Главная       Дисклуб     Наверх  

 

 

РОССИЯ, КИТАЙ, СЕРДЦЕ АЗИИ И «ПУТЬ НЕБА»

 

Предисловие

Прежде чем человек будет в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством и т.д., ему надо есть, пить, иметь жилище и одеваться, словом, устроиться по-человечески, учили Маркс и Энгельс. Речь здесь идет об удовлетворении элементарных нужд человека. Христос тоже говорил о народах Земли: кто не позаботился о голодных, жаждущих, нагих, бездомных, больных, тот не сделал этого и Мне. И Сталин утверждал: «Социализм означает… уничтожение нищеты и лишений, организацию зажиточной и культурной жизни для всех членов общества… Задача ленинцев состоит в том, чтобы уничтожить бедность и поднять бедноту до зажиточной жизни» [1].

Однако за решением экономических и социальных проблем нельзя забывать о повышении уровня сознания людей, воспитании новых, высоконравственных, высокодуховных людей. Ленин всегда заботился о неуклонном просвещении, очищении, развитии, расширении, подъеме сознания масс. Иначе с «неуклонным повышением благосостояния народа» вместо нового общества получится обывательское общество потребления, которое сегодня усиленно насаждается либералами в бывших соцстранах.

Те же проблемы стоят сегодня и перед китайскими коммунистами, которые решают задачу построения среднезажиточного общества, или общества «малого процветания» (сяокян). Как пишут российские китаеведы, «для простого обывателя “малое процветание” сводится к самым простым вещам – квартира, зарплата, выращенные дети, спокойная старость, радость семьи – извечные ценности, естественные для всех народов». Однако «древние мыслители указывали и на то обстоятельство, что при достижении сяокан стабильность в обществе становится хрупкой… Во многих областях жизни общество начинает отходить от принципов Пути Неба [Дао]. Теряя Дао, общество сяокан утрачивает стержень развития, уклоняется в сторону от “правильного” пути, уходя в область разрушения… Сяокан теряет Дао, а если нет Дао – нет развития, всё сваливается в хаос, в развал Период “сяокан” для Китая опасен не только потерей результатов, достигнутых тяжёлой работой, лишениями народа.

“Потеря Дао – Пути Неба… не образное выражение, фиксирующее отход от выработанного курса, изменение или отказ от той или иной политики. В момент отката общества с уже достигнутых позиций происходит самое страшное – общество пересматривает систему морально-этических ценностей. Исходя из посыла, что при данных условиях эти ценности не сработали, значит, они неверны, общество бросается в поиск тех ценностей, того содержания, которое позволит обществу построить лучшее, более крепкое здание. И зачастую общество в своём поиске уходит далеко от исконных ценностей нации, идёт за ложными ориентирами. Такой процесс происходит и в Китае, и в России. Идеи социалистического общества в одном государстве не были воплощены, в другом, из-за перерождения верхушки власти, от неё отказались директивно. Но и тут, и там проблема явна и чётко понимаема специалистами – в обществе размываются основы морали и этики, начинает главенствовать принцип “ради цели можно всё”. А там, где нет морали, этики, нет ограничений, нет сдерживающих факторов, уже два поколения в КНР растут в обстановке погони за прибылью, за богатством. Если третье поколение вырастет в этом же ключе, всё, что составляло гордость и культурную самобытность этноса, будет потеряно, будет обменено на материальные фетиши либерализма. Поэтому срочность в привнесении новой мечты, изменения сознания особо важна. Как важен и качественно иной уровень изменений. Старая социалистическая система морально-этических ценностей в Китае разрушена, новой системе ещё только предстоит сформироваться… В период отката… ведётся поиск новой идеи, новой духовной движущей силы (ибо жизни без Духа нет)…» [2].

В свою очередь, среди российских ученых, – видимо, под влиянием «небополитиков», – раздаются голоса, что Россия, увлекшись делением на «правых» и «левых», потеряла «вертикальную связь с Небом». Это спорное заявление. Во-первых, еще Христос говорил о разделении на правых и левых накануне Суда: одних Он поставит по правую руку свою, а других – по левую. Во-вторых, «Небо» в религиозных учениях означает духовный мир, который имеет разные уровни духовности – от самых низших до высших. Отсюда множественное «небеса» и, кстати, древнее название Китая: «Поднебесная». Так что и «правые», и «левые» имеют свои уровни духовности.

