В самом деле, не награждать же кого-то из большого отряда жилкомхозовских «фокусников», поспособствовавших таинственному исчезновению шести миллиардов казенных рублей?

Вот и приходится спустя почти 10 лет после вклада известного песенника Олега Газманова в развитие культуры Саратова народным избранникам вдруг вспоминать о нем и отмечать высоким титулом.

С Саратовом Газманова связывают давние творческие узы. Сюда он иногда приезжал с гастролями, а в начале двухтысячных годов по специальному приглашению тогдашнего губернатора Дмитрия Аяцкова для написания гимна Саратова.

Бывший глава региона вместо экономики, строительства и ЖКХ очень сильно любил спорт, искусство и общенародное разудалое веселье. В областном центре при нем стали красить белилами бордюры – и ничего что вычурная белизна камней не гармонировала с пылью-грязью и асфальтовыми ямами вдоль них. Особенная, неистовая страсть проявлялась в Аяцкове в пристрастии к сумасшедшим по масштабам праздникам, на которые съезжались со всей России артисты и слетались из Подмосковья сверхзвуковые истребители для полетов над обезумевшим от страха городом. При нем стала обсуждаться идея легализации проституции и создания улицы красных фонарей, которой, как утверждали, давно стала Большая Казачья в самом сердце Саратова.

Однако губернатору не давала покоя пронзающая душу мысль о том, что для полного счастья Саратову и его жителям не хватает лишь собственного гимна, вот тогда-то и предстанет во всей красе готовая во всех отношениях «столица Поволжья». Собственных сочинителей гимна в округе, как назло, или не имелось, или не искали вовсе, и тогда из столицы спешно выписали автора бессмертных шлягеров: «Господа офицеры», «Есаул», «Морячка», успевшего приложить свою творческую руку к созданию гимна Москвы:

Москва – звонят колокола,

Москва – златые купола.

Для создания светлого образа для нового гимна города на Волге целый месяц, в специальной творческой командировке, Олег Михайлович внимательно наблюдал за происходящими здесь природными и социальными явлениями, присущими исключительно только этому городу, анализировал и всеми возможными способами добывал несколько поэтических, «от сердца» строк, как шахтеры под землей «золото или драгоценные камни добывают». К примеру, таких:

Саратов – Волга плещет волной,

Саратов – расцветает весной.

Какая удивительно свежая мысль и рифма: только в Саратове волжская водица плещет волной, и лишь он расцветает весной. И также нигде больше:

Не наступят весенние ночи,

Город будет сиренью дышать,

И девчонки опять, между прочим,

Всем парням будут спать не давать.

Увы, за 10 лет после создания гимна многие запечатленные в нем Газмановым образы или потеряли свою значимость, или переместились в другую субстанцию, или вовсе исчезли. Например, Саратов, как и Поволжье, пахнет уже не только хлебом, но, особенно в сырую погоду, табаком от забугорной табачной фабрики (душит центр города), нефтью и бензином с нефтеперерабатывающего завода, нечистотами на улицах и фекалиями в подвалах жилых домов и многими другими «ароматами» жилкомхозовского происхождения. Появилась и еще одна напасть – забитые придорожным мусором коллекторы водостоков. Заторы из плавающего по высокой воде транспорта случались и раньше после проливных дождей. Но страшная дорожная авария на улице Танкистов минувшим летом вышла за рамки понимания: иногородний грузовик с прицепом, с отказавшими тормозами, на высоком спуске протаранил сразу 37 (!) легковых автомобилей, которые погрузились в низовье улицы и не смогли переплыть огромную водную преграду, образовавшуюся из-за давно и наглухо забитых водостоков.

Хотя обошлось без пострадавших пассажиров и прохожих, в Саратове начали гадать, удержится ли теперь в кресле генеральный директор муниципального унитарного предприятия «Водосток» Александр Янклович, депутат городской Думы, Герой России? Удержался, видимо нашлись серьезные покровители.

Увы, сколько в городе не происходит коммунальных аварий – порывы водоводов и теплотрасс, происшествия на напоминающих проезжую проселочную дорогу ужасных магистралях, затопляемые нечистотами и падающие дома – никто из призванного по долгу службы следить за хорошим состоянием всего этого богатства не то что не лишился должности, а даже порицания не поручил.

