Главная       Дисклуб     Наверх  

 

О ПРОМЕТЕЕ И НОВОЙ ИДЕОЛОГИИ

 Извлечения из «Тайной Доктрины» Елены Петровны БЛАВАТСКОЙ:

«Человек не должен быть подобен одному из нас [по бессмертию]», говорят [низшие] Боги Создатели, которым было доверено сложить низшего животного человека (См. Книгу Бытия: «И создал Господь Бог [Иегова] человека из праха земного… И сказал змей жене: знает Бог, что в день, в который вы вкусите их [плодов с запрещенного дерева], откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло… Жена взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел… И сказал Господь Бог [Иегова]: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы он… не стал жить вечно». – А.Б.]. [Эти низшие Создатели] не могли дать человеку ту сокровенную священную искру, которая горит и развивается в цветок человеческого разума и самосознания, ибо они не имели ее, чтобы дать. Это было предоставлено тому Классу Дэв, именно тем, которые не имели никакого касания к физическому телу, но всецело к чисто духовному человеку, символом которых в Греции был Прометей.

Каждый Класс Создателей одаряет человека тем, что он должен дать: один строит его внешнюю форму; другой дает ему свое естество, которое позднее становится Человеческим Высшим Я, благодаря личным усилиям индивида; но они не могли сделать людей такими, какими они были сами – совершенными, ибо без греха… Человечеству, «земному и от Земли», не было суждено быть созданными Ангелами от Первичного Божественного Дыхания… они отказались создавать, и человек должен был быть оформлен более материальными создателями [Несмотря на все свои усилия, направленные против этого, христианское богословие, принявшее тяжелое бремя еврейского эзотерического описания человека, понимаемого им дословно, не может найти никакого разумного извинения для своего «Бога-Творца», который создает человека, лишенным разума и чувств, так же, как оно не может оправдать наказание за поступок, в котором Адам и Ева могут считать себя неповинными. Ибо если допустить, что эта чета не ведала ничего о добре и зле до вкушения запрещенного плода, то как можно было ожидать, что они будут знать, что непослушание является злом? Если первичный человек был осужден оставаться существом полуразумным или, вернее, неразумным, то создание его являлось бесцельным и даже жестоким, если оно было созданием всеведающего и совершенного Бога. Но даже в самой Книге Бытия Адам и Ева явлены как созданные Группою низших божественных Элохимов, которые настолько ревниво относились к своим личным преимуществам сознательных и разумных существ, что они не хотят допустить, чтобы человек стал «одним из нас». Это ясно даже из мертвой буквы Библии. Потому гностики были правы, рассматривая еврейского Бога, как принадлежавшего к группе более низких материальных и не очень святых обитателей Невидимого Мира.], которые, в свою очередь, могли дать лишь то, что было присуще их собственной природе и не более…

Как это изложено в научном труде Кинга «Gnostics and their Remains» об Ильда-Баофе, которого некоторые секты считали Богом Моисея:

«Ильда-Баоф был далек от того, чтобы быть чистым духом: честолюбие и гордость преобладали в его природе… С помощью своих Шести Духов он создал человека, намереваясь сделать его подобием своей мощи; но это ему совершенно не удалось, его человек оказался огромным, бездушным чудовищем, ползающим по Земле. Шесть Духов вынуждены были снова представить свою работу Отцу своему, чтобы он оживил их. Он сделал это, передав Луч Божественного Света… Человек… последовал импульсу Божественного Света… и начал выявлять не образ своего создателя Ильда-Баофа, но скорее образ Высочайшего Существа, «Предвечного Человека». Видя, что он создал существо, превосходящее его самого, Демиург [Ильда-Баоф] исполнился ярости и зависти. Его образ, насыщенный страстями, отразился в Бездне, как в зеркале; отображение оживотворилось, и из него восстал «Сатана в виде Змия», Офиоморфоса, воплощения зависти и лукавства» (Op. cit., стр. 97–98. Второе издание, 1887).

Таково экзотерическое изложение гностиков, и аллегория эта, хотя и будучи сектантской передачей, все же изобразительна и кажется жизненно правдивой. Это есть естественный вывод из текста главы III в Книге Бытия, если понимать его буквально.

Отсюда аллегория о Прометее, похитившем Божественный Огонь, чтобы дать людям возможность сознательно следовать по пути Духовной Эволюции, преобразив таким образом самых совершенных животных на Земле в потенциального Бога, дав ему свободу «силою захватить царство Небесное». Отсюда же и проклятие Прометея Зевсом...