Что же значит китайский термин Дао – Путь Неба? В современных философских словарях и энциклопедиях однозначного определения этого термина нет. Потому скажем пока кратко: Небесный Путь Дао (или Тао) – это спиральный путь эволюции духа. Подробно же этот вопрос мы разберем чуть далее.

А сначала о том, что и для Китая, и для России взамен социалистической системы морально-этических ценностей предлагаются ценности авраамических религий: иудаизма, христианства (вернее, иудеохристианства) и ислама, исповедующих иудейский монотеизм. (К авраамическим религиям следует отнести и сиономасонство – самую могущественную конфессию сильных мира сего, насаждающую в мире капитализм и либерализм – свободу греха.)

Так, в Википедии сообщается, что «в середине XII века… в Китай прибыли еврейские переселенцы. Они подарили императору Ветхий Завет, который на китайском был назван «даоцзин» (книга Пути) и «чжэнцзин» (книга Истины)». Таким образом, «Книга Пути» стала «обозначением Ветхого Завета, Торы в XII веке».

Тора – это закон Моисеев, который лежит и в основе Корана. В Википедии сказано также, что «концепция Дао… была использована и продолжает успешно использоваться для адаптации и переформулировки идей ислама для китайского мира и наоборот – концепций китайского мира на базе исламского мировоззрения». Кроме того, «в наше время, в связи с распространением в Китае православной и христианской [3] веры, понятие Дао имеет огромное значение и вовсю используется для перевода богослужебных текстов на китайский язык и адаптации христианских богословских концепций под мировоззрение восточного читателя».

Но, во-первых, Тора (Закон Моисеев) и Ветхий Завет были даны иудейским богом, которого Христос называл «диаволом» и говорил: «Он не устоял в истине, ибо нет в нем истины… он лжец и отец лжи… Я истину говорю», «Я есть путь и Истина». «Истина во Христе», как сказано в Евангелии (Ин.8:44-45; Ин.14:6; Еф.4:21). Так что Ветхий Завет – это отнюдь не «книга Истины», а «вечный» Моисеев закон – не «книга Пути», а, напротив, преграда на пути дальнейшей эволюции. Во-вторых, есть два Христа – истинный и ложный. Апостолы призвали познать истинного Бога и истинного Христа (1Ин.5:20). В зависимости от того, как толковать Евангелие, по ветхой букве или по духу Нового Завета, есть и два Евангелия – Христа и Антихриста. Апостол писал: «Боюсь… если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие [Евангелие], которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому» (2Кор.11:3). Но где уж китайцам, не искушенным в «сатанинских глубинах» [4] Библии, разобраться в тайне

 беззакония, тайне Христовой, тайне Евангелия и других тайнах [5], понять, где истинный Христос, а где – ложный и в чем заключается евангельский дух заблуждения, посланный тем, кто возлюбил ложь, о чем предупреждали Апостолы [6]. Ведь даже за две тысячи лет сами христиане не разобрались в этом. Для них кровожадный иудейский бог-человекоубийца есть «бог истинный» [7]. Они не понимают, почему в то время как Апостолы утверждали, что Христос упразднил, уничтожил, отменил Ветхий Завет и Моисеев закон, богословы учат, будто Христос «обновил» Ветхий Завет, «подтвердил» Моисеев закон («Иисус Христос подтверждает Закон Моисеев», – заявлял протоиерей И. Восторгов. «Яхве [Иегова] – Бог и Отец всех, все мы дети Ветхого Завета Его на Синае, который в Новом Завете обновлен Христом… Полнота христианства есть иудейство», – говорил Патриарх РПЦ Алексий II. И т.д. и т.п.)

Христиане также не могут ответить, почему Христос говорил ученикам, что «Царство Божие внутри вас есть», а богословы утверждают, что Царство Божие на земле невозможно, а только за гробом, на небе, и т.д. [8]. Как не разобрались они и в том, почему, собственно, их самих духовенство называет «сынами Авраама», представляя это так, будто принадлежность к иудеям и «упокоение на лоне Авраама» после смерти есть вершина блаженства.

