Главная       Дисклуб     Наверх на "Трудовые коллективы"     Наверх на "инновационный портал"

 

  

Еще раз к вопросу о демократизации собственности и управления на уровне предприятия

 

Предложения

о внесении изменений и дополнений в законодательство РФ по вопросам участия работников в управлении и капитале народного предприятия

 

Одной из главных форм провозглашенного социального партнерства на производстве является участие работников и/или их представителей в управлении предприятием. Такое участие является одним из главных условий политической и социальной стабильности общества, социальной устойчивости производства на различных его уровнях, уменьшения частоты, остроты и масштабов социальных конфликтов, установления отношений доверия и равноправного партнерства, повышения экономической и социальной результативности предприятия.

Право работников на участие в управлении организацией на основе трудовых прав, независимо от того, являются они ее акционерами (пайщиками) или не являются, базируется на положениях:

- Всеобщей декларации прав человека 1948 г.;

- Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах человека в сфере труда» 1998 г.;

- Конвенции МОТ «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях» 1971 г. № 135;

- Рекомендаций МОТ:

- «О консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия» 1952 г. № 94;

- «О связях между администрацией и трудящимися на предприятии» 1967 г. № 129;

- «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях» 1971 г. № 143;

- «О коллективных переговорах» 1981 г. № 154.

- Хартии Европейского Сообщества «Об основных социальных правах работников» 1989 г.;

- Директивы Совета Европы «О создании рабочего совета или процедур реализации права работников на информацию и проведение с ними консультаций на предприятиях на уровне Сообщества или объединениях таких предприятий» 1994 г.;

- других международно-правовых актов, основные положения которых приобрели статус общепризнанных принципов и норм международного права, являющихся в соответствии с Конституцией РФ (пункт 4 статьи 15) составной частью правовой системы РФ.

Это право регулируется прежде всего федеральными законами (в первую очередь Трудовым кодексом РФ, который устанавливает стандарт (минимальную планку) этих прав независимо от организационно-правовой формы предприятия, «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ 1996 г., «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» № 115-ФЗ 1998 г.), а также внутренними нормативными документами предприятия, в частности коллективным договором, который должен устанавливать более высокие стандарты участия работников и/или их представителей в управлении предприятием.

Что следует сделать для того, чтобы народные предприятия показали на деле свою социально-экономическую эффективность, конкурентоспособность и кризисоустойчивость в сравнении с иными видами предприятий?

Авторам видятся следующие первоочередные государственные меры на макро- и мезоуровнях по законодательному обеспечению реального участия работников в управлении и распределении результатов труда на народных предприятиях.

Прежде всего, прилагательное «народное» применительно к хозяйствующему субъекту (предприятию) с точки зрения гражданского права выглядит не вполне корректным. Слово «народ» имеет скорее территориальную, чем производственную привязку. К тому же сам термин «народное предприятие» приобрел негативную политическую окраску. На наш взгляд, в случае, когда речь идет о предприятии, управляемом его работниками (всеми или большинством), использующими как собственное, так и привлеченное имущество (государственное, муниципальное, частное), более точным было бы употребление термина «коллективное предприятие».

Возникает также вопрос о правомерности ограничения формы народного предприятия акционерными рамками. В первых российских законопроектах о народных предприятиях предполагалось их создание на основе государственной или так называемой общенародной собственности, а не акционерной формы. В рамках действующего закона вне народных предприятий оказываются или могут оказаться другие предприятия с демократической системой хозяйствования. Они, как показывает зарубежный и первый современный отечественный опыт, могут быть основаны на иных видах собственности (государственной, муниципальной, кооперативной и др.). Формы таких предприятий также могут быть различными – как узаконенными (государственные и муниципальные унитарные предприятия, кооперативы, артели, товарищества, некоммерческие организации), так и неоправданно забытыми (арендные предприятия) или новыми. К последним, например, относятся предприятия, изначально созданные работниками, в том числе концессионные предприятия.

За пределами народных предприятий остаются: во-первых, все некоммерческие организации, главной целью которых является не извлечение прибыли, а удовлетворение потребностей граждан (народа); во-вторых, оставшиеся государственные и муниципальные унитарные предприятия, большая часть которых подлежит реорганизации, приватизации, национализации или ликвидации; в-третьих, открытые акционерные общества, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала (таких ОАО подавляющее большинство). В этих условиях рассчитывать на существенное увеличение числа народных предприятий в рамках действующего закона не приходится: закон о народных предприятиях препятствует возможности их создания.

