Главная       Дисклуб     Наверх  

 

АКТИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА,

БО'ЛЬШАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНОВ,

ДЕШЕВАЯ ЛОГИСТИКА, ТОРы

 

В последнюю пару десятилетий не то что не было внятных планов развития страны, но и многие должностные лица в правительстве отрицали необходимость развития промышленности, сельского хозяйства. Прогнозы строились исходя из цен на нефть, темпов развития мировой экономики, действий зарубежных стран. Как таковых планов развития страны мы на данный момент не видим. Поэтому что, что Госсовет взялся за эту тему, мне кажется знаковым событием. Мы должны в этом поучаствовать, подготовить материалы и направить наши мысли в адрес организаторов Госсовета.

Промышленная политика – это дело большой, развитой и очень затратной науки, развитой науки, где цена ошибок очень велика. Эта наука у нас не финансировалась и не развивалась последние годы, но пришло время ее возрождать и претворять наработки в жизнь. Хотя и отрицается необходимость промышленной политики, в какой-то мере она проводится. В частности, в области сельского хозяйства так или иначе государство поддерживает развитие свинины, производство птицы. Мы видим гигантские успехи в этой отрасли – за последние годы значительный рост, на 1,21 млн тонн прирост производства птицы. Мы уже вышли на показатели, которые превышают объемы потребления в нашей стране. Это относится и к свинине тоже. Даже в сельском хозяйстве есть подотрасли, которые требуют внимания со стороны государства. И где-то государство играет серьезную роль в аграрной политике, а где-то эта роль не столь видна и мы видим отставание.

В чем заключается промышленная политика? Или аграрная политика в области производства свинины и птицы? Эти отрасли выделяются среди других отраслей сельского хозяйства тем, что свинофермы и птицефермы можно строить практически неограниченного масштаба и мультиплицировать, то есть копировать, исходя из потребностей рынка. Именно это свойство и послужило тому, что Минсельхоз выделил эти подотрасли сельского хозяйства. Именно агрохолдинги являются объектом поддержки со стороны Минсельхоза. Эта политика была провозглашена еще Алексеем Васильевичем Гордеевым, продолжалась всеми следующими министрами и продолжается сейчас. Эта политика действительно привела к серьезным успехам в производстве свинины и птицы.

Но агрохолдинги не могут быть сильны в производстве плодоовощной продукции, плодов и ягод, льна и многих других видов аграрной продукции. Поэтому аграрная политика должна не только ориентироваться на поддержку крупных хозяйств, но и разрабатывать меры поддержки, которые доступны и малым, и средним формам хозяйствования. Поддержка сельского хозяйства распределяется по регионам не очень равномерно.

Мысль состоит в том, что аграрная политика есть, ее успехи очевидны. Но она носит пока локальный характер, сосредоточена лишь в некоторых подотраслях сельского хозяйства. Надо расширять поддержку на другие подотрасли сельского хозяйства и малые формы хозяйствования. В частности, активной аграрной политики требует производство льна. Оно развивалось в таких областях и регионах России, откуда Россия исторически и вышла. Россия была льняная. За последние годы, четверть века, производство льна у нас упало в 10 раз. Неудивительно, что в этих областях сельское хозяйство находится в подавленном состоянии, продолжается отток населения из этих исконно русских областей. Мы много лет говорим о том, что производство льна нужно возрождать. Но здесь требуется комплексная промышленная политика, нужно поддерживать деятельность аграриев по посеву льна, по его уборке, по производству сельхозтехники, переработке льна, нужно стимулировать и легкую промышленность использовать льняное волокно. Нужно стимулировать рынок потреблять продукцию из льна. Тут нужно применять и налоговые льготы, и экспортно-импортные пошлины, и другие меры регулирования внешней торговли. Нужны меры по поддержке и подготовке кадров, по научным разработкам, селекционной работе. Тут поддержкой ограниченного количества крупных хозяйств дело не может ограничиться. Нужна комплексная поддержка.

