Главная       Дисклуб     Наверх   

 

Лекарство от ксенофобии

 

Межнациональным планом Д. Медведева предусматривается проведение культурных и спортивных мероприятий и большого количества фестивалей. Фестивали и конкурсы бывали и в годы социализма. Но некоторых видов таких мероприятий не было тогда, нет и сейчас. Я мечтаю, например, о международных конкурсах на лучшее исполнение произведений композиторов автономных республик. Сейчас китайские и корейские музыканты активно участвуют в международных конкурсах, но я ни разу не слышал о конкурсах на лучшее исполнение произведений композиторов Китая и Кореи.

Надеюсь, возможны музыкальны фестивали, соответствующие музыкальным стилям: пентатонике (от татарской и марийской музыки до японской, а также ногайская музыка и какие-то элементы в балкарской и венгерской музыке; у меня есть грампластинка «Русская ангемитонная пентатоника», но в этих песнях я не слышу сходства с татарскими мелодиями, не слышу этого сходства также и в чувашской музыке), музыке горцев Северного Кавказа, балканской музыке (к ней, мне кажется, можно отнести крымско-татарскую музыку), диатонике (казахская, киргизская, туркменская, возможно, еще какая-то музыка), макамату (таджикская, узбекская, азербайджанская музыка и некоторые другие музыкальные культуры).

Фестивали музыкальных стилей возможны, я надеюсь, в рамках РФ, СНГ и в еще более широких масштабах. Возможны, наверно, музыкальные фестивали и спортивные первенства, организованные по этническому признаку. Например, музыкальные фестивали и конкурсы и спортивные первенства (или праздники), охватывающие: российские республики и автономные округа; этнические общины РФ (в том числе общины трудовых мигрантов); территории ранее существовавших государств – Золотой Орды, Скифского царства, державы Александра Македонского, княжеств (типа Пелымского) Крайнего Севера и др.

Сейчас наряду со спортивным фехтованием практикуется сценическое фехтование, которое воспроизводит традиции европейских рыцарей. Но есть и другие традиции фехтования, и не только фехтования. Можно, например, воспроизводить традиции воинов Чингисхана и казачьи боевые традиции. Можно, надеюсь, воспроизводить сюжеты эпосов разных народов, русских былин, украинских дум (нечто подобное и сейчас уже делается, я, например, видел в Интернете встречу Ильи Муромца и Урал-батыра), сюжеты античных мифов, тенгрианства, зороастризма, буддизма (я сознательно не упоминаю сюжеты иудаизма, христианства, ислама).

В годы социализма Тамара Ханум (Тамара Артемовна Петросян) и Ирма Яунзем исполняли много песен на языках народов СССР. Достойных преемников у них, как видно, так и не появилось. Наверно, надо учредить соответствующее почетное звание, например «Заслуженный деятель межнационального культурного обмена». Надо поощрять не только отдельных исполнителей, но и театры и филармонии. Сейчас есть концертные залы, где исполняются фольклорные и народно-сценические произведения. Думаю, возможны и даже желательны этнофилармонии, где наряду с фольклором будет звучать камерно-симфоническая, хоровая и оперно-балетная музыка, созданная композиторами стран СНГ, российских республик, стран Балтии, Восточной Европы (не считая Финляндии, Венгрии, Чехословакии, Польши), Египта, Китая, Кореи, Японии. Не так давно казахская опера «Абай» (я побывал на этой опере в Екатеринбурге, это был спектакль, поставленный казахским оперным театром) исполнялась в Германии, а не на сцене Большого театра.

