Главная       Дисклуб     Наверх  

 

Экополисная общинная модель

 местного самоуправления –

стратегия ХХI века

 

Многочисленные исторические данные свидетельствуют, что отличительной чертой характера наших предков были неприятие иерархических структур и авторитарных форм в организа­ции трудового процесса, склонность к демократическим формам жизни. 

Огромные просторы России, духовно-культурное и природно-климатическое разнообразие, богатство нацио­нальных характеров требовали от самосоз­нания народа перспективности видения, предсказания надвигающихся опасностей, с одной стороны, с другой – объединения разных сил, народов, государств в решении национально-государственных проблем. Отсю­да склонность к всечеловечности, челове­колюбию, но и к лидерству, мессианству в духовной и культурной жизни. Эти ценности самосознания российского подготовили почву для вос­приятия идеи общинности в новой форме – форме корпоратизма.

Сложившаяся российская форма хозяй­ствования основывалась на традиционных ценностях крестьянской общины, артели, взаимопомощи, трудовой демократии, местном самоуправлении.

Поэтому принципы общины сегодня должны стать предметом пристального анализа и возрождения на новой основе, а в условиях их разрушенности – и объектом социального проектирования. Сегодня очевидно, что выбор осуществляемого курса произошел не на основе научных разработок, изучения исторического опыта, а вопреки им.

В странах Западной Европы сформировалась к началу ХХ века другая модель общественного саморазвития, которую можно условно можно назвать частной или индивидуалистической. Она была основана на индивидуализме в проявлении жизненных интересов (стать богатым за счет других), поскольку складывалась в условиях крайнего дефицита экономических ресурсов и значительного перенаселения. Хозяйственная система, существовавшая в это же время в России, заметно отличалась от западноевропейской. Огромные земельные просторы и неисчислимые природные богатства, многообразие климатических зон – эти важные предпосылки определили процессы экономического развития. За последние 10 лет местные со­общества во всех развитых странах очень сильно продвинулись в развитии корпоративной муниципальной экономики. Мы же в начале перестройки были ближе всего к переходу именно на корпоративные методы хозяйствования для повышения материального благосостояния насе­ления, изменения мотивации к тру­ду за счет разгосударствления и при­ватизации. Однако была выбрана иная стратегия, далеко не лучшая, которая, по оценкам многих, ини­циировала возникновение в России грабительского капитализма. Мас­сового российского собственника, мощного среднего класса так и не появилось.

Таким образом, методом современной организа­ции социально-экономической и политической жизни должен стать корпоративизм. В его основе лежит не частная собствен­ность, а корпоративная, на правах совместного или пропорционально-равного владения собственностью. По мере развития и утверждения корпоративной собственности как одной из ведущих во всем многооб­разии ее форм корпорация всё в большей мере будет рассматривать­ся не только как определенный тип экономической и социальной циви­лизации со своими нормами, спе­цифическими интересами и целями деятельности, но и как особый тип обустройства всей общественной жизни (не только экономической, но и политической, духовной). Он основан на принципах совладения и сораспоряжения корпоративной собственностью, подлинно народ­ного самоуправления, договорных отношений между центральной и местной властью, возрождения ду­ховности и культуры в каждом ме­стном сообществе, которому центр делегирует все права распоряже­ния ресурсами, в том числе ресурсами соци­ального здоровья.

Корпоративизм сегодня понимается нами как спо­соб организации общественной жизни, где пирамида обществен­ной жизни принимает наконец ус­тойчивое положение: не только центр инициирует развитие, но и сами местные сообщества, соци­альные организации, хозяйствен­ные субъекты. Люди, проживаю­щие на территориях, включаются в активную общественную жизнь. Став совладельцами собственнос­ти, акционерами, они сами созда­ют властные структуры, зарабаты­вают на свои социальные нужды, финансируют науку, культуру, об­разование на своих территориях и, наконец, сами решают местные проблемы под свою ответствен­ность, располагая необходимыми полномочиями и ресурсами.

Корпоративный метод органи­зации общественной жизни меня­ет целевой вектор организации всех ее сторон:

• увеличивая дохо­ды, создает условия, когда нет ни­щих и бедных, а есть население с высоким уровнем достатка;

• укрепляя здоро­вье, обеспечивает условия, при которых средняя продолжительность жизни россиян возрастает до миро­вого стандарта, а заболеваемость снижается до одного дня в год в расчете на одного работающего.

