Главная       Дисклуб     Наверх  

 

 

ЧЬЯ ВЕРА ИСТИННАЯ?

Словесное молоко для «младенцев» и «твердая пища» для совершенных

 Прежде всего, необходимо успокоить тех, кто считает Апокалипсис «концом света». Кто знаком с Евангелием, тот должен знать, что Апокалипсис есть лишь откровение о кончине «лукавого века сего», «грешного века», «тьмы века сего», или «лукавого века тьмы», как его называли апостолы и ранние христиане, а древние мыслители называли «железным веком», «веком демона». Разумеется, «век сей» означает не столетие, а то, что в индуизме называется Кали югой – самой плохой эрой, в которой преобладает беззаконие и конец которой наполнен безнравственностью, ложью и тьмой. Но за концом этого «черного века» следует обновление времени и начало «будущего века» – новой, великой эпохи чистоты и Истины, эпохи Святого Духа. Так что «конец света» означает лишь конец «старого света» – ветхого мира с его неистинным духовным светом, за которым грядет Новый Мир и взойдет наконец Солнце правды.

Но пока в мире всё еще царит тайна беззакония. С этой тайной связаны все другие тайны, о которых говорится в Евангелии и которые человечеству предстоит познать: тайна Божия, тайна Бога и Отца и Христа, тайна Христова, тайна воли Божией, тайна Евангелия, тайная мудрость Божия, тайны Царства Божьего, тайна «Вавилона» и тайна вавилонской блудницы, которая «волшебством своим ввела в заблуждение все народы», тайна зверя, носящего эту блудницу, и другого зверя – сына погибели, а также другие тайны, к познанию которых призывали апостолы.

И прежде всего, «братия, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Христе: сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин.5:20). А также, братия, да познаем Истину, которая «сделает вас свободными» (Ин.32:8). При этом, братия, «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19).

Как видим, Евангелие предлагает человечеству целый клубок тайн, которые ему предстояло познать по мере его духовного роста. С задачи познания этих тайн и следует начинать всякие рассуждения об истинной вере, познании Истины и полноте знаний. И надо полагать, все эти тайны входят в единый замысел о человечестве: всякий человек должен «совлечь с себя ветхого человека» и из духовного «младенца», – питаемого словесным молоком и потому «несведущего в слове правды», подверженного искушениям, обольщениям и заблуждениям, не отличающего правды от правдоподобной лжи, Бога истинного от сатаны, истинный духовный свет от тьмы и т.д., – возрасти в нового, совершенного человека, способного воспринять высшие знания и мудрость Божию.Из посланий апостолов следует, что высшие знания они хранили в тайне и доверяли их лишь совершенным из верующих, а несовершенным «младенцам» давали лишь частичное начальное простейшее знание, и потому они не знают правды.

«Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не [лукавого] века сего и не властей [лукавого] века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную… которой никто из властей [лукавого] века сего не познал… А нам [апостолам] Бог открыл это Духом Своим… Мы приняли не [лукавого] духа [ветхого] мира сего, а [Святого] Духа от Бога… что и возвещаем… соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов. И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? (…)

[Теперь] мы отчасти [т.е. частично] знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти [т.е. частичное младенческое знание], прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти [частично], а тогда познаю…» (1Кор.2:6-3:3; 13:9-12). «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:12). А первым условием совершенства является отречение от частной собственности и богатства: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим [в общину]…».

Исполняя эту заповедь Христа, первые христиане образовали коммуну под руководством апостолов: «Всё у них было общее». Но это еще не полное совершенство. Христос говорит дальше: «…и последуй за Мною, взяв крест свой», то есть распни в самом себе ветхого человека. Апостол учил: «Отложите прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях», «те, которые Христовы, распяли плоть свою со страстями и похотями». Тайные знания передавались устно, а также в апокрифах (апокриф буквально значит тайный, скрытый). Так, сообщая о том, что тайна беззакония уже действует, Павел обращается к избранным братиям: «Стойте и держитесь предания, которым вы научены или [устным] словом, или посланием нашим» (2Фес. 2:15). И, как отмечает исследователь раннего христианства И.С. Свенцицкая, «тайна, связывающая знающих ее, понятная только избранным, вообще играла значительную роль в мироощущении первых христиан». Само учение христиан называли тогда «тайным», «составляющим тайну», как засвидетельствовано в сочинении Оригена «Против Цельса».

