Главная       Дисклуб     Что нового?    Наверх

 

Предисловие «ЭФГ»: Каркас этой статьи был написан в январе 2013 года. Однако в преддверии выборов 2018 года совсем не лишне вспомнить, в чьих руках находятся основные средства массовой информации в России. В версию-2017 были внесены необходимые цифровые и иные фактологические изменения с поправкой на доступную на сегодняшний день информацию.

Смотрите, слушайте и читайте: говорят, показывают и пишут Путин, КАБАЕВА, ШАМАЛОВ, Ковальчук, Миллер и Усманов,

или Кому принадлежат российские телеканалы, мегасайты и крупнейшие газеты

ВЕРСИЯ-2017

 

По степени концентрации основных медиаресурсов в немногих руках Россия, несомненно, занимает одно из первых мест в мире. Особенно это касается телевидения и радио.

Начнем с «Первого канала». Формально 51% акций – у государственных структур, 49% акций – у частных компаний.

При этом государственный пакет акций принадлежит трем собственникам – государственным организациям: Росимуществу (орган управления государственным имуществом), ФГУП «ИТАР-ТАСС» (Центральное государственное информационное агентство) и Телевизионному техническому центру (госорганизация).

На данный момент основным собственником «Первого канала» является государство, которое контролирует 51% акций: у Росимущества – 38,9%, у ФГУП «ИТАР-ТАСС» – 9,1%, у ФГУП «Телевизионный технический центр» – 3%. У  Национальной Медиа Группы – еще 25% АО «Первый канал». Оставшиеся 24% –  у структуры Романа Абрамовича.

Ранее пакет Национальной Медиа Группы распадался на две части: ООО «РастрКом- 2002» и ООО «Эберлинк 2002» (25% акций на двоих). Как утверждает «Форбс» (http://www.forbes.ru/ekonomikaopinion/ kompanii/57402-v-efirepiterskie- yuristy), директором «РастрКом-2002» и «Эберлинк 2002» с 2010 года являлась Елена Сорокина, дочь известного питерского юриста Валентина Сорокина, который некогда преподавал юриспруденцию В. Путину в Ленинградском университете. В 1990 году Анатолий Собчак пригласил Сорокина работать в юридический комитет городской администрации. Сорокин консультировал Путина в сложных вопросах в смутные 1991–1993 гг. Но это информация 2013 года, более свежей подтверждающей информации нет.

Абрамович выкупил акции ОРТ (так тогда называлась «первая кнопка») еще в 2001 году у Бориса Березовского за 175 млн долларов.

Телеканалы «Россия-1» (второй канал), «Россия-2», «Россия-К» (больше известный под названием «Культура»), «Россия-24»  входят в состав ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК), 100 процентов акций которой принадлежат государству.

Телеканал ТВЦ («третья кнопка») принадлежит государству. Основные собственники: город Москва (Департамент имущества г. Москвы) – 99%; ЗАО «Промторгцентр» (учредителями которого являются лица, близкие к АФК «Система») – 1%.

Телеканал «Звезда» является 100-процентной государственной собственностью. Основной собственник: Министерство обороны РФ через ФГУП ЕТРС ВС РФ.

НТВ, ТНТ и радиостанции «Эхо Москвы», «Relax FM», «Юмор FM», «Авто Радио» и многие другие, а также несколько крупных кинопроизводящих компаний контролируются медиахолдингом «ГазпромМедиа», телеканалы – почти на 100% (при этом контроль де-факто диверсифицирован через взаимное владение акциями), сам медиахолдинг принадлежит «Газпромбанку».

Контроль над «Газпромбанком» принадлежит негосударственному пенсионному фонду «Газфонд» (50% плюс 1 акция), и российскому газовому монополисту ОАО «Газпром» принадлежит еще 41,7% акций. Еще 6,3% акций принадлежат ООО «Новые финансовые технологии», 99,99% долей которого принадлежат самому «Газпромбанку».

Сам «Газпром» примерно на 50 процентов контролируется государством в лице Росимущества (38,37%) и «Роснефтегаза» (10,74%), ОАО «Росгазификации» (0,889%) – итого 50,232%.

