Главная       Дисклуб     Наверх   

 

СИСТЕМА НЕОКОЛОНИЗАЦИИ И ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА ХРОНИЧЕСКОГО КРИЗИСА СТРАН БЫВШЕГО СССР

 

Колоссальные проблемы, с которыми столкнулись страны бывшего СССР на рубеже тысячелетий, включая хронический, начавшийся с момента их либерально-рыночного «оздоровления» и периодически (1991, 1998, 2008) обостряющийся экономический кризис, являются прямым результатом нашего поражения в «холодной» войне.

Из истории войн известно, что после их окончания поверженный противник на более или менее длительный срок превращается в колонию, попадая под внешнее управление. Последнее сводится к двум принципиальным моментам. Во-первых, побежденный принуждается к систематической выплате победителю контрибуции (дани), современные формы которой разнообразны и весьма изощренны. В их числе: массированный вывоз в метрополию дешевого сырья, а заодно и выручки от его продажи в виде банального «бегства» капиталов и даже их официального вывода правительством под маской «выгодных» инвестиций в экономику глобального центра; неэквивалентный обмен реальных активов на продукцию печатного станка под благовидным предлогом привлечения «чудотворных» иностранных инвестиций; масштабные выплаты по кабальным международным кредитам и др. А во-вторых, предпринимаются всевозможные меры к созданию и поддержанию условий для длительного пребывания колоний в искусственно ослабленном состоянии, надежно обеспечивающем их долговременную зависимость от глобального центра. Как результат, описанный непрекращающийся отток в метрополию природных ресурсов и результатов созидательного труда населения колоний, собственно говоря, и проявляется в виде их перманентного, время от времени обостряющегося до предела социально-экономического кризиса.

Думается, теория внешнего управления исчерпывающе объясняет многие на первый взгляд загадочные парадоксы современности, в числе которых: тотальное сырьевое, интеллектуальное, финансовое донорство постсоветских стран в пользу глобального центра (Запада); хроническое сознательное недофинансирование и разрушение их научно-технической и промышленной сфер как в периоды обострения кризиса, так и в «тучные годы» сверхдоходов от тотальной распродажи содержимого общенациональных недр; загадочная безнаказанность и даже административная живучесть разрушителей Отечества; насильственное затаскивание некоторых постсоветских стран в НАТО вопреки отчаянному сопротивлению их населения; газовые, молочные, нефтяные и даже прокатившиеся по многим республикам бывшего СССР «горячие» войны между народами, которые еще совсем недавно жили единой семьей, и т.д.

Иными словами, после победы в «холодной» войне Запад получил возможность решать за счет постсоветских стран противоречия своего развития, экспортируя к нам негативные внешние эффекты своей экономической деятельности (инфляцию, безработицу, экологические проблемы) и «выкачивая» из новых колоний капиталы, «мозги», сырье, а заодно и выручку от его продажи. Достижение этих целей осуществляется на основе тщательно продуманной системы мер и инструментов в рамках неоколониального проекта Запада, результаты воплощения которого и есть главная причина нашего длящегося уже около 20 лет социально-экономического кризиса. При этом очень важно подняться над фрагментарностью наших знаний об истинных причинах последнего и увидеть действующую против нас машину межгосударственной эксплуатации – систему неоколонизации – целиком, что называется, «в сборе» (рис. 1). Очевидно, эффективное противодействие указанной системе неоколонизации возможно только после уяснения и осмысления назначения и принципа действия как каждого из ее механизмов в отдельности, так и всей системы в целом.

 

Рис. 1. Система неоколонизации XXI века, ее истинные и декларируемые цели, конструктивные элементы, принцип действия

 

Основное предназначение и общий принцип действия указанной системы сводится к следующему. В условиях нарастающего дефицита объективно ограниченных и быстро расходуемых природных ресурсов глобальная конкуренция перерастает в острую борьбу технологически развитых держав за доступ к недрам других стран и захват их активов – результатов труда, предприятий, инфраструктуры. Для достижения этой стратегической цели лидеры мировой экономики разработали и, надо это признать, успешно применяют хорошо отлаженную систему методов и инструментов, разрушающих мировоззрение, государство и экономику развивающихся и трансформирующихся (периферийных) стран (рис. 1). Общий принцип действия большинства элементов описываемой системы неоколонизации, что называется, «стар, как мир» и сводится к дезинтеграции общества и экономики.

