Главная       Дисклуб     Что нового?      Наверх

ЗА КАКУЮ УКРАИНУ?

(заметки о современной украинской мысли и жизни)

 

Вернуться  к части 1

 

 

 

Транспорт

С транспортом тоже все плохо. Как с железнодорожным, так и с внутригородским.

«К 2013 г. наблюдалось вхождение украинских железных дорог в фазу системного кризиса. Главными его особенностями были:

Высокая изношенность тягового состава – средний износ составлял практически 90%, на Донецкой и Приднепровской дорогах – почти 200%. К примеру, средний возраст электровоза на Донецкой железной дороге составлял 50,3 лет, тепловоза – 30,5 лет.

Высокая изношенность вагонного парка – средний возраст вагонов составил 28 лет. Износ грузовых вагонов составил 89%.

Большие объемы выбытия техники – в 2014 году было списано 8% процентов парка грузовых вагонов (10 тысяч единиц), в 2015 г. будет списано 27% оставшегося парка (еще 32 тысячи единиц), а по итогам 2016-го ожидается списание еще 17 тысяч вагонов. Таким образом, к концу 2015 г. объем парка грузовых вагонов УЗ составит всего лишь 85 тысяч единиц. Таким образом, с января 2013 г. по январь 2015 г. украинский вагонный парк сократится более чем в два раза.

Небольшие объемы закупки нового подвижного состава, с которым имеется ряд серьезных проблем. Ярким примером является эксплуатация скоростных поездов Huyndai Rotem, которые были закуплены дочерней структурой УЗ «Украинская железнодорожная скоростная компания» перед проведением европейского чемпионата по футболу 2014 года. Первые поломки начали происходить еще зимой 2012 г., а 12 февраля 2014 года «Укрзалізниця» была вынуждена остановить эксплуатацию этих поездов по причине наличия у них серьезных конструктивных недостатков. В марте по факту эксплуатации технически неисправных поездов Генеральной прокуратурой Украины было возбуждено уголовное дело. Несмотря на многочисленные заверения ответственных лиц в устранении всех неисправностей, происшествия с поездами Huyndai продолжились и в 2015 году.

Высокая изношенность железнодорожной инфраструктуры.

Следствием высокой степени износа стал рост числа случаев отказа техники, аварий, увеличение длительности простоев в ремонте, соответственно, себестоимости эксплуатации.

После политического кризиса 2014 года состояние украинских железных дорог не улучшилось. По мнению советника министра инфраструктуры А. Кавы, «три четверти тепловозов на железной дороге и каждый третий электровоз эксплуатируются с просроченным ремонтом». По словам министра инфраструктуры Украины А. Пивоварского, техническое состояние железной дороги «ужасающее», «больше 90% тяги в неудовлетворительном состоянии. Около 80% вагонов в неудовлетворительном состоянии. А по полотну говорить даже не буду. Из-за технического состояния полотна мы вынуждены притормаживать поезда «Интерсити+» на некоторых участках, к сожалению. У нас скоростной поезд «Интерсити+» становится не скоростным, а просто междугородним» (https://ru.wikipedia.org).

В стартовом для поездов Hyundai 2012 году поломки зимой происходили регулярно.

Поддержание в работоспособном состоянии транспортной инфраструктуры требует больших инвестиций, которые не приносят немедленных прибылей. Поэтому частный капитал в этом не заинтересован. Транспортная инфраструктура Украины медленно, но верно разрушается.

Не лучше обстоят дела и с городским транспортом. Дешевые муниципальные троллейбусы, оптимальные с точки зрения экологии, вытесняются загазовывающими городскую атмосферу маршрутками. Так, например, обстоит дело в Чернигове:

«Большинство предприятий города или уже закрылись, или находятся на грани вымирания. Среди них – Черниговское троллейбусное управление. Первая троллейбусная линия появилась в Чернигове еще в 1964 году, но сейчас его фактически ликвидируют. Подводя итоги работы за 2013 год, начальник ЧТУ Олег Коржов получил поручение от заместителя мэра города Виктора Быстрова разработать план по сокращению троллейбусов на маршрутах. А депутат горсовета Александр Мельник предложил перевести работников предприятия на контракт – чтобы сокращение штата работников проходило с меньшими затратами…

Чтобы понять масштабы проблемы, достаточно указать, что троллейбусы каждый день перевозят в Чернигове приблизительно 100 тысяч человек. Троллейбус является основным общественным транспортом для льготных категорий населения. Право на льготный проезд в Чернигове имеют 26 категорий граждан, а вообще в городе насчитывается приблизительно 80 тысяч льготников. Если ЧТУ перестанет существовать, то, чтобы компенсировать затраты общественного транспорта, придется выпустить на линию не меньше чем 350 автобусов – которые, сверх того, значительно повысят загазованность городских улиц.