Это касается всех мер, которые требуют активной промышленной политики.  Например, авиатизация. Россия сильно отстает в области применения малой авиации. Нужно возрождать эту отрасль транспорта и экономики. Тут без комплексной промышленной политики, ориентированной на поддержку регионов, не обойтись. Тут нужно стимулировать, субсидировать перевозки, строительство аэродромов, изменить регулирование авиационного движения. Опять же подготовка кадров. Дальше – индустрия переработки твердых бытовых отходов. Можно придумать множество проектов, которые могут быть реализованы в России, могут дать гигантский эффект в оживлении целых регионов нашей страны, которые сегодня находятся в депрессивном состоянии. Тут нужна тонкая, индивидуальная, компетентная промышленная политика. Согласованные действия со стороны разных органов государственной власти. Как эти процессы организовать? Давайте обсуждать. Как это построить? С помощью федеральных целевых программ, делегирования компетенций в сторону региональных властей или комплексных решений…

В регионах у нас остается очень мало доходов. Львиная доля регионов являются дотационными. В России 36 процентов собираемых налогов остаются в регионах. В Германии и в Канаде – мы взяли для сравнения – там почти половина. Самостоятельность регионов в других странах гораздо более высока.

Еще хочется отметить транспортную систему. Сегодня это источник извлечения средств из экономики. Вводятся новые налоги на перевозку товаров, введена была система «Платон», у нас высокие акцизы на производство топлива, высокий налог на добычу. Из-за этого у нас гораздо более дорогое топливо, чем во многих нефтедобывающих странах. Государство у нас сознательно ведет политику такую, что транспорт должен служить источником налоговых поступлений. В других странах политика другая. Транспорт там – это инструмент развития и поддержки. Дешевый транспорт является основной экономического развития страны. В Евросоюзе мы видим, что авиатранспорт стоит на четверть дешевле, чем в России, в США почти в 2 раза дешевле авиаперелеты. В Казахстане железнодорожные перевозки почти на 40% дешевле. А дорогие перевозки затрудняют экономическое развитие реального сектора экономики, который и должен служить основой развития страны. Как раз и нужно изменять подходы к транспортной системе с помощью в первую очередь изменений в налоговой системе. Это тоже относится, мне кажется, к региональной промышленной политике.

Могут ли являться особые экономические зоны локомотивами развития регионов? Пока практика не подтверждает в отношении России, что ТОРы (территории опережающего развития. – Прим. ред.) могут являться локомотивами. Хотя в мире есть успешные примеры.

Мы должны рассматривать всю нашу страну особой экономической зоной и стремиться к тому, чтобы она стала местом, благоприятным для развития производства? Или мы будем выделять лишь отдельные зоны и создавать им особые льготы?

Российская наука имеет огромный задел по планированию экономики, математическому моделированию развития экономики. Тут у нас и Госплан, который достаточно компетентно планировал и отвечал за развитие экономики. Мы сегодня находимся в другой экономической формации, но и для нее у нас есть серьезные наработки. Леонтьев еще в 1973 году получил Нобелевскую премию за разработку межотраслевых балансов и математических методов прогнозирования развития экономики. У нас научные институты сохранились, к счастью: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН; Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша готов разрабатывать при поддержке правительства математические модели экономического развития; центры макроэкономического анализа и прогнозирования и другие институты.

Если мы посмотрим на наши традиции, то отрицание планирования развития экономики не является присущим нам исторически свойством. Это скорее исключение. В целом в России всегда стремились к разумному развитию страны и прогнозировали свое развитие не исходя из действий других стран и цен на сырьевые ресурсы, а ставили амбициозные цели и стремились их исполнять, действуя согласованно и на научной основе.

Конечно, региональная промышленная политика – важная вещь. Но она не может быть спешно реализована без политики экономической, благоприятствующей производству в нашей стране. А это значит, нам нужно смягчение денежно-кредитной политики и стимулирующая федеральная налоговая политика. В первую очередь – возвращение инвестльготы по налогу на прибыль и увеличение финансовой независимости регионов. Мы должны всё рассматривать в комплексе.

 

Константин Анатольевич Бабкин,

председатель Совета ТПП РФ

 по промышленному развитию

 и конкурентоспособности экономики России