В дошедшем до нас «Апокрифе Иоанна», где Христос говорит о тайне, предназначенной лишь для «Расы совершенных и светоносных людей», есть такие Его слова к Иоанну: «Теперь же тебе говорю всё это, чтобы ты записал мои слова и тайно передал их тем, кто родствен тебе по [Святому] духу. Ибо эта тайна принадлежит только бессмертной Расе... Я же расскажу тебе о том, что ожидает (людей). Ты должен и это записать и хранить в тайне». Затем он еще раз повторил: «Проклят будет всякий, кто предаст это за вознаграждение, за еду, питье, одежду и тому подобное».

Это еще раз говорит о том, что в христианстве тайное знание доверялось лишь совершенным, в ком пребывает истинный Дух Святой. Также очевидно, что церковь в целом тайным знанием не владела. Иначе не было бы и самого призыва к познанию. Иначе и тайна беззакония, и беззаконник, о которых писал Павел, сразу стали бы известны церкви, и не было бы в ней таких яростных споров, разногласий и разделений. А среди богословов с самого начала шли жаркие споры – о сущности Бога, об отношении христианства к иудаизму и Моисееву закону, о соблюдении обрядов и норм иудейской религии, об отношении Иисуса к Богу-Отцу, о совместимости существования Бога-Сына с иудейским единобожием (многие не без оснований усматривали здесь двоебожие), затем о принятом церковью догмате о Троице и т.д.

Но самое решающее значение имели споры о библейских законах. Одни утверждали, что Ветхий завет и Моисеев закон упразднены, отменены, другие – что они вечны, поскольку иудеи утверждали, что их «вечный завет с Богом» не может обветшать или отмениться. Климент Александрийский (ок. 150 – ок. 215) писал в «Строматах», что нежелающие присоединиться к христианской церкви «обвиняют нас, так говоря: «Как же принять вашу веру, когда вы сами раздираемы множеством разногласий? Ведь истина раздирается на части, если одни учителя наставляют в одном, а другие учат другому». А церковный историк Созомен, живший во 2-й половине V века, писал: «Во всех церквах, хотя они исповедуют одно и то же учение, нельзя найти одних и тех же по всему сходных преданий».

Апостольское учение о двух степенях посвящения было известно избранным в Александрийской богословской школе. Уже упоминаемый Климент Александрийский, один из глав ее, писал о том, что младенцам положено начальное словесное молоко, т.е. простейшие азы учения Христова, скрывающие слово правды, а совершенным – «твердая пища», т.е. тайное знание. По словам Климента, апостол Павел намекал, что «некоторые не доросли еще до твердой пищи, но только до молока, да и то в нечистом виде».

Другой глава Александрийской богословской школы, Ориген, также утверждал, что для познания истинного смысла Евангелия необходима духовная зрелость человека. Ориген учил о двойственном понимании Евангелия: «телесном» – буквальном, свойственном большинству людей, и «духовном» – умопостигаемом теми, кто любит божественную мудрость. Как Моисеев закон есть только тень будущего, по словам Павла, «так же и Евангелие… учит теням тайн Христа».

О том, что сам Ориген был посвящен в тайну беззакония, говорят его намеки во введении к сохранившемуся «Толкованию на Евангелие от св. Иоанна»:

«Христос… ясно давал понять желающим стать учениками Его мудрости, каковы те реальности, что сокрыты в законе Моисея, и кому предки [иудеев] совершали служение, бывшее образом и тенью, и каков подлинный смысл событий, изложенных в исторических книгах [иудеев]: они произошли с иудеями образно и переданы нам, достигшим конца времен. Дабы весь человек, которого посетил Христос, не почитал более Бога ни в Иерусалиме, ни на горе Самарянской, но научившись, что Бог – Дух, служил бы ему духовно в духе и истине…» (1.34–35). (Дух есть сознание, мышление, разум.)

