Главная       Дисклуб     Наверх  

 

И мы отсюда родом. Трагедия пермяцких деревень в составе Пермского края

12 июля бывшие и ныне живущие жители деревни Пеклаыб Косинского района с огромным желанием решили провести встречу на своей малой родине. В этот июльский день пеклаыбцы, из поколения в поколение, всегда дружно встречались с жителями соседних деревень: Карчея, Митино, Чазево, Подьячево (Косинского района) и Пармайлово (Кочевского района).

Очень примечательна история нашей деревни. Согласно имеющимся письменным источникам, она была основана в 1860 году на берегу реки (ныне речки) Вежайка, что в переводе с пермяцкого языка означает «Святой отец», посреди лесной Пармы. Найдя небольшую поляну, наши предки стали рубить деревья и выкорчевывать пни. Через многие годы возникли большие поля, которые, к сожалению, в наше время стали вновь зарастать лесом. Деревня была названа Пеклаыб, что в переводе с нашего языка означает «поле (ыб) пека (главы или правителя; ср. с диалектным «бек» – глава, князь, в языке древних тюркских народов) лесной земли (ла)», и стала, очевидно, центром округи. Нашими предками были основаны и многие соседние деревни. Наши предки были людьми сильными, здоровыми, очень трудолюбивыми и предприимчивыми. Помогая друг другу, они соорудили в деревне, на берегу Вежайки, три мельницы. Муку сбывали в Косе (ныне райцентр), Кочево (ныне также райцентр) и других населенных пунктах. После Октябрьской революции, в 20-е годы прошлого столетия, был построен «Деготь-завод», дававший очень качественную продукцию. Деготь сбывали в Прикамье и даже во многих городах России.

Печальны судьбы директора завода Ивана Абрамовича Батуева и его сына, попавших под волну репрессий. В годы Великой Отечественной войны все здоровые мужчины (таких набралось 19 человек) были мобилизованы на фронт. Больше половины из них сложили свои головы на полях брани, а вернувшиеся на родину продолжили трудиться в родном колхозе. Так, мой дед, Василий Алексеевич Батуев, работал до самой смерти – до 75 лет. Был пастухом, за свой труд награжден почетной грамотой Коми-пермяцкого окружного комитета партии. Его портрет висел на Доске почета в городе Кудымкаре, центре национального округа. Про него писала окружная газета «По ленинскому пути» (ныне газета «Парма»).

Очень интересна судьба и Александра Кузьмича Батуева. Наш земляк после окончания войны служил в Ульяновском высшем танковом училище в должности заместителя начальника училища. Его племянник Василий присутствовал на состоявшейся встрече жителей Пеклаыба.

 Жители деревни были очень трудолюбивыми. В деревне имелась своя птицефабрика, процветали овцеводство и свиноводство, налажено молочно-товарное производство и выращивание крупного рогатого скота на мясо, на хорошем уровне было поставлено зерноводство, овощеводство и выращивание льна. По скромным подсчетам, наша деревня давала столько продукции мяса, молока и овощей, что ими можно было прокормить жителей Кудымкара весь год. Наравне со взрослыми в дни летних каникул работали и мы, школьники.

Хорошо помню, как в июне, когда я окончил четвертый класс, отец запряг коня и направил меня на работу в колхоз. Тогда не спрашивали, хочешь или не хочешь работать и сколько будут платить, а говорили: «Иди работай!» Слова отца были законом для своих детей. Наши деды и отцы не проводили свою жизнь в праздности и развлечениях. Они рано научились работать, а активная жизнь на открытом воздухе наделяла энергией и живостью все их способности. Многие были вынуждены бороться с бедностью и трудностями. Рассчитывая только на собственные средства, они научились преодолевать все препятствия, поэтому были мужественными и настойчивыми. Они также были просты в своих вкусах и воздержанны в привычках, бодры духом, чисты сердцем и душой.

В последнее время многие наши деревни в бывшей автономии стали пустеть. Эта участь постигла и мою родную деревеньку. На моей памяти, с 1960-х годов в ней проживало более 200 человек, теперь же постоянными жителями являются только двое. Деревня рушится, поля вокруг зарастают лесом, и уже рядом с домами ходят медведи. Зимой вокруг пустующих изб бродят голодные волки. То, что мы сейчас сделали с нашими деревнями, с землей, с полями колхозов, скорым временем даст свои плачевные результаты: нас ожидают времена, когда настанет большая нужда в чистой продукции, хлебе, молоке и мясе. И это время уже настает: продукты, которые мы покупаем, напичканы нитратами и разными добавками, наносят большой вред человеческому организму. О всем этом говорилось и на нашей встрече пеклаыбцев. Да, было что вспомнить ее участникам, и есть с кого брать пример трудолюбия. А сам праздник земляков очень и очень удался. Была прекрасная солнечная погода. Общение земляков проходило на берегу возрожденного пруда. На этом месте раньше наши предки в Петров день проводили собрания верующих. Раньше ведь все были верующими – и стар, и млад, поэтому вся деревня в этот праздник соблюдала обряды православной церкви.

В разгар праздника деревня «запела» – прибыл хор ветеранов из деревни Чазево. Выйдя из автобуса, они сразу же запели песни и направились на место встречи соседей – возвышенность. И уже здесь все вместе запели «Деревенька моя, деревянная, дальняя…». Потом зазвучала другая песня: «Ты прости меня за то, что тебя мы оставили…». Запевы очень удались: гармонист Владимир Пономарев на своей гармошке и прекрасные певчие голоса местных артистов затронули сердца слушателей. У некоторых от радости и счастья совместного общения проступили слезы на глазах. После концерта все пошли гулять по улицам деревни: снова зазвучали песни, а некоторые участники встречи под звук гармошки выплясывали «тупи-тап». Так обошли всю деревню. Встреча земляков продолжалась до позднего вечера. Расставаться было очень грустно, всем хотелось, чтобы праздник продолжался…

 

Иван Семёнович Батуев,

Председатель КРК Пермского краевого общественного движения «Союз патриотических сил Пармы», уроженец деревни Пеклаыб Косинского района Коми-Пермяцкого округа Пермского края, житель окружного центра – города Кудымкар