 То же самое относится и к мусульманскому миру, где действует та же тайна беззакония, и мусульмане обязаны знать не только Коран, но также Ветхий Завет и Евангелие как источники, предшествующие Корану, не говоря уже о других религиозно-философских учениях. Однако этих знаний у них нет, а есть война «правоверных» фанатиков против «неверных» иноверцев, питаемая религиозным невежеством. Фанатичные воинствующие исламисты – постоянный очаг напряженности среди людей иной веры во все времена. Как писала Е. Рерих в 1947 году: «Безобразно начал мусульманский мир свою новую ступень в Индии. Жестокостью, алчностью и несправедливостью не завоевать мира [между людьми], не утвердиться на эволюции». «Фанатизм мусульман всё нарастает, и с неослабевающей яростью. Район за районом, город за городом грабятся, сжигаются, и их обитатели, в основном индусы, вырезаются с неслыханной жестокостью или изгоняются из своих жилищ, лишенные имущества. Тысячи людей живут в лагерях и в джунглях... Ясно одно – если не будут приняты разумные и жесткие меры, чтобы остановить религиозный фанатизм, Индию ожидают ужасные кровопролития» (из письма 5.47). То же самое творится и сейчас по всей планете. Но одними жесткими мерами воинствующих фанатиков не остановить, нужна борьба с религиозным невежеством, религиозное просвещение.

Вернемся к историческому христианству. В свое время Маркс писал, что богом еврейской религии являются деньги – капитал и что лукавый дух еврейства, дух капитала, стал также духом христианских народов, христианство превратилось в еврейство, стало «религией частной собственности», «религией капитала», а некогда племенной бог иудеев стал мировым богом. Тем, кто не знает истории христианства и впервые читает Евангелие, в это трудно поверить. Ведь оно осуждает служение мамоне – богатству: «Горе вам, богатые!»; «Не можете служить Богу и мамоне», «сребролюбие есть корень всех зол»; «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие»; «не богатые ли… бесславят доброе имя, которым вы называетесь [христиане]? (…) Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни… Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания»; «Ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг»; «Стяжатель не имеет наследия в царстве Христа и Бога». «Вы знаете… что Он [Христос], будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою…». И т.д. [9].

Но есть миллионы так называемых христиан, которые уверены в том, что учение Христа есть капитализм. Приведем еще раз слова американского протестанта Гэри Норта, автора книги «Синайская стратегия: экономика и десять заповедей»: «Общество, в котором не соблюдаются основные требования десяти заповедей [Ветхого Завета], никогда не сможет построить капиталистическую экономическую систему и добиться экономического роста и тех благ, которые способен принести лишь капитализм… поскольку частная собственность является основой христианской социальной структуры».

Протестанты откровенно апеллируют к Ветхому Завету и на этом основании заявляют, что богатство «богоугодно». Хотя в Евангелии множество раз утверждается, что Христос отменил, упразднил, уничтожил Ветхий Завет и Моисеев закон:

«[Моисеев] закон… дан до времени пришествия… [Христа]… Закон был для нас [иудеев] детоводителем ко Христу… мы уже не под руководством детоводителя» (Гал.3:19). «Конец [Моисеева] закона – Христос» (Рим.9:31-10:4). «Истребив учением бывшее о нас [иудеях] рукописание, которое было против нас, Он [Христос] взял его и пригвоздил к кресту» (Кол.2:14). «Он… упразднил… [Моисеев] закон заповедей [Своим] учением…» (Кол.2:15). «Необходимо быть перемене закона… Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо [Моисеев] закон ничего не довел до совершенства… Лучшего Завета поручителем сделался Иисус… Слово клятвенное, после [Моисеева] закона, поставило Сына, на веки совершенного… Он ходатай Завета, который утвержден на лучших обетованиях. Ибо, если бы первый Завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк… говоря “новый [Завет]”, показал ветхость первого [Ветхого Завета]; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евреям 8:6). «Христос… отменяет первое, чтобы постановить второе» (Евр.10:9). «Древнее прошло, теперь всё новое» (2Кор.5:17). «Ныне, умерши для [Моисеева] закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве…» (Рим.7:6) «Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от [Моисеева] закона греха и смерти» (Рим.8:2). «Христос искупил нас от клятвы [Моисеева] закона…» (Гал.3:13). «Вы не под [Моисеевым] законом, но под благодатью [Нового Завета]» (Рим.6:14). Апостолы называют Моисеев закон «иудейским», данным «по причине преступлений», «законом, положенным не для праведников, а для грешников», «законом, рождающим в рабство», «законом заповеди плотской», «немощными и бедными вещественными [материальными!] началами мира», «законом греха и смерти», «смертоносными буквами, начертанными на камнях» и т.д. Однако протестантизм тиражирует ложь: «Иисус проповедовал Закон Моисеев… Иисус Христос не  отменял Ветхий Завет (Моисеев закон)… Апостолы не отменяли Ветхий Завет (Моисеев Закон)… Необходимость исполнения христианами заповедей Ветхого Завета признана в своих официальных документах всеми традиционными христианскими церквями – православными, католиками и протестантами!.. Иисус не отменил ни одной заповеди [Моисеева] закона… Сама идея отмены ветхозаветной морали абсурдна и аморальна в принципе… Все заповеди Моисеева Закона в принципе не могут устареть или быть отмененными… Нигде в Новом Завете не говорится об отмене морали Моисеева Закона Библии» (Миссионерский прорыв – прикладное богословие для спасения России, http://protestantism.ru/ – Библейский взгляд на мир – Протестантизм.ру.).

То же самое твердят и православные богословы: «Синайские заповеди даны были на вечные времена» (Полный православный богословский энциклопедический словарь, ст. «Заповеди Моисеевы»). «По христианскому учению, право собственности священно» (профессор-протоиерей Е. Аквилонов). «По учению Христа, частная собственность… законное достояние» (профессор-протоиерей Н. Стеллецкий). «Христос подтверждает Моисеев закон и, в частности, десятословие, а десятословие охраняет частную собственность… “не пожелай… дома ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни всякого скота его…” Слова эти как бы нарочно направлены против социализма и его вожделений… Христос Спаситель не отвергал права собственности» (протоиерей И. Восторгов). «Церковь призывает христиан воспринимать собственность как дар Божий… Священное Писание признает право человека на собственность и осуждает посягательство на нее. В двух из десяти заповедей [ветхого Моисеева] Десятисловия прямо сказано об этом: не кради… Не желай дома ближнего твоего… ни поля его, ни раба его, ни рабыни… В Священном Писании не содержится порицания богатства как такового. Состоятельными людьми были Авраам и ветхозаветные патриархи, праведный Иов, Никодим [один из фарисеев и начальников Иудейских. – А.Б.] и Иосиф Аримафейский [знаменитый член совета первосвященников, книжников и старейшин иудейского народа. А.Б.]», – сказано в «Основах социальной концепции Русской православной церкви» (2001 г., гл. VII).

И в «Катехизисе Католической церкви» (2001 г.) утверждается: 

«Седьмая заповедь [ветхого Моисеева Десятословия]… требует также, ввиду общего блага, уважения к праву частной собственности… Даже содействие общему благу требует уважения к частной собственности, праву на нее... Собственность на определенное благо делает обладателя его управляющим, поставленным Провидением, для того, чтобы благо это приносило плоды, и другие люди, прежде всего ближние, имели от них пользу… Система, которая “игнорирует фундаментальные права личности или групп людей, принося их в жертву коллективной организации производства”, противоречит достоинству человека… Церковь отвергла атеистические и тоталитарные идеологии, в наше время ассоциирующиеся с “коммунизмом” или с “социализмом”».

Как видим, церкви единогласно оправдывают ветхим Моисеевым законом право частной собственности и богатство. Как говорил Энгельс, «собственность возводится на трон, деньги становятся властелином мира».

Но ведь в Евангелии сказано: «Если [Моисеевым] законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал.2:21), «вы, оправдывающие себя [Моисеевым] законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал. 2:16; 5:4).