Можно еще вспомнить «Аскольдову могилу» Верстовского, оперу-балет Римского-Корсакова «Млада», «Страшный двор, или Заколдованный замок» Монюшко, «Богдана Хмельницкого» Данькевича, оперы Жиганова «Муса Джалиль» и «Алтынчеч», «Салавата Юлаева» Исмагилова, оперу Амирова «Севиль», балет Яруллина «Шурале». Если подобные спектакли на сцене Большого театра совершенно невозможны, то тогда надо создать новый театр того же художественного уровня специально для постановки этноспектаклей. Русским народным хорам надо посоветовать исполнять наряду с русскими песнями также песни украинские, белорусские, мордовские, коми-зырянские и коми-пермяцкие, удмуртские, вепсские, а также цыганские и еврейские (клезмерские). Многонациональный репертуар, как я понимаю, не противоречит традициям русских посиделок.

Во время татаро-башкирского сабантуя любой желающий может что-то спеть или станцевать по-татарски, по-башкирски. Подобного русского праздника я не знаю. В Екатеринбурге работает клуб «Играй, гармонь уральская», но это не то же самое, что праздник. В условиях клуба, я думаю, невозможно организовать исполнение настоящей русской многофигурной кадрили. Мне довелось видеть бальный танец, основанный, если я правильно понял, на чудесном народном удмуртском «танце с колокольчиками». Видел также бальный танец на казахской основе.

Думаю, что можно создать какое-то количество бальных танцев, например, на татарской, башкирской, марийской, удмуртской этнических основах. Любой бальный танец имеет какую-то определенную этническую основу, но, думаю, есть смысл выделить такие танцы: цыганскую «раду», молдавскую польку (строго говоря, это вовсе не полька, но молдавский колорит в ней хорошо выдержан), греческий сиртаки.

По одному разу на моей памяти промелькнули украинская славутянка и еврейский фрейлехс. Были также танцы, созданные в Латвии и Литве, но их едва ли можно отнести к этнотанцам. Досадно, что давно не разучивается и не исполняется «молдовеняска». На моей памяти единственный раз был проведен в Свердловске конкурс танцевальных вечеров (конкурсы танцевальных пар фактически превращают бальные танцы в сценические и не помогают их массовому распространению).

Если молодежные организации поддержат или сами проявят соответствующую инициативу, то можно будет организовать что-то вроде соревнования классов в школах и студенческих групп в проведении танцевальных и, возможно, песенно-танцевальных вечеров.

Танцевальные вечера возможны разных видов. Например, возможны вечера, воспроизводящие вечера танцевальной практики, которые имели место в 70–80-е годы. Можно воспроизводить дореволюционный бал и бал с такими танцами, как бранль, менуэт, павана и др. Возможны виды вечеров по этническому признаку: танцы восточных славян, танцы славян, танцы народов Сибири, Урала и Поволжья, танцы народов РФ, танцы народов СНГ, Балтии и др. Перед каждым вечером любого вида должно быть разучивание в течение одного-двух месяцев репертуара предстоящего вечера. По такому же признаку, я надеюсь, можно проводить и песенно-танцевальные вечера. Если песни разных народов будут исполняться на соответствующих языках, то это одновременно будет знакомством с разными языками.

Еще одна возможная форма знакомства с разными языками – это интернет-диалог, в том числе с помощью скайпа. Дети, как известно, умеют быстро усваивать разговорный диалог на неродном языке. Учащиеся разных возрастов и взрослые люди, я надеюсь, в состоянии усвоить такую мысль: чем лучше разные национальности будут знать друг друга, а также языки друг друга, тем меньше места будет как для ксенофобии и терроризма, так и для крайних форм этноцентризма и искаженного понимания патриотизма. В школах, по-видимому, возможны общественные структуры с такими названиями, как «юные антиксенофобы», «юные друзья этнокультур», «юные полиглоты», «юные участники многоязычного интернет-диалога» и др. Подобные структуры могут быть и в вузах.

Возможно, наверное, соревнование, у кого больше многоязычных интернет-собеседников. Можно ввести и какие-то почетные звания. Желающие участвовать в многоязычном интернет-диалоге будут, естественно, обучаться в школьных и внешкольных кружках, для них можно организовать уроки в Интернете и по телевидению. Разучивание танцев и песен также, надеюсь, возможно с помощью Интернета и телевидения. Разучивание языков и песен возможно также с помощью радио.