Интеллектуальная эволюция, прогрессируя бок о бок с физической, конечно, была проклятием вместо благословения – дар, ускоренный «Владыками Мудрости», которые излили на человеческий Манас [Ум] свежую росу своего собственного Духа и Природы. Божественный Титан, таким образом, напрасно пострадал; и можно даже посетовать о дарованном им человечеству благодеянии и пожалеть о тех днях, которые так изобразительно описаны Эсхилом в его «Закованном Прометее», когда в конце первого Титанического Века (Века, последовавшего за веком эфирообразного человека, века благочестивого Канду и Прамлоча), нарождающееся физическое человечество, все еще лишенное разума и (физиологически) бесчувственное, описано как «видя, видели тщетно; Слыша, не слышали, но как в сновидениях Смешали все сущее случайно, в течение времени долгого».

Наши Спасители, Агнишватта и другие «Сыны Пламени Мудрости» – олицетворенные греками в Прометее – могут оставаться непризнанными и в забвении, в силу несправедливости человеческого сердца. Они могут, из-за нашего неведения истины, быть косвенно проклинаемы за дар Пандоры; но оказаться возвещенными и утвержденными устами священства, как Злобные Существа, слишком тяжкая Карма для «Него» [Прометея], кто, когда Зевс «яро желал» погубить всю человеческую расу», «дерзнул один» спасти эту «смертную расу» от гибели, говоря словами, вложенными в уста этого страдающего Титана:

«От опасности низвержения во мрак Гадеса.

За это сгибаюсь под тяжестью мучений жестоких,

Столь тяжких претерпеть, столь жалкий видом,

Я, кто смертным так сострадал…»

Хор с большим основанием замечает:

«Велик тот дар, тобою данный смертным!»

Прометей отвечает:

«Да, больше того, я был тот, кто дал им огонь».

Хор: «Но твари преходящие, имеют ли они теперь огонь пламенно-зоркий?»

Пром.: «Да, благодаря ему они вполне поймут величие искусств…»

(В книге Анны Суонуик «Драмы Эсхила» сказано о «Закованном Прометее» («Классич. Библиот. в Боне», стр. 334), что Прометей действительно представлен как «подвижник и благодетель человечества, положение которого описано слабым и бедственным до крайности… Зевс, как сказано, предложил уничтожить этих жалких эфемерных существ и населить Землю вместо них новою расою». В Станцах мы видим, что Владыки Бытия поступили так же и уничтожили первые произведения Природы и Моря. Прометей является нарушителем этого замысла, и, вследствие этого, он должен был принять на себя ради спасения смертных самые ужасные муки, на которые он был осужден неумолимой жестокостью Зевса. Таким образом, мы видим Титана, символа конечного разума и свободной воли (человеческого интеллекта или высшего аспекта Манаса), представленного, как высочайшего филантропа, тогда как Зевс, «Высочайшее Божество» Эллады, изображен в виде жестокого и неумолимого деспота, характер особенно неприемлемый для чувств афинян. Причина этого объяснена в дальнейшем. «Высочайшее Божество» вмещает в каждом древнем Пантеоне – включая и пантеон евреев – двойственный характер, состоящий из Света и Тени.)

Но, вместе с искусствами, полученный «огонь» превратился в величайшее проклятие; животное начало и сознание обладания им изменили временный инстинкт в хронический анимализм и чувственность. [Животный Мир, руководимый лишь инстинктом, имеет свои периоды размножения, в остальное время года пол нейтрализуется. Потому свободное животное знает болезнь лишь однажды в течение своей жизни, именно перед смертью.] Именно это висит над человечеством наподобие тяжкого погребального покрова. Таким образом, возникла ответственность за свободу воли; титанические страсти, изображающие человечество в его самом мрачном аспекте:

«Мятежная ненасытность низменных страстей и вожделений, когда с самомнительной наглостью бросили они вызов стеснениям закона» (Введение к «Закованному Прометею», стр. 340).

В сочинении Платона «Протагор» Прометей одарил человека тою «мудростью, которая дает физическое благосостояние», но так как низший аспект Манаса [Ума] животного (Кама – «желание, чувственное влечение) остался неизменным, то, вместо «незапятнанного ума, первого дара небес», был создан вечный коршун постоянно неудовлетворенного желания, сожаления и отчаяния в соединении с «мечтательною слабостью, сковывающей слепую расу смертных» (556) до того дня, когда Прометей будет освобожден Геркулесом, назначенным ему Небом спасителем.

Христиане – особенно римско-католики – пытались установить пророческую связь между этой драмой и пришествием Христа. Большей ошибки нельзя было сделать. Истинный искатель Божественной Мудрости и почитатель Абсолютного Совершенства – Неведомого Божества, которое не есть ни Зевс, ни Иегова – отвергнет подобную идею. Основываясь на древности, он докажет, что никогда не было первородного греха, но лишь злоупотребление физическим рассудком. Психика человека руководилась животным инстинктом, и совместно они гасили в нем свет Духовности. Он скажет: все из вас, кто может читать между строк, изучайте Древнюю Мудрость в древних драмах, индусских и греческих; прочтите внимательно «Закованного Прометея», как он был представлен в театре, в Афинах 2400 лет тому назад! Миф этот не принадлежит ни Гезиоду, ни Эсхилу, но, как говорит Бунзен, «он древнее, нежели сами эллины», ибо, воистину, он принадлежит к заре человеческого сознания. Распятый Титан есть олицетворенный символ коллективного Логоса, «[Небесного] Воинства» и «Владык Мудрости» или Небесного Человека, воплотившихся в человечество. Кроме того, как показывает имя его (Pro-me-theus) «тот, кто видит перед собою» или будущее – в тех искусствах, которые он изобрел и которые он преподал человечеству, глубокое психологическое провидение было не последним. Ибо как жалуется он дочерям Океана:

«Я утвердил пророчеств разные виды, (492)

Я первый усмотрел во снах

Виденье истины… и смертных вел

К искусству тайному…

Искусства к смертным пришли от Прометея…»

Отложим на несколько страниц главную тему и посмотрим, каков может быть скрытый смысл этого наиболее древнего предания, ибо оно является самым изобразительным среди всех аллегорических преданий. Так как оно непосредственно касается Ранних Рас, то на самом деле это не будет действительным отступлением.

Тема трилогии Эсхила, две части из которых утеряны, знакома всем культурным читателям. Полу‑бог похищает у Богов (Элохимов) их тайну – тайну Творящего Огня. За эту святотатственную попытку он сражен Кроносом (Кронос означает «Время», и, таким образом, аллегория становится весьма изобразительной) и выдан Зевсу, Отцу и Создателю человечества, который хотел, чтобы оно оставалось умственно слепым и животно-подобным; Зевс, личное Божество, не желающее видеть человека «подобно одному из нас [по бессмертию]». Потому Прометей, «Огонь и Свет-дающий» прикован к горе Кавказа и осужден на страдания. Но Рок триликий (Карма), указы которого, как говорит Титан, даже Зевс –

«Даже он, предсужденный, избежать не может…»

завещает, что эти страдания будут длиться лишь до дня, когда сын Зевса –

«Да, сын, превосходящий силою отца (787)

Это быть должен один из потомков (Ио) твоих» (791)

– будет рожден. Этот «Сын» освободит Прометея (страдающее Человечество) от его собственного рокового дара. Имя его «Тот, кто должен прийти».

Миф о Прометее является пророчеством, но он не относится к какому-либо из определенных цикловых Спасителей, появлявшихся периодически в различных странах и среди разных народов в их переходных условиях эволюции. Он указывает на последние тайны циклических преображений, в течение которых человечество, пройдя от эфирообразного до плотного физического состояния, от духовного до физиологического размножения, устремляется сейчас вперед к противоположной дуге цикла [эволюции], к той, второй фазе своего первоначального состояния, когда женщина не знала мужа, и человеческое потомство создавалось, но не было зачато.

Состояние это вернется ко всему миру вообще, когда последний откроет и действительно оценит истины, которые лежат в основании этой великой проблемы пола. Это будет подобно «свету, никогда не сиявшему ни над морем, ни над землею»… Этот свет поведет вперед и ввысь к истинной интуиции

«Мир будет иметь Расу, состоящую из людей, подобных Будде и Христу, ибо Мир откроет, что человек обладает мощью создавать Будда-подобных детей – или Демонов… Когда это знание придет, все догматические религии и с ними все Демоны вымрут».

Если мы задумаемся над последовательным развитием аллегории и над характером героев, то тайна может быть разгадана. Кронос, конечно, изображает «Время» в его цикловом течении. Он пожирает своих детей – включая и личных Богов экзотерических догм. Вместо Зевса, он [Кронос] пожрал его каменного идола; но символ рос и лишь развивался в человеческом воображении, по мере того как человечество устремлялось по нисходящей дуге [цикла эволюции] по направлению к только физическому и умственному – не духовному – усовершенствованию. Когда его духовная эволюция будет настолько же развита, тогда Кронос не будет больше обманут. Вместо каменного изображения он поглотит антропоморфический вымысел, как таковой…

Существует единый Вечный Закон в Природе, единый, который всегда устремляется к уравновешиванию противоречий для установления конечной гармонии. Именно благодаря этому Закону духовного развития, которое заменит развитие физическое и чисто умственное, человечество освободится от своих ложных Богов и увидит себя, наконец, – Само-искупленным.