Ориген учил не довольствоваться простой верой, а стремиться к познанию божественной мудрости. (Любовь к мудрости – греч. философия, которая сначала была неотделима от религии.) В письме к Григорию Чудотворцу он советовал: «Внимательно занимаясь божественным чтением… ищи скрытую от многих мысль божественных Писаний». А в сочинении «Против Цельса» он писал: «…Христианское учение отдает предпочтение тому, кто принимает истины веры после разумного и мудрого исследования, а не тому, кто усваивает их простой верой…»

 

* * *

Итак, читая Евангелие, послания апостолов и труды отцов христианства, надо иметь в виду, что высшие знания и тайны Библии запрещалось сообщать всем людям и простым верующим. О том, каковы эти высшие знания и тайны, можно лишь догадываться по рассыпанным в текстах намекам, притчам и тайному языку священных символов и аллегорий.

Говоря о тайнах истинного знания, Климент Александрийский писал: «[Так как] начала всех вещей скрыты, то Истина была передана нам в форме загадок, символических аллегорий, метафор и других подобных образов, чтобы непосвященные, неподготовленные и инакомыслящие не искажали и не обесчестили ее, и чтобы Истина не сожгла этих безумных величием своего учения». Символическая форма должна «искусно скрыть Истину». Знание символического языка необходимо всякому мудрецу, свойство которого – умело пользоваться символом и постигать тайну, скрытую под формой.

В апокрифическом (т.е. тайном) «Евангелии от Филиппа» сказано: «Истина  едина,  она является множеством… Истина не  пришла  в мир  обнаженной, но она пришла в символах и образахТайны Истины открыты [или скрыты? – А.Б.] в символах и образах».

Почти дословно повторяются эти слова в Учении Живой Этики: «Следует очень внимательно относиться к символам. Они, как сокровенные иероглифы, хранят сущность великого Мироздания… Символы есть запоминание целого учения». «Иногда правда затемнена символами».

Чтобы постичь высшие знания, человек должен «обновиться умом», «обновиться Духом Святым» – принять Высший Разум («Сын Божий пришел и дал нам разум») и поверять веру разумом, а не слепо веровать, ссылаясь на веру отцов, чтобы не уподобиться ветхозаветным иудеям, у которых «бог [лукавого] века сего ослепил умы» (2 Кор.4:4; Ин.12:40).

Слепая вера может вести погибели. Тем более что апостол Павел, говоря о тайне беззакония, предупреждал верующих о том, что Бог пошлет дух заблуждения тем из них, кто поддастся сатанинскому обольщению и возлюбит неправду, так что они будут верить лжи (2Фес.2:10). Дух заблуждения – это дух Антихриста, то есть ложного Христа. (Ср. со словами о вавилонской блуднице, которая «волшебством своим ввела в заблуждение все народы».) Недаром апостолы в Посланиях писали об «истинном», «нашем» Христе – и «другом» Христе, которого проповедуют лжеапостолы (2Кор.11:3). И Пётр увещевал: «…Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет.3:4). Сам Христос предупреждал: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день [Суда]: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:21).

После таких предупреждений всякий здравомыслящий человек остережется заявлять о том, что только его вера истинная, что он правоверный среди неверных, знает Бога истинного, обладает полнотой истины и т.д. Он прежде всего спросит себя, познал ли он тайны, о которых говорит Библия, не является ли его вера заблуждением, не впал ли он в гордыню, не поддался ли он сатанинскому искушению и обольщению, не угодил ли в сатанинские сети лжи? И, устыдившись своего воинствующего невежества и глупого зазнайства, признавшись в том, что его знания весьма неполны и могут оказаться заблуждением, ввергающим в погибель, всякий добросовестный верующий примется за исследование Библии и других Священных Писаний, чтобы найти единую Истину и распутать клубок многовековых тайн.

Прежде всего, задачи познания относятся к представителям т.н. авраамических религий: иудаизма, [иудео]христианства и особенно ислама, поскольку Коран ссылается не только на Пятикнижие Моисеево (Тору), но и на Евангелие, как на источники, предшествующие Корану. Так что тайна беззакония распространяется не только на иудаизм и христианство, но и на ислам. Ведь чтобы разобраться в сути Корана, надо прежде глубоко исследовать Пятикнижие Моисеево и Евангелие: «Аллах!... Он – Тот, кто книгу в истине [т.е. Коран] тебе послал в знак подтверждения ниспосланному прежде. А до нее Он в руководство людям послал Закон [Моисеев – Тору], Евангелие, а также ниспослал вам Аль-Фуркан [для различения добра и зла»] (С.3:2,3).