Из Интернета я узнал, что одиноким нанайцам не с кем разговаривать на нанайском языке. Думаю, что применительно к малочисленным народностям Крайнего Севера надо обеспечить скайпом (то есть компьютером или ноутбуком со скайпом) буквально каждую семью и каждого одинокого представителя этих народностей. Эти люди с помощью скайпа могли бы не только разговаривать на своих родных языках, но и знакомиться с другими языками. Например, представители финно-угорских народностей могли бы знакомиться с финским, эстонским, венгерским языками (с помощью скайпа можно, в принципе, знакомиться вообще с любыми языками). Скайпы, наверно, пригодились бы также тем белорусам, которые еще говорят по-белорусски.

В Интернете приходилось читать о том, что молодежь Удмуртии редко пользуется родным языком и что татарские школьники недоумевают: зачем  учить татарский язык, если знание этого языка не требуют ни при поступлении в вуз, ни при поступлении на работу?

Подобным проблемам посвящена опубликованная в Интернете статья финно-угроведа, профессора Яноша Пустаи. Приведу цитаты из его статьи: «Не только музеи надо строить, но и помогать психологически: убеждать людей, что их родной язык и культура нужны, важны, красивы и бесценны!» То есть надо препятствовать распространению национального нигилизма, который вполне может снижать уважение к соответствующим национальностям. «Большинство народов мира многоязычно, знание нескольких языков является нормой. Если есть двуязычие, уже нет ксенофобии, ведь изначально человек понимает, почему представитель другого народа ведет себя так или иначе. Вариант одного языка как раз и приводит к шовинизму, предрассудкам в отношении других этносов» – именно из таких мыслей я и исхожу.

Право на изучение и применение родных языков надо дополнить официальным выделением таких сфер, где какая-то степень знания изучаемых в школах национальных языков должна быть обязательной. Изучение родных языков в традиционных школьных формах надо обязательно дополнить разучиванием песен и интернет-диалогом.

Я думаю, в ближайшее время за пределами национально-территориальных автономий невозможно даже факультативное изучение языков народов РФ, но, наверно, можно сделать обязательным количество изучаемых в школах родных языков и знание названий языковых групп, к которым относятся эти языки, знание названия хотя бы одного языка по каждой группе, знание названий республик и автономных округов на соответствующих языках. Раньше в школьном учебнике географии были названия языковых групп, к которым относились языки союзных республик. Логично было бы иметь на денежных купюрах надписи ориентировочно на десяти языках народов РФ, включая, я думаю, осетинский, кабардино-черкесский, татарский, хантыйский, цыганский, идиш.

К Дню русского языка можно добавить праздники других языков, праздники федеральные (языков восточно-славянских, славянских, тюркских, финно-угорских, иранских и др., татарского, цыганского, идиш), региональные (языков Сибири, Урала и Поволжья и др.). Возможны, наверно, какие-то торжественные мероприятия, посвященные микроязыкам в целом: ливскому (200 носителей) в Латвии, караимскому (караимов, по-тюркски – «карайлар», приблизительно 500 человек (эти караимы, по-видимому, являются преемниками хазарской культуры, хотя хазарскому языку, наверно, ближе чувашский, а не караимский), карайлар, живущих в основном в Литве, не надо путать с караимами – носителями религиозного течения в иудаизме, живущими в Израиле и США, крымчакскому (крымчаков приблизительно 500 человек, живут в том числе в Израиле; по-крымчакски, насколько я знаю, почти никто не говорит), водскому и ижорскому, верхне- и нижнелужицкому в Германии, русинским наречиям в разных странах и др.