Троллейбусные линии уже закрывают. Популярный 11-й маршрут, курсировавший от железнодорожного вокзала и являвшийся конкурентом частных автобусных маршрутов, закрыли из-за… «потери рентабельности». 9-й маршрут сперва закрыли, а потом снова пустили перед выборами мэра города – из-за возмущения жителей Чернигова. Но вскоре после выборов маршрут снова был заморожен.

Главной проблемой ЧТУ является старый троллейбусный парк. Но плановые ремонтные работы позволили бы троллейбусам перевозить пассажиров еще долгое время… Впрочем, главным является то, что черниговская городская власть не хочет покупать новые машины для троллейбусных линий. Средний возраст троллейбуса в Чернигове – 18 лет, при норме эксплуатации 10 лет. В троллейбусах неоднократно случались пожары, «рогатики» выгорали прямо на маршрутах, оставляя лишь один «скелет». Старейшему троллейбусу города сейчас 28 лет. До 2010 года в городе эксплуатировались три сочлененные троллейбуса-гармошки, но сейчас их порезали на металл…» (http://liva.com.ua/chernihiv-crisis.html).

Следует отметить, что ситуация с транспортом в Украине ухудшилась из-за потери части Донецкой железной дороги в зоне АТО и нескольких заводов (Завод ОР в Луганске, Стахановский вагоноремонтный завод).

Еще одна из болезненных проблем больших украинских городов – это транспортные пробки. Проблема тоже связана с господством частных интересов и является проявлением давно замеченного парадокса капитализма: если все будут преследовать только свой частный интерес, он будет удовлетворен хуже, чем если бы во главу угла ставился интерес общественный. Каждому быстрее доехать до нужного места на личном автомобиле, чем на общественном транспорте, но если все едут на личных автомобилях, то образуются многочасовые пробки.

Проблема пробок решается путем удовлетворительного развития общественного транспорта и реконструкции городов (в частности, строительства метро в тех больших городах Украины, где его нет), что тоже требует больших инвестиций и примата интересов общества над интересами частной выгоды. А это невозможно без разрыва с капитализмом.

 

Медицина

В медицине дела тоже обстоят не лучшим образом.

«…большая часть населения страны перестала доверять отечественной медицине. По данным опроса Киевского международного института социологических исследований в 2006 году, система здравоохранения Украины неэффективно удовлетворяет потребности населения – около 40% опрошенных в случае заболевания стараются не обращаться к врачам за профессиональной помощью из-за высокой стоимости услуг и низкого качества медицинской помощи. Отсюда и вытекают все негативные последствия: высокий уровень смертности (16,3 на 1 тыс. чел.), отрицательный прирост населения (-5,7 на 1 тыс. чел.), низкая продолжительность жизни (треть украинцев умирает преждевременно в возрасте до 65 лет, и приблизительно половины смертей в возрасте до 75 лет можно было бы избежать при наличии должной профилактики и лечения) и отсутствие признаков преодоления эпидемий туберкулеза и ВИЧ/СПИДа (https://ru.wikipedia.org).

Врачи получает мизерную, как абсолютно, так и относительно важности своей работы, зарплату, и вынуждены компенсировать ее мизерность добровольно-принудительными пожертвованиями пациентов. Немалую часть времени работы врачей пожирает бюрократическая отчетность. При первой подвернувшейся возможности талантливые врачи, как и другие квалифицированные специалисты, стараются уехать на Запад. Происходит отрицательный отбор.

Проблема тоже нерешима без радикальных общественных преобразований, которые сделают сохранение здоровья и рост продолжительности жизни приоритетом общества, направят большие инвестиции на развитие здравоохранения, поднимут зарплату врачей, подняв при этом требования к качеству их работы. И т.д. и т.п. А откуда эти инвестиции взять? Да хотя бы у Войцеховского и таких, как он.