Остальные 49,7% находятся в руках держателей АДР (27,749 %) и прочих зарегистрированных лиц (22,019%).

Однако многократное перекрестное владение разнообразных организаций, в том числе государственных, акциями друг друга затрудняет определение точных цифровых показателей.

Например, НПФ «Газфонд», пенсионный фонд «Газпрома» (крупнейший негосударственный пенсионный фонд России), формально – независимая организация. Управляющей же средствами «Газфонда» компанией является УК «Лидер», близкая к структурам всё того же Ю. Ковальчука.

Несомненным уникальным исключением из общего правила, отнюдь этого правила не отменяющим, является феномен радиостанции "Эха Москвы". Несмотря на то, что  крупный пакет акций   и, соответственно, 4 из 9 мест в совете директоров радиостанции принадлежат "Газпром  Медиа Холдингу", благодаря многолетней борьбе журналистского коллектива за сохранение самостоятельности и  умелой политике главного редактора А. Венедиктова "Эху Москвы" удается сохранять практически полную независимость.

 В настоящее время  наряду с "Новой газетой", интернет-телеканалом "Дождь" и базирующимся в Риге порталом "Грани" "Эхо Москвы" представляют собой  пример эталонной независимой журналистки общедемократического направления.

 

Телеканал «РЕН ТВ» принадлежит всё той же «Национальной Медиа Группе» – 82% (по неподтвержденной информации – почти 100%).

Пятый телеканал (ТРК «Петербург – Пятый канал») принадлежит пулу собственников: ЗАО «Национальная Медиа Группа» – 72%; администрация Санкт-Петербурга (то есть формально государственный пакет) – 18,5%; государственный банк «ВТБ – Северо-Запад» – 1%; в собственности ТРК «Петербург – Пятый канал» – 8,5%. Таким образом, если говорить о государственных и полугосударственных СМИ, то основными игроками в этом секторе, который покрывает более 95 процентов российской телеаудитории, являются само российское государство, а также ОАО «Газпром» и «Национальная Медиа Группа». При этом позиции НМГ за последние 10 лет заметно усилились.

«Национальная Медиа Группа» создана в феврале 2008 года и постепенно превратилась в один из крупнейших российских медиахолдингов. Сейчас НМГ владеет 82% телеканала «РЕН ТВ», 72% ТРК «Петербург – Пятый канал». Кроме того, структурам НМГ, как уже было сказано, принадлежит около 25 процентов акций «Первого канала».

В апреле 2010 года структуры банка «Россия» Юрия Ковальчука подписали соглашение о покупке крупнейшего в стране продавца телерекламы – группы «Видео Интернешнл». Одно из последних приобретений НМГ – популярная газета «Спорт-Экспресс».

Собственно НМГ принадлежит следующим собственникам: на конец 2013 года «Согазу» принадлежало 21,2% «НМГ», банку «Россия» в конце 2012 года –  35,5%, «Сургутнефтегазу» – 26,22%. В сентябре 2013 года структуры Геннадия Тимченко приобрели у люксембургской компании RTL Group 7,5% компании за 81 млн евро. В 2016 году 7,5% «Национальной Медиа Группы» приобрёл холдинг «Газпром-Медиа» за 11,2 млрд рублей.

В свою очередь, основной акционер НМГ – банк «Россия» является собственностью частных лиц. Собственники банка на 16 мая 2017 года (доли голосующих акций): Юрий Ковальчук (около 40%), Николай Шамалов (10,4%), ООО «Трансойл СНГ» (7,974%), ЗАО «Севергрупп» (5,980%).

Согласно сообщениям СМИ, в том числе зарубежных, банк тесно связан с президентом РФ В.В. Путиным, так как Путин – друг совладельца банка Юрия Ковальчука, являющегося, как и президент, соучредителем дачного кооператива «Озеро» под Санкт-Петербургом.