В своем конечном откровении древний миф Прометея, прото- и анти-образы которого встречаются во всех древних Теогониях, находится в каждой из них при самом зарождении физического зла, ибо он стоит на пороге человеческой жизни. Кронос есть «Время», первый закон которого, чтобы порядок последовательных и гармонических фаз в процессе эволюции, во время развития цикла, придерживался бы точно – под страхом суровой кары за ненормальный рост со всеми происходящими от этого последствиями. В программу естественного развития не входило, чтобы человек – хотя он и является высшим животным – стал бы сразу умственно, духовно и психически тем Полу‑богом, каким он является на Земле, тогда как его физическое строение оставалось бы слабым, беспомощным и эфирообразным по сравнению с почти любым огромным млекопитающим. Контраст слишком нелеп и груб; святилище слишком недостойно Бога, в нем обитающего. Таким образом, дар Прометея стал Проклятием – хотя это было известно наперед и предусмотрено Воинством, олицетворенным в этом облике, как ясно доказывает имя его. Именно в этом заключается одновременно его грех и его искупление. Ибо [Небесное] Воинство, которое воплотилось в часть человечества, хотя и было направлено к этому Кармою или Немезидою, предпочло свободу воли пассивному рабству, разумное и самоосознанное страдание и даже мучение «на протяжении мириад времен», врожденному, бессмысленному, инстинктивному блаженству. Зная, что такое воплощение было преждевременным и не входило в программу Природы, Небесное Воинство, «Прометей», все же пожертвовало собою, чтобы облагодетельствовать этим хотя бы часть человечества. Но, спасая человека от умственной темноты, они возложили на него мучения осознания его ответственности – результат его свободной воли – кроме всех прочих страданий, составляющих наследие каждого смертного человека во плоти. Это мучение Прометей принял на себя, ибо с этого времени Воинство слилось со святилищем, приготовленным для них и которое еще не было закончено в этот период образования.

И так как духовная эволюция не была в состоянии следовать в ритм с физической, раз однородность ее была нарушена примесью, то дар этот стал, таким образом, главною причиною, если и не единым началом Зла. [Философская точка зрения в индусской метафизике устанавливает Корень Зла в дифференциации Однородного в Разнородное, Единства во Множество.] Высоко философична аллегория, изображающая Кроноса проклинающим Зевса за низложение его в примитивное время Золотого Века Сатурна, когда все люди были Полу‑богами, и за создание физической расы людей, сравнительно слабых и беспомощных; а затем показывающая нам его же предающим виновного мщению за похищение у Богов их исключительного права на творение и благодаря этому поднявшему человека до их уровня умственно и духовно. В случае Прометея, Зевс олицетворяет собою Воинство Первоначальных Прародителей… которые создали человека бесчувственным и без рассудка; тогда как Божественный Титан представляет Духовных Творцов, Дэв, которые «пали» в рождение. Первые духовно ниже, но физически сильнее, нежели «Прометейцы»; потому последние изображаются побежденными. «Низшее Воинство, труд которого Титан испортил и, таким образом, разбил планы Зевса», находилось на этой Земле в своей собственной сфере и плане действий; тогда как высшее Воинство было изгнанником с Неба, которое запуталось в сетях Материи. Низшее Воинство обладало всеми космическими и низшими Титаническими Силами; высший Титан владел лишь Огнем Разума и Духа. Эту драму борьбы Прометея с Олимпийским Тираном и деспотом, чувственным Зевсом, можно наблюдать ежедневно разыгрывающуюся среди нашего настоящего человечества; низшие страсти приковывают высшие устремления к скале Материи, чтобы, во многих случаях, породить коршуна горя, страдания и раскаяния. В каждом таком случае мы еще раз видим –

«Бог…закованный, вверженный в скорбь;

Зевса враг всем ненавистный» –

Бога, лишенного даже того высочайшего утешения Прометея, пострадавшего в подвиге самопожертвования – «За то, что так людей он возлюбил» – ибо божественный Титан был движим альтруизмом; но смертный человек всегда и во всем – лишь самостью и эгоизмом.

Современный Прометей стал теперь Epi-metheus, «тот, кто видит лишь после события», ибо всемирная филантропия первого давно выродилась в себялюбие и самопоклонение. Человек станет вновь свободным Титаном древних времен, но не прежде чем эволюция Цикла восстановит нарушенную гармонию между двумя естествами – земным и божественным; после чего он сделается непроницаемым для низших Титанических Сил, неуязвимым в своей Личности и бессмертным в своей Индивидуальности – но это не может произойти, прежде чем не будет уничтожен всякий животный элемент из его природы. Когда человек поймет, что «Deus nоn fecit mortem» (Бог не создавал зла (лат.). Прим. ред.) [«Sap.», I, 13], но что сам человек создал это, он вновь станет Прометеем до его падения.