 

Сельское хозяйство

Мы уже видели, что в экспорте Украины наконец-то доля продукции сельского хозяйства стала превышать долю промышленной продукции.

Проблема состоит в том, что подсолнечник и рапс, товарное производство которых сейчас очень развито в Украине, стремительно истощают почву. Во времена «совка», власти которого были способны думать о своих долгосрочных интересах, земле давали отдыхать под парой, «крупный инвестор»-латифундист, пришедший наконец-то в украинское сельское хозяйство, живет по принципу «после меня – хоть потоп» и хищнически эксплуатирует землю, оставляя себе прибыли, а последующим поколениям – пустыню.

«Если взять современную Украину, то ее рекордом является наибольшая в мире распаханность. При этом большая часть украинской почвы принадлежит к категории необновляемых земель. Здесь нет ни полноводных рек, которые приносят кубометры ила, ни значительных лесных насаждений с позитивным балансом грунтоформирования.

В современной Украине основным видом культур стали самые рентабельные и, соответственно, более всего истощающие плодородие почвы подсолнечник, кукуруза, рапс. За последние 100 лет уровень эрозии почвы в Украине достиг критических величин, а за последние 10 лет этот процесс ощутимо ускорился. Сегодня было бы более разумно не популяризировать легенды про 20 или 35% мировых черноземов, а чаще проводить исследования того, что осталось. Результаты этих исследований, скорее всего, заставят снижать кадастровые оценки чуть ли не каждый год.

При таком хозяйствовании Украина рискует превратиться в наибольшую в Европе пустыню уже в обозримой перспективе» (http://www.lesovod.org.ua/node/25755).

Татьяна Адаменко, начальник отдела агрометеорологии Гидрометцентра Украины, в интервью агентству УНИАН предсказывает, что через 20–30 лет в пустыню может превратиться весь юг Украины: «Проблема засухи наиболее актуальна для южных областей. Эксперты бьют тревогу в связи с недостаточностью влаги в почве. Неужели юг Украины превращается в пустыню?

При таком повышении температуры в южных областях, которое наблюдается последние 20 лет, нельзя сказать, что пустыня образуется завтра. Но тенденция такая, что через 20–30 лет это произойдет, если не будут приняты меры, не будет комплексной программы по борьбе с этим явлением. У нас многие ведомства занимаются вопросом опустынивания. В Минприроды целая рабочая группа создана, но я не думаю, что кто-то рекомендации выполняет.

– Можно ли говорить, что опустынивание юга – природный процесс?

– Проблема опустынивания связана не только с климатом. Он вносит свою лепту, но экологические проблемы, нарушение экологического равновесия в южных областях также играет немаловажную роль. Например, в Херсонской области в 1960-е годы были высажены лесозащитные полосы, оберегающие поля от характерных для данного района пыльных бурь. Также там были высажены плавни, которые удерживали влагу. Сейчас всё это вырублено, происходит деградация почвы…» (http://economics.unian.net).

Для борьбы с опустыниванием, для высадки лесозащитных полос и плавней, вырубленных в эпоху господства спекулятивного капитала, тоже потребуется государственное вмешательство. Частный капитал в таких мерах не заинтересован. Что будет через 30 лет – это не его проблема.

(А.Б. Всё, что сказано выше о деградации Украины, ее экономическом, научно-техническом и социальном потенциале, абсолютно верно.)

 

Нельзя идти вперед без разрыва с капитализмом

Всё, о чем говорилось выше, дает в совокупности картину тотальной экономической и общественной деградации.

Все реальные проблемы Украины обусловлены ее положением в мировой капиталистической системе – положением страны зависимого капитализма, страны, подвергающейся эксплуатации как внешними капиталистическими силами, так и их отечественными сотрудниками. Без разрыва с положением страны зависимого капитализма прогрессивное развитие Украины невозможно, будет продолжаться деградация и деиндустриализация.

Один умный либерал и антикоммунист, Вячеслав Чечило, написал у себя в фейсбуке:

«Очень не люблю большевиков и Сталина. За гражданскую войну, за бессмысленный социальный эксперимент, за красный террор, голод, ГУЛАГ и те скотские условия, в которых жили мои предки. Много за что. Но считаю идиотизмом отказываться от того, что большевики нам оставили.

