Главная       Дисклуб     Наверх  

 

Особый взгляд на Хэллоуин

 

Ажиотаж вокруг старинного (зародился 6000 лет назад), однако мало популярного праздника Хэллоуин стал создаваться в начале XX века. Его инициаторами выступили Англия, Ирландия, Франция и Северная Америка. Согласно опросам, проведенным в нескольких европейских странах, включая Россию, около 80 процентов людей, в настоящее время отмечающих Хэллоуин, узнали о существовании этого праздника благодаря американскому кинематографу. В частности, широкую известность получили фильмы: «Джек тыквенная голова» (реж. Стиви Лэтшоу), «Хэллоуинтаун» (реж. Мэри Ламберт), «Каспер» (реж. Брэд Силберлинг) и многие другие. Хэллоуин приходится на 31 октября, канун Дня всех святых – единственный день в году, когда «духи могут вернуться на землю». Главной целью популяризации этого праздника считается не только возрождение традиций национальных культур, но и создание глобального экономического проекта.

Уже долгие годы Хэллоуин, как и Рождество, является наиболее коммерческим и экономически выгодным праздником в развитых странах мира. Например, пик потребительских кредитов приходится на неделю, предшествующую Рождеству, второе место занимают два-три дня до празднования Хэллоуина. С начала октября в разы увеличивается количество трудовых договоров, заключенных с временными работниками всевозможных специальностей – от разнорабочих до высококвалифицированных менеджеров организаций. Преимущественно в США на улицах организовываются торговые точки угощений «в стиле Хэллоуин». К ним относятся блюда из тыквы, печеный картофель, шоколадки и карамель. Лоточники предстают в карнавальных костюмах нечисти, а их заработок составляет 20 долларов в час (в другие дни плата за трудочас не превышает и 15 долларов). Договоры на производство и транспортировку главного атрибута праздника – тыкву заключаются еще в весенний период. По накалу и денежным оборотам «тыквенная конкуренция» стабильно занимает второе место после «елочной». Разумеется, целью многих овощеводов стало выращивание необычной тыквы. В частности, в Книгу рекордов Гиннесса практически ежегодно заносится новый весовой рекорд плода. Действующий принадлежит Скоту Палмеру из Канады – ему удалось вырастить тыкву весом более чем 650 килограммов.

В странах, где даже к шуточному проявлению мракобесия относятся крайне негативно, Хэллоуин приобретает несколько иной статус. Так, в Италии его называют праздником конфет. Как известно, по сложившейся традиции в этот день дети выходят из дома и направляются к соседям, стучат к ним в двери и окна, выпрашивая угощение. Итальянские статисты подсчитали, что в их стране семья расходует на карамель и шоколадки к Хэллоуину не менее 25 процентов от суммы, затрачиваемой на новогодний стол. А согласно данным Международного статистического бюро, в этот праздник в разных уголках света продается сладостей на общую сумму в два с половиной миллиарда евро.

Проанализировав различные социально-экономические показатели, Национальная ассоциация ритейлеров США пришла к выводу, что в 2014 году свыше 70 процентов всего американского населения предполагает принять участие в праздновании Хэллоуина; каждый взрослый американец готов истратить на это в среднем чуть более 80 долларов. До десяти тысяч долларов потратят владельцы мини-отелей и небольших кафе. Торжества, устраиваемые в этих заведениях, имеют своей целью привлечение клиентуры. При удачно проведенной акции затраты на нее окупятся менее чем за неделю.

Самые зрелищные и дорогостоящие мероприятия устраивают в элитных отелях, клубах и ресторанах. Постояльцев отелей будят среди ночи устрашающим скрежетом ставней, разбитыми окнами, глухим стуком в дверь, тяжелым дыханием возле кровати. А в клубах и ресторанах предлагают сыграть партию в покер или выпить бокал вина с «Духом знаменитого адмирала» или «Властелином преисподней». Стоит отметить, что актеры, исполняющие эти роли, как правило, получают удвоенный (в сравнении с прописанным в договоре) гонорар. Это связано с высокой конкуренцией между клубами и желанием переманить лучшего (наиболее популярного) актера. Подобная тактика активно применяется только на Рождество и Хэллоуин. Традиционным стал конкурс клубного синдиката на самый оригинальный Джек-фонарь из тыквы. Победителю вручают денежный приз в размере двадцати пяти тысяч американских долларов. А лауреатов конкурса награждают билетами на модную вечеринку «The best Halloween» (проводится в предместье Голливуда). Суммируя общий доход от всех финансовых операций, направленных на празднование Хэллоуина, получается, что ежегодно, начиная с 2010 года, бизнесмены Великобритании зарабатывают на этом около шестисот миллионов американских долларов, а бизнесмены США – свыше семи миллиардов.

Часто на Хэллоуин являются в образах литературных персонажей, например вампира Дракулы из произведения ирландского писателя Брэма Стокера или чудовища Франкенштейна, выдуманного английской романисткой Мэри Шелли. Большой популярностью пользуются и герои знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Костюмы Воланда, Азазелло и Кота Бегемота можно встретить на праздновании Хэллоуина не только в России, но и в англоязычных странах. Пошивом разнообразных костюмов и изготовлением устрашающих масок занимаются около полумиллиона ателье по всему миру. У многих из них заказ к Хэллоуину является наиболее высокооплачиваемым. Так разбогатело и получило широкую известность шотландское ателье «Morphsuits». Признанные Дома моды (Prada, Paco Rabanne) обычно шьют эксклюзивные костюмы стоимостью до десяти тысяч евро и предназначенные для одноразового выступления поп- или рок-звезды на сцене. По окончании Хэллоуина костюм выставляют в музее создавшего его Дома моды.

Считается, что «настоящий Хэллоуин» – это тот, который проводится в Лос-Анджелесе или Нью-Йорке, а все остальные являются лишь костюмированными вечеринками. «Настоящий» – имеется в виду брендовый, лицензионный. Приобрести на него билет практически невозможно – в свободную продажу их поступает не более одной тысячи штук. При этом билеты становятся суперпризом многих розыгрышей и лотерей, проводящихся на территории США. Одним из победителей «Нью-Йоркской викторины 2014» стал участник, верно ответивший на вопрос: «Что именно 31 октября можно прочитать в объявлениях при входе на станции лондонского метро»? Его ответ был следующий: «Проход на станцию в образе нечести строго воспрещается»; «Мётла, Джек-фонари и прочую атрибутику проносить только в упаковке»; «Уважаемые пассажиры, сегодня Хэллоуин. Будьте предельно бдительны»!

 

 Елена Петровна ЧАПЛЕНКО