Такое «христианство» совершенно противоположно учению Нового Завета, данного Христом. Тем не менее таких «христиан» большинство. И есть большая опасность того, что такая трактовка христианства, а также трактовка Ветхого Завета как «книги Истины» и «книги Пути», вполне может устроить китайских олигархов и стать сетью для китайцев. Как устроили российских «приватизаторов» десять заповедей Ветхого Завета, освящающих частную собственность и рабовладение, которые преподнесло им авраамическое духовенство под видом новозаветного закона Христова, тем самым благословив буржуазную «перестройку» и разрушение социализма в России: «Новая власть обещает народу приватизацию собственности… Это благое и богоугодное дело» [10]. И не с подачи ли авраамического духовенства в Китае в 2004 году тоже внесена поправка в Конституцию КНР, объявляющая частную собственность «неприкосновенной»? Если в сети ревнивого бога Израилева угодят еще и многомиллионные китайцы (а по данным руководителя государственного религиозного бюро Йе Сяовэня, в конце 2006 года число христиан в Китае достигло 130 млн человек [11], и в основном это католики и протестанты, не говоря уже о мусульманах, которых, по разным оценкам, сейчас насчитывается от 19,5 до 29 миллионов), то действительно сбудется мечта некогда племенного бога иудеев: «Богом всей земли назовется он». Но мира, правды и справедливости на такой земле уже не будет.

А ведь Китай – страна древнейшей философии, которая является сокровищем Истины и глубочайшей мудрости. И Христово учение здесь было известно еще с древнейших времен. Разумеется, речь идет об истинном учении Христа, а не об учении догматического богословия. Так что не учить, а учиться надо богословам авраамических религий у древних китайских философов тому, что есть Путь Истины.

 

УЧЕНИЯ КОНФУЦИЯ И ХРИСТА

Конфуция можно назвать «китайским Христом» – в учениях этих двух великих учителей есть много общего, хотя Конфуций (551–479 гг. до н.э.) жил на полвека раньше Христа (впрочем, конфуцианство стало окончательно государственной идеологией в Китае лишь в I веке). Как и Христос, Конфуций был из царского рода, но его семья тоже уравнялась с простым народом. Оба учителя нищими ходили с учениками и проповедовали среди народа учение о морально-нравственном совершенствовании, основанное на взаимной любви между людьми – человеколюбии, или гуманности (кит. «жэнь»). Разница лишь в том, что в Китае учение совершенствования было известно еще в глубокой древности и Конфуций не подвергался смертельной опасности, в отличие от Христа, проповедовавшего среди иудеев. По этой причине Христу приходилось вести себя осмотрительно, часто прибегать к намекам, притчам, загадкам и говорить по сознанию иудеев, чтобы они прежде времени не растерзали Его, пришедшего упразднить ветхий Моисеев закон и дать Новый Завет. Ибо иудеи следовали заповедям Иеговы: «отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью» (Евр.10:28), «пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти» (Вт.18:20), и др. в том же духе. И чтобы усыпить внимание иудеев, не вызвать преждевременных подозрений и отвести их сомнения, Иисус в первой, Нагорной проповеди перед ними сказал, что Он пришел «не нарушить, а исполнить закон и пророков» (Мф.6:17). Однако что значат эти слова?

Дело в том, что термин «Моисеев закон» имеет два значения:

1. Закон Моисеев как моральные и религиозные нормы Израиля. В этом значении ветхий Моисеев закон упразднен Христом: «Вы слышали, что сказано древним [в Ветхом Завете]: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому… Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших» и т.д.

2. Закон Моисеев как писание Пятикнижия Моисеева – первых пяти книг Ветхого Завета (Торы), содержащих предсказания о Христе. Как сказано в Библейском словаре, «Моисеево Пятикнижие, или закон, состоит из пяти книг, написанных Моисеем. Книги эти суть следующие: Бытие… Исход… Левит… Числа… Второзаконие… Сам Иисус Христос дал Пятикнижию общее название «закона Моисеева» [12]. Он говорил: «Надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в законе Моисеевом и в пророках и в псалмах» (Лк. 24:44), «Моисей писал обо Мне» (Ин.5:46), «исследуйте Писания… они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39). В этом значении Христос «пришел не нарушить закон и пророков, но исполнить». В Евангелии то и дело повторяется: «Да сбудется Писание», «да сбудется реченное через пророка», да сбудутся писания пророков», «должно исполниться на Мне и сему написанному», «ныне исполнилось писание сие», «жители Иерусалима и начальники их исполнили всё, написанное о Нём». И т.д. Этот же смысл имеют и слова Апостола Павла: «Ныне, независимо от [Моисеева] закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки… Где же то, чем бы хвалиться? Уничтожено… законом веры [Христовым]… Итак, мы уничтожаем закон [Моисеев] верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим.3:21-31). Что значит «мы закон утверждаем», ясно также из следующего контекста: «Павел созвал знатнейших из иудеев... И он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков» (Деян.28:17). В то же время Павел неустанно твердил в Посланиях, что Христос «отменил», «упразднил», «уничтожил» Моисеев закон и Ветхий Завет.