Из малограмотной аграрной нации, занимающей территорию нескольких областей нынешней центральной Украины, Сталин сделал самое крупное в Европе индустриальное государство. И взял за это очень высокую цену. А теперь благодарные потомки снимают рабочие робы, демонстративно одеваются в вышиванки и задорно режут на металлолом те самые заводы, из-за которых люди умирали с голода.

Вполне вероятно, что украинцы изначально не хотели догонять и перегонять Америку, создавать атомную бомбу и изобретать ЭВМ… Но если нас заставили и научили, зачем при первой же возможности бежать обратно в село пасти свиней?

Вся история Украины последних 25 лет – один сплошной побег в прошлое. Отказаться от «совковой» промышленности и людей, которые там работают, вернуться в XIX век можно, это не проблема. И соседи в этом радостно помогут, отхватывая по пути куски неприжившейся территории. Но, что-то мне подсказывает, мы будем очень разочарованы тем, что получим в финале» (https://www.facebook.com/vyacheslav.chechilo/posts/948158951913033?fref=nf).

И действительно. Невозможно воскресить людей, умерших от голода в 1932 году или расстрелянных в 1937 году. Ни один самый демократический президент не способен это сделать. Зато оказалось возможным уничтожить, превратить в руины созданную в результате модернизации СССР промышленность и науку, платой за которые были голод и террор. Страшная цена осталась, того, за что ее заплатили, больше почти нет.

Вот как описывает перспективы украинского народа и украинской промышленности один из сторонников капитализма, Юрий Шпак: «Приготовьтесь к потере работы. Сегодня в группе риска каждый трудоспособный украинец. Уже скоро ваша профессия и навыки могут оказаться бесполезными.

Вы должны понимать, что государство практически не имеет влияния на рынок труда и мало чем поможет. Забудьте о «создании рабочих мест», «инвестициях» – всё это сказки политиков, не понимающих того, к чему движется экономика нашей страны (и всего мира).

Скучные цифры статистики оставим в стороне, отметив, что безработица, по оценке Международной организации труда, в Украине уже перевалила за 10%, а сайт государственной службы занятости откровенно заявляет, что у него на 33 тыс. вакансий 787 тыс. желающих получить работу, или 23 человека на место.

Нам еще, конечно, далеко до безработицы в Греции, Испании, но в нищей Украине ситуация с занятостью не может быть лучше, чем в относительно благополучных странах ЕС. У нас безработица носит системный и скрытый характер.

Эти 23 человека на место – лишь вершина айсберга, многие просто в службе занятости не зарегистрированы.

Рассмотрим причины устойчивого сокращения рынка труда в Украине. Первое, что приходит на ум, – экономический кризис, война, разрушение производства на востоке страны. Это любимые версии нашей власти.

Правда состоит в том, что Украина – это экспортно-ориентированная страна, застолбившая себе нишу металлургии низкого передела и такого же уровня продукции АПК.

Различные машиностроительные и приборостроительные производства в Украине проходят или прошли стадию утилизации.

Если даже немецкий гигант Siemens сокращает производство энергетических машин и увольняет более 7000 сотрудников по всему миру, то на что рассчитывать «Зоре-Машпроекту» или «Турбоатому» на европейском и мировом рынках?

Все они, вместе с другими промышленными гигантами никому не нужны, как не нужны самолеты «АН» в мире господствующих «Airbus» и «Boing». Россия, к примеру, попробовала хитрый трюк и укомплектовала свой проект «Sukhoi Superjet 100» западными комплектующими, и все равно – никого самолет не заинтересовал.

При этом наша еще вчера возможная кооперация в Евразийском союзе с Россией проблемы бы не решала, а просто по времени отодвигала бы закономерный финал – основные фонды нашего машиностроения морально и физически устарели, а модернизировать нет ни средств, ни технологий, ни институтов.

На Западе денег на модернизацию не дадут, а внутри страны проводить еще один голодомор под индустриализацию никто не станет. Да и кадров таких уже нет. Система профтехобразования в Украине уничтожена, высшая инженерная школа застряла в глубоком прошлом.