Для полного ознакомления с символизмом Прометея и началом происхождения этого мифа в Греции, внимание читателя отсылается ко второй части этого тома, к Отделу XX», «Прометей, Титан и т.д.»…

ПРОМЕТЕЙ – ТИТАН

Происхождение его в Древней Индии

В нашу современную эпоху, в умах лучших символистов Европы нет ни малейшего сомнения, что в древности имя Прометей имело величайшее и весьма таинственное значение. Излагая историю Девкалиона, считавшегося среди жителей Беотии предком человеческих рас, и который, по знаменательной легенде, был сыном Прометея, автор «Мифологии Древней Греции» замечает:

«Таким образом, Прометей был чем-то большим, нежели прообразом человечества; он его зародитель. Так же как мы видели, что Гефест изваял первую женщину [Пандору] и дал ей жизнь, так и Прометей месит влажную глину и формирует из нее тело первого человека, которого он одарит искрою души [Аполлодор, I, 7, 1]. После потопа Девкалиона, Зевс, говорят они, повелел Прометею и Афине вызвать к жизни новую расу людей из ила, оставленного водами потопа [«Метаморфозы» Овидия, I, 81, «Etym. M.», v. Προμηθεύς], и во дни Павзания, ил, которым воспользовался для этой цели герой, еще показывался в Фокиде [Павзаний, X, 4, 4]. На нескольких архаических памятниках мы еще видим Прометея, в виде ваятеля человеческого тела, или одного, или при помощи Афины» [[1]Op. cit., стр. 264].

Тот же автор напоминает нам другую, одинаково таинственную, личность, хотя в общем менее известную, нежели Прометей, легенда которого представляет замечательные аналогии с легендою о Титане. Имя этого второго предка и зародителя – Фороней, герой древней поэмы Форонеида, к сожалению более не существующей. Его легенда локализовалась в Арголиде, где на его алтаре поддерживался постоянный Огонь, как напоминание, что он принес Огонь на Землю [[1]Павзаний, II, 1, 5; ср. 20, 3]. Благодетель человечества, подобно Прометею, он приобщил его ко всем радостям Земли. Платон [«Тимей», стр. 22] и Климент Александрийский [«Strom.», I, стр. 380] говорят, что Фороней был первым человеком или же «отцом смертных». Генеалогия его, дающая ему в отцы реку Инакос, напоминает нам генеалогию Прометея, которая делает этого Титана сыном Океаниды Климены. Но мать Форонея была нимфа Мелиа; знаменательное происхождение, отличающее его от Прометея [Дешарм, там же, стр. 265]...

Здесь вступает на сцену убийственный материализм эпохи, это особое извращение современного ума, которое, подобно северному ветру, пригибает все на своем пути и замораживает всякую интуицию, не позволяя ей вмешиваться в физические теории настоящего времени. Не усмотрев в Прометее ничего другого, кроме «огня через трение», ученый автор «Мифологии Древней Греции» видит в этом «плоде» нечто немного большее, нежели простой намек на земной огонь и его открытие. Это уже не огонь от падения молнии, воспламеняющий сухое дерево, открывая, таким образом, свою неоценимую пользу человечеству Палеолита, – но на этот раз нечто более таинственное, хотя все еще такое же земное…

Теперь предполагают, что имя Прометея разгадано. Но современные мифологи и востоковеды уже не видят в нем того, что видели их отцы, основываясь на авторитете всей классической древности. Они находят в нем лишь нечто, гораздо более свойственное духу века, а именно фаллический элемент… Разве индусский арийский ум никогда не поднимался выше таких чисто сексуальных представлений; этот ум, который проф. Макс Мюллер объявляет, как наиболее духовный и мистически устремленный на протяжении всей планеты?..

Как сообщает нам «Прометей-Победитель» Эсхила, раса, которую Юпитер так яростно жаждал «уничтожить и насадить новую на место ее», (стих 541), претерпевала страдания умственные, но не физические. Первое благодеяние Прометея в отношении смертных, как говорит он Хору, состояло в том, чтобы «воспрепятствовать им предвидеть смерть» (ст. 256); он «спас расу смертных от окончательного падения во мрак Гадеса» (ст. 244); и тогда только, «кроме того», он дал им огонь (ст. 260). Это, во всяком случае, ясно показывает двоякий смысл мифа о Прометее, если востоковеды не желают допустить существования семи ключей, преподанных в Оккультизме. Это относится к первому открытию духовных прозрений человека, но не к его первому усмотрению или «открытию» огня. Ибо огонь никогда не был открыт, но существовал на Земле с самого начала. Он существовал в сейсмической деятельности ранних веков, причем вулканические извержения были так же часты и постоянны в те периоды, как сейчас туман в Англии. Если же нам говорят, что люди появились настолько позднее на Земле, что почти все вулканы, за исключением нескольких, уже потухли и что геологические пертурбации уступили место более установившемуся положению вещей, мы отвечаем: пусть новая раса людей – будет ли она обязана своим происхождением Ангелам или горилле – появится сейчас на любом ненаселенном месте планеты, за исключением, может быть, Сахары, и можно утверждать, что, на один случай против тысячи, не пройдет и одного или двух лет, как она «откроет огонь», благодаря молнии, которая зажжет травы или что-либо иное. Убеждение, что примитивный человек жил века на Земле, прежде чем он ознакомился с огнем, является одним из самых прискорбно нелогичных. Но старый Эсхил был посвященным и знал, что он выдавал. [Современная попытка нескольких греческих ученых (жалкими псевдо-учеными явились бы они в дни старых греческих писателей!) объяснить истинный смысл идей Эсхила, который, будучи невежественным древним греком, не мог сам изложить так хорошо, – нелепо до смешного!]