Так, активная пропаганда и навязывание периферийным странам унифицированных западных «ценностей» формируют у их населения индивидуалистское, эгоистично-гедонистическое, состязательно-конкурентное мировоззрение, провоцирующее внутреннее разобщение общества вплоть до «войны всех со всеми» за ограниченные ресурсы. Конкурентная борьба индивидуумов, нацеленных на максимально полное удовлетворение своих неуемных потребностей через максимизацию прибыли, отодвигает на задний план морально-нравственные ценности, развращая и растлевая общество, ведя его к деградации и депопуляции.

Либерально-рыночные реформы, энергично насаждаемые развивающимся и трансформирующимся странам, также целенаправленно дезинтегрируют, а значит, ослабляют, разрушают их национальные экономики, делают их неконкурентоспособными, беззащитными перед лицом могучих западных транснациональных корпораций (ТНК). В этом же направлении действуют и типовые рыночные мифы о постиндустриальном обществе, сфере услуг, малом и среднем бизнесе как «локомотивах» инноваций и экономического роста. Как результат, либерально-рыночная дезинтеграция национальных экономик периферийных стран обеспечивает беспрецедентные конкурентные преимущества сверхкрупным западным ТНК, финансовое могущество которых сегодня превосходит ВВП большинства стран мира.

Преподносимая как панацея от всех бед денационализация (приватизация) государственной собственности при активном использовании очередного рыночного мифа о «чудотворной» силе иностранных инвестиций в условиях отсутствия ресурсов у национальных инвесторов обеспечивает передачу за бесценок наиболее эффективных активов долларовому и ассоциированному с ним «национальному» капиталу. Тем самым достигается стратегическая цель глобализации – наиболее ценные активы (предприятия, инфраструктура) и природные ресурсы периферийных стран попадают под контроль, как это постоянно внушается, «эффективного собственника» – сверхкрупного западного и компрадорского прозападного капитала. Далее этот самый «эффективный собственник», используя добытые в периферийных странах ресурсы и их население в качестве «расходного материала», направляет свои результативные усилия и недюжинный менеджерский талант на то, чтобы сделать свою страну – США, Великобританию, Италию, Францию и т.д. – богатой и процветающей за счет Беларуси, России, Украины и т.д. Вот почему мировая практика, включая постсоветское пространство, пока не знает случаев эффективных либерально-рыночных реформ по западным рецептам. Этим же, кстати, можно объяснить и то, почему западные страны так озабочены продвижением рыночных реформ на территории бывшего СССР, который еще совсем недавно был их самым опасным конкурентом. Указанная забота столь трогательна и настойчива, что даже может показаться, будто на Западе дни и ночи напролет только и грезят о том, как наши приватизированные предприятия в условиях волшебной рыночной экономики станут невероятно эффективными и наконец-то вытеснят западные ТНК со всех рынков.

Наряду с либерально-рыночными реформами для эксплуатации периферийных государств активно используются монетарные факторы (о чем подробно можно прочесть, например, в журнале «Экономист» № 4, 2009 г., с. 35–46). Так, под внешне благовидным предлогом борьбы с инфляцией нам настойчиво навязываются монетаристские рецепты демонетизации национальной экономики, провоцирующие долларизацию, спекуляцию дефицитными финансовыми ресурсами в паразитарной банковской системе («кредитная удавка»), выталкивание отечественных предприятий на западные рынки кредитных ресурсов (глобальная «кредитная удавка»), кризис неплатежей в реальном секторе экономики, ее примитивизацию через деиндустриализацию. В результате природные ресурсы развивающихся и трансформирующихся стран, а также результаты созидательного труда их населения обмениваются на продукцию американского (европейского) печатного станка – доллары, евро или, что еще хуже, прочие «ценные» бумаги, например, акции западных компаний – будущих банкротов.

О масштабности проблемы демонетизации свидетельствует тот факт, что при оптимальном коэффициенте монетизации экономики 100% от ВВП его значение во всех странах СНГ ниже не только порогового (50%), но и даже кризисного (30%) уровня. Разумеется, в развитых и догоняющих их странах уровень обеспеченности экономики национальными деньгами близок к оптимальному значению или даже существенно превышает его. Это позволяет им поддерживать стоимость кредитных ресурсов на уровне, вполне доступном для инновационных промышленных предприятий (от 0 до 5% годовых). На постсоветском же пространстве наблюдается диаметрально противоположная картина: из-за спекуляции дефицитными деньгами стоимость банковских кредитов в разы превышает рентабельность реального, прежде всего промышленного, сектора экономики, что лишает его средств к модернизации и ведет к разрушению (деиндустриализации).