Итак, в Украине ушли и постепенно уходят в небытие целые кластеры высокотехнологичного производства. «Южмашу» на днях отключили электричество за долги.

Процесс этот необратим. Мы идем в ЕС, а там даже картошку под домом выращивать нужно по директиве из Брюсселя. Строить самолеты и турбины никто не даст. Это не плохо и не хорошо – просто факт [А зачем тогда вообще идти в ЕС? Может, если не ходить, то и процесс не будет таким уж необратимым? – М.И.]

Отечественная металлургия подошла к своему закономерному финалу. Во-первых, она морально и физически устарела, во-вторых, в мире продолжается экономический спад, который характеризуется тотальным падением спроса. Металл не нужен. Сотни новых металлургических заводов только в одном Китае законсервировано, нарастила сталелитейную промышленность и Турция. Их заводы современны, энергоэффективны и продуктивны.

А у нас, например, до войны 15 тысяч работников Алчевского металлургического комбината выплавляли 3 млн тонн стали. В то же время в Германии 4,5 тыс. человек на заводе производят 6 млн тонн стали. Выводы в контексте занятости и ее перспектив в Украине очевидны – даже при работающем рынке под сокращение потенциально попадает более 70% рабочего персонала. А у нас еще и война, и потеря рынков сбыта, и кризис.

Остается сельское хозяйство, но с ним вообще всё элементарно – такого количества сельского населения (30% от всех жителей страны) при современных аграрных технологиях не нужно.

Все это понимают, но делают вид, что проблемы нет. Раньше крестьянин мог пойти работать на завод. Сегодня это невозможно.

О заводах так много написано было потому, что они являются основой для построения следующей, более продвинутой формации – экономики услуг. Там-то и «произрастает» средний класс, сегодня стремительно теряющий рабочие места.

Всё происходит постепенно. Кроме внутреннего сворачивания рынка труда, на страну давят внешние объективные факторы.

Кроме падения спроса на украинскую продукцию и обострения общемировой конкуренции, во всем мире происходит технологическое и необратимое вытеснение труда среднего класса, описанное американским социологом и профессором Рендаллом Колинзом в последнем труде «Средний класс без работы: выходы закрываются».

Благодаря развитию IТ технологий сокращаются рабочие места в финансовом секторе, в частности банковском, страховом, торговые роботы вытесняют неповоротливых трейдеров на биржевых рынках, кассиры в супермаркетах заменяются системами электронного самообслуживания и т.д.

В Украине в мир иной уже ушло 50 банков, уйдет еще столько же под давлением требований МФВ. Ожидают своего закрытия порядка ста страховых компаний в Украине.

К слову о банках. Банки в Украине не выполняют своей основной экономической функции – кредитования предприятий. Это тоже прямо влияет на занятость.

Так как они не кредитуют украинский бизнес под адекватный процент (таким не может быть более 30% эффективной ставки), то бизнес загибается и умирает. Умирает тот же вышеупомянутый «Антонов» – он не может, как «Airbus», кредитоваться под 5–6%, и к нему не стоит очередь банков.

Без длинных и дешевых кредитов у нас не будет научных разработок, серийного производства и рабочих мест. И так по всем сферам украинской экономики. Суть капитализма – в развитии на заемные средства. У нас капитализм не работает.

Итак, украинский рынок труда чувствует на себе давление со всех сторон и находится в фазе глубокого падения и сокращения. Процесс входит в замкнутую фазу: сокращение рабочих мест – падение внутреннего спроса – сокращение выручки – сокращение рабочих мест…

Не получая подпитки от экспортно-ориентированных предприятий, сужается рынок услуг, базирующийся на внутреннем потребителе. А это, прежде всего, потеря работы для среднего класса.

Какие бы решения ни принимало государство, оно не в состоянии решить проблему увеличивающейся безработицы.

Сокращению также подлежит, прежде всего, государственный сектор – приватизация госпредприятий (и их последующее закрытие), сокращение госаппарата и бюджетной сферы.

В парламенте уже лежит законопроект о переводе здравоохранения из бюджетной сферы в коммерческую. Где коммерческий подход, там нет места для неэффективной численности медперсонала. Опять сокращения.