Здесь любят отмечать только тех, кто всеми способами хвалит город…

Этот далеко не безутешный вывод приходится делать из ответа на запрос нашей газеты заместителя главы администрации Саратова по городскому хозяйству Дмитрия Федотова. Среди прочих был и отнюдь не праздный вопрос: «Налажена ли в городской администрации система контроля и оценки качества подготовки, и кто из нерадивых руководителей коммунальных служб был наказан в административном или ином порядке?»

Ведь результаты плохой подготовки к зиме стали проявляться даже при плюсовой температуре, а ситуация с порывами теплотрасс едва не стала критической с наступлением холодов.

Однако ответа на вопросы о наказаниях и о гарантиях нормальной зимовки не последовало. Не думаю, что их не заметили в горадминистрации. Там просто решили последовать правилу «молчание – золото». Поэтому по умолчанию мы будем считать, что в Саратове виновников коммунальных катаклизмов не принято наказывать. Здесь любят отмечать только тех, кто всеми способами хвалит город…

 

Где коммунальные «бабки»?

Ежегодно, ближе к принятию нового городского бюджета, как обычно – с острейшим дефицитом, вокруг каждой строки в нем между депутатами разгораются жаркие споры. При очередном дележе вечно недостающих миллионов выясняется, что на будущий год произошло секвестирование прежних сумм на самое необходимое, порою до самого нуля. Такую «фигу» получат в наступившем году все разбитые саратовские дороги. На их строительство, ремонт и содержание не выделено ни копейки! Эту печальную новость в самом конце декабря сообщил нам уже знакомый Дмитрий Федотов: «Напротив этой строчки в бюджете – ноль. Денег на тротуары и дороги нет вообще. Пока нам область денег в дорожный фонд не дала».

Но если даже они поступят, то это вовсе не значит, что все они, до последней копейки, будут «вкатаны» в дороги. Как показывает практика, очень большие суммы дорожных денег просто не доходят до места применения. Крупные, аж на 6,8 миллиарда рублей, нарушения в 2012 году вскрыли минувшей весной специалисты городской контрольно-счетной палаты. Глава города Олег Грищенко пригрозил запросами в прокуратуру о проведении проверок в МУП «Городские дороги плюс» и МУП «Спецавтохозяйство». Видимо, не выполнено это очередное угрожающее обещание, если раскатов грома прокурорского что-то не было слышно…

Почти 82 процента всех выявленных нарушений возникли при искажении и недостоверности финансовых отчетов на 5,6 миллиарда по причине того, что учитывались не все земельные участки и безвозмездно полученное оборудование, то бишь из-за обычного нарушения бухгалтерской отчетности вроде бы не новичками в своем деле – бухгалтерами, якобы по-разному понимающими принцип распределения средств. На 83,8 миллиона рублей выявлены приписки как метод завышения объемов выполненных работ и оказанных услуг, что вместе с необоснованными и документально не подтвержденными расходами на 213 миллионов тянет на две уголовные статьи.

МУП «Городские дороги плюс» при исполнении муниципальных контрактов завысило объем выполненных работ на 75,8 миллиона рублей, прилично сэкономив на том, что, вместо обязательных работ по благоустройству зеленых зон в течение трех – семи месяцев по условиям субподрядных договоров, работы проводились в течение не более одного месяца или двух. Стоит ли при такой растащиловке удивляться ставшим привычными свалкам в скверах и прочих зеленых зонах? Стоит ли удивляться захламленному состоянию городского пляжа, если, как выявили аудиторы, там не были выполнены задекларированные в отчетах работы на 4,4 миллиона рублей, да еще специалистами, чьи должности вообще не предусмотрены в штатном расписании?

МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» тоже оказалось небезгрешным и на удивление склонным закупать то, что имеется у него в наличии. Выявлено, что при собственных запасах земли предприятие для засыпки полигона твердых бытовых отходов умудрилось закупить грунта на 1,5 миллиона рублей и еще 6,1 миллиона потратило на его засыпку. В тесном «творческом содружестве» оба этих предприятия при «долевом» участии ОАО «Жилищно-коммунальная техника» потратили 39,7 миллиона рублей субсидий, однако потом не могли указать аудиторам, на что их потратили, как и место нахождения подтверждающих расходы документов. Неописуемая щедрость (за бюджетный счет) последней организации просто поражает: она потратила на топливо 17,4 миллиона рублей – на заправку не принадлежащей ей техники! Несмотря на то что рассматривалось дело о признании этой конторы банкротом, она в 2012 году все еще продолжала получать деньги из городского бюджета.