Двойственность термина «Моисеев закон» и подмена одного значения другим позволяла Христу и Апостолам усыплять внимание иудеев, отводить их сомнения и подозрения, чтобы иметь возможность проповедовать Новый Завет. Итак, из Евангелия следует, что Христос Своим учением упразднил религиозные и морально-нравственные нормы Моисеева закона, но исполнил всё, написанное о Нём в Мосеевом законе и пророках. И «мы [Моисеев] закон утверждаем» как первую часть Библии, содержащую провозвестие о Христе, без которого невозможно постичь библейские тайны и понять то, о чем говорится в Евангелии. Но толковать по внешней ветхой букве слова «Я пришел исполнить закон и пророков» и «мы закон утверждаем» как «обновление», «утверждение» морально-нравственных норм Моисеева закона и их «вечности» – это величайшее заблуждение. Но, как предсказано в Евангелии, «пошлет Бог действие заблуждения» тем, кто не принял истины, так что они будут верить лжи.  

* * *

Философию Конфуция изучали и изучают в Китае, а также в Японии, Корее, Сингапуре. Но традиционно в Китае сплетаются конфуцианство, даосизм и буддизм. В средние века они составили религиозно-философскую триаду «сань цзяо» («три учения»), определявшую китайскую идеологию до XX века, когда Китай воспринял идеологию марксизма-ленинизма. Одно время китайские коммунисты называли современное конфуцианство реакционным. Многие и до них утверждали, что «Конфуций учил нас смотреть лишь назад, на мертвых, как на пример для нас». Н.К. Рерих писал по этому поводу: «И нам не раз приходилось слышать умаления древних философов именно с упоминанием Конфуция. Но, в конце концов, который же из заветов Конфуция запрещал мыслить о совершенствовании, о будущем? Если кто-то изуверски извращал смысл его указаний, то об этом можно лишь сожалеть, но не умалять великого мыслителя Конфуция». В конце 1970-х годов конфуцианство начало возрождаться, и сейчас наряду с марксизмом-ленинизмом играет важную роль в духовной жизни Китая. Надо только очистить его основы.

Конфуций, как и Христос, не оставил своего учения в письменном виде, так что судить о нем можно также лишь по записям ближайших учеников.

Единственным письменным документом, представляющим в настоящее время идеи самого Конфуция, большинство ученых считает сборник «Бесед и высказываний» («Лунь Юй»). Этот сборник был составлен уже после смерти Конфуция его учениками из школьных записей [13]. Разумеется, многолетнее учительство Конфуция (он умер в 73 года) далеко не исчерпывалось тем, что изложено в этом сборнике, так что мы не знаем полностью всех заповедей Конфуция. Но даже этого достаточно, чтобы увидеть удивительное родство учений Конфуция и Христа. Разумеется, излагать здесь полностью оба учения не имеет смысла. Но будет весьма полезно сравнить их основные положения. Это поможет очистить их основы от позднейших искажений и лжетолкований, а также восполнить оба учения (ибо то, что записано отдельными учениками, составляет лишь малую часть этих учений).

Итак, начнем с учения Конфуция, изложенного в «Беседах и высказываниях».

 

1. О взаимной любви между людьми – человеколюбии (гуманности)

Учитель Конфуций сказал: «Тот, кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла» (4:4). «Фань Чи спросил о человеколюбии. Учитель ответил: это значит любить людей» (12: 22) «Цзы-гун [14] спросил: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе» (15:23). «Чжун-гун спросил о человеколюбии. Учитель ответил: «Вне своего дома относись к людям так, словно принимаешь дорогих гостей... Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве, и в семье к тебе не будут чувствовать вражды» (12:2). «Если благородный [совершенный] муж утратит человеколюбие, то можно ли считать его благородным [совершенным] мужем?.. Он должен следовать человеколюбию, даже терпя неудачи» (4:5).

