Главная       Дисклуб     Наверх  

 

ШАНС ДЛЯ СИРИИ?

 

«В Сирии 6 мая, в полночь по местному времени, вступил в силу режим прекращения огня в так называемых зонах деэскалации, созданных на основании меморандума, подписанного в Астане странами-гарантами – Россией, Турцией и Ираном. По данным «Сирийского наблюдательного совета по правам человека», в означенных зонах, после многомесячных боев, в ночь на субботу было спокойно. Лишь в городе Теир Малла к северу от Хомса прогремел взрыв через полчаса после вступления меморандума в силу. По сообщению правозащитников, с позиций сирийской армии была выпущена ракета по району, подконтрольному повстанцам, передает Deutsche Welle.

Всего создано четыре зоны деэскалации. Самая большая из них расположена на севере Сирии, она включает в себя провинцию Идлиб, часть Латакии, Алеппо и Хамы. По оценкам Министерства обороны России, данную территорию контролируют вооруженные формирования общей численностью 14,5 тыс. человек. Зоны деэскалации образованы также в провинции Хомс, в Восточной Гуте и на юге Сирии у границы с Иорданией.

Мне представляется приблизительно одинаково правдоподобным как то, что зоны деэскалации помогут соблюдению прекращения огня, так и то, что прекращение огня может быть нарушено по инициативе Саудовской Аравии и Катара. Как я понимаю, ни до, ни после встречи в казахстанском городе Астана не было какого-либо диалога с Саудовской Аравией и Катаром, а также с Иорданией. Ни Российская Федерация, ни Турция, ни Иран не имеют в Сирии такого влияния, какое имеют Саудовская Аравия и Катар. Тем не менее ни Саудовской Аравии, ни Катара нет среди гарантов соблюдения прекращения огня. Среди гарантов нет также США, стран Евросоюза и представителя ООН. В переговорах о создании зон деэскалации могли бы участвовать, но, по-видимому, не участвовали Ливан, Иордания, Египет и Греция. По-видимому, не участвовала также ни одна из курдских группировок.

Но самую надежную, конструктивную и перспективную гарантию нормализации ситуации в Сирии может дать общесирийский межобщинный Национальный пакт мира и согласия. Странно, но даже Ливан, где подобный пакт давно уже действует, не дает, по-видимому, Сирии совет заключить подобный пакт.

Я думаю, нет ни одной страны в мире, которой был бы не нужен межобщинный пакт мира и согласия. Очень острая необходимость в заключении подобного пакта, я думаю, существует в Турции, Азербайджане, Армении, Грузии. Есть серьезная необходимость в заключении межобщинного пакта, например, в Германии, Франции, Испании, Великобритании. ООН, по-видимому, могла бы учредить пост уполномоченного по межобщинным проблемам.

Здесь я не останавливаюсь на проблеме создания единого израильско-палестинского светского (и одновременно многоконфессионального) многообщинного государства, в котором будут четыре основные общины (наряду с малыми общинами), у каждой из которых будет ограниченный международный статус (возможно, статус члена ООН будет как у единого государства, так и у каждой основной общины). У меня такое впечатление, что сейчас палестинские арабы – это передовой отряд каждой террористической группировки исламской ориентации и что стимул их активности – создание и сохранение «Государства Израиль» в современном понимании.

Брянский Олег Павлович

 

Екатеринбург