Сын Юрия Ковальчука Борис Ковальчук с апреля 2006 года по декабрь 2008 года являлся директором департамента приоритетных национальных проектов аппарата Правительства РФ, с 25 ноября 2009 года – исполняющий обязанности председателя правления ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», с 26 июня 2010 года – председатель правления ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС».

Брат Юрия Ковальчука Михаил возглавляет Курчатовский институт, в организационные рамки которого по решению Путина были согнаны почти все исследовательские институты России в области физики.

Сын Михаила Ковальчука Кирилл являлся председателем совета директоров НМГ до 2014 года. На этом посту его сменила Алина Кабаева, олимпийская чемпионка по художественно гимнастике. И не только.

Юрий Шамалов, старший сын Николая Шамалова, возглавляет крупнейший в стране негосударственный пенсионный фонд ""Газфонд".

Кирилл Шамалов, младший сын Николая Шамалова, 35-летний долларовый миллиардер, по достаточно многочисленным утверждениям СМИ, является зятем президента РФ Владимира Путина и, соответственно, мужем его дочери, Екатерины.

Итак, из 11 крупнейших телеканалов РФ 7 являются де-факто государственными или принадлежат крупным государственным структурам, а 4 принадлежат финансовой группе, возглавляемой близкими друзьями и родственниками президента РФ.

Те небольшие нюансы, которые заключаются, например, в том, что "Звезда" принадлежит не Госимуществу, а Министерству обороны РФ, что ТВЦ контролируется не администрацией президента, а правительством Москвы, что НТВ принадлежит не напрямую  государству, а  газовой корпорации "Газпром", в которой совокупная доля государственного участия в разных  форматах составляет около 45 процентов, или что Первый канал, 5-й канал  и РенТВ также принадлежат государству не напрямую, а контролируются через сложную систему участия  близких к российской власти финансовых структур, в частности Национальной Медиа  Группы (степень подлинной независимости НМГ и, соответственно, банка "Россия" от государства была не так давно очень ярко продемонстрирована назначением на пост председателя совета директоров НМГ Алины Кабаевой), в  которых в конечном счете мы также отыскиваем контрольный государственный пакет, конечно, учитывать стоит. Но фактически эти нюансы существуют лишь для того, чтобы давать кремлевским обитателям возможность патетически воздевать руки и с задушевно-проникновенным видом убеждать оппонентов: "Но вы же знаете, НТВ и РенТВ не являются государственными СМИ".

Остальные телеканалы российского телевещания значительно менее влиятельны.

Телеканал СТС, а также телеканал «Домашний» и «Че» принадлежат «СТС Медиа». Медиахолдинг «CTC Медиа» (до 2004 года назывался StoryFirst Communications, под этим названием был зарегистрирован американским предпринимателем Питером Герви в 1989 году в штате Делавэр, США) в 1991 году выступал соучредителем российско-американской радиостанции Maximum.

В начале июля 2015 года телевещательная группа ЮТВ (каналы «Ю», «Муз-ТВ», 51% в российском канале Disney, основные владельцы – Алишер Усманов и Иван Таврин) получила эксклюзивное право на ведение переговоров с СТС. Вскоре после этого «СТС Медиа» получил необязывающее предложение от ЮТВ о покупке 75% в операционных активах компании в России и Казахстане за 200 млн долларов. Сделка завершена. Остальные акции котируются на бирже.

В начале декабря 2017 года совладелец USM Holdings Алишер Усманов решил продать свои телевизионные активы в холдинге ЮТВ. Об этом сообщили два источника и подтвердили представители сторон сделки.

Покупатель – совладелец ЮТВ Иван Таврин. Таврин выкупит 58,29% ООО «Новый Медиа Холдинг», которая является головной компанией ЮТВ. В результате доля Таврина достигнет 100%. На момент выхода статьи сделка не была завершена.