В русском переводе Корана В. Пороховой дано примечание: Аль-Фуркан – Различение, обычно относится к тем божественным откровениям или к той части Святого Писания, в которых имеются указания на дозволенное и недозволенное, и на Заветы-рекомендации, кодекс того, что подлежит осуждению, и т.д. Теперь вспомним различения в Торе: завет с Богом – радуга в небе, завет с Иеговой-Яхве – обрезание; позволение Бога употреблять в пищу всё движущееся (Быт. 9:1-13) – и запрет Иеговы есть мясо «нечистых» животных; первичные скрижали с заповедями, запрещающими делать зло, – и вторичные скрижали, где эти заповеди отсутствуют; заповедь «не убий» – и повеление Иеговы «истреби народы, которые даю тебе»; рассказ о том, как Моисей со старейшинами видели бога Израилева – и слова Евангелия: «Бога не видел никто никогда», и так далее.

Задачи познания относятся также к атеистам, ибо процесс познания не может остановиться на отрицании того, что оказывается ложным. Отвержение Лжи еще не есть познание Истины. Задачи познания относятся также и к изучающим «Живую Этику», ибо она продолжает и развивает учение Христа, но с теми же тайнами, восходящими, в свою очередь, к тайнам более древних религий, упоминаемых в Ж.Э., которые тоже предстоит познать. И прежде всего к тайнам древнеегипетской религии, ибо «Моисей был научен всей премудрости египетской». А египетская премудрость говорит о том, что бог Луны, который был здесь чужеземным богом кочующих евреев и арабов, является заместителем бога Солнца ночью, т.е. в мире духовной тьмы, но выступает в образе Вседержителя, называя себя «единым» богом. Та же премудрость скрывается в Библии и Коране, где Яхве-Иегова, он же Аллах, называется «единым», «Всевышним Вседержителем» и т.д., но является лишь богом Луны (подробнее см. в работе «Тайны Древнего Египта и современность…», http://www.hrist-commun.ru/krokodily.htm). По Моисееву закону, празднование новолуний, т.е. темной фазы Луны, – это «закон для Израиля, устав от бога Иаковлева» (Пс.80:4-6; Числ.10:10; 28:11-15), а полумесяц является символом ислама.

 

«ПОСПЕШИМ К СОВЕРШЕНСТВУ»

Но все эти религии и учения объединяет символ лестницы духовного совершенствования, или эволюции духа – «от земли до неба», то есть от низших до высших ступеней совершенствования. В Священных Писаниях эта лестница восхождения к совершенству состоит из семи ступеней (в каждом цикле), поэтому говорится также о «семи небесах», «первом небе», «трех небесах» и т.п. Так, Библия говорит о небе и небе небес (Пс. 113, 24, 23), небесах небес (Пс. 148, 4), «третьем небе» (2Кор.12:2). Отсюда же и древние ступенчатые пирамиды и зиккураты. Семь ярусов имел вавилонский «Храм краеугольного камня Неба и Земли» Этеменанки, который, по верованиям вавилонян, соединял Землю и Небо.

Итак, небо, небеса, Царство Небесное в Св. Писаниях – это не какое-то воздушное пространство, как представляется современным верующим, а ступени совершенствования, или эволюции духа самих людей от темного, злого, лукавого, лживого духа до светлого, чистого, святого, пламенного. Разумеется, духовное совершенствование и восхождение к «небесной» вершине происходит на земле. Но для умозрительного представления духовных высот и взят символ небес. Заменяя аллегорические значения слов прямыми значениями: небо – духовный мир, небеса – ступени восхождения к духовному совершенству, мы получим полное представление об этой умозрительной лестнице «небес». И «Отец Небесный», и «Христос небесный» значит «совершенный»: «Будьте совершенны, как совершен Отец наш Небесный».

Достижение высот духа («горних» высот) в Св. Писаниях может изображаться также как восхождение на «гору Божию». Вот почему в Авесте, а также на картинах Н.К. Рериха преобладают горы как символ духовных высот. «Ляжет смысл в порядке, когда посмотрите с гор», – сказано в Учении Живой Этики.

