Главная       Дисклуб     Наверх  

 

 Файлы.il (письма из Израиля)

 

ХРАМОВАЯ ГОРА: ЛОЖЬ В НАСТУПЛЕНИИ

 

Когда находишься в России, временами кажется, что находишься в перевернутом мире, где изощренная пропаганда и агитация давно заняли место научного подхода и объективного информирования.

Увы, странные вещи происходят и в остальном мире. К примеру, совсем недавно жители Израиля внезапно узнали, что Храмовая гора, подножие которой является одной из главных святынь иудаизма – Стеной Плача, решением ЮНЕСКО объявлена вроде бы как и не имеющей связи с историей еврейского народа. По крайней мере, так трактуют и дух, и букву данной резолюции большинство как израильских СМИ, так и израильтян вне зависимости от их политической принадлежности.

«13 октября исполком Комиссии ООН по образованию, науке и культуре проголосовал за документ, отрицающий связь еврейского народа с Храмовой горой.

В резолюции, внесенной ПА и Египтом, содержится резкое осуждение Израиля за нарушение прав мусульман в Иерусалиме. При этом в проекте документа говорится об особой связи ислама с Храмовой горой и Иерусалимом, не упоминая о правах евреев на эти святыни.

Всего 6 делегаций из 58 стран, входящих в ЮНЕСКО, проголосовали против палестинской резолюции. 24 делегации ее поддержали, а 28 – предпочли воздержаться или вообще самоустраниться из зала заседаний.

Среди шести стран, голосовавших в поддержку Израиля, оказались США, Великобритания, Литва, Нидерланды, Эстония и Германия.

Резолюцию поддержали делегации Алжира, Марокко, Омана, Ливана, Катара и других стран, в том числе России. Инициирована резолюция была представителями Палестинской автономии».

Напомним. «Иерусалимский Храм являлся центром религиозной жизни еврейского народа и объектом паломничества всех евреев три раза в год (на Песах, Шавуот и Суккот).

Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле – к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме – к Храмовой горе.

Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий Храм, который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Также с Храмовой горой связано ожидание Страшного Суда.

События, которые согласно еврейской традиции произошли на Храмовой горе:

 

·  Сотворение первого человека Адама.

 

· Адам совершил жертвоприношение Богу.

· Каин и Авель соорудили жертвенник и принесли здесь жертвы.

· Ной принес жертвоприношение после выхода из ковчега.

· Авраам приготовляет своего сына Исаака для жертвоприношения Богу.

· Праотец Иаков видит здесь сон.

· Царь Соломон построил Первый Храм, простоявший 410 лет.

· Через 70 лет после разрушения Первого Храма здесь же был воздвигнут Второй Храм, простоявший 420 лет» (источник – Википедия).

 

Оставим сны и фантазии пророкам и отметим два несомненных исторических события, которые достаточно развернуто аргументированы археологическими изысканиями, данными радиоуглеродного анализа и прочими средствами, имеющимися в арсенале научного подхода: наличие здесь первого и второго храмов, то бишь явные (материальные) свидетельства культурного-исторического освоения данной территории древними евреями, начавшегося как минимум в X веке до нашей эры.

Что касается ислама, то в нем значение Храмовой горы связано исключительно с преданием: с чудесным ночным путешествием Магомета из Мекки в Иерусалим (исра) и столь же чудесным последующим его вознесением (мирадж), то бишь с событиями, мягко говоря, мифологическими, в честь которых, тем не менее, были водружены Купол Скалы и мечеть Аль-Акса.

Никаких фактов материального присутствия арабов на данной территории до начала периода арабских завоеваний  у науки, впрочем, не имеется.

В атеистической научной традиции споры «о несуществующем» (религиозных чудесах, божественных откровениях и пр.) всегда считались весьма опасной частью мирового культурного наследия: религиозные, в том числе мировые, войны часто вспыхивали из-за количества пальцев, которыми следовало креститься, или из-за того, какого цвета чалма должна быть на тех или иных персонах. Во имя религиозных символов было убито и замучено такое количество людей, что диву даешься, как это земля не разверзнется под ногами чрезмерно фанатичных  адептов той или иной религии.

В казусе с Храмовой горой ситуация усугубляется крайне сложной пространственной конфигурацией объекта притязаний: ее низ представляет собой главную святыню иудаизма, Стену Плача, а на верхней поверхности горы как раз и расположены вышеупомянутые мечети.

Тем не менее простое чувство справедливости побуждает высказаться по данному поводу.

В истории существует много методологических подходов и понятий для работы в рамках данных исторических подходов. Существует, например, принцип исторического монизма, когда все исторические события рассматриваются через призму единой закономерности или нескольких закономерностей, увязанных в более общую единую систему. Напротив, принцип  эклектизма гласит, что любые исторические события можно в принципе соединять и трактовать как угодно.

Монистических систем, объясняющих историю, немало; в материалистической традиции – одна из наиболее полно, на взгляд автора, разработанных – система исторического материализма, в рамках которой  написана данная статья.