Главным признаком народного предприятия является принципиально иной тип трудовых и имущественных отношений, базирующихся на власти работников на предприятии. В основу этой власти положены права, регулирующие трудовые и имущественные отношения работников на предприятии. Хозяйственная власть работников народного предприятия – это прежде всего право, возможность и способность его работников (их представительных органов) на деле реализовывать регулятивные, исполнительно-распорядительные и контрольные функции:

- принимать документы, регулирующие деятельность предприятия, например его устав (в рамках ограничений, установленных законодательными и внутренними нормативными актами предприятия);

- принимать стратегические решения на уровне предприятия (например, определять принципы распределения прибыли);

- принимать оперативные решения на низовом уровне (бригады, участка, цеха и т.п.);

- контролировать деятельность избранных или нанятых ими руководителей.

К недостаткам законодательной и нормативной базы создания народных предприятий следует также добавить то, что по закону о народных предприятиях генеральный директор избирается, а также досрочно отстраняется от должности голосованием по принципу «один акционер — один голос». В условиях, когда законом не установлен запрет на отчуждение акций путем дарения, в том числе лицу, не работающему на предприятии, появляется возможность злоупотребления этим принципом с целью захвата предприятия извне. Примером этому может служить ситуация, возникшая на народном предприятии «Конфил» (г. Волгоград).

Позиция российской власти по отношению к народным предприятиям на словах выглядит внешне нейтральной. На деле на государственном уровне отсутствуют меры содействия становлению и развитию народных предприятий. Не следует рассчитывать на востребованность народных предприятий, равно как и других демократических форм хозяйствования, в условиях, когда власть выражает интересы крупного частного капитала, насаждающего и укрепляющего авторитаризм на производстве (и не только на нем).

Что же касается позиции российской общественности в вопросе демократизации хозяйственной власти на предприятиях, то она не информирована о сущности, потенциальных преимуществах и путях создания предприятий с демократической системой управления. В стране практически отсутствует независимая экспертиза (мониторинг) социально-экономической эффективности предприятий, основанных на участии работников в капитале и управлении, в том числе народных. Имеющиеся оценки, как правило, носят апологетический или уничижительный характер.

К коренным проблемам народных предприятий следует отнести: отсутствие или крайний дефицит демократии на производстве; слабая компетентность работников – акционеров и неакционеров в вопросах, касающихся сущности народного предприятия, его особенностей, своих прав и обязанностей, а также наиболее важных для них сторон управления предприятием; отсутствие системы постоянно действующего экономического образования как работников, так и их представителей и даже руководителей; отсутствие государственной поддержки народных предприятий на этапе их становления. В целях их преодоления необходимо:

1. Исключить запрет на создание народного предприятия исключительно в акционерной форме.

2. Предусмотреть возможность создания народного предприятия, равно как производственного кооператива (артели) и других форм предприятий с демократической системой хозяйственной власти, в ходе антикризисного управления, реорганизации, приватизации и национализации государственного и муниципального имущества.

3. Установить систему льгот при создании народного предприятия в ходе антикризисного управления, реорганизации, приватизации или национализации государственного или муниципального имущества: возможность выкупа его работниками акций предприятия в рассрочку и со скидкой за счет будущих прибылей предприятия, а также предоставление налоговых льгот финансовым организациям в случае предоставления ими кредитов на эти цели.

4. Снизить нижний порог численности работников народных предприятий при их создании до пяти человек (как это имеет место в производственном кооперативе) с целью увеличения числа народных предприятий (действующий закон о народных предприятиях установил, что среднесписочная численность работников такого предприятия не может составлять менее 51 человека).

5. Запретить совмещение постов генерального директора и председателя наблюдательного совета народного предприятия. Такое совмещение регулятивных, исполнительно-распорядительных и контрольных функций противоречит принципам производственной демократии и создает почву для различного рода злоупотреблений.

6. Сохранить принцип «один акционер – один голос» при решении большей части вопросов жизнедеятельности народного предприятия (имеют место попытки исключить данный принцип из закона о народных предприятиях).

7. Существенно расширить сферу полномочий контрольной комиссии народного предприятия и обеспечить представительство в ней профсоюзов, других органов работников – как акционеров, так и неакционеров.

8. Ввести прямой запрет на отчуждение в любых формах принадлежащих работнику народного предприятия акций на сторону (вне предприятия), в том числе в форме дарения стороннему физическому или юридическому лицу.

9. Оказать федеральную поддержку региональных инициатив (например, Кабардино-Балкарии) по созданию предприятий с демократической системой хозяйствования в различных их формах в качестве одной из главнейших антикризисных задач правительства России в социально-экономической сфере, направленных на повышение конкурентоспособности и кризисоустойчивости отечественных предприятий.