С помощью корпоративного метода хозяйствования:

-                        достигается высокая продол­жительность жизни без заболева­ний;

-                        творческая и социальная ак­тивность до 85 лет и более;

-                        гарантируются высокие дохо­ды населения, семья расходует на пи­тание менее 10% своего бюджета;

-                        сервис и комфортность жизни обеспечивают полноценные условия для самосовершенствования и творческого развития человека как личности;

-                        подрастающее поколение, со­гласно принятыми муниципалитетами (городами, районами) прави­лами, становится полноправным собственником, наряду с работающим населением и пенсионерами, население – хозяин и соб­ственник территории, на которой оно проживает.

На принципах корпоративной экономики всё население местного сообщества включается в развитие местного хозяйства, становится акционером, совладельцем местных предприятий. Через соответствующие финансово-хозяй­ственные институты население своими средствами участвует в развитии местной промышленно­сти, создании новых рабочих мест. Муниципальная экономика пре­вращается, по сути, в открытое ак­ционерное общество, и акционе­рами, причем заинтересованны­ми, является все население. Появляется личная (частная) и се­мейная заинтересованность в том, что происходит в экономике мес­тного сообщества, механизмы му­ниципальной экономики стано­вятся понятными и доступными населению. Привлечен­ные и заимствованные средства населения должны прежде всего работать на месте, в муниципаль­ной экономике. Гарантом того, что эти средства не будут разбаза­рены, выступает в первую очередь ме­стная власть, договорные отноше­ния в соответствии с Гражданским кодексом. Без участия населения невозможно создать благоприятную жизненную среду, развернуть жизненные силы каж­дого на решение новых проблем.

Давно назрела необходимость ком­плексного изучения важнейшего института гражданского общества, каким является местное сообще­ство. Именно здесь решается до 70% всех социальных проблем, которые ежедневно волнуют каждого из жителей.

Можно ли измерить духовный потенциал местного сообщества? Да, можно. Если принять за основу понятие духовности как способность любить и творить добро.

Есть даже такой конкретный опыт. 15–21 августа 2006 года под эгидой Международной академии общественного развития была проведена 1-я Научно-практическая конференция «Новое Сознание – Новый Человек – Новое Общество: образы, технологии и пути перехода» в общине «Тиберкуль» на юге Красноярского края. Одной из задач конференции было исследование духовного потенциала общины и её влияние на местное население и Курагинский район, на территории которого она проживает. Это исследование позволило ученым осознать и выделить принципиально новый ресурс, который всегда в обществе существовал, но глубоко не осознавался, считался прерогативой религий.

Община существует уже больше 15 лет. Сейчас количество поселенцев насчитывает около 5 тыс. человек в виде поселений и хуторов от 10–15 до 300 человек. И в настоящее время количественное увеличение продолжается по 100 человек в год. Переселяются в основном люди высокого образовательного и культурного уровня, которые, видя в общине высокий культурный потенциал, принимают ее жизнесмысловые ориентиры. Хозяйство в основном натуральное, упор делается на развитие индивидуального творчества – ремёсел, промыслов, народных искусств без использования ископаемых ресурсов. Это существенно сужает экономические возможности общины. По своим убеждениям общинники не употребляют мяса, рыбы. Для членов общины их духовные убеждения играют заметную роль, хотя внешне они в виде пышных культовых дорогостоящих обрядов и т.п. практически не проявляются. Какой-либо производственной инфраструктуры и предприятий практически нет. Поэтому общинники сами создают мастерские в каждом из поселений. Существует определенная специализация ремесел в поселениях. В деревнях, где, кроме последователей, живут местные жители, каждая семья обеспечивает себя сама. Распространена взаимопомощь семей, чаще безвозмездная. В строящемся в тайге городе «Обитель Рассвета» нет частной собственности. Все средства, поступающие членам общины, аккумулируются в общей кассе, на них закупается все необходимое и распределяется в соответствии с решением общины. Управление в общине осуществляется общим собранием. Необыкновенно высокий спрос на строительство домов и культурных объектов для поселенцев. Не наблюдается употребление наркотиков, алкоголя, табака. Первоначально это вызывало определенное неприятие местного населения. Насколько можно было видеть, сейчас эти предубеждения жителей в значительной степени преодолены. В общине отсутствует преступность. Уровень рождаемости превышает среднюю по России минимум в 3 раза. Общинники активно влияют на культурную жизнь Курагинского района и даже Красноярска. Фестивали искусства, выставки художников и ремесел, детские праздники и т.д. уже стали доброй традицией. Исследования 1998–2001 гг., проводимые другими организациями, показали повышение уровня и качества здоровья общинников, отсутствие страха перед будущим у пожилых людей.