«Пять [качеств] человеколюбивого [гуманного] человека: почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта» (17:6). «Человеколюбивый [гуманный] человек – это тот, кто, стремясь укрепить себя [на правильном пути], помогает в этом и другим, стремясь добиться лучшего осуществления дел, помогает в этом и другим. Когда [человек] в состоянии руководствоваться примерами, взятыми из его непосредственной практики, это можно назвать способом осуществления человеколюбия» (6:28).

Взаимную любовь между людьми проповедовал и Христос: «Любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга… Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин.13:34; 15:12,17). «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон [Христов]… Любовь есть исполнение закона» (Рим.13:8) «Любовью служите друг другу. Ибо весь закон [Христов] в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:13) и др. По учению Евангелия, «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4:16). Так что Бог у Христа и Конфуция тоже один и тот же. Но это не кровожадный иудейский бог Яхве-Иегова, которого Христос назвал «человекоубийцею». Однако христианские миссионеры, для которых Иегова есть истинный бог, называют конфуцианство «атеизмом». То же самое говорили иудейские священники о Христе: «Не от Бога [то есть Иеговы] этот Человек». Добавим, что и учение марксизма-ленинизма есть также гуманизм (человеколюбие), так что и оно далеко не «безбожное», хотя тоже называется «атеистическим». Но, как писал Энгельс, настоящими атеистами являются не марксисты, а их христианские противники – своим невниманием к развитию человека и обрывающие течение истории. Маркс: «[наш] атеизм есть гуманизм, опосредованный с самим собой путем снятия религии» (т. 42, с. 169). Но под религией подразумевается иудейский монотеизм, так как Маркс и Энгельс определили бога как «иудейского, исключительно национального бога Яхве» [15]. Напомним, что идейным источником самого марксизма является так называемый утопический  коммунизм, восходящий к общинному христианству и платонизму.

 

2. О совершенствовании человека и божественной мудрости

По учению Конфуция, совершенный человек, во-первых, человеколюбив. Так, «Цзы-гун спросил: «Что можно сказать о человеке, делающем добро людям и способном оказывать помощь народу? Можно ли назвать его человеколюбивым?» Учитель ответил: «Почему только человеколюбивым? Не следует ли назвать его совершенномудрым?» (6:28). Также «совершенным человеком можно назвать того, кто предпочитает долг выгоде, рискует жизнью, столкнувшись с опасностью, помнит о своем обещании даже в трудные времена» (14:13). Совершенный человек «умерен в еде, не стремится к удобству в жилье, расторопен в делах, сдержан в речах» (1:14); он «помогает нуждающимся, но не обогащает богатых» (6:3); «не зазнается» 13:26); «стыдится, когда его слова расходятся с поступками» (14:27). Он «в словах искренен и правдив, в поступках честен и почтителен» (15:5); «ко всему подходит в соответствии с долгом... в словах скромен, в поступках правдив» (15:17); «поступает так, как велит долг» (4:10); «помнит о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу» (16:10). Он «думает о правильном Пути [совершенствования] и не думает о еде… беспокоится о правильном Пути и не беспокоится о бедности» (15:31); «тверд, но не упрям» (15:36); «на службе у правителя думает прежде о своем деле, а потом уже о своем жалованье» (15:37) и т.д.

Совершенный человек учится древней мудрости: «Благородный [совершенный] муж... чтобы усовершенствовать себя, сближается с людьми, обладающими правильными [моральными] принципами, о нем можно сказать, что он любит учиться» (1:14). Когда однажды правитель стал расспрашивать Конфуция о том, кого можно считать ученым, Учитель сказал: «…Ученый не дорожит золотом и драгоценными камнями. Его богатство – мудрость, его сокровище – верность. Живет ученый не во дворце, его дом – из глины, ворота бамбуковые, калитка камышовая. Домашние его выходят за ворота по очереди, ибо у них одно нарядное платье на всех. Едят они не каждый день. Ученый живет со своими современниками, но сверяет поступки с древними [мудрецами]. Путь [совершенствования], проложенный им, – ступень для будущих поколений. Если доверить ему богатство – он не изменит своему долгу ради выгоды. Если угрожать оружием – не уступит даже перед лицом смерти. Его можно убить, но нельзя опозорить» [16].