Какие-то мероприятия, наверно, могут быть посвящены классическим языкам: латинскому, древнегреческому, арабскому, персидскому. Наверно, возможны мероприятия, посвященные эсперантоязычной литературе (имею в виду не переводы на эсперанто, а произведения, написанные на этом искусственном языке; среди эсперантоязычных авторов был Исаковский). Если бы существовали лингвистические (союзы государств, образованные по признаку родства языков), международные (Славянская, Тюркская и др.) и региональные (Восточнославянская, Бурятско-калмыцкая и др.) лиги, то эти лиги могли бы быть в числе организаторов праздников языков.

На улице я прочитал призыв: «Очистим город от нелегалов!». Юридически этот призыв, по-видимому правомерен, но читать его неприятно. Надо не рабочую силу приглашать в РФ, а российские предприятия размещать там, где имеется излишек рабочей силы, где нет и в ближайшем будущем не предвидится полная занятость, то есть строить новые (в том числе совместные) в Узбекистане, Таджикистане (вполне логично, я думаю, размещать предприятия текстильной промышленности и текстильного машиностроения поближе к местам, где растет хлопок), Молдавии и переводить туда некоторые старые. Поскольку в Казахстане и Монголии, я думаю, много относительно свободного места, то же самое можно, наверно, делать и в этих странах.

Новые предприятия в РФ надо строить в основном на Севером Кавказе, в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке (какая-то степень индустриализации, наверно, возможна в отдельных районах Крайнего Севера). Буквально вся безработная молодежь Северного Кавказа должна быть охвачена профтехучилищами (в том числе за пределами Северного Кавказа). Один из возможных видов хозяйственной деятельности за пределами РФ – участие в лесопосадках, в создании полезащитных лесных полос и лесных плантаций, в преодолении пустынь методом голландского тюльпановода в Казахстане, в странах Средней и Южной Азии, в Монголии, Афганистане, Ираке, в странах Африки. Сейчас, как я понимаю, существует острая необходимость в создании лесных плантаций в странах Африки и в Бразилии.

Пока в РФ будут приезжать трудовые мигранты, должно действовать правило: приезду организованной группы трудовых мигрантов (приезд неорганизованных трудовых мигрантов вообще должен быть запрещен) в обязательном порядке предшествует приезд группы тех лиц, которые будут нравственными наставниками. Этим наставникам легче будет контролировать поведение трудовых мигрантов, если те будут обеспечены местами для компактного проживания (можно даже строить дома в каких-то национальных архитектурных стилях). С группой наставников должны сотрудничать дружинники и другие волонтеры. Должна быть обеспечена защита как трудовых мигрантов, так и местных жителей.

Более благоприятные, чем сейчас, возникнут условия для осуществления вышеизложенных предложений, если: будет признана законной та власть, которую провозгласил 2-й Всероссийский съезд Советов; 7–8 ноября будут проводиться торжественные заседания, посвященные этому съезду; будут восстановлены герб и флаг РСФСР, судебные исполнители, участковые суды и судьи, милиция; ОМОН будет преобразован в корпус карабинеров;  этнические общины будут иметь определенные права в законодательной и исполнительной власти (РФ должна подписать Декларацию ООН о правах коренных народов); будет отменен Лесной кодекс 2006 года и будут созданы Министерство лесного хозяйства и Министерство охраны окружающей среды;  будет запрещено тестирование в качестве единственного обязательного метода оценки знаний; в Конституции будут положения, предусматривающие обязанность государства ограничивать получение прибыли за счет роста цен, приближать зарплаты и личные доходы, цены и тарифы к равновесным величинам, не вводить плоскую шкалу налогообложения, поддерживать такую экономическую модель, которая мотивирует спрос на выполнение функций социального и экологического государства, на духовные и нравственные ценности, на этническую, мировоззренческую и конфессиональную гармонию, на законность и законопослушание.

 

Олег Павлович БРЯНСКИЙ,

 работающий пенсионер

 

Екатеринбург