Следует пояснить, что деиндустриализация наряду с депопуляцией населения периферийных стран входит в систему наиболее приоритетных целей Запада, связанных со стремлением максимально высвободить дефицитные природные ресурсы для их последующего использования «золотым миллиардом». Лишенная собственного производства страна вынуждена банально «проедать» свои недра через импорт западных пищевых и непищевых суррогатов. К тому же разрушение промышленности лишает периферию технической (точнее, военно-технической) возможности освободиться от колониального ига, закрепляя ее зависимое положение.

Важно пояснить, что спекулятивный процент по кредитам, которые в условиях искусственного дефицита денег вынуждены брать многочисленные отечественные предприятия вдоль всей цепочки переработки сырья в готовый продукт, многократно включается в стоимость последнего, а значит, является одной из главных причин «загадочной» непобедимости инфляции в странах бывшего СССР.

Периодически навязываемая под благовидным предлогом стимулирования экспорта девальвация национальных валют в анализируемом регионе привела к их хронической кратной недооценке по отношению к мировым деньгам. Известно, что в странах СНГ даже до нынешней (2009) девальвации официальный обменный курс национальных денежных единиц был в 1,5–3 раза ниже справедливого значения, определяемого на основе паритета покупательной способности (ППС) по отношению к стандартному набору из 2956 товаров и услуг. Указанные кратные отклонения стоимости национальных денежных единиц от ППС привели к ситуации неэквивалентного обмена, когда сырье и продукция периферийных стран продается Западу в несколько раз дешевле их реальной стоимости, а тот сбывает нам продукцию своих ТНК во столько же раз дороже ее. Это явление суть экспорт инфляции из развитых держав в периферийные страны. Иными словами, лидеры мировой экономики, масштабно печатая мировые деньги, сознательно «разгоняют» инфляцию в глобальном масштабе, а склонные недооценивать свои денежные единицы государства покорно «утилизируют» ее, повышая внутренние цены и тем самым «инфлюируя» вместо глобального центра. Таким образом, девальвация и связанная с ней недооценка стоимости национальных валют – это еще один ключевой фактор инфляции в периферийных странах, объясняющий всю тщетность нашей многолетней борьбы с ней жесткими рестрикционными мерами в духе либерального монетаризма по «дружеским» рецептам наших западных конкурентов.

Совместное действие всех обозначенных механизмов описываемой системы неоколонизации (рис. 1) надежно преобразует потери стран бывшего СССР от хронического кризиса в соответствующий выигрыш глобального центра, решающего за наш счет свои проблемы. Очевидно, что в условиях нынешней рыночной казино-экономики выигрыш организованного, сплоченного меньшинства – стран-лидеров мировой экономики и их боевого авангарда в лице мировой финансовой олигархии математически точно равен проигрышу умело дезинтегрированного большинства – прочих стран и народов мира. Поэтому для выхода постсоветских стран из затяжного кризиса, в котором те оказались в результате либерально-рыночных реформ, жизненно важна их интеграция в рамках СНГ, ЕврАзЭС и, прежде всего, Союзного государства, которое призвано стать ядром и «катализатором» интеграционных процессов в регионе.

Только на основе наших совместных усилий сегодня можно противостоять описанной системе межгосударственной эксплуатации, главным конструктивным элементом которой, как это несложно заметить, является чуждое восточнославянскому менталитету эгоцентрическое, индивидуалистское, состязательное мировоззрение. Вот почему уже прямо сейчас жизненно важно решительно отказаться от навязанных нам Западом дезинтегрирующих экономику и общество «общечеловеческих ценностей». Последние, абсолютизируя права и свободы индивидуума, провоцируют «войну всех со всеми» за их соблюдение, а значит, целенаправленно превращают народнохозяйственный комплекс в некое подобие бульона из «экономического планктона», служащего идеальной питательной средой для дальнейшего роста «китов мировой экономики» – западных ТНК.

Мы убеждены: возврат к нашим традиционным восточнославянским идеалам, в основе которых лежат беззаветное служение Родине и своему народу, безусловный приоритет духовно-нравственных начал, коллективизм и взаимовыручка, сделает принципиально невозможным функционирование большинства изображенных на рисунке механизмов и тем самым выведет из строя всю машину, которая сегодня работает против нас на полную мощность.

 

Валерий Федорович БАЙНЕВ, профессор кафедры менеджмента Белорусского государственного университета, эксперт консультативного совета Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь, доктор экономических наук, профессор

 

Вячеслав Тимофеевич ВИННИК, руководитель Представительства губернатора и правительства Нижегородской области Российской Федерации в Республике Беларусь

 

Минск, Республика Беларусь