Ни один оккультист, знающий символизм и тот факт, что Мудрость пришла к нам с Востока, не будет отрицать ни на мгновение, что миф Прометея достиг Европы из Ариаварты…

Защитники библейской мертвой буквы не могли бы помочь авторам миссионерских трактатов более действенно, нежели делают это символисты-материалисты, придерживаясь мнения, что древние арийцы основывали свои религиозные понятия на представлениях, не превышающих физиологического уровня.

Но это не так, и самый дух Ведической Философии против такого толкования…

Евреи, – чей пророк, Моисей, был так сведущ в эзотерической Мудрости Египта, и который воспринял их систему чисел, заимствованную ими от финикиян и позднее от других язычников, которым они теперь обязаны большею частью своего каббалистического мистицизма, – весьма искусно применили космические и антропологические символы «языческих» народов к своим особым тайнам-рекордам. Если христианское священство утеряло в настоящее время ключ к этому, то ранние составители христианских Мистерий были хорошо ознакомлены с Эзотерической философией и с еврейской оккультной метрологией и искусно пользовались ею. Таким образом, они взяли слово Эйш, одно из еврейских обозначений для понятия человек, и употребили его в сочетании со словом Шана или лунным годом, столь мистически связанным с именем Иегова, предполагаемым «Отцом» Иисуса, и воплотили мистическое представление в астрономическую величину и формулу.

Первоначальная идея «распятого человека» в пространстве, конечно, принадлежит индусам… Платон принял ее в своем равноконечном кресте в пространстве, «второй Бог, запечатлевший себя во Вселенной в форме креста»; также и Кришна представлен «распятым»…

Мистическое значение распятия приведено выше в кратких замечаниях на это в связи с его отношением к Прометею. Прометей еще другая жертва, ибо он распят на Кресте Любви, на скале человеческих страстей, он жертва в силу своей преданности идее развития духовного элемента в Человечестве.

Итак, изначальная система, двойной глиф, заключающийся в идее креста, не есть «человеческое изобретение», ибо Космическая Мыслеоснова [Дух] и духовное представление Божественного Ego – человека, лежат в основании его. Позднее это расширилось в прекрасную идею, принятую и воспроизведенную в Мистериях, идею возрожденного человека, смертного, который, путем распятия плотского человека и его страстей на Прокрустовом ложе пыток, возрождался и становился бессмертным. Оставив позади тело животного человека, привязанного к кресту Посвящения, как пустую куколку, Ego-Душа становилась свободной, как бабочка…»

 

От А. Бусел:

Евангелие говорит о распятии Христа: «Он грехи наши Телом Своим вознес на древо», «ветхий наш человек распят вместе в Ним, чтобы упразднено было тело греховное», «итак, отложите прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и возрастайте в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины», «совлеките с себя ветхого человека с делами его, обновитесь духом ума своего и облекитесь в нового человека…». Или, как говорили большевики, «совлеките с себя ветхого Адама буржуазности».

Сегодня одни рассматривают прометеизм как альтернативу марксизму-ленинизму и «авраамическому» христианству; другие, напротив, ищут в нем утверждение  «богоборчества» марксизма, третьи – подкрепление «авраамическому» христианству, четвертые видят в нем путь к расе титанов, и т.д.

Но «миф Прометея достиг Европы из Ариаварты». Небесный Огонь на санскрите называется Агни – «сила духа». «Он – тот, что приводит к цели», «его зажигает тот, чья мысль мужественна, чьи намерения прекрасны».

В первой половине 20 века Махатмы Востока дали для нарождающейся новой Расы (как класса в эволюции духа) учение Агни Йоги – Йоги Огня, которое принесли призванные сотрудничеству Е.И. Рерих и Н.К. Рерих. Это учение вмещает все религиозно-философские учения коммунизма, в том числе и учение марксизма-ленинизма. Но чтобы новые знания для большинства не оказались преждевременными и не обернулись бедствием и проклятием, по плану Махатм учению Агни Йоги должно предшествовать воспитание нравственности: «Воспитание мысли должно происходить последовательно. Каждый может представить себе тот ужас, когда сила мысли достанется злонамеренному человеку. Потому нравственное образование должно предшествовать учению о мысли. Невозможно ограничиться внешними приемами познания силы мысли, иначе мы будем творить злых колдунов. Давно Учения предусматривали, чтобы злой человек не допускался до магических упражнений. После, когда нравы огрубели, появились люди, овладевшие некоторыми внешними приемами и не заботившиеся прежде очистить свое сознание... Люди мало понимают, что нельзя грязными руками браться за чистое дело. Казалось бы, такое условие понятно каждому. Но в жизни оно применяется редко. Люди не допускают, чисты ли руки их, и тем могут создать самые вредные химизмы. Люди прикрываются самыми громкими названиями, но таят внутри себя низкие намерения. Сколько злоупотреблений происходит! Нужны самые разумные меры, чтобы не проникали приемы мощи злоумышленникам. Подумайте, насколько и Наши труды затемняются, когда вмешиваются люди, овладевшие некоторыми приемами Иоги с дурными намерениями. Мыслитель [Платон] указывал: «Сперва пойми добро и тогда пошлем его мысленно в мир» (Ж.Э. 12. 487).