Каждой из семи ступеней совершенствования и просветления духа соответствует свой световой символ: от новолуния до полуденного палящего Солнца. В древних мифологиях им соответствуют боги Луны, звездные боги, боги планеты Венеры (символ которой восьмиконечная звезда), боги Солнца и боги Огня. Поэтому лестница совершенствования называется также лестницей [духовного] Света, или иерархией Света. При этом планеты Луна и Венера – не истинные источники света, они светят лишь отраженным светом Солнца. Денница-Венера – символ Антихриста, «другого», не истинного Христа: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”» (Ис.14:3-14).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрите световую символику своей веры – и вы определите своё место на лестнице духовного совершенствования то «небо», на котором вы находитесь.

Понятие семи небес – семи ступеней, семи светов, семи миров или семи сфер, семи врат неба, семи законов и т.д., связанных с лестницей совершенствования, есть во всех Святых Писаниях, имеющих общий источник.

В Святых Писаниях Древнего Египта лестница из семи ступеней называется лестницей света, или лестницей семи небес, или Небо в его имени «лестницa», или «семь врат неба» (см. «Египетская книга мертвых», гл. 17, 22, 98, 110, 149 и др.).

Те же аллегории используются и в Библии. Так, здесь есть рассказ о том, как Иаков увидел во сне лестницу от земли до неба, будучи в Харране, культовом центре бога Луны (аккадское имя бога Луны Син прослеживается в словах Синай, синедрион, синагога, синод и т.д. Согласно Библии, из культовых центров бога Луны Сина, городов Ура и Харрана, начался исход Авраама с отцом), где Иегова, он же бог Луны, приступил к Авраму и велел ему идти в землю Ханаанскую, обещая дать эту землю ему и его потомкам. Поэтому эта лестница называется также «лестницей Иакова», а место на земле, где она стояла лестницу, по которой восходят и нисходят ангелы, о ней говорит Христос (Ин.1:49-51). Иегова, давший иудеям Моисеев закон, положенный для преступников и грешников («Закон… дан… по причине преступлений» (Гал.3:19). «Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников (клеветников, скотоложников), лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению…» (1Тим.1:9)), господствует на низших ступенях этой лестницы совершенствования. «Вы от нижних, Я – от вышних; вы от [ветхого] мира сего, Я не от сего мира», – говорил Христос иудеям (Ин.8:23). Христос – «хлеб, сшедший с небес», «прошедший небеса» (т.е. все ступени совершенствования) и снова «восшедший превыше всех небес», «превознесенный выше небес» и т.д.

Находящиеся на низших ступенях лестницы совершенствования являются еще младенцами, о которых апостолы говорят, что их положено еще питать не твердой пищей, а словесным молоком, и потому они несведущи в слове правды; твердая пища положена совершенным, различающим добро и зло.

«Младенцы», «молоко» и «твердая пища» («хлеб», «пшеница») для совершенных – важнейшие аллегории Священных Писаний, которые широко используются не только в Евангелии, но и в религиозных текстах Древнего Египта, в индийских Ведах и иранской Авесте, а также в Учении Живой Этики. Как видим, в религиозных учениях различаются «меньшевики» и «большевики». В своё время Ленин тоже говорил о «младенчестве», «детстве», «ребячестве» своей партии, а Сталин называл меньшевиков «политическими младенцами».

Христианский святой Василий Великий так писал о духовном свете высшей ступени совершенствования: «Неизреченны и неописаны молниеносные блистания божественной красоты; ни слово не может выразить сего, ни слух вместить… Блеск денницы [Венеры], или свет Луны, или сияние Солнца – всё это недостаточно к уподоблению [сияния божественной] славы, и в сравнении с истинным светом далее отстоит от него, нежели глубокая ночь и ужаснейшая тьма от полуденной ясности».