ТВ-3 и «MTV Россия» до 2013 года принадлежали ООО «Проф-Медиа», медийной компании, которая входила в группу «Интеррос», принадлежащую В. Потанину. 26 ноября 2013 года генеральный директор «Газпром-Медиа» Михаил Лесин сообщил о том, что его холдинг решил выкупить 100 процентов акций «ПрофМедиа», куда входят телеканалы «ТВ-3», «Пятница» и «2x2», радиостанции «Авторадио», «Energy» и «Юмор FM», кинокомпания «Централ Партнершип». Сделка завершена 21 февраля 2014 года.

 «Муз ТВ» контролируется «АРС рекордс» (25%) и «ЮТВ Раша Холдинг» (UTV Russia Holding, 75%). «ЮТВ» – медийная компания Алишера Усманова, крупнейшего владельца металлургических активов.

Иными словами, всё телерадиопространство России, помимо государства, в лице назначаемых государством телечиновников, контролируется де-факто несколькими персонами – собственниками основных медиаресурсов. С 2013 по 2017 год ситуация практически не изменилась.

Посмотрим, как обстоит дело с печатными СМИ. Хотя, безусловно, степень их влияния на население страны гораздо меньше, но всё же весьма значительная часть общества предпочитает получать информацию именно читая и анализируя тексты, а не смотря или слушая теле- и радиопередачи.

Здесь степень прямого участия государства несколько меньше. Стопроцентно государственной из числа крупных и влиятельных российских газет, входящих в первую десятку, является только «Российская газета».

Наиболее тиражная (при анализе учитывается совокупный бумажный тираж + посещаемость сайтов соответствующих изданий) российская газета «Комсомольская правда» де-юре принадлежит ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» во главе с В. Сунгоркиным. По информации ряда СМИ, которую подтверждает и главный редактор издания Владимир Сунгоркин, с 2007 года владельцем издательского дома и газеты является бизнесмен Григорий Берёзкин, председатель совета директоров группы «ЕСН», которая приобрела ее у компании «Проф медиа», некогда принадлежавшей В. Потанину, и норвежской медиа-группы «A-pressen».

Кроме «Комсомолки», ИД «Комсомольская правда» издает еще «Экспресс-газету» и газету «Советский спорт».

Одна из старейших газет России – «Известия» проделала аналогичный путь. До 2008 года «Известия» принадлежали «ГазпромМедиа», а в 2008 году куплены НМГ. В 2011 году «Известия» были проданы «Национальной Медиа Группой» холдингу «Ньюс Медиа», издающему, к примеру, таблоид «Жизнь» и подобные издания.

5 июня 2011 года состоялось собрание трудового коллектива, журналисты избрали своим новым главным редактором Сергея Мостовщикова и отказались подчиняться Габрелянову и главному редактору Малютину. Конфликт возник в связи с массовыми сокращениями журналистов – лишь 38 человек, включая верстальщиков, из прежнего состава редакции были приняты в ООО «Айньюс», которым владеет Арам Габрелянов и которое должно было издавать газету «Известия», судьба остальных двух сотен сотрудников газеты оставалась нерешенной. В результате через несколько месяцев НМГ вернула себе стопроцентный контроль над «Известиями».

«Аргументы и факты» («АиФ»), российская еженедельная общественно-политическая газета, издавалась ИД «Аргументы и факты», входящим в «Медиа3», управляющую медиаактивами группы «ПромСвязьКапитал». В состав группы до 2014 года входили издательские дома «Аргументы и факты» и «Экстра М Медиа», выпускающие газеты «Аргументы и факты», «Экстра М», «Центр-плюс» и несколько небольших изданий.

К августу 2014 года группа «Промсвязькапитал» продала или закрыла все газеты, которыми владела. «Экстра-М» в 2013 году была закрыта, «Аргументы и факты» в марте 2014 года проданы правительству Москвы.

Крупнейшая некогда профсоюзная газета «Труд» осенью 2011 года была выкуплена у предыдущего владельца, холдинга «Media3», и вернулась в свое историческое здание на Большой Дмитровке, 9. В феврале 2012 года было объявлено, что новым собственником газеты стал Общественный институт свободной журналистики, учредителями которого являются бывший пресс-секретарь Юрия Лужкова Сергей Цой и журналисты Валерий Симонов и Юрий Ряжский.