Очень интересными эпизодами о перерасходовании бюджетных ассигнований полна и деятельность клинических больниц по завышению стоимости ремонта своих зданий и районных администраций по приведению в порядок дорог. Волжская администрация, например, на их механизированную уборку так расщедрилась, что переплатила 1,3 миллиона; за необоснованную оплату очень популярного в городе точечного ямочного ремонта – 1,6 миллиона, а неподтвержденные транспортные расходы подскочили до 4,7 миллиона. Администрация Ленинского района также не смогла документально подтвердить свою ретивую заботу о чистоте стоимостью 13,3 миллиона, Фрунзенская – где-то «потеряла» 2,1 миллиона на ремонте автодорог и тротуаров, администрация Октябрьского района, чей глава Вадим Дубривный недавно стал заместителем главы городской администрации, необоснованно потратила 23 миллиона рублей. При этих достаточно серьезных нарушениях произошла лишь небольшая ротация глав райадминистраций, а остальные руководители ЖКХ – на своих местах, не слышно и об уголовных делах. Они же неприкасаемые, словно памятники, которые, как известно, не сажают.

 

Где ветхо, там и рвет

Но вернемся к уже упомянутому ответу Дмитрия Федотова. Как и предполагалось нами, с наступлением похолодания порывов теплотрасс и водоводов стало больше. Д. Федотов честно отмечает: «Изношенность тепловых сетей города составляет 70–80 процентов, необходимо ежегодно производить капитальный ремонт порядка 30–50 километров трубопроводов. Только эти меры приведут к существенному улучшению ситуации по теплоснабжению жителей Саратова в отопительный период и сокращению аварий. Всего по Саратову теплоснабжающими организациями эксплуатируется 665,8 км трубопроводов, из них 188,3 км – магистральные трубопроводы от ТЭЦ, 477,5 км – внутриквартальные сети от котельных и ТЭЦ. Основная часть магистральных и внутриквартальных трубопроводов Саратова пришла в ветхое состояние и в большинстве даже не подвергается необходимым гидравлическим испытаниям. И как результат – повышенная аварийность в тепловых сетях, при этом большая часть установленной на сетях запорной арматуры морально и физически устарела. При проведении в 2013 году опрессовки магистральных и внутриквартальных тепловых сетей выявлено 757 повреждений. Согласно графикам подготовки многоквартирных жилых домов к отопительному сезону 2013–2014 годов, были проведены необходимые к зиме подготовительные работы: промывка и опрессовка внутридомовой системы центрального топления, установка сужающего устройства, выполнен текущий или капитальный ремонт входных дверей, печей, оконных рам, остекление подъездов, внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения и канализации и т.д.

В целях планомерного вхождения ЖКХ в отопительный период 2013–2014 годов всеми теплоснабжающими организациями были составлены и согласованы с администрациями районов города графики подачи тепловой энергии на объекты жилищного фонда. Включение отопления осуществлялось в соответствии с разработанными графиками по заявкам потребителей. Основными факторами при включении отопления у потребителей являлись: несвоевременная подача заявок на включение отопления в теплоснабжающие организации от ЖСК и единичных ТСЖ, многочисленные порывы на магистральных и внутриквартальных тепловых сетях в связи с большим износом трубопроводов, повышение содержания окиси железа в теплоносителе в связи с массовым включением потребителей. 9 октября 2013 года включено 222 котельные из 224 котельных города. В целом вхождение в отопительный сезон жилищного фонда и объектов социальной сферы в городе проходило в установленные сроки и в плановом режиме за 18 дней, осенью 2012 года – за 16 дней».

Остаться хотя бы в прежнем растянутом графике помешала «качественная подготовка». Шутка ли, почти миллионный город чуть больше половины месяца «входил в отопительный сезон»! На улице – холодно, в квартирах – прохладно, обогревающие свои жилища электричеством и газом жалуются на «горячую линию» в горадминистрацию, что мерзнут взрослые и дети, но на другом конце провода их знакомят с графиком включения в их домах тепла и советуют дождаться этого желанного и спасительного момента.

Озлобленный народ не понимал, отчего, на каких основаниях и за какие прегрешения они и их дом оказались в конце составленного неизвестно кем и по какому принципу списка «очередности включения». Но им втолковывают, что это вызвано плохим состоянием теплотрасс, а если во всех домах тепло включить сразу, то дышащие на ладан трубы так разорвет на части, что потом разбросанные куски не соберешь, а если постепенно, без высокого давления подать, то, не исключено, тоже может рвануть, но втихую, без серьезных последствий.