Коран тоже говорит о «нравственном совершенстве» (Коран, С.16:123: «Мы ниспослали тебе (о пророк!) Откровение, спустя много веков после Ибрахима [Авраама], и повелели тебе следовать за его призывом к… нравственному совершенству…». Цит. по: Аль-Мунтахаб фи тафсир аль-Куран аль-Карим – Толкование Священного Корана (перевод с арабского на русский), Каир, 2000 г. Министерство Вакуфов Египта. Однако в русском переводе Корана, сделанном Валерией Пороховой этих слов о нравственном совершенствовании нет: «Потом тебе Мы (в откровении) внушили: “Ты следуй вере Ибрахима, верного ханифа…”») и лестнице совершенствования: «Разве вы не видите, что Аллах сотворил семь небес одно над другим. И сделал луну в них источником света, и сделал солнце светильником, чтобы люди с помощью его лучей могли видеть то, что им нужно увидеть?» (С.71:15) «...Если бы… ты мог бы искать… лестницу, по которой ты смог бы подняться на небо…» (С.6:35). «Аллах – Тот, кто сотворил семь небес и столько же земель…» (65:12). «…Аллах – Владыка Небес» (С.70:1-4). «Он… Тот, который сотворил вам всё благое на земле, потом обратился к небу и устроил его из семи небесных сводов» (С.2:29). «Не думай, о пророк, что они [грешники] уверуют… даже, если бы Мы открыли им врата неба» (С.15:14). И т.д.

Но «Аллах сильнее и мудрее всех хитрецов» (С.3:54) – взгляните на полумесяц ислама.

В Учении Живой Этики понятия лестницы совершенствования и её ступеней, а также семи врат на пути восхождения к вершине, являются основополагающими. «Смысл и значение жизни: восхождение духа», «Радуйтесь, братья, лествице Божественного Восхода». «Идите лестницею... Не достигнет зло вершины, а Мы дойдем. Вели и ведут вас к Истине». «Христос сходит по лестнице, являя сосуд Света». «Лестница… уперлась в землю и затерялась в небесах». «Представьте весь путь восхождения, разделенный на семь врат». «Последние врата близки…» и т.д.

В иранской Авесте лестнице эволюции соответствует мост Чинвад – «мост Судного разбора» в виде радуги, на котором праведники отделяются от грешников, разделяется светлое царство праведников и темное царство грешников. Заратуштра проводит праведников по символическому мосту в царство Святого Духа. Учение Живой Этики раскрывает этот символ радужного моста, на котором вершится Божий Суд: этот мост является символом синтеза всех ступеней восхождения. «Построим радугу связать ступени восхождения духа», «радуга есть символ синтеза восхождения». «Мост ведет к Нам… Только ликованием духа проходят мост сияющий».

Зороастр, как и Христос, тоже проповедовал совершенствование, обновление и преображение человека и мира. Напомним, что в иранской Авесте преображение (Фрашо-керети) дословно значит делание совершенным.

Пифагор учил свое братство совершенству.

Готама Будда, достигший высшей ступени совершенства и овладевший мудростью, передал свои знания ученикам и заповедал нести людям спасение.

Сократ призывал людей к совершенствованию.

Божественный Платон занимался вопросами нравственного совершенствования граждан и спасения человеческих душ.

Лао-Цзы и Конфуций учили совершенствованию.

Учителя марксизма-ленинизма уже на практике решали задачу воспитания нового, совершенного человека.

Учение Живой Этики призывает к дальнейшему совершенствованию: «Зачем вы живете? Чтобы познавать и совершенствоваться», «лишь для совершенствования духа мы здесь [в мире]», «в совершенствовании духа человек может уподобиться Силе Высшей» и т.д.

Как семь цветов радуги, как семь нот музыкальной гаммы, – семь ступеней восхождения к вершине духовного совершенствования. И так в каждом цикле: представьте себе винтовую лестницу, уходящую всё выше и выше; недаром советские художники-футуристы любили этот символ.

По сути, все религиозно-философские учения являются разными формами единого учения совершенствования.

Цель человечества – духовное совершенствование и восхождение к вершине эволюции, к высшему свету, высшему миру, где будет царить правда и справедливость. «О том, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте», – учил апостол (Фил.4:8).

И вместо того чтобы превозноситься своей младенческой верой, враждовать, ненавидеть и убивать друг друга, доказывая правоту своей веры силою оружия, человечеству давно пора заняться совершенствованием и справедливым переустройством мира, сознавая при этом, что все люди находятся на разных ступенях совершенствования, как бы учатся в разных классах – кто в младших, а кто в старших. И только закоренелые лентяи и двоечники не хотят переходить в старшие классы, да еще воюют со старшеклассниками и их Учителями. Но ведь младшим положено продвигаться за старшими, а не наоборот.