За последние три-четыре года газета потеряла былой авторитет и вылетела из первой десятки самых тиражных и влиятельных газет.

Газета «Коммерсант» издается ИД «Коммерсант», который контролируется уже упоминавшимся Алишером Усмановым.

Газета «Трибуна» входит в уже не раз упоминавшийся «ГазпромМедиа».

Таким образом, из 10 крупнейших общефедеральных российских газет формально независимыми, с оговорками, можно считать только «Московский комсомолец», «Собеседник» и «Независимую газету», главные редактора которых  П. Гусев, Ю. Пилипенко и К. Ремчуков, скорее всего, являются де-факто их владельцами.

Не имеет бумажной версии, но входит в число десяти самых крупных сетевых изданий-газет, по-видимому, независимое издание «Свободная пресса», возглавляемая писателями С. Шаргуновым и З. Прилепиным.

Де-юре независимыми (как минимум, не контролируемыми властью) и при этом знаковыми, то есть формирующими мнение  крупных политических сегментов общества, среднетиражными общефедеральными газетами остаются «Новая газета», «Советская Россия» и «Завтра» (в анализ не включались партийные газеты, такие как «Правда»).

Самым крупным информационным ресурсом в Интернете, не являющимися официальным СМИ, остается система сайтов, объединяемых общим брендом Mail.ru со всеми приложениями и счетчиками c его суточной аудиторией, приближающейся к 20 миллионам (и более) посетителей.

Mail.ru принадлежит холдингу USM holdings, контролируемому А. Усмановым.

В июне 2017 года пал один из последних бастионов независимого медиапространства России: холдинг РБК, принадлежавший структурам М. Прохорова, был куплен группой ЕСН.

Холдинг РБК до этой сделки был, видимо, крупнейшим частным информационным ресурсом России и уж совершенно точно самым профессиональным, включавшим полноценный информационно-аналитический телеканал, информационное агентство и еще несколько аффилированных информационных ресурсов.

Аудитория сайта РБК составляла примерно 24 миллиона человек, что вполне сравнимо с аудиторией крупнейших правительственных телеканалов или таких информационных госмонстров, как РИА "Новости" или ИТАР-ТАСС.

Группа ЕСН, возглавляемая Г. Берёзкиным (в 90-х годах являлся бизнес-партнером Р. Абрамовича, затем стал крупным нефтетрейдером), уже обладает двумя брендовыми российскими медиаресурсами. Ей принадлежат "Комсомольская правда", которая за эти годы проделала путь от серьезного массового издания к не менее массовому таблоиду, а также газета "Метро".

Единственными более или менее независимыми крупными медиаресурсами Рунета, частично выполняющими функции информационного СМИ (но без аналитики и публицистики), остаются, пожалуй, только «Интерфакс» и отчасти «Яндекс».

Таким образом, медиапространство России практически полностью монополизировано крайне узкой верхушкой, состоящей из нескольких представителей высшей государственной бюрократии, сросшихся финансовыми, личными и организационными интересами с наиболее удачливыми фигурами крупного капитала и верхушкой медиакратии, то есть руководством и двумя-тремя десятками «звезд» крупных СМИ.

Наверное, понятно также, что все работники информационных госструктур и приравненных к ним в первую очередь являются государственными служащими, а только во вторую очередь – журналистами.

Свобода слова для госслужащего априори ограничена вовсе не резолюциями ЕС, а должностной принадлежностью самого госслужащего. За последние три-четыре года ни на одном из десяти вышеупомянутых госканалов из уст госслужащих, притворяющихся журналистами, не прозвучало ни одного слова критики в адрес первых лиц в государстве.

Никакой политической и информационной объективности от такой системы крупных российских СМИ читатель, зритель и слушатель по определению ожидать не может даже в обычное время, не говоря уже о времени проведения предвыборных кампаний.

 

(данные  взяты из открытых источников: аналитические обзоры в СМИ, энциклопедические и справочные издания, официальные сайты упомянутых организаций)

 

Алексей Петрович Проскурин