10. Способствовать становлению и развитию инкубаторов народных предприятий, созданных с участием граждан, предприятий (в том числе иностранных), общественных институтов и власти в целях содействия созданию и становлению предприятий, управляемых работниками.

Среди первоочередных мер на уровне отдельного народного предприятия можно предложить:

1. Внесение изменений и дополнений в устав и другие внутренние нормативные акты народного предприятия в целях усиления демократических начал его построения: более жесткие ограничения на размер пакета акций, который может принадлежать работнику-акционеру, по сравнению с нормами федерального закона; ограничения на оплату труда генерального директора народного предприятия по сравнению с нормами федерального закона (не более чем в 10 раз выше среднего размера оплаты труда одного работника).

2. Голосование «единым пакетом» акций работников на общем собрании акционеров в соответствии с ранее принятыми ими коллективными решениями. Эта функция может быть возложена на представителей работников-акционеров – физических или юридических лиц, например профкома предприятия.

3. Привлечение (в случае необходимости) представительным органом работников, как акционеров, так и неакционеров, экспертов (специалистов) к участию на постоянной или временной основе в подготовке и принятии важнейших управленческих решений, а также контролю их выполнения с целью противодействия возможным злоупотреблениям руководителей своим должностным положением.

4. Создание и функционирование постоянно действующей системы обучения работников и их представительных органов основам экономических знаний и навыкам участия в управлении народным предприятием.

5. Организация совместно с другими народными предприятиями (в том числе зарубежными) и, желательно, при участии и активной поддержке региональных и местных органов власти так называемых инкубаторов – некоммерческих организаций, которые призваны оказывать правовую, образовательную, консультационную и иную помощь предприятиям, вставшим или собирающимся встать на путь демократизации хозяйственной власти на производстве.

Помимо первоочередных государственных мер по законодательному обеспечению реального участия работников в управлении и распределении результатов труда на народных предприятиях, авторы считают необходимым внесение дополнений и изменений в действующее законодательство, регулирующее вопросы демократизации хозяйственной власти на предприятиях иных организационных форм.

В производственных кооперативах:

1.         Отнести производственные кооперативы к категории некоммерческих организаций либо предоставить им право выбора – быть коммерческими или некоммерческими.

2          Предоставлять производственным кооперативам, перешедшим в категорию некоммерческих организаций и выполняющим социальные функции некоммерческого характера, льготы по налогам, кредитам, тарифам, арендной плате, установление квот на проведение различного рода общественных работ, как это имеет место, например, во Франции.

3.         Установить порядок, при котором член производственного кооператива может вносить, помимо паевого взноса, денежные средства на свой лицевой субсчет в кооперативе в качестве его кредитора единовременно или в рассрочку, как это имеет место, например, в Мондрагонской кооперативной корпорации (Испания).

4.         Предусмотреть право наемного работника кооператива стать его членом при условии добросовестного выполнения своих трудовых обязанностей в течение срока, определенного законом, а также внесения паевого взноса и соблюдения ряда других требований, установленных законом.

5. Изменить норматив максимальной численности наемных работников в кооперативе для минимизации риска утраты им своей сущности как формы объединения труда с 30% до не более 10%, как это имеет место, например, в мондрагонских кооперативах и на российских народных предприятиях.

6. Наделить наемных работников правом быть представленным в органах управления производственного кооператива в качестве их полноправных членов. Такая норма в российском законодательстве отсутствует, но представлена в законодательстве ряда развитых стран, либо этот вопрос решается положительно уставом кооператива, как это имеет место, например, в Дании, либо его решение отдается на усмотрение общего собрания членов кооператива.

7. Установить предельно допустимое соотношение в доходах членов кооператива, подобно тому как это практикуется в целом ряде зарубежных кооперативов.

8. Предусмотреть право наемного работника кооператива на участие в его доходах, как это имеет место во многих зарубежных производственных кооперативах (в России этот вопрос отдан на усмотрение общего собрания членов кооператива), что должно способствовать сближению интересов (мотиваций) наемных работников и кооператива.

9.         Установить порядок, при котором работники предприятия, которое имеет признаки банкротства, находится на стадии ликвидации или реорганизации, получают право создавать на его имущественной базе или ее части новое предприятие с демократической системой управления в форме производственного кооператива.