Задача воспитания, формирования нового человека, евангельская по сути, но основанная на ленинском учении о коммунистической морали, была поставлена в 1925 году Советским правительством.

 

 

ЭВОЛЮЦИЯ ДУХА ПО УЧЕНИЮ ЖИВОЙ ЭТИКИ

Из работы «НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ…»

 

"Преобразуйтесь обновлением ума вашего",

 "чтобы нам служить в обновлении духа, а не по ветхой букве".

 "Забывая заднее и простираясь вперед,

 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания во Христе…

Подражайте, братия, мне и смотрите на тех,

 кто поступает по образу, какой имеете в нас".

"Духа не угашайте", "духом пламенейте"

(Новый Завет И. Христа).

 

"…Духовное продвижение начнется лишь тогда, когда придет понимание обновления духа… Лишь обновление духа дает прочный фундамент для нового строительства.

…Роскошь была признаком упадка и затемнения духа. Раб собственности теряет прежде всего подвижность духа. Довольство есть смерть духа. Роскошь должна покинуть вас… Главная погибель мира – от привязанности к несуществующей собственности.

…Сопротивление воле Разума ведет к разрушению. Конечно, космический закон гласит о смещении одного другим. В этом велении заложен дух обновления. Конечно, принцип обновления содержит в себе закон совершенствования.

...В основании эволюции лежит усовершенствование... Миры примыкают к цепи, ведущей от зарождения к нескончаемой эволюции.

...Зачем вы живете? Чтобы познавать и совершенствоваться... Существование не может закончиться и заключиться в одной планетной жизни. Как убежище духу, как новый мир, как непередаваемая красота космическая, зовет Беспредельность.

...Работа бесконечного совершенствования заповедана Нами... Лишь в совершенствовании духа человек может уподобиться Силе Высшей... Лишь для совершенствования духа мы здесь.

...Главное задание человечеству – соединить материальный мир с духовным... Конечно, материя очень значительна, но лишь при духе она получает свое священное значение.

...Весь Космос беспределен и бьет, как огненная струя, разбрасывающая свои искры на зарождение жизни во всем пространстве... Огненная сущность, которая насыщает все живущее, есть Космический Огонь, исходящий из недр Космоса. Этот Огонь пространства оплодотворяет мысль объединением высших энергий. Нужно лишь пробудить в себе те тонкие энергии, которые могут объединиться для творчества. Мысль и устремление есть те предвестники, которые могут притянуть пространственное оплодотворение. Огонь пространства принимает формы в духе, явленном на планете. Дух человека есть выражение Высших Сил.

Все процессы в Космосе направляет Огонь. Невидимый процесс жизни направляется огнем духа.

...Дух есть сознание. Дух есть Огонь. Дитя духа – мысль.

...Дyx дает известное качество материи... Качество нашего мышления действует на материю (т.е. на нашу плоть.А.Б.). ...Уявление Огня есть просветление материи, иначе говоря, где Огонь, там признак совершенствования. Нам знакомы явления, когда напряженная аура привлекала к себе пространственный огонь и начинала окружаться особенным свечением. Таким образом получается физическая связь человека с тончайшей энергией.

...Материя утверждается как огненная субстанция.

...Кто следует учению Огня, тот должен понимать допущение совершенствования материи.

...Дyx восходящий должен постоянно помнить об отрыве от явлений привязанности к жизни будней.

...Миры тела и света значительно соединились... Материя и дух растут взаимно. Когда напряжение волевого тока течет с нарастающей скоростью, материя поглощается духом и исполняет функции творца духа. Сила огня духа как сила огня, расплавляющего металлы. Дyx, желающий раскалить свою энергию, является плавильщиком материи.

...Страдания духа являют единственную лестницу кратчайшего пути... Страдание и воскресение, то есть разложение материи Христом, дали утонченный подвиг земного достижения.

...Огненное тело может иногда проявляться даже через физическую оболочку, при известном напряжении огня... Огненное состояние редко бывает видимо. Глаз не может воспринять эти малые света.

...Пространственный Огонь может быть наблюдаем в редких случаях невооруженным глазом, когда он уплотняется около заградительной сети /ауры/. Пространство насыщается как бы мелкими языками пламени.

...Человек, думающий, что невидимая мысль уходит в пустоту, совершает тяжкую ошибку... Эти невидимые мысли насыщают пространство и притягиваются к различным сферам, оплодотворяя их энергиями... Движение мысли неимоверно быстро.