Кризисные явления в китайской экономике, проблемы Греции и ее соседей в ЕС тоже оказывают прямое долгосрочное давление на экономику Украины и на ее рынок труда…

Потребности украинского ВПК в расширении производства в период войны с РФ не решает проблему занятости или решает ее локально. Сегодня практически все рабочие специальности охвачены работниками пенсионного и постпенсионного возраста. Молодежь не хочет идти «крутить гайки». Пока не хочет.

Но когда она поймет, что рабочих мест в офисах больше не становится, молодые люди упрутся в отсутствие должной образовательной инфраструктуры – технические профтехучилища в Украине практически умерли как класс. А те, что остались, располагают парком станков и оборудования средины прошлого века.

Мы попадаем в очередную «мертвую петлю» – возрождать профтехучилища с современной материально-технической базой очень дорого, но и выпускать специалистов на текущей технологической платформе – деньги на ветер.

Так или иначе, делать что-то надо и как-то пытаться выровнять ситуацию с занятостью. Рецепты есть, но власть на них не пойдет, так как ориентирована на предвыборный популизм. А что можно было сделать?

Первое – тотальная либерализация трудового права. Работодатель должен с легкостью нанимать и увольнять персонал. Широкое применение аутстафинга, срочных контрактов, прикручивание профсоюзных «хотелок».

Впрочем, профсоюзы – отмирающий социальный институт эпохи индустриализации. С дальнейшей приватизацией украинских предприятий «кормовая база» профсоюзов будет стремительно исчезать.

Второй шаг, ставший банальностью, – снижение фискальной нагрузки на фонд оплаты труда.

В-третьих, либерализация и пересмотр принципов работы службы занятости. Например, снять ограничения в поиске работы по уровню предыдущей зарплаты. Большинство вакансий не закрывается, так как стоящий на учете безработный получал на предыдущей работе больше (до кризиса).

Сегодня служба занятости не ищет работу, а выполняет функции собеса – выдает пособия. Когда срок выдачи пособия истекает, безработный снимается с учета и идет на улицу, а государство получает статистику сокращения безработицы: нет регистрации – нет безработного. Нет человека – нет проблемы.

Покинувшие стены службы занятости безработные не растворяются в пространстве, а постепенно накапливают критичную массу недовольного и революционно настроенного населения. При этом ядро этой социальной группы составляют образованные, активные люди – бывший средний класс.

Риски существенно повышаются для текущей власти, и уже осенью мы сможем в этом убедиться» (http://zet.in.ua/publish/bezrabotica-v-ukraine-budet-tolko-rasti/).

Извиняемся за огромную цитату, но она очень хорошо описывает состояние украинской экономики. И получается, что при сохранении капитализма у Украины нет выхода. Она обречена на крах ее промышленности и сельского хозяйства, а ее народ – на чудовищную сверхэксплуатацию местными паразитами и мировым капиталом. И это приведет, как правильно заметил автор, к формированию «критичной массы недовольного и революционно настроенного населения», ядро которой составят «образованные, активные люди – бывший средний класс».

 

Кто виноват и что делать?

Все три главные проблемы современной Украины обусловлены ее зависимым положением в системе мирового капитализма. Скажем еще раз, какие это проблемы:

1) паразитический и коррумпированный характер украинского государства;

2) господство класса олигархии;

3) экономическая деградация страны, деиндустриализация, упадок промышленности и науки.

Решить эти проблемы можно только вместе, одновременно. Бесполезно, например, надеяться, что нынешнее государство и класс олигархов смогут провести индустриализацию, получив на нее иностранные кредиты. Во-первых, денег на индустриализацию никто не даст (зачем вскармливать конкурента?), а во-вторых, если деньги и дадут, они будут раскрадены.

Столь же бесполезно надеяться, что нынешнее государство сможет покончить с олигархами и провести модернизацию экономики. Передача средств производства нынешнему коррумпированному и бюрократическому государству ничего не даст – оно способно только воровать и паразитировать.

Поэтому проблемы надо решать в комплексе.

Нынешнее бюрократическое и паразитическое государство должно быть ликвидировано. На его место должно прийти новое, революционно-демократическое государство, трудовая республика, созданная революцией, укомплектованная прошедшими революцию кадрами, подконтрольная народу и опирающаяся на широкую систему общественного самоуправления. Эта новая трудовая республика должна экспроприировать класс олигархов, а полученные средства использовать для проведения реиндустриализации и повышения жизненного уровня народа.