По учению Христа, «любовь [человека к человеку] есть совокупность совершенства» (Кол.3:14). Богачу, уверенному о себе, что он любит ближнего, Христос говорит: «Одного тебе недостает: если хочешь быть совершенным, продай имение твое и раздай нищим [в общину], и последуй за Мною» (Мф.19:19-22). Сам Христос «будучи богат, обнищал ради вас [братия], дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9). Учитель Христос является «навеки совершенным», и верующие призваны возрастать «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13). Возрастать в совершенного человека – значит прежде всего «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф.4:20). «Удалитесь от господствующего в мире растления похотью… покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2Петр.1:4-7). Христос, обладавший чудесными способностями, говорил ученикам: усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лк.6:40). Итак, «усовершайтесь» (2Кор. 13:11), «поспешим к совершенству» (Евр.6:1), «о сем-то и молимся, о вашем совершенстве» (2Кор.13:9), «будьте совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1:4) и т.д. Совершенным из верующих доверяется божественная мудрость. В Евангелии сказано: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал… Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Божии…» (1Кор.2:6-13). То же значит в китайской философии и эпитет «совершенномудрый» («шэн жэнь») – человек, постигший божественную мудрость

 
 
 
Анна Ивановна БУСЕЛ 
 
Продолжение следует.

 

_________________________

1. Сталин И.В. Соч., т. 13, с. 349–360.

2. Регентов Д., Девятов А. Сакральная сторона китайской политики (хуньлуань – сяокян – датун). Интернет.

3. Какой же веры в таком случае был сам Христос и Апостолы – христианской или православной?

4. Евангелие, Отк.2:24.

5. Там же, 2Тим.7:2; Кол.4:3-4; Еф.6:18-20; Кол.2:1-3; Ефес.1:16-17; Еф. 1:3-9; Кол.1:9-10; Еф.4:13-14; Фил.3:8; 2Петр.3:17-18 и др.

6. Там же, 2Тим.2:3-12; Еф.3:4; Ин.5:20.

7. Полный православный богословский энциклопедический словарь, ст. «Бог»: «Яхве, Иегова… употребляется постоянно об истинном Боге, Боге народа израильского». Ст. «Иегова»: «…Он владыка и хранитель нравственного миропорядка, судящий как действия, так и сокровенные мысли и чувства людей. Это значение имени Иегова проходит через весь Ветхий Завет».

8. Хотя Адам и Ева наслаждались раем на земле, не так ли?

9. 1Тим.6:10; Лк.6:24; Мф.6:24; Мф.13:22; Мф.19:24; Иак.2:5; 5:1; 2Кор.8:9; Отк.3:17; Еф.5:5 и др.

10. Митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Иоанн. Газета «Русский Вестник», 1992.

11. «Христианство в Китае», Википедия.

12. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. М., 1891.

13. По традиции считается, что после смерти Конфуция его ученики собрались, сверили свои записи сказанного им и составили из них эту книгу. Слова типа «Цзы-гун сказал» могут означать, что данная запись есть только у этого ученика.

14. Цзы-гун – один из самых выдающихся учеников Конфуция и последователь его учения.

15. «Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые пестрые и разнообразные олицетворения… Но вскоре, наряду с силами природы, вступают в действие также и общественные силы… Фантастические образы... приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил. На дальнейшей ступени развития вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего бога, который, в свою очередь, является отражением абстрактного человека. Так возник монотеизм, который… нашел свое уже готовое воплощение в иудейском, исключительно национальном боге Яхве». «Иудейство… дошло… до превращения прежнего исключительно национального бога Яхве в единственного бога, творца неба и земли… Так монотеистическая вульгарная философия встретилась с вульгарной религией, которая преподнесла ей единого бога в совершенно готовом виде». «Старый “единый и неделимый” [Яхве ] Иегова… из иудейского национального божества превратился в единого высочайшего бога неба и земли, который претендует на господство над всеми народами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 20, с. 328–329; т. 1, с. 252; Энгельс Ф. «К истории первоначального христианства»).

16. Это изречение Конфуция приведено в учебнике «История Древнего мира», М., 1995.