...Каждую чистую мысль у Нас ухо ловит... Высокий дух знает, куда стремиться: летит, как стрела. Темный же толчется за печкою... у них дух едва намечен.

...Всякое сонное житье называется смертью духа... Утратив устремление, человек перестает называться сознательным существом.

...Явление несовершенства может искупиться устремлением.

...Так редко человечество являет понимание правильному устремлению... Можно, как путь стремительный к Солнцу, путь этот наименовать… Главный ритм является в желании Общего Блага. Так шествие духа ведет к утвержденному завершению.

...Явление устремления Я могу назвать Космическим Магнитом... Космический Магнит – наша мощь сокровенная.

…Как лучше определить Космический Магнит? Связь с Высшими Силами Космоса в космическом велении Бытия.

...Космический Магнит эволюции предназначен для вечного притяжения, указуя путь совершествования… Первоисточник жизни есть космический магнетизм. Когда человек обращался к источнику Солнца, светилам, а также к стихиям, то в этих культах было выражение космического магнетизма... Дух знал, куда направить свое устремление.

...Принятие закона эволюции так легко откроет понимание закона космического духопродвижения… Каждая историческая ступень соответствует смещению Космического Магнита...

...Каждая ступень эволюции имеет свою новую энергию.

...В час разрушения и смещения на горизонте светит новая Заря.

...Человечество изживает свои отжившие энергии... все отживающие энергии смешаются, уступая место новым... Когда дух отзывается на космическое переустройство, то устанавливается связь между человеком и Космосом...

...Намагничивание человеческих устремлений – одно из трудных условий. Намагничивание духа может утвердиться лишь взаимным притяжением... Только устремление дает космическое слияние. Так собирается Разум Космоса.

...В напряжении, среди чудовищного непонимания человечеством принципов Бытия, Мы даем Новый Завет. К этому Завету Мы зовем человечество.

Зов утвержден как великий магнит.

…Грубые материальные души не откликнутся на зов пространства.

...Огонь составляет сущность духа... Огненное Крещение должно быть явлено на планете.

...В Мире Огненном – Свет Седьмой... там каждый дух светит сиянием.

...эволюционирующий дух неминуемо доходит до устремления к явлению Огня.

...Эволюция духа требует внесения йоги в жизнь.

…Агни йог заменяет кровное родство духовным.

...Мы ищем и утверждаем Богочеловека на Земле... Богочеловек ступает явным искупителем человечества.

...Снова крепость духа должна проявиться... Нужно найти силы превозмочь трусость, свойственную непротивлению... Мужество всем заповедую, пусть даже голубь львом станет... так пусть готовятся к противлению злу.

В строительстве Космоса начертана самоотверженность. Именно самоотверженность ведет свет духа к Беспредельности.

...Сердце героя знает самоотверженность во имя общего блага... Герой тот, кто действует самоотверженно, неуклонно, сознательно и революционно, и, действуя во имя Общего Блага, тем самым приближает течение космической эволюции.

…Что же чище омоет дух, нежели мысль о благе других?

…Прежде всего выдвигается понятие труда… как единственная основа жизни, как совершенствование… присоединяется широкое понимание труда на пользу общую… Общинники труда могут доказать силу духа и устремления среди трудов и трудных дней.

…То, что в Космосе считается истинным двигателем, то в лаборатории сердца называется устремлением… Сердце – обитель Агни. Мы берем как символ огонь, явленный как чистое устремление.

…То, что в Космосе собирает и создает, что огненно утвердилось в жизни, есть пламень сердца… Среди огней сердца самый яркий пламень самопожертвования.

...Каждый дух напрягается мощным импульсом веры... Мощная вера привлекает все возможности... Вера, устремленная к Источнику Света, поистине творит чудеса.

...Из великих импульсов мощно напрягает дух импульс самоотверженности, и в этом огне мы завершаем.

…Энергия и воля – властители Кармы. Отрешившийся от себя, устремленный к общему благу, преданный в битве, радостный в труде приобретает на миг озарение Архата, делающее его владыкой своей Кармы.

…Когда говорю: "Не насилуйте", имею в виду именно закон свободной воли. Самоотверженность не может быть подсказана. Когда дух, не щадя себя, болеет за других, он действует свободной волей…

Мы говорим каждому: "Прими полную чашу Амриты!" Но свобода выбора остается за каждым.

…Чистые сердца увидят Высшее. Только нужно помнить, что чистота принятых понятий зависит от свободной воли.

…Как правильно определение космических отбросов!.. Дух, ограниченный сознанием обособления, не может творить с биением пульса Космоса. Потому, когда строится ступень эволюции, то космические отбросы являются запрудами. Конечно, каждая запруда творит тяжкую Карму».

***

Как видим, Учение Агни Йоги есть чистейший прометеизм.

 

А. Бусел