Предстоит изменить философию выживания на страте­гию развития. Тогда открываются перспективы для подлинной социализации подрас­тающего поколения, самореализа­ции жизненных планов. Обеспечи­вается высокое качество жизни как работающим, так и инвалидам, многодетным, пенсионерам.

Эти ценности дифференциру­ются применительно к населению каждого города (района), к катего­риям и социальным группам.

Мировая практика свидетель­ствует: государство, если оно жела­ет процветать, должно передавать местным властям под их ответ­ственность ресурсы, полномочия, чтобы люди сами распоряжались своей судьбой, боролись за соци­альные блага, сами решали, как вос­питывать своих детей, лечить боль­ных, заботиться о престарелых, как строить дома и дороги, правильно использовать имеющиеся на местах возможности.

Сегодня инновационный про­рыв для России – это прежде все­го стремительное продвижение вперед на основе передачи части собственности производственным коллективам, региональным ассоциациям, которые должны сами определить модель хозяйствова­ния, сделать людей совладельцами собственности. Это позволит им наконец стать подлинными хозяе­вами результатов своего труда, а следовательно, породит такую систему положительной мотивации к жизни, которая обеспечит не только высокую производительность труда, его отличное качество и надежность, широкое применение ноу-хау, но и во многом определит будущие прогрессивные формы социальной организации общества, эффективные структуры его саморегулирования и самоуправления. Очень важно подчеркнуть, что в местном сообществе осуществляет­ся первый этап социализации лично­сти, закладывается фундамент бу­дущей профессиональной пригодности, ценностной ориентации, мировоззре­ния, – всего того, что определяет целостность личности, ее устойчи­вость на все последующие годы.

В этой связи наконец будут востребованы здоровьесберегающая педагогика, социо-культурно-ориентированная систе­ма обучения и воспитания в обще­образовательных учреждениях.

Наукой разработаны и предла­гаются обществу здоровьесберегающие технологии. На­пример, программа СЭПИН («Социальная и экономическая поддержка интересов населения») – это совокупность целенаправлен­ного использования всем населе­нием региона (муниципального образования) в соответствии с действующим законодательством социального, организационного, фи­нансово-экономического потенциа­ла территории для:

увеличения доходов населе­ния (бюджета семьи), и в первую очередь пенсионеров, ветеранов, инвалидов, многодетных семей и малоимущих,

• роста качества жизни, выра­жающегося в создании условий комфортности, и инфраструктуры сервиса;

• увеличения продолжительно­сти жизни;

• увеличения доходной части местного бюджета;

• перекрытия оттока денеж­ной массы из города (района);

• запуска механизмов акку­мулирования и участия денежных средств населения в финансирова­нии социально-экономических программ развития городского или сельского поселения;

• снижения общественной на­пряженности, антисоциальных проявлений, ликвидации соци­альных болезней;

• увеличения числа собственни­ков-совладельцев финансовых институтов, коммерческих организа­ций, муниципальной собственности.

Программа СЭПИН позволит сформировать саморазвивающу­юся экономику региона (муници­пального образования), которая кардинально повышает жизненный уро­вень населения не за счет зарплаты, а благодаря созданию и функцио­нированию в данном муниципаль­ном образовании на постоянной основе новых организационно-финансовых технологий, основанных на корпоративном методе хозяй­ствования.

Сегодня корпоратизм – реа­лизуемый обществом  корпоративный метод хозяйствования – превратился в глобальный феномен общественного развития.