10.       Содействовать созданию производственных кооперативов, членами которых могут стать безработные, как это имеет место, например, в Индии, путем организации и финансирования системы профессионального обучения и привития навыков принятия управленческих решений на базе центров занятости, а также предоставления льготных кредитов и субсидий безработным, изъявившим желание создать такой кооператив.

11. Предоставить право государственным органам и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным унитарным предприятиям выступать участниками производственных кооперативов (подобная практика имеет место в ряде стран, например в той же Индии).

12. Способствовать становлению и развитию «опорных структур» производственной кооперации, в частности инкубаторов, созданных с участием граждан, организаций (в том числе международных), общественных институтов и власти в целях содействия созданию и становлению предприятий, управляемых работниками.

На предприятиях независимо от вида собственности и организационно-правовой формы:

1. Определить гарантированный минимальный объем (стандарт) полномочий работников и их представителей в управлении предприятием на основе их трудовых прав на уровне норм, которые закреплены соответствующими международными актами, а также нашли отражение в законодательствах наиболее продвинутых в этом отношении стран.

2. Определить (расширить) круг вопросов, по которым работники или их представители имеют право на беспрепятственное получение бесплатной, документарной, полной и достоверной информации от работодателя о социально-экономическом состоянии и стратегии предприятия (включая информацию о доле заработной платы в себестоимости и продажной цене выпускаемой продукции, доходах и расходах предприятия, принципах их распределения, дифференциации доходов различных категорий работников и внутри каждой категории, об экономической и социальной стратегии предприятия).

3. Установить нормативы представительства работников в совете директоров (наблюдательном совете), а также ревизионной комиссии предприятия (как государственного, так и частного) в качестве их полноправных членов, подобно тому как это было сделано, например, в ФРГ и Словении.

4. Дополнить участие работников в управлении предприятием их участием в его капитале (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, чье имущество является неделимым, в том числе между его работниками) путем внесения изменений в ст. 35 (п. 2) Трудового кодекса РФ, которые должны предусматривать формирование в обязательном порядке ФАРП.

5. Предусмотреть участие работников в прибыли предприятий, включая государственные и муниципальные унитарные предприятия.

6. Восстановить в перечне способов приватизации государственного и муниципального имущества аренду с правом выкупа имущества предприятия юридическим лицом, образованным его работниками (этот способ широко применялся на начальном этапе российской приватизации, а также в ряде зарубежных стран, например в Польше).

7. Предоставить работникам предприятий, подлежащих приватизации, право выкупать их имущество по рыночной стоимости с рассрочкой платежей и льготами по кредитованию и налогообложению таких сделок на период реализации бизнес-плана развития предприятия с участием работников в его капитале.

8. Наделить работников-акционеров правом выбора в процессе приватизации организационно-правовой формы предприятия в случае владения ими более 50% его акционерного капитала.

9. Расширить перечень организационно-правовых форм того, что в мире получило название «социальных предприятий» – неприбыльных предприятий с демократической формой управления в различных видах. В частности, предоставить статус некоммерческой организации унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения и оперативного управления посредством внесения изменений в их устав.

10. Расширить регулятивные функции государства, региона, территории по отношению к предприятиям с демократическим менеджментом, в первую очередь налоговые льготы, предоставление кредитов на льготных условиях, приоритет в государственных и муниципальных заказах, льготы физическим и юридическим лицам, которые оказывают материальную и иную помощь таким предприятиям.

11. Способствовать созданию и развитию некоммерческих самоуправляемых организаций, которые могут быть созданы работниками, путем передачи им в доверительное управление или концессию государственного или муниципального имущества, минуя приватизацию (это не запрещено законом о приватизации 2001 г.).

12. Содействовать процессам формирования собственности работников в период ее становления путем предоставления юридическому лицу, образованному работниками, возможности выкупать имущество предприятия в рассрочку с освобождением прибыли предприятия, направляемой на эти цели, от налогообложения (полностью или частично), а также введения системы налоговых льгот банкам, которые предоставляют кредит для подобного рода выкупа (такой порядок налогообложения, например, предусмотрен Законом Венгрии о собственности работников на акционерный капитал от 21 июля 1992 года).

13. Разработать национальные целевые программы поддержки процесса участия работников в управлении, капитале и прибыли предприятия.

14. Содействовать развитию систем экономической учебы работников и их представителей.

15. Содействовать созданию инкубаторов предприятий с демократической системой управления, в том числе с участием международных организаций.

 

Виктор Вениаминович Букреев,

доктор экономических наук,

профессор Высшей школы приватизации

и предпринимательства – института

 

Эмиль Николаевич Рудык,

доктор экономических наук,

профессор Академии труда

и социальных отношений