Древние мудрые наставники писали: «Божественное Писание побуждает свободную волю нашу стремиться к различным степеням совершенства, смотря по состоянию и мере духовных способностей каждого. Оно не могло предложить одинакового для всех венца совершенства, потому что не у всех одинаковы силы к достижению его или не все имеют одинаковое расположение и стремление к тому… Ибо иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе… И хотя все светила видятся на небе, но между светлостью солнца и луны, также денницы [Венеры] и прочих звезд различие большое» (Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. 1993. Одиннадцатое собеседование аввы Херемона (первое). Глава 12). Однако «из-за медлительности ленивых и нерадивых не должны останавливаться подвижные и ревностные, так как правильнее было бы, чтобы беспечные возбуждались впереди текущими, нежели чтобы поспешающие задерживались отстающими» (там же, Двадцать первое собеседование аввы Феоны (первое). Гл. 9).

Так и было в странах социализма: руководящая и направляющая роль принадлежала коммунистам, воспитывавшим нового, совершенного человека, а все конфессии имели возможность заниматься своей деятельностью, если только она не была деструктивной, направленной против строительства Нового Мира. Попытки же задержать эволюцию заканчиваются в конце концов тем, что она сметает преграду.

 

* * *

«Мы… ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда», – говорил апостол. «Новое небо» (т.е. новый духовный мир) и «новая земля» – это Новый Мир, в противоположность ветхому, старому миру.

Символом строящегося Нового Мира является Восходящее Солнце правды, изображенное на гербах социалистических стран. Оно знаменует утро Нового Мира – социализм, первую фазу коммунизма. Так что Апокалипсис начался еще в прошлом веке, с Великой Октябрьской социалистической революции, которая в Евангелии называется «жатвой земли» и «сжиганием плевел» – сынов лукавого. «Жатва есть кончина [лукавого, грешного] века» (см. Мф.13:39; Отк. 14:16). Ленин писал в 1905 году в работе «Что делать?»: «Наше дело теперь бороться с плевелами… Мы должны готовить жнецов, которые сумели бы и косить сегодняшние плевелы, и жать завтрашнюю пшеницу».

Но вершиной Апокалипсиса будет День Суда – День Христов, символом которого является палящее полуденное Солнце правды: «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день» (Мал.4:1). «Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву... так увядает богатый в путях своих» (Иак.1:9). Христос предупреждал: горе вам, богатые, не можете служить Богу и богатству.

Так что строительство социализма – это лишь утро человечества, подготовительный период к великому и страшному Дню Суда, когда ветхий мир будет сгорать как солома. Христос говорил: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!.. Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение» – на ветхих и новых людей.

Подготовить человечество ко Дню Суда, дать всем людям шанс спасения своих душ были призваны коммунисты, воспитывающие нового, совершенного человека. Марксистский «атеизм» есть лишь отвержение «иудейского, исключительно национального бога Яхве», который стал «мировым богом» и «духом христианских народов» («…Монотеизм… нашел свое уже готовое воплощение в иудейском, исключительно национальном боге Яхве». «Иудейство… дошло… до превращения прежнего исключительно национального бога Яхве в единственного бога, творца неба и земли… Так монотеистическая вульгарная философия встретилась с вульгарной религией, которая преподнесла ей единого бога в совершенно готовом виде». «Старый “единый и неделимый” [Яхве ] Иегова… из иудейского национального боже¬ства превратился в единого высочайшего бога неба и земли, кото¬рый претендует на господство над всеми народами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 20, с. 328–329; т. 1, с. 252; Энгельс Ф. К истории первоначального христианства). Но напомним, что Моральный кодекс строителей коммунизма есть сжатое изложение евангельских заповедей общинной жизни и что в Новом Завете Бог есть любовь между людьми – гуманизм. Нынешний же глобальный разгул либерализма (свободы греха!) – это «година искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Отк.3:10). Это время окончательного выбора каждого человека между спасением и погибелью.

Анна Ивановна БУСЕЛ

 

(Из работы «Апокалипсис, коммунизм и грех приватизации»,

http://www.hrist-commun.ru/commun_zhicly-2.html)