Сила, которая выступит с этой политической программой и завоюет на ее сторону народ, станет победительницей, и в истории Украины ее будут вспоминать добрым словом.

Эта прогрессивная сила, придя к власти, чтобы решить стоящие перед страной экономические проблемы, должна будет осуществить следующие меры в экономике:

- экспроприация крупного капитала, прежде всего капитала, принадлежащего клану Януковича и лицам, поддержавшим российскую агрессию;

- национализация тяжелой промышленности, энергетики и транспорта, переход их в собственность трудовой республики;

- пересмотр итогов приватизации, национализация всех предприятий, приватизированных с нарушением закона (а под это подпадает большинство приватизированных предприятий);

- дальнейшее расширение государственного сектора экономики, находящегося под контролем общенациональной системы производственного самоуправления работников;

- введение прямого прогрессивного налога: чем больше доходы – тем больше ставка налогообложения. Бюджетные механизмы позволят эффективно расширить сектор социального обеспечения и своевременно осуществлять выплаты населению;

- введение государственной монополии внешней торговли;

- отказ от уплаты внешних долгов;

- отказ от ориентации на внешние кредиты, душащие экономику Украины; развитие экономики Украины прежде всего за счет собственных средств; внешние кредиты – только под целевые проекты развития высоких технологий и при полной прозрачности расходывания;

- протекционистская экономическая политика в интересах развития науки, промышленности и сельского хозяйства;

- развитие национальной военной промышленности;

- ориентация экономики страны не на прибыль, а на удовлетворение потребностей населения;

- проведение реиндустриализации на современной технологической основе – 3D- принтеры, альтернативная энергетика, роботизация; без такой ре индустриализации трудовой народ Украины обречен на нищету, а Украина не может быть по-настоящему независимой страной;

- развитие фундаментальной и прикладной науки при поддержке государства;

- развитие собственной традиционной (нефть и газ) и альтернативной энергетики и ликвидация энергетической зависимости от России;

- национализация банков и других финансовых институтов, отмена коммерческой тайны, общественный контроль над всеми финансовыми операциями;

- открытая бухгалтерия для всех предприятий, за исключением случаев, когда это противоречит потребностям национальной безопасности;

- сохранение моратория на продажу земли;

- национализация латифундий, занимающих самые плодородные земли; ведение сельского хозяйства не хищническим образом, а с учетом долгосрочных потребностей страны;

- содействие развитию кооперативов в сельском хозяйстве и мелкой промышленности; государственная поддержка сельскохозяйственных кооперативов и трудовых крестьян-единоличников кредитами, удобрениями, техникой и т.д.;

- бесплатная и общедоступная медицина; прогрессивные преобразования в медицине в интересах врачей и пациентов;

- бесплатное и общедоступное образование на всех уровнях, прогрессивная образовательная система, стимулирующая творческую активность учащихся.

- постепенное, по мере улучшения дел в экономике, введение безусловного базового дохода в размере минимальной зарплаты.

Все эти меры не создадут гармонию и идиллию. Решив одни проблемы, они создадут новые. Но такова жизнь, и пока общество живет, оно идет от одних проблем к другим. Но благодаря этим мерам, общество, Украина и украинский народ смогут жить и развиваться дальше. А иначе Украине грозит повторение судьбы Афганистана, Сирии и Ирака – превращение в территорию с разрушенной экономикой и массово бегущим населением, в страну, находящуюся под властью мародерствующих вооруженных отрядов.

Указанные выше меры никоим образом не создадут бесклассового общества, социализма или коммунизма. Всё это – никоим образом не коммунизм, а всего лишь смешанная экономика, с сильной ролью демократического государства, подконтрольного обществу, и с сохранением немалой доли свободно-рыночных отношений в мелкой промышленности и сельском хозяйстве. Это то максимальное, чего можно достичь здесь и сейчас по реальному соотношению сил в стране и то минимальное, что нужно сделать здесь и сейчас, потому что без него всё остальное не имеет смысла.

 

М. Инсаров

 

Источник – http://novaiskra.org.ua/?p=2869

 

Продолжение следует.