Базовый фактор в развитии экономики – норма «накопления мозгов», темпы, которыми страна готовит высокообразованных специалистов, обладающих воображением, теоретическим и аналитическим мастерством. Когда мы говорим «Экополисная общинная модель местного самоуправления», имеется в виду специфическая экосистема, концептуальная модель будущей среды обитания человека, в которой экологические и социальные составляющие должны находиться в управляемых условиях, обеспечивая сопряженное устойчивое, гармоничное развитие социума, техносферы и биосферы. Таким образом, предполагается, что природная среда включается в систему социально-экономических отношений как важнейший компонент национального достояния, необходимое условие национальной и общечеловеческой безопасности. Здоровье, экологическое и социальное благополучие населения находятся в неразрывном единстве.

Многочисленные исследования в современных условиях позволяют утверждать, что будут побеждать и успешно развиваться те цивилизации, которые построят организацию своей социальной жизни на принципах общины, семьи, сообщества, что открывает человечеству перспективу перехода на принципы устойчивого развития. Этот путь называется сегодня ноосферно-корпоративным.

Став на путь ноосферно-корпоративного развития (НКР), теоретическая модель которого, конечно, требует уточнения и коллективного обсуждения, разрабатывая и реализуя ноосферные технологии, Россия смо­жет обеспечить себе достойное будущее. Сегодня неизбежно вхождение планеты Земля в новую цивилизацию – ноосферно-корпоративную здоровьесберегающую, но прежде всего это необходимо сделать России. Ей в силу целого ряда обстоятельств лег­че сменить ущербную сегодня эко­номику, политику и идеологию на ноосферное мировоззрение и адекватное поведение в мире. Поэтому исследование социального здо­ровья городских и сельских поселе­ний является крайне актуальным.

Се­годня считается очевидным, что качество социального капитала и духовных начал во многом опреде­ляет темпы экономического роста.

Новая экономика предполагает другие дви­жущие силы экономического рос­та. К их числу в первую очередь относится качество человеческого ка­питала и состояние социального здо­ровья. Люди, как наиболее дефицит­ные ресурсы экономического роста, приобретают все большую экономическую ценность. Здоровье – это подлинный капитал ноосферной экономики, а «индустрия социального здоровья» – её реальный сектор.

Презумпция ценности человеческого капитала и социального здоровья, защита прав собственности на эти ресурсы – неотъемлемое право каждого человека в новой ноосферной цивилизации.

Для реализации права каждого человека на здоровый образ жизни и полное использование своих жизненных сил необходимо создать такой соци­ально-экономический и правовой механизм, который будет определять и регулировать ответственность госу­дарства и бизнеса перед обществом за рациональное использование ре­сурсов человеческого капитала и социального здоровья.

По данным ученых, нацио­нальные ресурсы здоровья населе­ния России одни из самых круп­ных, в несколько раз превышаю­щие цену всей российской недвижимости. Но используются они крайне расточительно, неэффек­тивно («недожитие» мужчинами до 60 лет эквива­лентно недопроизведенным 12% ВВП в год, ежегодное уменьшение численности России равнозначно потере 70% ВВП).

На пути к ноосферной экономи­ке России сегодня необходима экономика, ориентированная на здоровье насе­ления (национальная, региональная, корпоративная, се­мейная, муниципальная, индивидуальная).

Наукой доказано, что если муниципальное сообщество, субъект РФ ориентируются на здо­ровье своего населения, рациональ­ное использование человеческого капитала, то они способны к экономическому саморазвитию и стано­вятся самодостаточными. Между тем в структуре ВВП экономика муни­ципальных образований России составляет пока лишь 11–13%, в Японии она дает 68% ВВП, в США – 59%.

Настало время демонтировать чуждые на­селению методы организации хозяйствования и всей общественной жизни и открыть моти­вы к самостоятельности, инициативе, творче­ству, которые издревле были свойственны рос­сийским городам, общинам, отдельным людям.

Интеллектуальное могущество нации должно находиться в функциональной зависимости от нравственных параметров, в то время как сила разума, управляемого человеческими пороками, вот уже более двух тысяч лет несет разрушительный потенциал.

Только рост духовного потенциала местных сообществ может обеспечить устойчивое развитие России и выход ее на принципиально другой уровень качества жизни населения.

 

По материалам В.В. Иванова, В.И. Патрушева,

А.Г. Гладышева, Л.С. Болотовой

 

)