И люди смиренно соглашаются: мол, уж лучше потерпеть в домашнем холоде недельку-другую, чем в случае большого порыва мучиться месяц-другой. Они слепо верят, что начало всегда плохое, а в середине и в конце отопсезона и зимы будет совсем хорошо, ведь, как им вещают СМИ и нам – господин Федотов, «подготовлено к работе в весенне-зимний период 6863 многоквартирных дома, в том числе 4145 с центральным отоплением, 2718 домов с печным отоплением».

 

«А зачем вам это знать?»

Хоть и с некоторыми оговорками, но Федотов нарисовал более или  менее объективную, хотя и не очень-то радужную картину практически нищенского состояния саратовского жилкомхоза, правда не пояснив, что же саратовцев ждет в будущем при острой нехватке спецтехники и ветхого состояния теплотрасс и какие меры предпринимают городская власть и предоставляющие соответствующие услуги предприятия. Выяснить вопрос о тепле мы решили у руководства ОАО «Волжская ТГК», куда, как и Федотову, я отнес редакционный запрос, на что мы в соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации имеем полное право, с оговоренным недельным сроком удовлетворения запроса.

Нам и вовсе не ради праздного любопытства хотелось знать:

- каково состояние магистральных теплотрасс, обслуживаемых ВоТГК? Сколько их километров требует замены, сколько ежегодно обновляется, например в 2012 и 2013 годах?;

- сколько аварий (порывов) произошло зимой 2013 года, по какой причине и какой сложности?; в каких районах города чаще всего «рвет»?;

- можно ли эти аварии предотвратить?;

- какова роль городских властей в обеспечении безаварийной подачи тепла в дома саратовцев?; что, в свою очередь, предлагает ВоТГК?; каковы ее  планы развития и обновления магистральных теплотрасс?;

- способна ли своими силами ВоТГК повысить надежность теплотрасс?;

- почему наблюдается несоответствие температуры подаваемого тепла и горячей воды стандартной, оплачиваемой потребителями?;

- можно ли, как в Республике Беларусь, резко сократить сроки проведения ремонта магистральных и внутриквартальных теплотрасс и не оставлять потребителей без горячей воды несколько месяцев; каковы нормативные сроки проведения этих технологических мероприятий?

Но если городская администрация пунктуально выдержала сроки, то тепловики, как оказалось, вовсе не намеревались связываться с нами. Через 10 дней в канцелярии ВоТГК мне сообщили, что запрос направлен на исполнение в пресс-службу.

Часа через два по оставленному мною номеру мобильника позвонила некая непредставившаяся дама и тоном допрашивающего прокурора начала пытать меня о причинах и целях проявления нашего интереса к ее организации.

Мой ответ насчет анализа состояния теплоснабжения в Саратове ее сильно удивил, но она попросила меня записать ответы на заданные вопросы, на что ей было предложено дать письменный ответ за подписью руководства компании. Спустя еще две недели ответа все еще не было. В канцелярии мне посоветовали позвонить в пресс-службу Наталии Каляминой. Оказалось, именно она говорила тоном прокурора. Теперь она стала объяснять, что существующие в ее ведомстве некие правила запрещают давать ответы на вопросы СМИ без предоставления ими вопросов на официальном бланке, за подписью главного редактора, и подробного объяснения причин и целей обращения.

Мне пришлось тактично втолковать, что никакие ведомственные нормативы не могут быть выше федеральных законов, поэтому, мол, нравится вам или не нравится, выполняйте требования Закона о СМИ. Но мадам Калямина, пригрозив фиксацией всех наших разговоров, оставалась непреклонной и категорически отказалась давать ответы, а когда я стал настаивать, «вежливо» прервала сей задушевный диалог.

Эта некрасивая административная «бодяга», на наш взгляд, была сознательно затеяна только из-за нежелания руководства теплового ведомства публично представить ужасную картину состояния теплотрасс Саратова, изношенных, как отметил Федотов, на 70–80 процентов, и – главное – назвать причины такого упадка ведущего стратегического комплекса областного центра и меры по выходу из этого, не побоюсь сказать, коллапса, который в скором будущем может обернуться не отдельными порывами, а крупными техногенными катастрофами и большим социальным взрывом оставшихся без тепла в повсеместно замерзающих домах.

Саратовцы хотят получать реальное тепло, а не согревать свои тела и души гимном города, о существовании которого многие из них и не догадываются.

 

Владимир Анатольевич ЕФИМОВ

 

Саратов