Существуют и другие монистические системы. Несть числа различным эклектическим построениям. Однако еще никто и никогда из серьезных ученых не подвергал сомнению принцип историзма, основанный на том, что время движется из прошлого в будущее, и, соответственно, существование причинно-следственных закономерностей: более ранние события определяют более поздние, а не наоборот.

Есть в истории и такие понятия, как «приоритет», «завоевание территории», «война» и «экспансия», представляющие собой отражение феноменов, составлявших значительную часть мировой истории и во все века  во многом определявших политическую карту. Есть также понятия  «борьба» и «освобождение».  В рамках той или иной исторической концепции все эти понятия и стоящие за ними исторические смыслы могут комбинироваться, наполняясь самым разным конкретно-историческим содержанием и выстраиваясь в ту или иную конструкцию, призванную объяснить ход событий...

Каким образом всё это относится к упомянутому сюжету о Храмовой горе?

Вряд ли приоритет еврейского народа на первичное культурно-историческое освоение данной территории (существенным свидетельством чего в исторической науке считается создание первого государства на данной территории), имеющее массу археологических доказательств и не оспариваемое ни одним из античных, то есть творивших до эпохи становления мировых религий, авторов, может быть оспорен, сколько бы резолюций ни приняла ЮНЕСКО. Это первое.

В ходе истории созданное евреями государство с его столицей Иерусалимом неоднократно подвергалось завоеваниям: от полумифических египетских и вавилонских до вполне исторических персидских, македонских  и римских, сопровождавшихся кровавыми расправами и массовыми изгнаниями евреев со своей территории.

В этот же событийный ряд, несомненно, следует поставить и арабские завоевания, забросившие часть арабского этноса в эти места в качестве завоевателей-колонистов, а также последовавшие затем не менее жестокие турецкие (османские) завоевания. 

Любой народ борется с завоевателями тем способом, на который он способен. У Испании была пятисотлетняя Реконкиста, у России – 250 лет борьбы с монголо-татарским игом, арабские страны в течение нескольких веков освобождались от турецкого и европейского колониального владычества. Рассеянные по миру евреи получили свое государство в результате упорной борьбы за освобождение своей исторической территории, после чего мировое сообщество убедилось в справедливости  решения о воссоздании Израиля.

Однако не все согласились с решением мирового сообщества. И разразилась война 1948 года (в которой Израиль подвергся атаке Арабской Лиги). Война, получившая в Израиле название «Война за Независимость», в результате того, что события пошли так, как они пошли, стала несомненным продолжением исторически справедливой борьбы за освобождение от арабской агрессии.

Любые аналогии хромают. Но всё же…

Наверное, странно всё же было бы требовать от испанцев, чтобы они сохраняли памятники арабским завоевателям в Гранаде на основании того, что тут некогда был Халифат, или от россиян, чтобы они лелеяли монументы в честь чингисхановской Ясы, военного гения Наполеона или тем более украшали Калининград свастиками, просто в силу равноправия символики всех имевших место  завоевателей, некогда приходивших на Русь. Абсурд? Абсурд!

Так что если считать войну 1948 года и в несколько меньшей степени войну 1967 года справедливыми войнами за освобождение исторической территории Израиля (в той части, в которой Шестидневная война касалась Восточного Иерусалима, Иудеи и Самарии), а освобождение Иерусалима – именно освобождением столицы воссозданного государства (а не завоеванием провинциального арабского города, находящегося на границе виртуального халифата), то израильский народ вполне вправе определять формат существования памятников, связанный с эпохой любого завоевания на своей территории.

Так этот сюжет выглядит в рамках монистической историко-материалистической традиции и в том случае, если мы действительно желаем восстановить именно историческую справедливость в рамках научного мировоззрения.

В этом смысле, в отличие от очень мифических свидетельств от тех или иных религий, у науки имеются вполне конкретные сведения о тех или иных событиях. Например, могила К. Маркса находится в Хайгейте (Лондон), а тело Эйнштейна было сожжено в крематории Юинг-Семетери (Ewing Cemetery), США. Значение двух этих ученых в мировой истории вряд ли будут отрицать даже в ЮНЕСКО. Каждый из них при всех личных недостатках и многочисленных вопросах к созданным им концепциям определил ход гуманитарных и естественных наук, а следовательно, техники и социальных движений на целые столетия (при этом вперед, а не назад, как большинство религиозных персонажей). Но, согласитесь, весьма странно было бы на этом основании требовать суверенитета Израиля, или  какой-то еврейской организации, или Коммунистического Интернационала, или Всемирного общества физиков над местами их захоронения или кремации. Абсурд? Абсурд!

Так что если ООН (ЮНЕСКО), созданная как более или менее рациональная светская организация народов (наций), которая должна в своих действиях стремиться исходить из критерия научной истины и поэтому оперировать вполне осязаемыми, доказуемыми материальными историческими переменными, ввяжется в  споры о том, какая из религий истиннее и всемирнее, и при этом будет руководствоваться тем, какие по этому поводу имеются исторические мифы, сновидения и предания, то это будет уже совсем в другой парадигме.

 

Алексей Петрович

 ПРОСКУРИН

 

Продолжение следует.